Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада
статья на тему
Вступая на первую ступеньку своего развития, малыш испытывает стресс. Очень сложно пережить расставание с родителями, освоить непривычную обстановку, влиться в коллектив незнакомых детей и взрослых.
Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, безболезненным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_detey_rannego_vozrasta_k_usloviyam_detskogo_sada.docx | 31.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада
Мишина Наталья Викторовна воспитатель младшей группы МДОУ «Детский сад № 23» г.Петрозаводск
Вступая на первую ступеньку своего развития, малыш испытывает стресс. Очень сложно пережить расставание с родителями, освоить непривычную обстановку, влиться в коллектив незнакомых детей и взрослых.
Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, безболезненным.
Детский сад является тем педагогическим учреждением, которое может и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания. К сожалению, родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия. В одних семьях излишне опекают детей. Есть такие родители, которые предъявляют к детям большие и часто непосильные требования. Наконец, встречаются и такие родители, которые считают, что основная роль в воспитании принадлежит саду, а они только могут оценивать, хорошо или плохо работают воспитатели.
И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества семьи и ДОУ в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
На протяжении трёх лет в нашем детском саду существует группа «Мама + малыш», которая работает по разработанной нами программе.
Цель программы:
- смягчение протекания адаптационного периода у детей раннего возраста;
- создание плавного перехода от семейного воспитания к воспитанию в образовательном учреждении;
- содействие в социализации детей раннего возраста на основе организации игровой деятельности, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям детского сада;
- психолого – педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
Задачи:
• Познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, с детским садом;
• Создать благоприятные условия адаптации к социальному миру детей раннего возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников;
• Способствовать формированию положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
• Развивать у детей навыки совместной игры, предметного взаимодействия
Программа рассчитана на 7 месяцев ( октябрь -апрель). Первое занятие и последнее проводится без детей. В октябре родители знакомятся с понятием адаптации и особенностями её протекания с точки зрения педагогики и психологии, проводится первичное анкетирование, выявляются проблемы, на которые необходимо в течение занятий обратить усиленное внимание. Родителям предлагается ознакомиться с информационно- просветительским диском «Мама + малыш», в котором собран практический материал о взаимодействии ДОУ и семьи по облегчению адаптации. На последнем занятии планируется график поступления детей в ДОУ, проводится анкетирование по итогам работы группы, родители знакомятся с нормативно – правовыми документами работы ДОУ.
Занятия с детьми включают в себя несколько частей:
1. Приветствие - пальчиковые игры, ознакомление с окружающим миром, музыкально - ритмические упражнения;
2. Основная часть - индивидуальные занятия педагога с ребёнком в присутствии родителя и совместные занятия с детьми и родителями, стимулирующими развитие разных видов детской деятельности - игры на развитие речи, на сенсорное развитие, упражнения на развитие общей моторики, продуктивные занятия (рисование, лепка, аппликация).
3.Прощание – игры с музыкальными инструментами, театрализация (кукольная сказка).
Все виды деятельности, присутствующие на каждом занятии, подчинены одной теме, которая определяется ознакомлением с предметами и явлениями окружающего мира малыша. Занятия проводятся педагогами группы раннего возраста. Проводимые занятия с детьми дают педагогам возможность узнать особенности развития и воспитания малыша практически с его рождения и установить психологический контакт с семьей ребенка.
Итогом работы является успешная адаптация детей к условиям детского сада. Результаты работы за три года – положительные: исчезла тяжелая степень адаптации, преобладает легкая степень. Дети, пришедшие в детский сад, более организованы, обладают более развитой предметной деятельностью, высокой познавательной активностью, по сравнению с домашними детьми, могут разнообразнее и сосредоточеннее действовать с игрушками на протяжении достаточно продолжительного времени. Малыши легко вступают в контакт, в случае необходимости обращаются за помощью и достаточно быстро налаживают отношения с детьми.
