Экологический детско-родительский проект «Азбука безопасности в природе»
проект (подготовительная группа) на тему
Цель проекта: Формирование экологической культуры участников образовательного процесса (педагог-ребёнок-родитель), становления осознанно-правильного, безопасного отношения к природе во всем её многообразии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 57.5 КБ |
Рекоментации | 32.35 КБ |
Конспект экскурсии | 167.7 КБ |
Итоговая справка | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №4 «Родничок»
Экологический
детско-родительский проект
«Азбука безопасности в природе»
Подготовили воспитатели: Пашкевич Ольга Святославовна
Сысолина Анна Васильевна
2016
Паспорт проекта
Название проекта: «Азбука безопасности в природе»
Авторы проекта: Пашкевич Ольга Святославовна, Сысолина Анна Васильевна - воспитатели I квалификационной категории.
Тип проекта: Информационно – творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя
По характеру контактов: открытый, в ДОУ и за его приделами.
Участники проекта: воспитанники, родители (законные представители).
Цель проекта: Формирование экологической культуры участников образовательного процесса (педагог-ребёнок-родитель), становления осознанно-правильного, безопасного отношения к природе во всем её многообразии.
Задачи: Формировать детско-родительские отношения экологически правильного, безопасного поведения в природе. Вовлечь родителей в совместную с ДОУ экологически – ориентированную деятельность. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей по противопожарной безопасности. Формировать бережное и безопасное отношение к природе родного края у воспитанников через проектную деятельность.
Ожидаемые результаты: повышение роли участников образовательное процесса родителей (законных представителей ), в экологическом воспитании детей. Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий. Повышения уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, безопасном поведении в природе.
Проектная идея: Проектная деятельность разворачивалась в проблемной ситуации. Идея проекта возникла в ходе беседы с детьми о летнем отдыхе, в ходе которой один ребёнок рассказал о том, как они всей семьёй ходили в поход. У некоторых детей сразу возник вопрос, что такое поход?, как нужно готовиться к нему, какие соблюдать правила безопасного поведения. Дети стали спорить, что поход это не отдых, что в поход отправляются только спортсмены, Так возникла проблема, которая послужила основой для выдвижения гипотез.
Сроки и этапы реализации проекта:
1 неделя (вторая неделя августа)
1 этап – организационно – подготовительный
2 этап – внедренческий
3 этап – результативный
Актуальность: Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является составной частью работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание экологически грамотного человека. В наше время проблема экологического воспитания вышли на первый план, им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – деятельность человека в природе часто безграмотное, неправильное с экологической точки зрения, расточительное, ведущее к нарушению экологического равновесия. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
План детско-родительского проекта «Азбука безопасность и природа»
№ п\п | День недели | Взаимодействие педагога с детьми | Взаимодействие с родителями (законными представителями» |
1 | Понедельник | Вводная беседа «Безопасность и я» Постановка проблемы Обсуждение проблемной ситуации | Памятка для родителей «Действия при пожаре» |
«Пожар в лесу» на примере художественно произведения «Осколок стекла» Т.А. Шорыгиной | |||
2 | Вторник | Занятие: рисование «Внимание! Пожар!» | Папка передвижка «Это надо знать-безопасность на воде» |
Дидактическая игра «Береги живое 1 часть – В городе, водоеме» | |||
3 | Среда | Просмотр мультипликационного фильма «Уроки осторожности: насекомые» | Давайте узнавать вместе «Остерегайтесь клещей» |
Занятие: «Животные нашего леса» | |||
4 | Четверг | Дидактическая игра «Береги живое 2 часть – На лугу в лесу» Беседа: «Правила поведения в лесу» | Консультация «О правилах поведения при обращении с животными» |
Создание проблемной ситуации «Безопасное общение с домашними животными» на основе художественного произведения «День рождения Васи» Т.А. Шорыгиной | |||
5 | Пятница | Дидактическая игра «Съедобные и ядовитые грибы и ягоды» | Памятка «Как отличить ложные грибы двойники от съедобных» |
