Православное воспитание старших дошкольников через знакомство с православными праздниками
статья на тему
Православное воспитание старших дошкольников через знакомство с православными праздниками
Скачать:
Предварительный просмотр:
М.В.Жаркова
С.В.Клочкова
г.Арзамас
Православное воспитание старших дошкольников через знакомство с православными праздниками
Воспитание ребенка - одно из самых сложных и ответственных дел. Еще более сложная задача созидание веры в душе этого ребенка, растущего в современном агрессивном мире с его установками на так называемые свободные нравы, а чаще и вовсе на безнравственность. Желание воспитать нравственного человека - девиз педагогической деятельности.
Дошкольное детство – период первичной социализации личности. В этот период ребенок делает первые шаги в познании мира, приобретает опыт для жизни в обществе. В дошкольные годы начинают формироваться качество личности, привычки, отвечающие или противоречащие нормам, действующим в рамках данной культуры, система ценностей и традиций. К концу дошкольного детства складывается первичная система ценностей, качеств, ориентации ребенка, как психическое новообразование (Непомнящая Н. И.). Все это объясняет причину особого интереса к проблеме развития у ребенка духовно – нравственных качеств в современной дошкольной педагогике.
В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим ценностям. Ребенок учится ориентироваться в этом мире, учится явлениям общественности, собственной жизни и деятельности. И здесь важно педагогу привить духовно-нравственные качества, стремление к истине, добру, красоте.
Наиболее сложная и менее разработанная в современной педагогике проблема - приобщение ребенка к духовному миру, поскольку в условиях радикальных изменений произошла переоценка многих жизненных ценностей в нашем обществе.
Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все ее сферы глубоко связаны с ним, поэтому православная культура – одна из важнейших областей социально-гуманитарного знания.
Знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней – является важной частью воспитательной работы с дошкольниками.
Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Сейчас постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам.
Праздники на основе православного календаря закрепляют знания детей о значении православных праздников в жизни русского народа.
Изучение традиций Православных праздников позволяет научить детей внимательному, заботливому отношению к тем, кто нуждается в их помощи, а детям с особенностями психо-физического развития дать ощущение успешности, равенства, скорректировать зарождающиеся негативные черты характера, вызванные чрезмерной опекой или, наоборот, равнодушием окружающих.
Воспитательно-оздоровительная работа в ДОО осуществляется через проведение тематических православных праздников, таких как: «Рождество Христово», «Пасха», «Яблоневый Спас» и др.
Реализация данного направления работы в полной мере становится возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Совместная деятельность воспитывает не только малышей, но и мобилизует взрослых, восполняя бреши своего воспитания, призывая к чуткости, уважительного отношения друг другу, народным традициям, гордости за свою Святую Русь.
Работа по ознакомлению детей с русскими народными праздниками ведётся с 4 лет. Работа проходит по нескольким этапам.
На первом этапе проводится беседа о русском народном творчестве, о русских народных обрядовых песнях, знакомятся с музыкальными инструментами, рассматривают иллюстрации с русским народным праздником - Рождеством, идёт просмотр видеозаписи.
На следующем этапе идёт работа по изготовлению различных костюмов. К данной работе привлекаются дети, сотрудники детского сада, в стороне не остаются и родители.
Далее идёт разучивание музыкального репертуара, который включает в себя обрядовые песни - колядки, игры, хороводы, дети учатся игре на музыкальных инструментах.
Пасха для детей дошкольного возраста – это, прежде всего, знакомство с православными традициями народа. В течении пасхальной недели детям, как правило, рассказывают о празднике Пасха, об особенностях проведения праздничных дней этого светлого праздника. Интересно детям рассматривание картин русских художников, иллюстраций из детской Библии, стихи о Пасхе. В ходе просмотра презентации «О великом празднике Пасха» ребята получают первичные представления о духовном наследии православного народа. Как правило, дети с воодушевлением изготавливают поделки к празднику «Укрась яичко к празднику», «Пасхальная картина».
