«Экологическое воспитание старших дошкольников через знакомство с фольклором».
материал на тему
Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания – все это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду. Чтобы этот процесс был увлекательным, занимательным и познавательным, целесообразно использовать фольклор, как средство формирования экологических знаний. Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией – тема новая, мало изученная, и, бесспорно, интересная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_po_ekologii.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 г. Тара»
Тарского муниципального района Омской области.
«Экологическое воспитание старших дошкольников через знакомство с фольклором».
Выступление из опыта работы.
Музыкальный руководитель
Даниленко О.В.
2012 г.
Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания – все это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования, основ экологической культуры.
Чтобы этот процесс был увлекательным, занимательным и познавательным, целесообразно использовать фольклор, как средство формирования экологических знаний.
Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией – тема новая, мало изученная, и, бесспорно, интересная.
Народное искусство в детском возрасте имеет великую эмоциональную силу, а выразительность его образов определяет место произведений фольклора в музыкальном обучении детей.
Фольклор обладает мощной побудительной силой. Влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие – это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям!
В настоящее время дошкольная педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
- отсутствует система перспективного планирования и подачи музыкально-экологического материала;
- недостаточно конкретного материала, разработок занятий, сценариев праздников, вечеров развлечений, методики их проведения.
Отсюда, дети недостаточно знакомы с экологией родного края, с русским календарным фольклором, народными традициями, приметами и явлениями природы.
Главной целью моей работы является: максимально заинтересовать ребенка жизнью своих предков, показать взаимосвязь явлений природы с трудовой и обрядовой деятельностью через знакомство с произведениями детского музыкального фольклора.
Реализуя на практике поставленную перед собой цель, мною была создана система кружковой работы в этом направлении, которая включила в себя раздел детского календарного фольклора. А также был подобран музыкальный репертуар, соответствующий народной традиции нашего региона, приметам и явлениям природы экологической направленности. В специально разработанный комплекс тематических занятий познавательного цикла, вошли произведения, имеющие сезонный характер: это календарные народные пени и игры, танцы и хороводы, обрядовые действия, которые обогащают знания воспитанников народными приметами календарно-земледельческого круга.
На таких тематических занятиях как «Экскурсия в огород», «На деревенском дворе», «В гостях у Мухи-Цокотухи», «Война грибов с ягодами», «Русская берёзонька» дети узнают много интересного из окружающего их мира насекомых, зверей, птиц и растений, впитывая свойственные только им особенности, сопереживая всем тем трудностям, с которыми сталкивается окружающая нас природа и её жители.
Опираясь на сведения народного календаря, можно рассматривать, повторять и закреплять такие темы, как «Домашние и дикие животные», «Перелётные и зимующие птицы», «Времена года», «Овощи», «Злаки», «Цветы», «Ягоды», «Грибы». Многие песни полюбились и хранятся в памяти детей - про комара, солнышко, дождик, берёзку. По принципу игры детьми заимствуется и воспринимается большинство календарных песен – их привлекает момент ряженья, подражания тому или иному персонажу, образу.
Собственно, детский календарный фольклор – это заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным, они не носят магического характера, являясь для детей скорее элементами игры, в той или иной степени они связаны только с природой.
Наиболее распространенным и активно бытующим жанром на моих занятиях с детьми являются заклички. Обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит обращение “ее деток”, которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и обогреть, и накормить их. Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени как к живым существам является отголоском древней традиции. А так же близкий к закличкам, жанр – приговорки, представляющие собой краткие обращения к зверям, птицам, насекомым, растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке, чтобы она выпустила рожки; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким. Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению календарных образцов маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь, а так же интонировать говорком.
Результатом моей практической деятельности в экологическом направлении является проведение фольклорных праздников, связанных с явлениями природы («Осенины на Руси», «Масленица», «Светит солнышко для всех», «Праздник зонтика», «В гости к рябинке», «У природы нет плохой погоды…»), на которых дети обобщают свои знания о сезонных явлениях природы. Благодаря таким фольклорным праздникам и развлечениям дети осмысленно воспринимают явления и объекты природы.
Детям очень импонирует свойственная народному творчеству поэтизация природы, удивление её могуществом и красотой в любое время года. Фольклор также воспитывает у детей и эстетическое отношение к природе, обусловленность сельскохозяйственного труда природными явлениями, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема моего педогагического опыта "Экологическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с природой родного края"
Задачи экологического образования -это приоритетное направления совершенствования системы образования в Российской федерации на значимость организации системного подхода к экологическому о...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В статье рассматриваются основные аспекты использования игры как средства экологического воспитания дошкольника. Приводятся примеры наиболее эффективных на современном этапе игр с целью формиров...
Патриотическое воспитание старших дошкольников через знакомство с родным краем
В данной работе разработан проект по знакомству детей с родным краем на примере Кировской области....
Консультация для педагогов по теме Экологическое воспитание старших дошкольников через реализацию регионального компонента с учетом требований ФГОС
Консультация для педагоговпо теме"Экологическое воспитание старших дошкольников через реализацию регионального компонента с учетом требований ФГОС"...
Православное воспитание старших дошкольников через знакомство с православными праздниками
Православное воспитание старших дошкольников через знакомство с православными праздниками...
Патриотическое воспитание старших дошкольников через знакомство с государственной символикой России.
В этой презентации содержится материал по ознакомлению детей с символами России и символами г.Нижнего Новгорода....
Проект " Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через знакомство с народными праздниками "
Именно традиции русских праздников помогают детей приобщить миру родной культуре.Положительно влияют эстетически и развивают способности каждого ребёнка....