Чтение художественной литературы Т.А. Шорыгина «Золотая рыбка» (безопасность на водоёме) | |||
6 | суббота | Итоговое мероприятие проекта: Экскурсия выходного дня совместно с родителями «По тропе здоровья» | Памятка для родителей «О правилах безопасного поведения в лесу» |
Продукты:
- Выставка рисунков «Внимание! Пожар»
- Подборка памяток и консультаций для родителей
- Плакат «Берегите лес от пожара», участие в профилактической акции в ДОУ
- Конспект экскурсии «Па тропе здоровья»
- Материал на сайт ДОУ
Литература:
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. – «Детство-Пресс», 2004
- Бондаренко А.К., Словесные игры в детском саду»: Пособие для воспитателя детского сада. – М., Просвещение, 1977
- Бондаренко А.К., Дидактические игры в детском саду: Книга ля воспитателя детского сада. – М., Просвещение, 1991
- Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: Из опыта работы. – М., Просвещение, 1982
- Смирнова В.В. и др. Тропинка в природу: Экологическое образование в детском саду. – С.-П., Союз. 2003
- Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей: Развивающие сказки для детей. – изд. Прометей, 2002
- Карпенко М.Т. Сборник загадок. - М, Просвещение, 1988
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №4 «Родничок»
Методические рекомендации
по организации проведения экскурсии выходного дня
совместно с родителями (законными представителями) в летний период в лес для детей старшего дошкольного возраста
«По маршруту тропы здоровья»
2016
Экскурсии - один из видов занятий и одна из основных форм организации работы по экологическому воспитанию дошкольников, а так же, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.
Преимущество экскурсий выходного дня в том, что они позволяют в естественной обстановке, совместно с родителями познакомить детей с объектами и явлениями природы.
На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.
При правильной постановке экскурсии дают возможность увидеть в природе не отдельные разбросанные формы и явления, но единое целое, где отдельные части тесно связаны и взаимно обусловлены. Кроме того, изучение растений и животных в природе дает хорошую подготовку и к дальнейшим самостоятельным занятиям в этом направлении.
Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т. д.).
Как писал В. А. Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».
Методика проведения экскурсии:
При подготовке и проведения экскурсии следует учитывать следующие практические советы.
- Экскурсия должна быть предварительно подготовлена. В такую подготовку входит:
а) выбор соответствующей экскурсионной темы и составление плана экскурсии;
б) обследование той местности, куда предполагается совершить экскурсию;
в) составление точного путевого маршрута;
г) предварительная беседа с участниками экскурсии.
- Второе правило касается самого ведения экскурсии и может быть сформулировано так: говори на экскурсиях только о том, что можешь показать. Это очень важное требование, которое часто нарушается начинающими. Экскурсия ни в каком случае не должна превращаться в лекцию под открытым небом.
- Всюду, где это только возможно, надо стремиться к тому, чтобы изучаемые объекты имелись не только в руках ведущего, но и в руках каждого из участников экскурсии.
- Не менее важное требование – активность участников экскурсии. Экскурсия не должна состоять в том, чтобы участники ее пассивно следовали за ведущим, смотрели на то, что он показывает, и выслушивали его объяснения.
- Остается последнее требование, которое заключается в необходимости закрепить материал экскурсии в памяти участников последующей его проработкой. Эта после экскурсионная проработка, как показывает опыт, также имеет немаловажное значение, и экскурсия очень много теряет, если она остается незавершенной.
Прежде чем организовать экскурсию, необходимо:
провести комплексное изучение местности и собрать географический, геологический, биологический, экологический, исторический материал;
отобрать необходимый материал для экскурсии с учетом подготовленности экскурсантов и их возрастных особенностей;
подготовить наглядный материал для проведения экскурсии (карточки, буклеты, небольшие коллекции для демонстрации - например, окаменелости);
подобрать экологические игры соответственно тематике экскурсии;
подготовить анкету–опросник, которая позволит выяснить мнения участников об экскурсии (положительные и отрицательные моменты, пожелания) и послужит совершенствованию дальнейшей работы.
