Использование макетов в игровом пространстве ребенка
методическая разработка на тему
Использование макетов природного мира в ППРС группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_maketov_v_igrovom_prostranstve_rebenka.docx | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые макеты в развивающей среде дошкольника
Игра — ведущий вид деятельности дошкольного детства, главное содержание жизненного мира ребенка от 3 до 7 лет. Играя, ребенок приобретает опыт общения с другими детьми и взрослыми, познает окружающий мир, развивает способности осуществлять поиск, мыслить и творить. Но направление деятельности и развитие дошкольника зависит в большей степени от нас, взрослых – от того, в какой предметно-развивающей среде находится ребенок, во что и с чем он играет, каков развивающий потенциал окружающих игрушек, предметов, пособий и разных вещей. Как говорила Е.И.Тихеева: «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»
На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. В игровой деятельности старших дошкольников значительную роль приобретает макетирование, создание моделей-макетов. Играя, осуществляя игровые операции с макетами, ребенок имеет возможность создать воображаемую ситуацию, выполнить одну или несколько ролей, моделировать различные ситуации или социальные отношения в игровой форме.
Создавая в предметно - игровую среде своих воспитанников, возможность создания и использования игровых макетов, воспитатель решает задачу, связанную с развитием сюжетосложения у детей и свободного проявления их индивидуально-стилевых особенностей в игре. В дошкольном образовании нужен, прежде всего «универсальный» макет, то есть тематически многозначный (условно-обобщенный) маркер игрового пространства.
«Универсальный» макет-это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивающий границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Макет «оживает», наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей.
«Универсальные» макеты условно делятся на два типа:
1. Макет-модель: представляет собой небольшую плоскость с закрепленными на ней устойчивыми сооружениями (дома, башня, кремль, светофор и т.д.). Для осуществления игровых ролевых действий на плоскости макета используются дополнительно тематические фигурки-персонажи и различные мелкие предметы (мелкий транспорт - автомобили, самолеты, наборы мелких фигурок человека – персонажи семьи, солдатики, сказочные персонажи, фантастические персонажи, антураж (деревья, цветы).
2. Макеты-карты: представляют собой плоскости с обозначенными на них местами для расположения возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете - карте «Мой город» цветом выделяются дороги, водные пространства, парковые зоны, площадки для различных по назначению зданий. Ландшафтный макет-карта – это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес, парк -зеленый цвет, река – голубой цвет, земля – коричневый цвет, дорога – серый цвет). К данному макету как дополнение - мелкие маркеры (деревья, клумбы, лавочки, дома, дорожные знаки, машинки и т.д.)
«Универсальный» макет-это всего лишь знак, «наводящий» детей на создание любой возможной воображаемой ситуации и, который объединяет детей – участников к решению совместной игровой задачи.
Игры с макетами способствуют развитию креативности и коммуникативной инициативы (способность к творческому решению проблем, умение вести диалог в совместной игровой деятельности: словесно объяснять замысел, планировать его осуществление). Развитие креативности и инициативы – необходимое условие формирования полноценной личности.
Макеты помогают успешно реализовать задачи любой образовательной области дошкольного образования, являясь частью проектного метода в работе с детьми.
Существуют приемы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами. Это, прежде всего, художественная литература, которая создает в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами, далекими (где нельзя побывать) увлекающими природными климатическими зонами. Художественные тексты, а также мультфильмы, заинтересовывают детей, помогают определиться с подбором персонажей и тематической конкретизацией макета.
Современный ребенок – это маленький гражданин, осознающий себя частью современного общества. Он – пытливый исследователь и деятель, готов к общению. Так поможем ему выразить себя, свои интересы и познания через использование «универсальных» макетов как в игровой, так и в проектной деятельности. Все в наших руках, уважаемые коллеги!
Старший воспитатель МБДОУ №106 Орлова Г.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование маркеров игрового пространства в современной предметно-развивающей среде ДОУ, как одно из условий самостоятельной игровой деятельности дошкольника»
Проблема предметно-развивающей среды сегодня актуальна....
Презентация из опыта работы "Универсальный макет как тематический маркер игрового пространства"
Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование интеллектуально развитой личности. Наряду с традиционными методиками для интеллектуального разви...
Доклад "Методические рекомендации по использованию макетов в игровой деятельности дошкольников"
В статье даны рекомендации по созданию и использованию макетов в работе с дошкольниками....
Использование крупных маркеров игрового пространства в разных видах детской деятельности
laquo;Использование крупных маркеров игрового пространства в разных видах детской деятельности»Выступление из опыта работыВоспитатель средней группы (I квалификационной категории):Маттис ...
Универсальный макет как тематический маркер игрового пространства
ФГОС ДО направлен на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях. Для того, поддержать детскую индивидуальность, чтобы игра в нашей группе развивалась, ...
Мастер-класс на тему: Использование макетов игрового пространства в организации развивающей среды групп детского сада
Использование макетов игрового пространства в организации развивающей средыгрупп детского сада...
Проект в старшей группе по созданию специального игрового пространства-макета - «Дворец водных видов спорта»
Макет уменьшенная модель объекта. Главной характеристикой макета является то, что он содержит в себе существенные особенности натуры в удобной форме, воспроизводит самые значимые стороны и признаки об...