Анкетирование родителей показало, что в результате посещения данных занятий родители стали более серьезно относиться к проблеме адаптации, прислушиваться к советам и рекомендациям педагогов. Хочется отметить, что родители стали менее тревожны относительно того, что ребенок идет в детский сад. У них складывается позитивное отношение, как к педагогам, так и к детскому учреждению.
У ребенка и родителей, прошедшего такую подготовку, формируется устойчивый положительный образ дошкольного учреждения, что влияет на успешную адаптацию.
Следовательно, совместные усилия, направленные на более благоприятное протекание адаптационного периода, приносят положительные результаты.
Предлагаем Вашему вниманию краткое содержание встреч детей, родителей и педагогов в нашем детском саду.
Встреча 1
Участники:
Заместитель заведующей, педагоги, родители.
Презентация диска « Мама+малыш»
Цель встречи:
Познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, с детским садом.
Встреча 2
1. Приветствие –
- пальчиковая игра «Этот пальчик – дедушка»,
- ознакомление с окружающим миром – тема «Семья»,
- музыкально - ритмическое упражнение «Вот как мы умеем», «Ладошечка»
2. Основная –
- игры на развитие речи - «Что это?» (предметные картинки), «Подбери пару»;
- игры на сенсорное развитие - колпачки разного цвета, пирамидки (3-х колец одного цвета), «Собери панно» (разные формы), матрешки;
- упражнения на развитие общей моторики – ходьба между 2 линиями,
- перешагивание через линию, перелезание через бревно, бросание вдаль мелких шариков.
- рисование - ладонное рисование «Ладошка в ладошке», «Цветные ладошки»
3.Прощание –
- игра с погремушками.
Встреча 3
1. Приветствие –
- пальчиковая игра «Мы капусту рубим…»,
- ознакомление с окружающим миром – тема «Осень»,
- музыкально - ритмическое упражнение «Да-да-да!»
2. Основная –
- игры на развитие речи - «Подбери пару», «Времена года», «Большие и маленькие»;
- игры на сенсорное развитие - пирамидки (7-и колец одного цвета),
- «Вкладыши», колпачки разного цвета, цветные шарики (из разного материала)
- упражнения на развитие общей моторики – ходьба по дорожке, ползание по ней, перешагивание шнуров, бросание мешочков в ящик.
- рисование - на контурах «Овощи», паспарту «Фрукты»,
- лепка из цветного солёного теста
3.Прощание –
- театрализация «Репка»,
- игра с колокольчиками.
Встреча 4
1. Приветствие –
- пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать»,
- ознакомление с окружающим миром – тема «Новый год»,
- музыкально - ритмическое упражнение «Ноги и ножки», «Чок да чок».
2. Основная –
- игры на развитие речи - «Что это?» (предметные картинки), «Картинки-половинки», «Кто где живет?», «Кто что ест?»;
- игры на сенсорное развитие - пирамидки (3-х колец одного цвета), «Собери красивые бусы», «Веселый поезд» (накладные фигуры), втулочки с фигурными отверстиями;
- упражнения на развитие общей моторики – ходьба между 2 веревками, бросание мелких шариков, подлезание под веревку;
- рисование - ладонное рисование «Ёлка»,
- лепка из цветного солёного теста «Ёлка»
3.Прощание –
- игра с платочками.
Встреча 5
1. Приветствие –
- пальчиковая игра «Пальчик-мальчик, где ты был? (зимний вариант)»,
- ознакомление с окружающим миром – тема «Домашние животные и птицы»,
- музыкально - ритмическое упражнение «Вот как мы умеем», «Ладошечка»
2. Основная –
- игры на развитие речи - «Чей малыш?», «Большие и маленькие», «Кто как кричит?».
- игра на сенсорное развитие - матрешки, цветные шарики (из разного материала), втулочки с фигурными отверстиями, пирамидки (7-и колец разного цвета).
- упражнения на развитие общей моторики – ходьба вдоль бревна, перелезание бревна, ползание за мячом, бросание мешочков в корзину.