При проведении экскурсии следует предложить детям не только слушать рассказ ведущего, но и активно включаться в познавательный процесс. Для этого в начале экскурсии организуйте познавательные экологические игры на разных этапах.
Как правильно выбрать экскурсию
Хорошая экскурсия - результат многоплановой и кропотливой работы.
Экскурсии проводятся с различной целью. Конечно, все они несут ознакомительный характер, но каждая имеет свою специфику:
познавательные - помогают получить информацию о том или ином событии, явлении, процессе;
обучающие - включают в себя интерактивные формы получения информации: мастер-классы, викторины, "школы экскурсоводов" и др.;
развлекательные - в программу которых входят катание на лошадях, игры, забавы, конкурсы, концерты и т. п.;
углубленные - с акцентом на одну узкую тему;
воспитательные - как правило, это экскурсии с посещением музеев, мест боевой и трудовой славы, часто предусматривающие встречи с ветеранами, героями, орденоносцами;
С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, красочности, динамике, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств. В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.
Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому ее успех зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей. Подготовка воспитателя заключается прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности. Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.
Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.
Для того, чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы. Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Педагог напоминает детям о правилах поведения на улице, в лесу, в общественных местах. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. В системе подготовительной работы активно используются игры-тренинги, предполагающие включение элементов психогимнастики в различные виды детской деятельности и направленные на формирование адекватной самооценки и навыков конструктивного общения с миром природы, воспитание ценностного отношения к тому, что окружает ребенка.
К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.
Всё оборудование должно находиться в определенном месте. Перед экскурсией воспитателю необходимо тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой.
Методика проведения природоведческих познавательных экскурсий.
Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом. Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона.
Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить о ее цели, дать детям осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения. Уровню познавательной активности способствуют элементы бесед и логические задачи, предлагаемые воспитателями. В качестве примера можно привести вопрос: "Чем береза в парке похожа на березу на вашем участке? " и т. д. Целесообразно использовать именно те из них, которые стимулируют проявление эмоций и чувств детей. Можно спросить у воспитанников, какие добрые слова можно подарить цветам на клумбах парка, с какими пожеланиями обратиться к пернатым друзьям и т. д. Необходимо обращать внимание не только на отдельные природные объекты, но и на экологические сообщества, рассматривая "этажи" парка и водоема, определяя обусловленное взаимодействие между ними, строить логические цепочки связей и зависимостей.
Дидактические игры, проводимые во время экскурсий, необходимо ориентировать на предоставление дошкольникам возможности проявить активную, экологически грамотную позицию по отношению к объектам природы. Темы могут быть следующие: "Помоги дереву", "Осторожно, муравей", "Птицы любят тишину", "Доброе утро" и др.
Небольшие экологические акции расширяют опыт природоохранной деятельности, поддерживают стремление активно и самостоятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы. Во время экскурсий в сквер, парк, к водоему дети совместно со взрослыми могут развешивать кормушки для птиц, высаживать выращенную рассаду на клумбы и цветники, сажать деревья и пр. Самым значимым является то, что во время этих акций дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой.
Важное место отводится на экскурсиях вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать его с другими предметами, находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы. При рассматривании объектов следует учитывать, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств.
По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы, сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии педагога.
Во время отдыха детей проводятся игры и игровые упражнения. Дети закрепляют знания о характерных особенностях предмета, выражают словами мнение о качестве предмета, запоминают название растений («Угадай по запаху», «Узнай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три, к березе беги!»)
В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы.
Главная цель заключительного этапа — подведение итогов экскурсионной работы. Творческие задания позволят ребенку выразить свои впечатления, показать отношение к миру природы. Можно предложить детям совместно с педагогом составить книги сказок. Например, дошкольники могут сочинить рассказ о парке, предположить, какие сказки могла бы поведать им старая ель. Через поступки персонажей, вводимых в эти литературные произведения, можно выразить отношение к различным экологическим ситуациям. Как вариант творческих заданий, воспитатель предлагает составление коллективных коллажей, изображающих надводных и подводных обитателей водоемов, любимых аллей парка и пр.
