Проект " Открытие родного города"
проект (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект: «Открытие родного города»
Составила: Жукова Е.А.
воспитатель
МАДОУ детский сад №52
г.Чехов
Вид проекта: информационно - творческий
Продолжительность: долгосрочный
Сроки проведения: 1этап: сентябрь – октябрь; 2этап – апрель – май.
Участники: дети подготовительной группы, воспитатель, музыкальный работник, физинструктор, родители.
Форма проведения: занятия, мероприятия (праздники, досуги совместно с родителями), игровая деятельность, беседы.
Актуальность темы: В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на благо, беречь ее богатства.
Любовь к отчизне начинается к любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Через понимание малой Родины ребенок осознает сопричастность к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему. Изучение краеведения в дошкольном учреждении является одним из основных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между образовательной и воспитательной деятельностью.
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство, ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ним и места, где они проходили, то есть в любимом городе.
В данный момент наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, так как все воспитанники детского сада – это дети, прибывшие из других регионов страны. Чтобы дошкольники не чувствовали себя чужими в городе, чтобы город стал близким, родным, любимым, необходимо с первых дней познакомить их с историческим прошлым, достопримечательностями, достижениями города.
Цель: Воспитывать чувство любви к родному городу.
Задачи:
-познакомить детей с историческим прошлым и настоящим города Чехова;
-воспитывать уважительное отношение к человеку-труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, символике родного города;
-познакомить детей с улицами, связанными с именами знаменитых людей, прославивших г.Чехов, с памятниками героям Великой Отечественной войны;
-развивать чувство бережного и созидательного отношения к городу;
-привлекать родительскую общественность к нравственно – патриотическому воспитанию посредством совместных экскурсий;
-создать фотовыставку «Мой город»
Этапы проведения:
1-й Подготовительный
Обозначение актуальности и темы будущего проекта. Постановка цели и задач. Работа с методической литературой. Составление планов работы.
2-й Основной
Реализация проекта. Обеспечение условий для реализации проекта, разработка образовательной деятельности для участников проекта, совершенствование предметно – развивающей среды в группе, привлечение родителей к сбору краеведческого материала.
3-йЗаключительный
Презентация
-Создание фотовыставки «Мой любимый город»
- Создание альбома «Люби и знай свой край»
- Создание макета микрорайона «Губернский»
- Оформление выставки детских творческих работ.
-Акция – возложение цветов к памятнику Воинам -победителям.
Ожидаемые результаты:
-воспитание юных, маленьких патриотов своей страны, родного края;
-умение и знание культурных традиций своего города;
-знание символики города;
-знакомство с памятниками героям Великой Отечественной войны;
-воспитание чувства гордости у детей за достижения города;
-пополнение предметно-развивающей среды по краеведению;
-активное сотрудничество с родителями;
-создание выставки рисунков «Мой город»;
-создание фотовыставки, альбомов.
