Экологические сказки
статья (подготовительная группа) на тему

Киселёва Наталья Александровна

Экологическое просвещение и образование – одна из основных частей воспитания.  Популярный еще недавно лозунг «Победить природу!» сменяются призывами понять ее, сберечь, приумножить ее богатства. Результатом такой работы должно стать не только овладение определенными знаниями, но и развитие  эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, облагораживать природу.

 В  экологическое образование необходимо включать творческий поиск, в котором можно выделить и такое направление, как экологическая сказка.

В 5-7 летнем возрасте ребенок в основном ориентируется в таких понятиях как "живая" и "неживая" природа. Однако дети часто нарушают правила взаимодействия с объектами живой и неживой природы, поскольку у дошкольников еще недостаточно развито умение обращать внимание на их состояние. Поэтому  особенно важно формировать у детей сочувственное отношение к представителям растительного и животного мира. Осуществить это можно при помощи художественной литературы.

Обращаясь к педагогическому опыту наших предков, которые воспитали многие поколения людей, живших в гармонии с природой, педагог  Н.Токмакова отмечает, что "одним и очень важным инструментом в воспитательном процессе была сказка, которая сопровождала человека от рождения до глубокой старости. Она развлекала, забавляла, смешила, а главное, воспитывала. В ней сконцентрировалась вековая мудрость, неоценимый нравственный опыт. Экологические занятия с дошкольниками должны носить эмоциональный, сказочный характер. Дети должны почувствовать, что мир наполнен живыми, радующимися и страдающими существами, требующими бережного и уважительного отношения, они должны ощутить право на жизнь даже маленькой букашки. Это ощущение передается ребенку именно через переживания сказочных ситуаций, в которые попадают живые существа природы. Набор сухой информации не делает человека человеком. Ум всегда может себя обмануть, оправдывая жестокое и безнравственное отношение к природе необходимостью. Только чувства способны построить прочные барьеры для таких поступков. Поэтому так важны игры и сказки в дошкольном детстве. В игровой, эмоциональной форме легче заложить в человеке экологическое восприятие мира.

Экологическая сказка учит научному видению, в занимательной форме помогает раскрыть сложные явления природы, дает ребенку возможность стать членом интересного общества верных друзей (различать животных, растений), научиться понимать их потребности и взаимоотношения с окружающей средой. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Большую роль играют и такие факторы, как доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности. Творчество ребенка при восприятии сказочных образов природы можно считать компенсацией за невозможность активно воздействовать на окружающую природную среду. На основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанно-правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

В экскурсиях на природу, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота природы, ее неповторимость. Одновременно дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека на природу, учатся сопереживать и размышлять. Если в сказку внести некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношения живых организмов между собой и окружающей их средой, то сказка послужит источником формирования элементарных экологических понятий, то есть сказка станет экологической. Перемещение в сказках центра внимания детей с человека на живую природу, которая является средой обитания людей, позволяет формировать уважение к природе, ответственность за нее.

 Однако сказки нуждаются в анализе с точки зрения экологического образования. В своих исследованиях Н. Рыжова  предлагает пути выбора сказок, наиболее ценных с экологических позиций, рассматривает подход к подбору сказок в зависимости от ситуации, темы, проблемы изучения явлений и объектов природы. Чтение сказок и анализ их сюжета с интересом воспринимаются дошкольниками, поскольку за понятиями стоят определенные образы. Сказка вызывает у всех дошкольников любовь и стойкий интерес своей динамичностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума. Известно, что дети лучше воспринимают и запоминают эмоционально окрашенный материал.

В сказках, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов, описываются национальные культурные традиции и праздники.  Прежде всего,  рекомендуют  писателей-природоведов (Михаил Пришвин, Виталий Бианки, Константин Паустовский и др.)  Сказка учит приглядываться к проявлениям жизни в природе, видеть ее хрупкость, незащищенность, беречь, охранять живое.

Н. В.Кудрявцев, Т.Алиева, Н.А.Рыжова,  и др. считают, что особое внимание следует уделять созданию детьми своих собственных сказок.

Кудрявцев отмечает: "Для того чтобы сказка зажила в детской душе полнокровной жизнью, сам ребенок должен на время стать ее активным соавтором, вступить с ней в особый диалог, образ не может оставаться таким, каким он был "в книжке". Ему предстоит пуститься в волшебное путешествие, исполненное чудесными, подчас противоречивыми превращениями. Сила детского воображения радикально меняет образ, дарует ему новую жизнь.