Конструирование макетов экосистем из природного и бросового материалов поможет детям лучше понять цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в природе. После каждой экскурсии макет может дополняться, преобразовываться. На основе конкретизированной информации дети выстраивают пищевые цепочки, добавляют новые природные объекты и т. д.
Таким образом, экскурсии помогают расширить представления воспитанников об экологических системах (парков, водоемов), сформировать представления об их "жизни" в течение года, понаблюдать, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду.
Начиная со второй младшей группы проводятся целевые прогулки по участку с выходом за его пределы. Учитывая природное окружение д/с, наиболее яркие сезонные явления природы, возможности детей, проведенную с ними работу, воспитатель решает, куда пойти и что посмотреть. Целевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременны, и на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона: гнездованием птиц, ледоходом. Проводятся целевые прогулки к водоему, на луг. Можно выбрать какой-то один объект для наблюдения и на участке д/с, например, березку и совершать целевые прогулки в разные сезоны, наблюдая и отмечая при этом произошедшие изменения.
Советы по подготовке и проведению прогулок по маршруту:
- прогулка-поход проводится только после тщательного изучения маршрута;
- тщательно продумывается содержание маршрута, похода;
- взрослый вместе с детьми готовит необходимое оборудование, оснащение;
- продумывается одежда детей – удобная и соответствующая погоде;
- о времени проведения похода дети и их родители извещаются заранее;
- желательно уточнить прогноз погоды;
- накануне с детьми проводится беседа о правилах поведения во время движения и в процессе общения с объектами природы;
- взрослые должны хорошо знать ягоды, грибы, растения, растущие в данной местности; должны знать содержание аптечки и правила пользования ею;
- взрослые должны хорошо знать и учитывать индивидуальные и физические возможности детей (движение должно быть в определенном ритме, равнении на самого слабого участника, ходьба не должна быть однообразной);
- план и маршрут согласовывают с медработником, заведующей, заместителем заведующей;
- взрослые должны хорошо знать и соблюдать правила дорожного движения.
Планирование прогулок-походов
Перспективный план проведения прогулок-походов можно составить примерно по следующей схеме:
|
|
|
|
Дается краткое описание маршрута, отмечаются привалы и деятельность на них.
К каждому походу составляется сценарий, где указывается место проведения, время отправления, форма и длительность.
Содержание прогулки-похода составляют:
- дидактические игры;
- подвижные игры;
- чтение художественной литературы;
- экспериментальная и практическая работа.
Воспитатели должны найти удачное сочетание различного рода физкультурных нагрузок с отдыхом, учитывая условия местности. Детей можно учить ориентированию на местности.
Карты-схемы маршрутов утверждаются на педсовете, что подтверждается подписью заведующего на карте. Все маршруты нумеруются. Обязательно отмечаются опасные участки дороги и привалы. Отмечается общая протяженность маршрута и длина отрезков пути между привалами, а также его продолжительность.
Перед выходом делается запись в тетради прихода и ухода группы в поход по схеме:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Памятка для воспитателей по организации экскурсий и целевых прогулок
Пешеходные прогулки должны быть рассчитаны на 30 минут ходьбы в одну сторону. В таком походе крепнут силы детей, развивается выносливость, способность преодолевать трудности, упражняется воля и настойчивость. Воспитатель заранее намечает маршрут, на котором ровная дорога чередуется с разнообразными естественными препятствиями: склоны, бревна, пеньки, канавки, мостик и т.д. места для привалов и место для разбивки лагеря.
В таких походах принимают участие музыкальный руководитель, мед.сестра. Составляется конспект. В нем указывается: с какой группой проводится поход и на какое расстояние, место и время отправления, путь следования.