Практическая часть
1 период: Сентябрь - Октябрь
Месяц | Формы работы | Задачи | Примечание |
Сентябрь | НОД: «История возникновения города» | Познакомить с историей возникновения г.Чехова, его достопримечательностями, символикой; воспитывать чувство гордости за город, в котором живешь. | Целевая прогулка по микрорайону, чтение стихотворений о г.Чехове, знакомство с творчеством чеховских поэтов. Сюжетно – ролевая игра «Поездка по городу» Дидактическая игра «Раньше и теперь», «Сложи картинку» |
НОД: Конструирование из бросового материала «Микрорайон Губернский» | Совершенствовать навык сооружения макетов зданий из коробочек разной величины, используя фотографии микрорайона; развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, закреплять навыки коллективного труда. | Знакомство с архитектурой города | |
Коллективная работа: аппликация в технике обрывания бумаги: «Герб. Флаг города» | Учить самостоятельно распределять работу, отбирать содержание работы и выполнять замысел, используя ранее изученные приемы; совершенствовать умение наклеивать мелкие детали на основу. Создавая образ; развивать творческое воображение; учить распределять между собой работу. | Знакомство с историей создания герба. Рассматривание иллюстраций. | |
Беседа: «Предприятия города» | Познакомить с предприятиями города, с историей их возникновения и влияния на экономическое развитие, с их тружениками. | Рассматривание иллюстраций, фотографий. | |
Физическая культура: разучивание русских – народных игр -Салки -жмурки -палочка –застучалочка -Водяной | Создать радостное настроение; развивать ловкость, гибкость, координацию движений, выносливость; продолжать знакомить с русскими – народными играми; прививать любовь к родному краю | Заучивание четверостиший, изготовление атрибутики | |
Октябрь | Фото – выставка: «Усадьба А.П.Чехова в Мелихово» | Познакомить с биографией писателя и врача А.П.Чехова, с усадьбой, в которой он жил и работая, с бытом; приобщать детей к русской национальной культуре; вызвать желание детей совместно с родителями посетить Музей - усадьбу | Беседа о жизни и деятельности А.П.Чехова |
Фото – экскурсия: «Культурное наследие» | Продолжать знакомить с памятниками культуры города, приобщать детей к русской национальной культуре; вызвать желание детей совместно с родителями посетить «Святой источник» в Талеже, Анно – Зачатьевскую усадьбу. | Рассматривание фотографий | |
Рисование: «Прогулка по городу» | Формировать интерес и любовь к красоте родного города; развивать сюжетно – ролевой замысел; совершенствовать умение самостоятельно, выразительно передавать содержание рисунка; использовать ранее освоенные приемы рисования концом кисточки, всей кистью и др. | Рассматривание фотографий, совместная с родителями прогулка по городу, чтение стихотворений о городе, Прослушивание песен о городе. | |
Развлечение: «Конкурс знатоков» | Закрепить знания об истории родного города, его достопримечательностях; воспитывать чувство гордости за свой город. Стремление сделать его краше. | Дидактическая игра «Четвертый лишний» | |
Работа с родителями: посещение Музея крестьянского быта | Привлекать родительскую общественность к нравственно – патриотическому воспитанию; углубить и систематизировать знания детей о родном городе; приобщать родителей к музейной культуре и повысить интерес к посещению музеев. | Консультации на тему: «как провести выходной день с ребенком», «Воспитание любви к родному краю» |
2период: апрель – май
Месяц | Формы работы | Задачи | Примечания |
Апрель | Конструирование из бросового материала «Танк» | Самостоятельно определить, какие детали больше всего подходят для поделки, как их скомбинировать; развивать умение сравнивать, анализировать; формировать самооценку, доброжелательное отношение к другим работам. | Знакомство с военной техникой. Прослушивание песен военной тематики, рассматривание иллюстраций сражений в годы Великой Отечественной войны |
Аппликация: «Памятник павшим солдатам» | Развивать у детей интерес к нетрадиционным техникам аппликации, учить совмещать в работе несколько техник; развивать творческие способности, закреплять знания детей о том, что 9Мая – День Победы. | Беседы о воинах освободителях, рассматривание иллюстраций памятников героям войны, неизвестному солдату; прослушивание песен, чтение художественной литературы. | |
Физкультурный праздник: «Юные защитники Родины» | Развивать патриотические чувства – любовь к Родине и гордость за Отчизну; формировать быстроту, силу и ловкость, воспитывать целеустремленность и настойчивость. | Знакомство с родами войск, их воной формой. Родом деятельности; дидактическая игра «Определи род войск» чтение стихотворений. Сюжетно – ролевые игры: «Солдаты», «Моряки» | |
Май | НОД: «За мир, за страну, за Отчизну свою» | Закреплять знания о том, как воины – солдаты защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной войны; познакомить с героями города Чехова; побуждать интерес к боевой славе родного края, героическим событиям прошлого. | Рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы; дидактическая игра «Назови пословицу» |
Рисование в нетрадиционной технике (ниткопись): «Праздничный салют» | Научить детей при помощи разноцветных нитей создать образ праздничного салюта, закреплять умение работать аккуратно; развивать творчество, воображение. | Чтение стихотворений о победе, рисование салюта разными способами (восковые мелки, краски, фломастеры) | |
Музыкальный досуг | Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины; через стихи и песни дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество, справедливости на земле; воспитывать у детей эмоционально – положительное отношение к воинам. Которое бы выражалось в желании подражать им, быть похожими на них. | ||
Работа с родителями: Экскурсия в Музей памяти 1941 – 1945года | Формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине; познакомить с историческими фактами военных лет. | Консультация «Героические страницы истории» |
Совместная деятельность педагога и детей.
