Проект "Мой родной город Саранск"
материал (старшая группа) по теме

Рябова Людмила Александровна

Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России. Идти надо от близкого к далекому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «Мой родной город Саранск»

         Метод проекта наиболее приемлем в системе руководства патриотическим воспитанием, так как позволяет сочетать интересы всех участников проекта: педагогов, родителей, детей.

Актуальность темы:

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.

Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем.
Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.


Цель:

Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Задачи: 

  1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
  2. Воспитание любви и уважения к своей Родине, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.
  3. Воспитание уважительного отношения к человеку - труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
  4. Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле.
  5. Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.

Гипотеза:

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий, на мой взгляд, является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе.

Предполагаемый результат:

Дети должны знать и называть: 

  1. Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад.
  2. Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.
  3. Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну города и области; находить на карте крупные города области, знать природоохранительные мероприятия.
  4. Свою нацию, русскую  и мордовскую культуру, язык, традиции, должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Мордовии – Саранск. Его историю, достопримечательности.. Дети должны знать флаг, герб, гимн Мордовии .
  5. Называть представителей других национальностей, населяющих нашу республику. Уважать их культуру и традиции.
  6. Должны знать природу Мордовии, ее флору и фауну.
  7. Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.

1 этап

Цель: систематизация знаний  педагогов и детей о родном городе.

Продукт проекта: уголки краеведения в группах

Задачи:

    * разработать положение о смотре-конкурсе уголков краеведения в группах

    * пополнить знания педагогов о городе, в котором мы живём

    * пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям

    * воспитывать уважение к культуре других народов

    * развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Участники проекта

    * воспитатели

    * дети старшей группы

    * родители

    * специалисты

Сроки реализации

октябрь - май

2 этап   Разработка проекта

   1. Анкетирование педагогов.

 Цель: выявить знания о родном городе, их готовность пополнить эти знания, поделиться с коллегами; уровень готовности педагогов к проблеме.

   2. Создание творческой группы (включаются педагоги, заинтересованные в данной теме; педагоги, имеющие опыт работы по данной теме)

   3. Разработка положения о смотре конкурсе, определение критериев, этапов; порядок представления материала.

   4. Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого педагога темой проекта.

   5. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

   6. Совместное составление плана работы над проектом. Учитывается мнение всех педагогов.

3 этап   Выполнение проекта

Формы и методы работы с педагогами

   1. Консультация «Создание развивающей среды в детском саду – важное условие освоения программ «Юный саранчанин»

   2. Лекторий «Историческое и настоящее название улиц и площадей города»

   3. Семинар-практикум «Игры и занятия наших дедушек и бабушек»

   4. Открытый просмотр занятия в подготовительной к школе группе «Семья. Родословное древо моей семьи»

   5. Консультация «Степан Эрзя – скульптор земли мордовской»

   6. Аукцион форм работы по ознакомлению с родным городом. Цель: выявить интерес к проблеме методов активного обучения; обмен опытом работы

   7. Педагогический совет «Люби и знай свой край родной» (в форме деловой игры, с целью углубления и расширения своих знаний о Саранске.

Формы и методы работы с детьми

Игровая деятельность

    * дидактические игры «К нам гости пришли», «Кто что делает», «Вежливый разговор по телефону»

    * сюжетно-ролевая игра «Семья»

Познавательное развитие

    * экскурсии по микрорайону

    * занятие «Возникновение Саранска. Его история»

    * составление генеалогического древа семьи

    * занятие «Уроженцы Саранска – участники ВОВ»

    * «Моё имя, его значение»

    * «О чём рассказали старые фотографии

    * «Семья. Родословное древо моей семьи»

Конструирование

    * изготовление макетов «Наша улица», «Наш детский сад»

Развитие речи

    * составление творческих рассказов «Мой любимый уголок Саранска»

    * беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая», «Мы – дружная семья»

Ознакомление с художественной литературой

Чтение произведений мордовских авторов.

Чтение мордовских народных сказок.

Музыка

    * занятие – игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек Республики Мордовия»

    * «Пришла коляда накануне Рождества»

    * «Мы играем в оркестр народных инструментов»

Формы и методы работы с родителями

   1. Беседы с родителями о важности данной проблемы

   2. Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»

   3. Изготовление семейных альбомов

   4. Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения предметами русского быта

4 этап.   Презентация проекта

   1. Представление своих уголков краеведения (в течение недели) в форме, выбранной педагогами

   2. Оформление фотовыставки уголков краеведения «Мой любимый Саранск»

5 этап.   Определение задач для новых проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Мой родной город Саранск»

Большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим своеобразием родного города - Саранска....

Викторина «Саранск – наш родной город» (для подготовительной группы)

Викторина «Саранск – наш родной город» (для подготовительной группы) призвана развить интереса детей к своему родному городу, его прошлому и настоящему, культурным ценностям, воспитать чувство гордост...

Викторина "Саранск - наш родной город" (презентация)

Цель данной викторины - обобщить знания детей подготовительной логопедической группы по теме "Саранск - наш родной город", закрепить у детей умение давать правильные развернутые ответы на вопросы, исп...

Конспект НОД в средней группе "Мой родной и любимый город Саранск"

КОНСПЕКТ НОД ПО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНОВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ "МОЙ РОДНОЙ ГОРОД САРАНСК"...

Комплекс дидактических игр для детей в рамках реализации познавательно-творческого проекта «Наш родной город-Саранск

Воспитание любви к Родине должно начинаться в детстве с уважительного отношения к близким людям....

Конспект занятия «Мой родной город Саранск»

Тамара Павловна Исаева Конспект занятия «Мой родной город Саранск»Программное содержание:Уточнить знания детей о городе Саранске, закрепить представления детей о том, что Са...

НОД по познавательно-речевому развитию на тему: «История возникновения родного города Саранск» для детей подготовительной группы.

Цель: Формировать у детей 6-7 лет двуязычие, через сохранение и развитие этно-исторических ценностей.Задачи:Обучающие: Формировать у детей этно-исторические ценности, продолжать учить воспринимать и п...