Детско-родительский проект "Азбука безопасности юного пешехода"
проект (старшая группа) на тему
Долгосрочный проект работы с детьми и родителями по формированию у детей безопасного поведения на дорогах.Работа выстроена через семейный клуб "Светофорик"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 47.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Детско – родительский проект
«Азбука безопасности юного пешехода».
Составили:
Караулова Н.С.
Гордеева Н.А.
Муром, 2014
Актуальность темы: Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Другой причиной является то, что дошкольники ещё в должной степени не умеют управлять своими поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу. Жажда знаний, желание открывать что – то новое, ставит наших почемучек перед реальной опасностью, в частности, и на улице. Вот почему уже в детском саду необходимо изучать с воспитанниками ПДД, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения. Но учение, ни в коем случае не должно ограничиваться или сводиться к «это можно, а это нельзя»- это скучно и неинтересно детям, поэтому задача педагогов и родителей – сделать обучение занимательным, интересным, игровым, увлекательным. Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры и на площадках по ПДД.
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Таким образом, изучение Правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвящённая изучению Правил дорожного движения.
Паспорт проекта
Полное наименование проекта | «Азбука безопасности юного пешехода» |
Разработчик проекта | Караулова Н.С., Гордеева Н.А., воспитатели группы |
Фамилия, имя, отчество, должность руководителя проекта | Горшунова О.А., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №1» |
Цель проекта | формирование знаний и навыков безопасного осознанного поведения на улицах города детей и их родителей. |
Задачи проекта | Для детей: 1. Воспитывать в детях грамотных пешеходов. 2. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе. 3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды. 4. Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения. 5. Способствовать обучению осознанного отношения к соблюдениям правил дорожного движения. Для родителей: 1. С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закрепление знаний о ПДД. 2. Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи. 3. Активизация пропагандисткой деятельности среди родителей ДОУ по ПДД и безопасному поведению на дороге. 4. Выработать систему воспитательно – образовательной работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге. |
Ожидаемые результаты проекта | 1. Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей; 2.Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге; 3. Гуманизация связи семьи с сотрудниками МБДОУ, с сотрудниками ГИБДД; 4. Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации; 5.Появление интереса у родителей к проблемам профилактики дорожно-транспортного травматизма у детей. |
Участники | дети старшей группы, воспитатели, инспектор ГИБДД, родители, педагоги дополнительного образования. |
Тип проекта | групповой, познавательно-творческий, долгосрочный |
Сроки реализации: | Сентябрь – май 1 этап подготовительный: сентябрь 2014 г. - октябрь 2014 г. 1. Определение уровня знаний детей по ПДД. 2. Составление календарно – тематического плана по ПДД. 3. Определение цели и задач проекта 4. Организация развивающей среды по теме проекта: картотеки, д/и и п/и 5.Подбор художественной литературы по теме проекта. 6. Создание семейного клуба «Светофорик» 7. Подготовка информационного стенда, консультационной базы для родителей. 8. Анкетирование родителей по данной теме. 2 этап: основной (реализация проекта) ноябрь 2014 г. – апрель 2015 г. 1. Беседы 2. Рассматривание плакатов, альбомов, предметных и сюжетных картинок 3. Дидактические игры 4. Сюжетно-ролевые игры 5. Чтение художественной литературы 6. Экскурсии на «Островки безопасности» 7. Подвижные игры 8. Лепка 9. Аппликация 10. Мероприятия в рамках работы семейный клуб «Светофорик»: знакомство родителей с информацией по теме проекта. Организация совместной деятельности родителей и детей. 3 этап заключительный: Май 2015г. 1. Презентация проекта на педагогическом совете ДОУ. 2. Развлечение «Посвящение в пешеходы». 3. Выставка рисунков совместно с родителями «Детям знать положено - правила дорожные». 4. Создание книжки - малышки совместно с родителям «Правила дорожного движения для детей». 5. Создание дидактической игры «Куб пешехода» |
Концептуальные основы проекта.
В основе проекта представлены концептуальные идеи:
- Обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребенка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками. (по теории А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода).
- Целостное развитие ребенка, т.е. единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуализации. (В.М. Крулехт)
Концептуальные идеи направлены на создание предпосылок для удовлетворения запросов родителей, потребностей детей в активности, участия в значимых для них видах деятельности; на создание эмоционально благополучной обстановки и поиск средств максимального развития личности, организации его воспитания и обучения «ориентированного на завтрашний день развития» (Л.С. Выготский).
«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить ребенка с его корнями, с историей нашей малой Родиной – городом Муромом в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой род, город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, критерии оценки результативности проекта.
