План самообразования
рабочая программа (средняя группа) на тему
План на год по самообразованию. Тема: " Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет: "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет: | 40.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Темы к изучению | Сроки | Формы обучения | Способ демонстрации результата проделанной работы | Форма отчета по проделланной работе | Литература | ||
Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет: - Количество и счет до 5 - Величина и цвет - Форма - Ориентировка в пространстве - Ориентировка во времени - Сенсорное развитие - Внимание, память, мышление | Сентябрь | 1.подобрать литературу по ФЭМП. 2. опыт работы педагогов дошкольного образования по ФЭМП. 3.диагностика по ФЭМП. 4. конспекты НОД | 1. изучение литератуы по ФЭМП 2.изучение опыта работы педагогов по теме. 3.проведение диагностики по ФЭМП. 4.изучение конспектов занятий НОД. | Ксерокопии, ссылки, фото отчет. | 2.http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/konspekt-zanyatiya-po-matematike/ 3.http://www.maaam.ru/detskijsad/obobschenie-opyta-33578.html 4. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дош.обр./Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-2-е изд и доп.- М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012.-336 С. | ||
Количество и счет до 5 Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам. Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета. Формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет зайчиков меньше (2). Развивать умение отсчитывать предметы из большего количества; | Октябрь | 1.Создание развивающей среды в группе по ФЭМП 2.Методические пособия. 3. Чтение, обсуждение. 4.Консультации для родителей. | 1. Комплекты раздаточного и демонстрационного матерала по ФЭМП: - картинки по программе по 5 шт на каждого ребенка. - мелкие игрушки по 5 шт на каждого ребенка. - природный материал. - счетные палочки. - паровозик с цифрами. - панно-карзинка с фруктами и овощами. - счеты - двухступенчетая лесенка. - панно-Весна. 2. Дидактические средства и игры: Настольные развивающие игры: - вкладыши цифры. - цифры - пальчики (игра знакомит с числами, развивает умение соотносить действия своих пальчиков с называемым числом. ) - математический планшет. (cчет). Книги: - музыкальные книги “ Учим цифры и цвета” - пиши и стирай цифры. - поиграем с цифрами. - посчитаем? - медвежонок Мишка - умные книжки “Цифры и числа” Цель: закреплять навыки колличественного счета, повторение цифр. 3. Чтение и разучивание стихотворений. Пособие “Математика для малышей в стихах” 4.. Папка –пердвижка для родителей. | Ксерокопии, фото отчет. | 5.Помораева И.А., Позина В.А. .Занятия по ФЭМП в средней группе дет.сада. Планы занятий.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2012.-64 с. | ||
Величина и цвет Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длинне. ширине, высоте), а также сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее — короче, лире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по :.шне, ширине, высоте, толщине. Развивать умение детей сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче, уже синего). Формировать умение устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины; вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов («эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.). | Ноябрь | 1.Создание развивающей среды в группе по ФЭМП. 2. Методические пособия. 3.Беседы. Чтение, обсуждение. 4 Консультации для родителей. | 1. Комплекты раздаточного и демонстрационного матерала по ФЭМП: - палочки разной длины и ширины на каждого ребенка по 5 шт. - домики разной высоты на каждого ребенка по 5 шт. - ленточки разной длины и ширины на каждого ребенка по 5 шт.. 2. Дидактические средства и игры: “Развивающие игры и занятия с палочками Кюзинера”В.П. Новикова, Л.И. Тихонова.: - “Змейка”- учить детей составлять группы из отдельных предметов, учить сравнивать предметы по длине. - “Разноцветные вагончики” – учить классифицировать предметы по цвету и длине, работать по алгоритму. - “Сулья для семьи” – учить сравнивать предметы по величине, обозначать словами результат сравнения (выше-ниже, шире-уже, больше-меньше) Занимательные игры. - “Обед для матрешек”(упорядочивание предметов по величине) - “Построим дом”(упорядочивание предметов по величине) 3. Книги: - “Живые странички”, - “Какой цвет? Какая форма?” - музыкальная книга в стихах “Красный, желтый, голубой ” В. Степанов. 4. Стенгазета “Математика для малышей” | Ксерокопии, фото отчет. | 6.Чего на ствете не бывает?: Занимат. Игры для детей от 3-6 лет: Кн. Для воспитателей дет сада и родителей. Под ред.О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 1991.-64. 5. Помораева И.А., Позина В.А. .Занятия по ФЭМП в средней группе дет.сада. Планы занятий.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2012.-64 с. | ||