Чтение художественной литературы | С.Алексеев «Первый ночной таран», Е.Воробьев «Обрывок провода», «День Победы» Т.Белозеров, «Что за праздник?» Н. Иванова, «Нет войны» С.Михалков, «Приходят к дедушке друзья» В.Степанов, «Мальчик из села Поповки» С.Маршак. |
Сюжетно – ролевые игры | «Поездка по г.Чехову», «Приходите в гости», «Солдаты», «Моряки» |
Дидактические игры | «Сложи картинку: герб, флаг г.Чехова» «Четвертый лишний», «Раньше и теперь», «Определи род войска», «Назови пословицу». |
Музыка | Прослушивание военных маршей, знакомство с песнями военной поры, с песнями современных композиторов о войне; инсценировка песен. «Священная война» муз. А.Александрова, сл. В.Лебедев-Кумач; «В землянке» муз. К.Листов ,сл.сл. А.Сурков; «Катюша» муз. Н.Блантер, сл.М.Исаковский; «Военный марш» Г.Свиридов; «День Победы» муз.Г.Реброй, сл.Н.Френкель |
Здоровье | Разучивание физминуток «Мой город», на военную тематику. Беседа «Каким должен быть солдат». |
Используемая литература:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «от рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Москва Мозаика – Синтез 2011.
2. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» УЦ перспектива. Москва 2009г.
3. Дыбина О.Б. «Ребенок и окружающий мир» М: Мозаика – Синтез 2005г.
4. «Дошкольникам о защитниках Отечества» под ред. Кондрыкиной Л.А. Москва: Сфера, 2006г.
5. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности», Москва Мозаика – Синтез 2011
6. Коротковских Л.Н. «Методическое сопровождение и краеведения в ДОУ» Управление ДОУ 2006 №8
7. Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду», Москва 2010.
8. «Живая память» под редакцией Вишнякова А.С., КовалеваВ.А., Колпакова С.Г., МищенкоВ.В., Шершневой Н.В. Чехов2000г.
9. «Звени, родник, звени!» под редакцией Мищенко В.В., Корнеева А.Н., Есечкина В.Ф. Чехов 2006г.
10. «Лопасня и Лопасненский район в Великой Отечественной войне 1941 – 1945» под редакцией Т.В.Лобановой. Чехов 1995г.
11. «На Лопасненской земле» Г.Недосека, Москва. Издательский дом «Граница» 2004г.
12. «Подмосковный Чехов» под ред.С.Мухина, Л.Мухиной, Т.Петуховой, О.Антоновой, Г.Быстровой.
Дидактическая игра «Раньше и теперь»
Цель: закреплять знания детей об истории России и укладе жизни наших предков; знакомить детей с предметами старины; учить находить аналог в современном мире; воспитывать интерес к прошлому нашей страны; развивать речь, логическое мышление дошкольников.
Оборудование: 10 карт формата А4 с изображением предметов старины и современного мира; Картонные кружочки диаметром 4 см двух цветов: синие и красные.