Цель проекта : формирование знаний и навыков безопасного осознанного поведения на улицах города детей и их родителей.
Задачи проекта:
Для детей:
1. Воспитывать в детях грамотных пешеходов.
2. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
4. Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
5. Способствовать обучению осознанного отношения к соблюдениям правил дорожного движения.
Для родителей:
1. С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закрепление знаний о ПДД.
2. Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи.
3. Активизация пропагандисткой деятельности среди родителей ДОУ по ПДД и безопасному поведению на дороге.
4. Выработать систему воспитательно – образовательной работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге.
Гипотеза:
Гипотезой проекта является предположение о том, что система работы по формированию знаний и навыков безопасного осознанного поведения дошкольников посредством внедрения нетрадиционных форм совместной проектной и продуктивной деятельности ребенка и взрослого будет способствовать тому, что:
Ожидаемые результаты проекта
1. Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей;
2.Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
3. Гуманизация связи семьи с сотрудниками МБДОУ, с сотрудниками ГИБДД;
4. Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
5.Появление интереса у родителей к проблемам профилактики дорожно-транспортного травматизма у детей.
Принципы реализации проекта
При выстраивании педагогического процесса по формированию знаний и навыков безопасного осознанного поведения дошкольников и их родителей положены следующие принципы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда. » Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дети должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде.
4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности. Дети должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Степень реализации проекта: проект реализован.
Перспективный план реализации проекта
Мероприятия | Ответственные | ||
Для педагога | Для детей | Для родителей | |
1 этап подготовительный: | |||
1. Определение уровня знаний детей по ПДД. 2.Изучение литературы 3.Постановка целей и задач, определение методов и приемов. 4.Составление перспективного плана. 5.Составление анкет для родителей. 6.Оформление развивающей среды. 7.Изготовление и комплектация пособий для проведения мероприятий. 8.Разработка сценариев совместных мероприятий, игр по теме. 9.Составление плана мероприятий в семейном клубе «Светофорик» 10.Составление информационных листов для родителей 11.Распределение обязанностей. | 1. Педагогический анализ уровня сформированности знаний и навыков у дошкольников по данной теме | 1.Выявление уровня знаний и навыков родителей по формированию у детей безопасного поведения на улицах города. (анкетирование) | Воспитатели группы. |
2 этап – основной: | |||
1.Проведение мероприятий по теме. | 1.Участие детей в совместной игровой, практической деятельности. | 1.Оказание помощи в оснащении предметно-развивающей среды. 2.Оказание помощи в проведении мероприятий. 3.Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом. | Воспитатели группы, педагоги дополнительного образования |
3 этап – заключительный: | |||
1. Систематизация практического материала (конспекты занятий, игры, фото, детская продуктивная деятельность). 2. Презентация проекта «Азбука безопасности юного пешехода» | 1.Сравнительный педагогический анализ уровня сформированности знаний и навыков у дошкольников по данной теме 2.Оформление результатов педагогического наблюдения. 3. Развлечение «Посвящение в пешеходы» | 1.Отзывы родителей 2.Участие в выставках, детско-родительских встречах в семейном клубе «Светофорик», создание «книжки- малышки» 3.Подведение итогов анкетирования 4. Создание дидактической игры «Куб пешехода» | Воспитатели группы, родители. |
Перспективное планирование работы по проекту: «Азбука безопасности юного пешехода»
Работа с детьми | Работа с родителями | Работа педагога | |
Сентябрь – октябрь | |||
1.Педагогическое наблюдение по разделу «Ребёнок и дорога». 2.Виртуальная экскурсия «История создания светофора» 3. Игры с использованием интерактивной доски «В стране дорожных наук» | 1. Анкетирование родителей по выявлению уровня знаний и навыков родителей по формированию у детей безопасного поведения на улицах города ( в т.ч.с использованием электронной почты) 2.Сбор информации по данной теме 3.Подведение итогов анкетирования. 4. Знакомство с целями и задачами проекта «Азбука безопасности юного пешехода» 5.Памятка: «Причины детского дорожно-транспортного травматизма» | 1.Подбор методической литературы. 2.Составление анкет. 3.Оформление результатов педагогического наблюдения данной теме 4.Работа над понятием «Дорога», «Безопасность» 5.Подбор фотографий для оформления центров. 6. Оформление на сайте электронной выставки детских работ. | |