Во время пешеходных прогулок надо так организовать детей, чтобы они могли идти не только в парах, но и свободно, группами по 3-4 человека. На дороге должны встречаться препятствия: поваленное дерево, низко нависшие ветки, ручей и т. д.
Природное окружение всегда можно использовать для упражнения в прыжках: спрыгивать с плоских камней, с пеньков (не выше 50 см.). Для прыжков в длину использовать ширину тропинок, канавки. Прыгать в высоту можно через прутик, положенный на два соседних пенька, через невысокие пеньки. Для перелезания использовать бревна, поваленные деревья, низко нависшие ветки для подлезания.
Надо стремиться на каждой прогулке, упражнять детей во всех видах основных движений, используя для этого сочетание естественных условий со специальными пособиями. Например: идти между двумя линиями, подбрасывать мяч вверх и ловля его руками, дойдя до камня, положить мяч возле него, встать на камень, спрыгнуть, пройти на четвереньках до обруча (сплетен из веток), пролезть в него, подбежать к ветке с подвешенным колокольчиком, подпрыгнуть и позвонить.
Во время пешеходной прогулки организовать с детьми сбор природного материала, который можно использовать на занятиях по конструированию в трудовой деятельности.
После такой прогулки детям предлагают сделать зарисовки, проводятся беседы об увиденном.
При разбивке лагеря желательно предусмотреть телефонную связь, а площадь лагеря ограничить гирляндами из флажков, цветов и т.д. При организации малого туризма предусмотреть меры, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей.
ПРИМЕЧАНИЕ: Длительность маршрута увеличивать постепенно, придав ему игровую форму – "Туристический поход". Составить свою небольшую туристическую песню.
Перед выходом в поход провести инструктаж – как вести себя в походе. На привалах организовывать отдых детей: песни, хороводы, соревнования, чтение и рассматривание книг и др.
Туристическое снаряжение:
Головной убор (шляпа, шапка, панама), спортивный костюм, кеды или кроссовки. Необходим рюкзак, посуда, игрушки, спортивный инвентарь (мяч, кегли, скакалки и др.); обязательно возьмите с собой аптечку и питьевую воду. Можно взять с собой музыкальные инструменты
ЛИТЕРАТУРА:
Богина Т.Л.: «Режим дня в детском саду» - М.: «Просвещение», 1987г.
Каменева Л.А.:«Как знакомить дошкольников с природой» - М.: «Просвещение», 1983г.
Каменева Л.А.:«Методика ознакомления детей с природой в детском саду» - М.: «Просвещение», 1991г.
Лучич М.В.: «Прогулки с детьми в природу» - М.: «Просвещение», 1969г.
Мазурина А.Ф.:«Наблюдения и труд детей в природе» - М.: «Просвещение», 1976г.
Фролов В.Г.: «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке» - М.,«Просвещение», 1986г.
Фролов В.Г.: «Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста» - М.,«Просвещение», 1983г.
Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из 25 чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №4 «Родничок»
Конспект экологической экскурсии (похода)
«По маршруту тропы здоровья»
Пашкевич Ольга Святославовна, воспитатель
Сысолина Анна Васильевна, воспитатель
2016
Цель: Формирование безопасного, экологически правильного поведения в природе родного края у всех участников образовательного процесса.
Задачи:
Обучающие: Обогащать представление детей об особенностях растительного и животного мира тайги. Закреплять знания детей о безопасном поведении в природе.
Развивающие: развитие интереса детей к изучению природы родного края, углубление имеющихся знаний.
Воспитывающие: воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты, лесного пейзажа и чувство гордости за свой город.
Оборудование и материалы: карточки загадки для родителей о деревьях, корм для лесных жителей, дидактическая игра «Угадай грибы и ягоды», оборудование для пикника: одноразовая посуда, покрывало, влажные салфетки продукты питания, пакеты для мусора, аптечка, дидактическая игра «Правила поведения в лесу», буклеты для родителей «Азбука пожарной безопасности», фотоаппарат, план маршрута,
Предварительная работа: обсуждение с родителями актуальности, маршрута экскурсии выходного дня в лес, беседа с детьми о правилах поведения в лесу, разучивание стихотворений, творческая деятельность по теме «Внимание! Пожар!». Подбор материала для дидактических игр: «Угадай грибы и ягоды», «Правила поведения в лесу», Оформление буклета для родителей, подготовка оборудования для пикника: одноразовая посуда, покрывало, влажные салфетки продукты питания, привлечение педагогов групп №11, 12, для организации экскурсии, разработка и изготовление маршрута экскурсии.