Учитывая то, что старшие дошкольники находятся еще в том возрасте, когда все события ими воспринимаются очень эмоционально, во время проведения праздников важно создать радостную атмосферу. Перед праздниками Светлого Христова Воскресенья, Рождества Христова, Троицы — праздника русской березки, Масленицы — проводов зимы, необходимо разъяснять некоторые обряды, обычаи, слова, связанные с данным праздником. На Пасху принято красить яйца; на праздник Троицы у христиан существует обычай украшать дома, комнаты зелеными ветвями и цветами. На Рождество можно делать с детьми ангелов и украшать рождественскую елку, на Масленицу сжигать чучело Масленицы и лакомиться блинами.
Алгоритм разработки сценариев православных праздников принципиально не отличается от традиционных подходов к составлению сценариев любых праздников. В их содержание включаем чтение стихотворений и исполнение песен, танцевальные номера и игры, разыгрывание сценок или небольших театрализованных представлений.
Особенностью содержания православных праздников в дошкольном учреждении является то, что лишь часть репертуара носит православную тематику – обычно это песни, стихи, сценки, игры. Остальной репертуар отражает календарную тематику - особенности того времени года, когда проходит праздник (в основном это касается танцев, частично песен и хороводов, которые используется на традиционных праздничных утренниках). Так, например, на празднике Рождества Христова, кроме рождественского репертуара «Песенка со свечами», «Рождественская песенка», можно использовать песни о зиме такие, как «Елочка-красавица» или «Эх, ты, зимушка-зима!», хороводные игры и хороводы «Ой, мороз-мороз» или «Белый снег, белешенький» и т. п.
Аналогично подбирается материал и к празднику Пасхи. Наряду с пасхальными песнями «Песенка про ангелов», «Вербочки», используем песни о весне, такие, как «Весна-красна», «Капельки весны», «Веснянка», «Ой, бежит ручьем вода», танцы «Цветов», «Ручейков» и др.
Такой подход к подбору материала позволяет совмещать традиционную в данный период работу с подготовкой к православному празднику. Так, празднование Рождества Христова, проходит сразу после традиционных новогодних утренников, да к тому же после длительных праздничных каникул, отдельного времени на подготовку совсем нет. Празднование Пасхи в большинстве своем в нашем детском саду совпадает с подготовкой к выпускным и весенним утренникам.
Таким образом, организация и проведение праздников способствует совместному проживанию детьми и взрослыми разнообразных событий, определяет духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с миром и окружающими людьми, наполняет жизнь ребенка традиционными духовными представлениями и образами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/25/picture-439978-1448467540.jpg)
«Экологическое воспитание старших дошкольников через знакомство с фольклором».
Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые после...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через знакомство с православной культурой
Статья о необходимости духовно-нравственного воспитания дошкольников...
Патриотическое воспитание старших дошкольников через знакомство с родным краем
В данной работе разработан проект по знакомству детей с родным краем на примере Кировской области....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/04/picture-520948-1677935231.jpg)
Патриотическое воспитание старших дошкольников через знакомство с государственной символикой России.
В этой презентации содержится материал по ознакомлению детей с символами России и символами г.Нижнего Новгорода....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/23/picture-1221972-1582489435.jpg)
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через знакомство с православной культурой, посредством авторских игр и пособий.
Основной целью в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе формирования представлений о народной и православной культуре русского народа является: Знакомство детей с основ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/17/picture-781794-1629198628.jpg)
«Духовно - нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление с основами русской православной культуры»
IX муниципальные Рождественские Педагогические чтения «Нравственные ценности и будущее человечества»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/15/picture-1299033-1608061152.jpg)
Проект " Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через знакомство с народными праздниками "
Именно традиции русских праздников помогают детей приобщить миру родной культуре.Положительно влияют эстетически и развивают способности каждого ребёнка....