- рисование - пальчиковые краски - «Котёнок», «Цыплёнок»;
- аппликация – «Собака» (нитки); «Цыплёнок» (скорлупа).
3.Прощание –
- театрализация «Курочка -ряба»,
- игра с шуршунчиками.
Встреча 6
1. Приветствие –
- пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»,
- ознакомление с окружающим миром – тема «Транспорт»,
- музыкально - ритмическое упражнение «Поезд», «Марш».
2. Основная –
- игры на развитие речи - «Времена года», «Большие и маленькие» , «Четвертый лишний»; «Поезд и железная дорога»(макет).
- игры на сенсорное развитие - «Чудесная коробка », цветные шарики (из разного материала), «Подбери рукавичку», матрешки.
- упражнения на развитие общей моторики – Ходьба по скамейке (за руку)
- ползание по доске, подлезание под веревку, скатывание мячей с горки
- рисование- на контурах «Транспорт»
- лепка из цветного солёного теста.
3.Прощание –
- игра с колокольчиками.
Встреча 7
1. Приветствие – пальчиковая игра «Пальчик-мальчик, где ты был? », ознакомление с окружающим миром – тема «дикие животные», музыкально - ритмическое упражнение «Зайчики и лисичка»
2. Основная –
- игры на развитие речи - «Кубики», «Кто в домике живет?» «Магазин игрушек», «Времена года»;
- игры на сенсорное развитие - «Чудесное ведро», «Вкладыши», матрешки, «Чудесная коробка» (посуда 4-х цветов), пирамидки (7-и колец разного цвета).
- упражнения на развитие общей моторики – ходьба по скамейке (за руку), катание мяча в паре, подлезание под скамейку, перебрасывание мешочка через скамейку;
- рисование - пальчиковые краски - «Медведь», «Лиса»;
- аппликация – «Белка» (нитки); «Зайчонок» (вата).
3.Прощание –
- театрализация «Теремок»,
- игра с погремушками.
Встреча 8
1. Приветствие –
- пальчиковая игра «Мы грибы пошли искать»,
- ознакомление с окружающим миром – тема «Семья»,
- музыкально - ритмическое упражнение «Кап-кап», «Солнышко»;
2. Основная –
- игры на развитие речи - «Кубики», «Времена года», «Большие и маленькие», «Четвертый лишний».
- игры на сенсорное развитие - «Чудесное ведро», «Вкладыши», матрешки, «Чудесная коробка» (посуда 4-х цветов), пирамидки (7-и колец разного цвета).
- упражнения на развитие общей моторики – ходьба по скамейке (за руку), перелезание через скамейку, перешагивание кубиков, передача мяча сидящему рядом.
- рисование - ладонное рисование «Солнышко», пальчиковое «Дождь».
- аппликация- «Солнышко» (кукурузная крупа, скорлупа)
3.Прощание –
- игра с платочками.
Встреча 9
Участники:
Заведующая, заместитель заведующей, педагоги, родители.
Цель:
Знакомство с нормативными документами ДОУ, анкетирование
Детский сад является тем педагогическим учреждением, которое может и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания.
Учитывая специфику работы нашего учреждения (отдалённость от города, отсутствие системы педагогического просвещения в поликлинике родителей детей раннего возраста) очень актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества семьи и ДОУ в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению.
Задача педагогов дошкольного учреждения - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. А для этого необходимо, прежде всего, повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Задача: создание необходимых условий для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...
Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Итак, основной моей задачей является создание необходимых условий для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развити...
ПАСПОРТ ПРОЕКТА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА «ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД»
ПАСПОРТ ПРОЕКТАПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА«ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД» (социально-значимый)...
"Добро пожаловать в детский сад". Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Проект "Добро пожаловать в детский...
Психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Основные условия успешной адаптации детей к условиям ДОУ...
Круглый стол для педагогов детского сада «Значение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»
Помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом д/с (педагогами)....
Консультация для родителей по теме: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Ранняя группа №1 «Медвежата» 24.01.2021 г.
Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда он впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привы...