Триз
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Полякова Елена Александровна

обогащать круг представлений у детей, расширять словарный запас. Учить детей самостоятельно придумывать загадки.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnokarta_triz.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің

 технологиялық картасы

_25___ күні  _04______ айы 2014___ ж.

Технологическая карта ОУД

__25___ день __04____ месяц 2014___ г.

Білім беру саласы: Образовательные области:  «Қатынас» / «Коммуникция»

Бөлімдері: Раздел: Тіл дамыту / Развитие речи с использованием технологии ТРИЗ.

Тақырыбы: Тема: «Здравствуй, Лунтик»

Мақсаты: Цель обогащать круг представлений у детей, расширять словарный запас. Учить детей самостоятельно придумывать загадки.  

Білімділік мақсаты/Образовательные задачи: развивать связную речь через составление описательного рассказа, загадки по схеме; активизировать и расширять словарь детей.

Дамытушылық мақсаты/Развивающие задачи: развивать лексико-грамматический строй речи через согласование слов в предложении в роде, числе, падеже; учить детей образовывать родительный падеж существительных единственного числа. Способствовать развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения у детей.

Тәрбиелік мақсаты Воспитательные задачи: Воспитание бережного отношения к игрушкам.

Әдіс тәсілдер /Методические приемы:беседа ,рассказ. Рассматривание картинок, физминутка, итог занятия

Көрнекіліктер/Оборудование: Презентация. Игрушка Лунтик,  модель для придумывания загадок, картинки: самовар, очки, ромашка.

Қостілділік компонент: Билингвальный компонент: Қуыршақ - кукла, ойыншықтың –игрушки, ойыншықтар туралы әңгімелеу - рассказать об игрушках,

Ic-әрекет кезеңдері

Этапы деятельности

Тәрбиешінің іс-әрекеті

Действия воспитателя

Балалардың  іс-әрекеті

Действиядетей

Мотивациялық - қозғаушылық

Мотивационно- побудительный

Воспитатель: у нас сегодня на занятии присутствует необычный гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать кто это в игре "Да-нет-ка”. А подсказка будет такая: этот гость  и он не является человеком.

 

Дети : Это птица?

Воспитатель: Нет, это не птица

Дети: Может это насекомое?

Воспитатель: Нет, это не насекомое

Дети: Может это какой-то зверек?

Воспитатель: Да, но зверек необычный, а волшебный. ( Воспитатель загадывает загадку)

 

Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Знают, любят малыши.

 

Дети: (Лунтик)

Дети приветствуют друг друга

Дети играют в игру, отвечают на вопросы.

Ұйымдастыру- іздестіру

Организационно - поисковый

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и наш гость. Поздоровайтесь с ним. А как вы думаете, как он у нас появился?

Дети: Упал с луны.

Воспитатель: А каким образом еще  мог у нас появиться?

Дети: прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки и.т.д.

Воспитатель: а если прилететь, то на чем?

Дети: На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле...

Воспитатель: Лунтик говорит, что он пришел попросить у нас помощи. Дело в том, что Дядя Шер решил организовать конкурс загадок. Условия конкурса таковы: выиграет тот, кто придумает больше всех загадок. Лунтик слышал, что вы умеете хорошо придумывать загадки. Поможете ему? Лунтик принес с собой картинки с изображенными на них предметами о которых он бы хотел придумать загадку ( самовар, мед, цветок ромашка, очки)

Дети: да!

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку о самоваре.  Значение признака в левой части таблицы обозначается словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части  зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам. 
- Какой самовар по цвету? - Желтый.

Воспитатель записывает слово желтый в первой строчке левой части таблицы. 
- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы). 
- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой?

Что бывает таким же?

Желтый

Солнце

Шипящий

Вулкан

Круглый

Арбуз

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

ПР: желтое - солнце, но не простое, а яркое солнце.

Табличка может выглядеть следующим образом:

Какой?

Что бывает таким же?

Желтый

Яркое солнце

Шипящий

Проснувшийся вулкан

Круглый

Спелый арбуз

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар: "Желтый как яркое солнце; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз". ( Воспитатель «записывает результат для Лунтика»)

Здороваются, отвечают на вопросы.

Дети поставляют загадки по указанным моделям.

Рефлексивті - түзетушілік

Рефлексивно - корригирующий

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Разбежались»

Подвижная игра «Разбежались!»

Правила игры

Дети в произвольном порядке стоят на ковре. Воспитатель стоит перед ними, называет какой-либо признак и показывает руками, в какие стороны должны разбегаться дети. Например: мальчики направо, девочки налево; у кого есть красный цвет в одежде — к двери, у кого нет — к окну и др.

Называются признаки, которые четко позволяют детям разделиться на две группы. Например, у кого одежда с карманами — без карманов; длинные рукава — короткие; в сандаликах — не в сандаликах; кто летал на самолете — кто не летал, Не рекомендуются называть ситуации, требующие сравнений (высокие — направо, низкие — налево), предполагающие вариативность ответа («Кто любит конфеты, кто нет» — а если шоколадные любит, а леденцы нет?), делящие детей на число групп больше двух («Любит собак — любит кошек» — а если любит других животных?).

Игрушка Лунтик тоже принимает участи в игре и выполняет соответствующие команды. Игра проводиться в быстром темпе на выбывание.

После игры дети таким же образом составляют загадки на слова мед, ромашка, очки. Дети стараются сами подобрать признаки предмета и сравнения с другими предметами. Все придуманные воспитателем с детьми загадки записываются.

В конце занятия воспитатель с детьми прощается с гостем, отдают Лунтику придуманные ими загадки.

Дети делятся на две команды.

Дети играют в игру, составляют загадки, подбирая признаки предметов, сравнивают их с другими предметами.

Күтілетін нәтиже: Ожидаемый результат: обогащать круг представлений у детей, расширять словарный запас. Учить детей самостоятельно придумывать загадки.  Способствовать развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения у детей.

 Нені біледі/ Знать:лексико-грамматический строй речи

Қандай түсініктерді игерді/ Иметь:представление о согласование слов в предложении в роде, числе, падеже

Меңгерген дағдылары мен іскерліктері/ Уметь: составлять загадки об окружающих предметах по заданной модели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ. Использование приемов ТРИЗа в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром

В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом применяются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ для детей эт...

Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста

     Презентация на тему:              «Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях...

Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника

Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...