Методы и приёмы:
Словесный: беседа, рассказывание стихов, загадывание загадок, сообщение фактов о деревьях.
Наглядный: рассматривание лесного пей1зажа, дидактические игры «Угадай грибы и ягоды», «Правила поведения в лесу».
Практический: кормление лесных жителей, пикник, проблемная ситуация, малоподвижная игра, сбор природного материала.
Ход экскурсии:
Воспитатель: Доброе утро дорогие ребята и уважаемые родители! Сегодня, в этот замечательный теплый день мы приглашаем вас в удивительное путешествие. А куда, вы узнаете, отгадав загадку.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем! (лес)
Воспитатель: Правильно, мы отправляемся с вами на экскурсию в лес по тропе здоровья. Но прежде чем отправиться в путь, давайте вспомним правила поведения в лесу.
1. В лесу нельзя громко разговаривать и кричать, чтобы не распугать его жителей.
2. В лесу надо осторожно ходить по тропинкам, чтобы не повредить растения.
3. В лесу нельзя рвать цветы, ломать ветки, ловить насекомых.
4. В лесу нельзя разрушать муравейники и птичьи гнезда, нельзя мусорить и разводить костры.
Молодцы! Ребята, а давайте вдохнем поглубже городской воздух и отправимся в путь. Дети и родители встают парами и все вместе идут в лес по маршруту тропы здоровья.
Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу, что вы видите вокруг? Как называются деревья, которые растут в нашем лесу? (ответы детей). Амина сейчас загадает нам загадку:
Амина: Разбежались по лужайке
Беззаботной, легкой стайкой,
Словно девочки – подростки,
Белоствольные ………березки.
Воспитатель: Давайте подойдём к берёзке и рассмотрим её. Какое нарядное дерево! Её не зря называют белоствольной русской красавицей. Этому дереву посвящено много песен, стихов, загадок. Алия Альбертовна, расскажет нам интересные факты о берёзе!
Внизу ствол берёзы покрыт тёмной грубой корой, а выше - белой с черными отметинами. А вы знаете, почему у берёзы кора белого цвета? Если с дерева содрать небольшой кусочек коры, то на пальцах останется белый порошок, похожий на известь. Это вещество называют (бетулином), он высыпается из клеток березовой коры, вот почему березы белые. Из древесины березы делают дёготь, активированный уголь. А кто из вас пил весной березовый сок?
Воспитатель: Посмотрите какое дерево интересное? Как оно называется? Давайте рассмотрим сосну, а пока мы будем рассматривать Сабина Азизалиевна, расскажет нам интересные факты о сосне! Живут сосны 300 - 500 лет. Их можно встретить и за полярным кругом, и высоко в горах, и в тайге, и на жарком юге. Но вот мириться с загрязненным воздухом сосна не может, поэтому в городе её встретишь редко. Сосна - это светолюбивое растение, самый светлый лес - сосновый бор. На востоке считают, что это дерево приносит счастье. Во многих странах сосна символ долголетия и величия. Известна сосна и как лекарственное растение. Воздух в сосновом бору обладает целебными свойствами.
Воспитатель: Давайте вспомним загадки о наших деревьях. Родители загадывают загадки о деревьях нашего края.
Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. Елка
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. Лиственница
Будто снежный шар бела
По весне она цвела,
Нежный запах источала,
А когда пора настала,
Разом сделалась она,
Вся от ягоды черна. Черёмуха
Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. Рябина
Хоть неплохо я одета,
Бьет озноб меня всегда.