Детям порой бывает трудно оставаться в роли зрителя или слушателя, им хочется действовать, активно помогать или отвергать, в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, а, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

 

Можно использовать разнообразные приемы побуждения детей к сочинению сказок экологического содержания: предложение детям разнообразных сюжетов и интересных тем, сказки о природе для малышей, для сказочного персонажа, для любимого обитателя экологической системы.  Можно поместить сказки в альбом творчества, в книгу. Сказки могут быть инсценированы, предложены в детском саду для участия в конкурсе на лучшего сказочника-природоведа, участия в  КВН.

 

 

Меня очень заинтересовала   работа Р.Ю. Белоусовой «Педагогическая технология использования сказки в экологическом воспитании детей 5-7 лет». 

На первом этапе мы детям даем  возможность приобретения

непосредственного эмоционально-чувственного опыта общения с природой посредством их включения в кратковременные наблюдения за живыми объектами, с которыми дети затем встречаются в сказке.

На втором этапе дети знакомятся с  содержанием сказочного произведения.

На третьем – овладевают средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами природы, одно из фундаментальных средств – включение сказочных героев в различные экологические ситуации.

 На четвертом – дети творчески используют эти средства в самостоятельной деятельности.

 

 

  Работа по ознакомлению дошкольников с природой через экологическую сказку способствует:

ü Накоплению эмоционально-чувственных представлений об объектах природы, о связи их с условиями среды обитания и другими живыми существами, о существенных признаках и потребностях живого;

ü Использованию имеющегося у детей опыта путем включения его в процесс понимания экологического содержания сказочного произведения;

ü Созданию представлений о многообразии сказочных образов природы;

ü Созданию условий для понимания детьми экологического содержания сказки в процессе знакомства с ней, используя синтез специфически дошкольных видов деятельности (двигательная, музыкальная, изобразительная, конструкторская и т.д.);

ü Формированию у детей умения использовать имеющийся опыт непосредственного общения с объектами природы в процессе создания сказки на основе известных сюжетов;

ü Включению в процесс обсуждения сказки с экологических позиций различных форм коллективного, индивидуального творчества и сотворчества взрослого и детей;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое просвещение и образование – одна из основных частей воспитания.  Популярный еще недавно лозунг «Победить природу!» сменяются призывами понять ее, сберечь, приумножить ее богатства. Результатом такой работы должно стать не только овладение определенными знаниями, но и развитие  эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, облагораживать природу.

 В  экологическое образование необходимо включать творческий поиск, в котором можно выделить и такое направление, как экологическая сказка.

В 5-7 летнем возрасте ребенок в основном ориентируется в таких понятиях как "живая" и "неживая" природа. Однако дети часто нарушают правила взаимодействия с объектами живой и неживой природы, поскольку у дошкольников еще недостаточно развито умение обращать внимание на их состояние. Поэтому  особенно важно формировать у детей сочувственное отношение к представителям растительного и животного мира. Осуществить это можно при помощи художественной литературы.

Обращаясь к педагогическому опыту наших предков, которые воспитали многие поколения людей, живших в гармонии с природой, педагог  Н.Токмакова отмечает, что "одним и очень важным инструментом в воспитательном процессе была сказка, которая сопровождала человека от рождения до глубокой старости. Она развлекала, забавляла, смешила, а главное, воспитывала. В ней сконцентрировалась вековая мудрость, неоценимый нравственный опыт. Экологические занятия с дошкольниками должны носить эмоциональный, сказочный характер. Дети должны почувствовать, что мир наполнен живыми, радующимися и страдающими существами, требующими бережного и уважительного отношения, они должны ощутить право на жизнь даже маленькой букашки. Это ощущение передается ребенку именно через переживания сказочных ситуаций, в которые попадают живые существа природы. Набор сухой информации не делает человека человеком. Ум всегда может себя обмануть, оправдывая жестокое и безнравственное отношение к природе необходимостью. Только чувства способны построить прочные барьеры для таких поступков. Поэтому так важны игры и сказки в дошкольном детстве. В игровой, эмоциональной форме легче заложить в человеке экологическое восприятие мира.