Форма Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрата, треугольнике, а также шаре, кубе. Формировать умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.). Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны. Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Развивать умение соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др. | Декабрь | 1.Создание развивающей среды в группе по ФЭМП. 2. Методические пособия. 3. Беседы, чтение, обсуждение. 4.Подвижные игры. 5.Консультации для педагогов | 1. Комплекты раздаточного и демонстрационного матерала по ФЭМП: а) плоские геометрические фигуры (шар, круг, цилиндр, квадрат, прямоугольник) на каждого ребенка по комплекту. б)объемные геометрические фигуры (шар,цилиндр, куб) на каждого ребенка по комплекту. в)для п/и – руль с изображением геометр.фигуры г) для п/и скворечники с геометр.фигурами 2. Дидактические средства и игры: Настольные развивающие игры: - Головоломки: колумбово яйцо, монгольская игра, головоломка Пифагора. Цель: развивать восприятие формы , способность выделять фигуры из фона, зрительный глазомер, анализ, синтез, воображение) - Игры наматематическом планшете: “Узоры”, “Геометрия”, “Симметрия”, - Палочки “Сложи форму из палочек” - Палочки Кюизерена. - “Фигуры” Цель: познакомить с основными геометрическими фигурами, находить предметы схожей формы. - “Найди пару” Цель:формирование геометрической зоркости в умении соотносить форму предметов с изображениями геометрических фигуры. - Домино-пазл: “Веселый гараж”, “ Спецтехника”. Цель: способствуют развитию структуры логического мышления, цвето-восприятия, мелк. моторике. 3.Рассматривание картинки, обсуждение и рассказ: Пособие для детей 4-5 лет Т.И. Ерофеева “Математические сказки”. 4. Подвижные игры: “Найди свою фигуру”, “Найди свой домик” 5. Консультация: «Развитие логического мышления и математических представлений через универсальный математический материал». | Ксерокопии, фото отчет. | 5.Помораева И.А., Позина В.А. .Занятия по ФЭМП в средней группе дет.сада. Планы занятий.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2012.-64 с. 7.Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет.-М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2013.-88 с.: цв.вкл. | ||
Ориентировка в пространстве Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки). Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко). | Январь | 1.Создание развивающей среды в группе по ФЭМП. 2. Методические пособия. 3. Беседа, ситуативный разговор. 4. Чтение, обсуждение. 5.Консультации для педагогов | 1. Комплекты раздаточного и демонстрационного матерала по ФЭМП: - сюжетные картинки (вверху, внизу, влево, вправо, на, под, далеко, длизко и т.д.) на каждого ребенка один комплект. 2. Дидактические средства и игры: Настольные развивающие игры: - головоломки - лабиринт - разрезные картинки - чудесный мешочек - разложи по образцу. - составь пейзаж. - конструирование из кубиков. - узнай, что изменилось - Где Маша? Цель: развитие восприятия и пространственных представлений. 3.Ситуативный разговор . - покажи правильно - выполни команду - рассматривание картинки - составь рассказ по картинке -обсуждение и рассказ о том, кто(что) нарисовано. - уточнение места нахождения предмета, побуждение ребенка употреблять выделенные слова (предлоги) 4. Чтение и разучивание стихотворений. - альбом стихотворений “Ориентирование” 5.Консультации: “ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 3АНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОМА” | Ксерокопии, фото отчет. | 6.Чего на ствете не бывает?: Занимат. Игры для детей от 3-6 лет: Кн. Для воспитателей дет сада и родителей. Под ред.О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 1991.-64. 8.Дидактические игры в детском саду. К Бондаренко 9.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. | ||