Ноябрь | |||
1.Презентация центров. 2.Деятельность в «центрах активности» организовывается каждый день во II половине дня. 3.Организация игр. 4. Сюжетно ролевая «Мы шоферы», «Автобус», «Я пешеход». 5.Беседы: «Зачем нужно соблюдать правила дорожного движения?». «О чём говорят дорожные знаки». 6.Чтение произведений. С. Михалков «Светофор», «Скверная история» 7. Дидактические игры: «Светофор», «Собери машинку по частям» 8.Участие в акция «Письмо водителю» | 1.Участие в оформлении развивающей среды. 2. Консультация « Ваш ребенок на улице» 3. Папка – передвижка «Правила дорожного движения». 4. Чтение с детьми произведений по данной теме. 5. Составление карты – схемы «Безопасный путь в детский сад». 6.Участие в акции «Письмо водителю» | 1.Разработка информационных листов для родителей. 2. Подбор подвижных игр - Цветные автомобили», «Пешеходы и транспорт» 3. Оформление выставки ««Безопасный путь в детский сад». | |
Декабрь | |||
1.Беседа: «Мы знакомимся с улицей», «Запрещающие знаки». 2. Викторина «Знаешь ли ты правила дорожного движения» 3. Экскурсия на «Островок безопасности «Зебра-пешеходный переход»» 5.Акция: «За безопасность на дорогах» 6.Игры с использованием интерактивного стола | 1.Памятка для родителей «О ПДД». 2.Помощь в проведении Акции «За безопасность на дорогах». 3. Рассылка родителям мультимедийной презентации «Родители-помните!» | 1.Помочь детям найти информацию об запрещающих знаках. 2.Подготовка викторины «Знаешь ли ты правила дорожного движения» 3. Оформление на сайте электронной выставки детских работ | |
Январь | |||
1.Беседа «Опасные ситуации на дороге» 2. Рассматривание альбома «Предупреждающие знаки». 3.Чтение: А. Северный «Три чудесных цвета». 4.Аппликация «Улицы нашего города». 5.Акция: «Посыпь песком дорожки». 6. Виртуальная экскурсия в музей транспорта | 1.Консультация «Учим с детьми правила дорожного движения!» 2. Викторина по ПДД «Дорожная азбука». 3. Акция «Сохрани жизнь своему ребёнку». 4.Презентация полезной книги для родителей (с использованием электронной почты) | 1.Оформление «Дорожные знаки» 2. Подбор литературы по данной теме 3.Изготовление и оформление картотеки «Правил движения» | |
Февраль | |||
1.Беседа: «Светофорик». Рассматривание иллюстраций 2.Экскурсия на «Островок безопасности «Светофор - наш лучший друг»» 3.Составление рассказов по иллюстрациям «Ситуации на дорогах» 4.Рисование «Наш помощник на дороге» 5.Чтение книг Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой…». 6.Сюжетно-ролевая игра «Семья сюжет «На прогулке»». 7. Конкурс чтецов «Светофор, светофор…..» 8. Аппликация «Светофор» 9. Мини- музей «Светофор глазами детей». 10. Показ мультимедийной презентации «Детям о дорожных знаках» | 1.Помощь в оформлении мини – музея. 2.Создание альбома «Дети и дорога» 3.Рекомендации для родителей: «Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные «ловушки»». 5.Консультация: «Автокресло детям». 7.Оказание помощи детям в сборе информации для мини-музея. 8. Помощь в подготовке к конкурсу чтецов «Светофор, светофор…..» 9. Мастер-класс по созданию для детей виртуальных экскурсий | 1.Вопросы для бесед с детьми по теме «Светофорик». 2.Разработка памяток, рекомендаций, консультаций, информационных листов для родителей по теме проекта. 3.Организация и оформление выставки рисунков «Наш помощник на дороге», альбомов «Дети и дорога». 4.Организация экскурсий. | |
Март | |||
1.Занятие «В стране дорожных знаков» 2. Составление рассказа «Я пешеход». 3.Просмотор видео мультфильма «Смешарики из серии «Азбука безопасности»». 4.Презентация «Что дорожный знак сказал». 5. Загадки про ППД. | 1.Помощь детям в составлении рассказов «Я пешеход». 2. Рекомендации родителям «По воспитанию грамотного пешехода» 3. Создание альбома «Авто-леди». 4.Изучение мультимедийной презентации «Правила дорожного движения для родителей-водителей» | 1.Подбор видеоматериала. 2.Подоготовка презентации к просмотру. 3.Оформление информационных листов, памятки для родителей. 4. Помощь в создании альбома «Авто-леди». 5. Оформление на сайте электронной выставки детских работ | |
Апрель | |||
1.Беседа «Правила поведения в транспорте». 2.Экскурсия «На островок безопасности «Дорожный знак - автобусная остановка»» 3. Дидактическая игра «Найди лишнее», «Собери знак» 4. Подвижная игра «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль». 5.Чтение: Н. Носов «Автомобиль» 6. Слушание музыкальных произведений по данной теме. 7. Интервьюирование детей с целью подготовки к родительскому собранию | 1.Памятка «Безопасное поведение на улице» 2. Родительское собрание «Полезные компьютерные игры для дошколят по ПДД» | 1.Организация экскурсии. 2. Разработка памятки, подготовка к родительскому собранию. | |