И весной, и жарким летам
Вся дрожу, как в холода. Осина
Ветки деревца — как руки,
Серебристые листы.
А из гибких, тонких прутьев
Можно многое сплести:
И диваны, и корзины,
Стулья, кресла и гардины.
И полезна, и красива
Вечно плачущая... Ива
Воспитатель: Вот мы и пришли на место нашего отдыха. А вы знаете как называется это место? Тропа здоровья? А были ли вы здесь раньше? А что вы здесь делали? Кормили белочек, (давайте и мы с вами покормим белочек).
А какие животные ещё живут в нашем лесу? (ответы)
Мало подвижная игра «Животные нашего леса»
(В ходе игры игроки должны услышав животное обитающее в ХМАО захлопать в ладоши, другое животное потопать)
Тигр, медведь, белый медведь, жираф, зебра, лиса, соболь, куница, лев, бурундук, заяц, бобр, кенгуру, рысь, росомаха, слон, волк, обезьяна, горностай, панда.
Воспитатель: Мы поговорили о деревьях, о животных. А чем еще богат наш лес? (грибы и ягоды)
Дидактическая игра «Угадай грибы и ягоды» (Карточки)
Никогда не ешьте незнакомых ягод
И грибы поганки в рот тащить не надо
Голова закружиться, заболит живот
И от отравления доктор не спасет
Воспитатель: Ребята вы проголодались? Давайте устроим пикник! (взрослые организуют пикник)
Ребята, давайте собираться, а мусор оставим вот здесь на полянке! (Создание проблемной ситуации) (реакция детей)
Тимур и Артёма расскажут стихи:
***
Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу,
Должны мы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!
В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте –
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен!
***
Люблю природу русскую.
Хочу сберечь от всех
Её творенья чудные
Дающие успех.
Друзья мои, товарищи,
Хочу я вам сказать:
«Давайте станем дружненько
Природу защищать!»
Д/И «Правила поведения в лесу»
Воспитатель: А сейчас ребята прочитают стихи о лесе, о природе.
Аня
И не сразу, и не вдруг,
Мы узнали: ЛЕС – наш друг.
Нет без ЛЕСА кислорода,
Сникнет сразу вся природа,
Без него дышать не сможем
И никто нам не поможет.
Вероника
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Дима
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день, зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
Анжелика
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.
Воспитатели раздают буклеты родителям «Сбереги лес от пожара»
Воспитатель: А теперь пришла пора возвращаться домой. Мы сегодня так интересно провели время! А как вы думаете, что надо сделать, чтобы этот день надолго запомнился? (Предложения детей.) Я предлагаю вам вместе с родителями нарисовать рисунок о нашем путешествии и поместить его на выставку, для того чтобы смотреть и вспоминать наше путешествие. Это будет вашим домашним заданием. До новых встреч!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Азбука безопасности в природе
«Азбука безопасности в природе для детей старшего дошкольного возраста».В данной статье описан опыт работы по формированию безопасного поведения в природе с детьми старшего дошкольного возраста,...
Конспект ООД в старшей группе "Азбука безопасности в природе"
Азбука безопасноти в природе. Ознакомление с правилами безопасности поведения в природных условиях...
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ «Азбука безопасности в природе для детей старшего дошкольного возраста».
Не для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащи...
"Азбука безопасности в природе".
Презентация к ООД "Азбука безопасности в природе"...
Сюжетно- ролевая игра по основам безопасности и экологии "Азбука безопасности в природе"
Через игровую деятельность дети знакомятся с правилами безопасного поведения в природе....
Тема: «Обеспечение безопасности жизнедеятельности в природной среде» Сценарий воспитательного мероприятия «Нолик и Азбука безопасности в природе»
Данная методическая разработка рекомендована воспитателям старших групп ДОУ. На занятии дети в доступной и увлекательной форме повторяют правила безопасного поведения в природе....
Краткосрочный проект по ОБЖ "Азбука безопасности в природе"
Проект обобщант знания детей об элементарных правилах безопасного поведения в природе....