Играют от 2 до 10 игроков. У каждого игрока по одной большой карте с изображением предметов старины и предметов современного мира; картонные кружочки двух цветов. Роль ведущего выполняет воспитатель. Детям предлагается закрыть красными кружками картинки с изображением предметов современной жизни; синими кружками закрыть картинки с изображением предметов старины. Рассмотреть предметы современного мира, изображенные на открытых картинках; дать им правильное название и объяснить их назначение.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Задачи: учить группировать предметы методом исключения; тренировать внимание, память; учить сопоставлять, обогащать знания об окружающем мире, развивать логическое мышление.
Выставляется 3картинки с изображением достопримечательностей города и 1 картинка с изображением достопримечательности другого города. Нужно определить, какая картинка лишняя.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Задача: Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинок закреплять знания детей о родном городе, воспитывать любовь к малой Родине.
Игровые правила. За определенное время правильно собрать из частей целую картинку.
Игровые действия. Поиск, складывание частей картинки.
Ход игры.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением достопримечательностей города. Объясняя правила игры, педагог напоминает уже известное правило, как из отдельных частей сложить целую картинку. Раздав картинки, по числу играющих, воспитатель говорит: «Начали!». Дети выбирают нужные части своей картинки. Кто первым сложил картинку, получает фишку. Затем можно обменяться картинками и повторить игру. Необходимо иметь 2 комплекта картинок: один состоит из целых картин, другой из их частей (не менее 9-12).
Дидактическая игра «Защитники Отечества»
Цель: закреплять знания детей о разных родах войск Российской армии; закреплять знания об особенностях военной службы и необходимых условиях для ее успешного прохождения; воспитывать чувство гордости за защитников Отечества; развивать речь, умение классифицировать предметы.
Оборудование: 9 карт формата A3. В центре каждой карты изображение солдата различных родов войск (летчик, артиллерист, десантник, моряк, подводник, танкист, пограничник. Свободное пространство вокруг воина разделено на 6 квадратов. Раздаточные карточки, на которых изображены различные предметы военной тематики (танк, пушка, автомат, бинокль, бескозырка, корабль, планшет и т.д.).
В игре могут принимать участие от 1 до 9 детей. Ведущий (воспитатель или ребенок) раздает участникам игры большие карты, маленькие карточки перемешивает между собой и по одной показывает детям. Задача детей — определить принадлежность показываемого предмета или события представителю тех или иных родов войск, аргументировать свой ответ. Если ребенок ответит правильно, он получает маленькую карточку и закрывает ею пустой квадрат на большой карте. Игра продолжается до тех пор, пока все маленькие карточки не будут розданы.
Дидактическая игра «Назови пословицу»
Цель: закрепить знание детьми пословиц о солдатах, военном долге, о Родине, воспитывать интерес к русскому фольклору.
Каждый ребенок, к которому в руки попадает мяч, вспоминает и проговаривает пословицу о смелости, силе, отваге, объясняет ее значение.
«Сам погибай, а товарища выручай»,
«С родной земли — умри, не сходи»,
«За край свой насмерть стой»,
«За правое дело стой смело»,
«Жить - Родине служить»,
«Счастье Родины - дороже жизни»,
«Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский образовательный проект «Мой родной город Москва»
«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой иск...
Проект "Мой родной город Саранск"
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриоти...
Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме: Проект «Наш родной город - Дзержинск».
Тип проекта: долгосрочный ( два года), внутригрупповой, исследовательский.Осуществляется внутри старшей и подготовительной группы МКДОУ совместно с семьями воспитанников.Участники пр...
Проект "Наш родной город - Раменское"
Долгосрочный проект с детьми старшего школьного возраста...
Долгосрочный,совместный,творческо-исследовательский проект "Мой родной город Архангельск"
Цель проекта : обогащение знаний и представлений детей о родном городе ,воспитание гражданско-патриотических чувств. Задачи:1.Дать детям доступные детскому восприятию сведен...
проект "Мой родной город Москва" для детей старшего дошкольного возраста
проект для детей старшего дошкольного возраста...
Творческий проект "Мой родной город-лучший город для ребят"
Творческий проект "Мой родной город-лучший город для ребят"...