Май | |||
1.Беседа «Я хороший пешеход». 2.Лепка «Любимый дорожный знак » 3.Подведение результатов педагогического наблюдения по теме: «Ребенок и дорога». 4.Конкурс рисунков «Детям знать положено правила дорожные». 5. Развлечение «Посвящение в пешеходы». 6.Участие в дистанционной викторине «Знатоки дорожных правил» | 1.Итоговое анкетирование. 2.Ознакомление родителей с итогами проекта: «Азбука безопасности юного пешехода» 3.Помощь родителей в конкурсе рисунков. 4. Создание книжки-малышки «Правила дорожного движения для детей ». 5. Активное участие в развлечении «Посвящение в пешеходы». 6. Создание дидактической игры «Куб пешехода» 7.Участие в дистанционной викторине «Знатоки дорожных правил» | 1.Подведение итогов по проекту и работы семейного клуба «Светофорик». 2.Составление планов на будущее. 3.Подготовка к презентации. 4.Помощь в создании выставки рисунков «Детям знать положено правила дорожные». |
Перспективное планирование семейного клуба «Светофорик»
месяц | тема | содержание |
сентябрь | «О правилах дорожного движения» | 1. Игра – знакомство «Правила дорожного движения знать каждому положено». 2. Анкетирование родителей «Пешеход или водитель». |
ноябрь | «Как учить ПДД?» | 1. Мастер – класс по ПДД «Я и мой ребенок на улице». 2. Составление карты – схемы «Безопасный путь в детский сад». |
январь | «Дорожная азбука» | 1. Круглый стол с приглашением сотрудников ГИБДД. 2. Викторина по ПДД «Дорожная азбука». 3. Акция «Сохрани жизнь своему ребёнку». |
март | «Мама за рулем» | 1. Досуг по ПДД «Авто - леди» 2. Лучшая дидактическая игра по ПДД. |
май | «Безопасность в наших руках» | 1. Фотовыставка «Образцовые пешеходы» 2. Презентация положительного опыта по ПДД. |
1.Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994.
2.Арнаутова Е. П. Педагог и семья. - М., 2002.
3.Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М., 2004.
4.Бутырина Н. М., Боруха С. Ю., Гущина Т. Ю. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: учебно-методическое пособие. - М., 2004.
5.Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
6.Данилова Т.И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД. - СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
7.Деркунская В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников // Дошкольная педагогика. 2006. N5.
8.Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др.; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
9.Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. - М., 2006.
10.Козлов А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М., 2000.
11.Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10.
12.Лиханов А. А. Письма в защиту детства. Издание второе, дополненное. - М.: ОО «Издательский образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2002.
13.Майер А. А., Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. // Управление Дошкольным образовательным учреждением. 2008. N3.
14.Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей».
15.Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей».
16.Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие - М.: Центр педагогического образования, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Дорожная безопасность юного пешехода»
Проект направлен на формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возрастаи их родителей через ознакомление с правилами дорожного движения....
Экологический детско-родительский проект «Азбука безопасности в природе»
Цель проекта: Формирование экологической культуры участников образовательного процесса (педагог-ребёнок-родитель), становления осознанно-правильного, безопасного отношения к природе во всем её многооб...
Детско-родительское развлечение "Уроки безопасности"
Цель: формировать у детей и родителей основы безопасного поведения дома и на улице.Задачи:- закрепить умение называть опасные для жизни предметы, дорожные знаки;- развивать наблюдательн...
Проект"Безопасность юного пешехода"
Проект...
Мероприятия «Единый День безопасности юных пешеходов» Акция «Внимание дети! Безопасная дорога!» в 1 младшей группе «Моё Солнышко»
Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования. Ведь в детском сад...
Акция «Безопасные каникулы», Проведение «Единый день безопасности юных пешеходов».
Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны. Ребенок не только осваивает элементарные правила дорожно...
«Единый день безопасности юных пешеходов».
Подготовительная группа «Очаровашки» приняла участие в акции профилактического характера «Единый день безопасности юных пешеходов». Для детей были ...