Ориентировка во времени Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро —день —вечер —ночь). Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра. | Февраль | 1.Создание развивающей среды в группе по ФЭМП. 2. Методические пособия. 3. Беседа, ситуативный разговор. 4.Консультации для родителей | 1. Комплекты раздаточного и демонстрационного матерала по ФЭМП: - индивидуальные карточки (утро, день, вечер. ночь) - сюжетные картиники (вчера, сегодня, завтра) - пособие – утро, день, вечер, ночь. - настенный цветок “Дни недели” 2. Дидактические средства и игры: Настольные развивающие игры: - пособие – утро, день, вечер, ночь. - музыкальные часы - вкладыши “Часы” 3.Беседы по картинке: - “Режим дня”, “Мы дружим с режимом дня” ,“Утро в раздевальной комнате”, “На зарядку по порядку”. - Загадки и задачки про дни недели. 4.Консультация: «Развитие математических способностей у дошкольников» | Ксерокопии, фото отчет. | 5.Помораева И.А., Позина В.А. .Занятия по ФЭМП в средней группе дет.сада. Планы занятий.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2012.-64 с. | ||
Сенсорное развитие Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки их обследования. | Март | 1.Создание развивающей среды в группе по ФЭМП. | 1. Дидактические средства и игры: Настольные развивающие игры: - умные книжки ля детей 4-5 лет “Послушный карандаш” Цель: развать мелкую моторику рук и координацию движений руки. - “Геометрический город”, “Кто быстрее”, “ Сравни дома”, “Что изменилось?”. Цель: формирование сенсорных эталонов. - “Трудные виражи”, “Фотограф и заяц” Цель: развитие точности движений. - “Пиши - стирай” (книга) - мозайка - шнуровальный планшет - геометрическая мозайка - математический планшет, - пирамидки - пазлы вкладыши | Ксерокопии, фото отчет. | 7.Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет.-М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2013.-88 с.: цв.вкл. | ||
Внимание, память, мышление , Мышление Цель: - развивать мышление, умение группировать предметы по общему признаку - развивать аналитическое мышление, умение сравнивать и рассуждать. память, Цель: - развивать наблюдательность и умение запоминать и припоминать. - развивать умение запоминать слова на слух и припоминать их при рассматривании картинок - развивать зрительную память. Внимание Цель: - развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. - развивать умение сосредоточивать внимание. | Апрель | 1.Создание развивающей среды в группе по ФЭМП. 2. Беседа, ситуативный разговор. 3. Методические пособия. | 1. Дидактические средства и игры: Настольные развивающие игры: - Умные книжки для детей 4-5 лет: Внимание: “Нади отличия” Цель: сравнивание между собой картинки, указав признаки, сходства и различия. Память: “Запомни картинки” Цель: научить запоминать, развивать зрительное восприятие и произвольное внимание. Мышление: “Мышление, логика” Цель: обучение детей классифицировать предметы по внешним и функциональным признакам, находить сходства и различия между предметами. - Альбом-игра “Дом с колокольчиком”, “Посудная лавка”(палочки Кюзинера) Цель: развитие памяти, концентрация внимания, развитие воображения, освоение пространственных отношений. - Лото на математическом планшете: “Четвертый лишний”, “ Назови предмет по функции” Цель:развивать логического и функционального мышления. - “Противоположности” – развитие памяти, внимания. - чудо-кубики 2 “Сложи узор” Цель: способствуют развитию у ребенка внимание, памяти, мышление, творческого воображения, графических навыков. - что изменилась?. - повторяй друг за другом. - запомни картинку - куда залетела пчела? - найди игрушку - что лишнее? Цель: развитие внимания, мышления, воображения. | Ксерокопии, фото отчет | 6. Чего на свете не бывает?: Занимат. Игры для детей от 3-6 лет: Кн. Для воспитателей дет сада и родителей. Под ред.О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 1991.-64. | ||
Закрепление пройденного материала. | Май | 1.Консультации для родителей. 2.Диагностика ПО ФЭМП 3. Консультации для педагогов. 4.Конспект проведения родительского собрания. . | 1.Папка передвижка: “Математика для дошколят” 2. Проведение диагности по ФЭМП. 3. Презентациия о проделанной работе на педагогическом совете. 4. Родительское собрание | Ксерокопия результатов диагностики. Презентация. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...