Экологическая сказка учит научному видению, в занимательной форме помогает раскрыть сложные явления природы, дает ребенку возможность стать членом интересного общества верных друзей (различать животных, растений), научиться понимать их потребности и взаимоотношения с окружающей средой. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Большую роль играют и такие факторы, как доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности. Творчество ребенка при восприятии сказочных образов природы можно считать компенсацией за невозможность активно воздействовать на окружающую природную среду. На основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанно-правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

В экскурсиях на природу, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота природы, ее неповторимость. Одновременно дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека на природу, учатся сопереживать и размышлять. Если в сказку внести некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношения живых организмов между собой и окружающей их средой, то сказка послужит источником формирования элементарных экологических понятий, то есть сказка станет экологической. Перемещение в сказках центра внимания детей с человека на живую природу, которая является средой обитания людей, позволяет формировать уважение к природе, ответственность за нее.

 Однако сказки нуждаются в анализе с точки зрения экологического образования. В своих исследованиях Н. Рыжова  предлагает пути выбора сказок, наиболее ценных с экологических позиций, рассматривает подход к подбору сказок в зависимости от ситуации, темы, проблемы изучения явлений и объектов природы. Чтение сказок и анализ их сюжета с интересом воспринимаются дошкольниками, поскольку за понятиями стоят определенные образы. Сказка вызывает у всех дошкольников любовь и стойкий интерес своей динамичностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума. Известно, что дети лучше воспринимают и запоминают эмоционально окрашенный материал.

В сказках, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов, описываются национальные культурные традиции и праздники.  Прежде всего,  рекомендуют  писателей-природоведов (Михаил Пришвин, Виталий Бианки, Константин Паустовский и др.)  Сказка учит приглядываться к проявлениям жизни в природе, видеть ее хрупкость, незащищенность, беречь, охранять живое.

Н. В.Кудрявцев, Т.Алиева, Н.А.Рыжова,  и др. считают, что особое внимание следует уделять созданию детьми своих собственных сказок.

Кудрявцев отмечает: "Для того чтобы сказка зажила в детской душе полнокровной жизнью, сам ребенок должен на время стать ее активным соавтором, вступить с ней в особый диалог, образ не может оставаться таким, каким он был "в книжке". Ему предстоит пуститься в волшебное путешествие, исполненное чудесными, подчас противоречивыми превращениями. Сила детского воображения радикально меняет образ, дарует ему новую жизнь.

Детям порой бывает трудно оставаться в роли зрителя или слушателя, им хочется действовать, активно помогать или отвергать, в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, а, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Можно использовать разнообразные приемы побуждения детей к сочинению сказок экологического содержания: предложение детям разнообразных сюжетов и интересных тем, сказки о природе для малышей, для сказочного персонажа, для любимого обитателя экологической системы.  Можно поместить сказки в альбом творчества, в книгу. Сказки могут быть инсценированы, предложены в детском саду для участия в конкурсе на лучшего сказочника-природоведа, участия в  КВН.

Меня очень заинтересовала   работа Р.Ю. Белоусовой «Педагогическая технология использования сказки в экологическом воспитании детей 5-7 лет».  

На первом этапе мы детям даем  возможность приобретения

непосредственного эмоционально-чувственного опыта общения с природой посредством их включения в кратковременные наблюдения за живыми объектами, с которыми дети затем встречаются в сказке.

На втором этапе дети знакомятся с  содержанием сказочного произведения.

На третьем – овладевают средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами природы, одно из фундаментальных средств – включение сказочных героев в различные экологические ситуации.

 На четвертом – дети творчески используют эти средства в самостоятельной деятельности.

  Работа по ознакомлению дошкольников с природой через экологическую сказку способствует:

  • Накоплению эмоционально-чувственных представлений об объектах природы, о связи их с условиями среды обитания и другими живыми существами, о существенных признаках и потребностях живого;
  • Использованию имеющегося у детей опыта путем включения его в процесс понимания экологического содержания сказочного произведения;
  • Созданию представлений о многообразии сказочных образов природы;
  • Созданию условий для понимания детьми экологического содержания сказки в процессе знакомства с ней, используя синтез специфически дошкольных видов деятельности (двигательная, музыкальная, изобразительная, конструкторская и т.д.);
  • Формированию у детей умения использовать имеющийся опыт непосредственного общения с объектами природы в процессе создания сказки на основе известных сюжетов;
  • Включению в процесс обсуждения сказки с экологических позиций различных форм коллективного, индивидуального творчества и сотворчества взрослого и детей;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"

Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...

Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добро...

Консультация для воспитателей «Экологическая сказка в экологическом образовании ребенка»

Экологическое образование в широком смысле процесс (или результат) освоения определенного обществом уровня экологической культуры и связанный с ней уровень индивидуального развития (экологическая...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Мастер-класс по экологическому воспитанию «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»

Цель: Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.Задачи: - Совершенствовать пе...