Доклад "Методические рекомендации по использованию макетов в игровой деятельности дошкольников"
статья

В статье даны рекомендации по созданию и использованию макетов в работе с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ispolzovanie_maketov_v_dou.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

Боковской детский сад «Колокольчик»

Выступление на педагогическом совете

«Методические рекомендации по использованию макетов в игровой деятельности»

        

Составила и провела:

Авдеева Г.Л. воспитатель первой

квалификационной категории

Макет (масштабная модель) –

модель объекта в уменьшенном

масштабе или в натуральную

величину, лишенная, как правило,

 функциональности

представляемого объекта.

Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Это и радость, и познание, и творчество. Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить. На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Большое значение в развитии игровой деятельности старших дошкольников имеет макетирование, создание моделей-макетов. Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме.

Модели-макеты имеют огромное значение и для интеллектуального развития детей. Дети познают окружающий мир, узнают о природе родного края, знакомятся с разными природными зонами, сообществами животных и растений. Макеты могут иметь разную тематику.

Макеты условно можно разделить на два типа:

  • 1) Макеты-модели, представляющие собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов;
  • 2) Макеты-карты, отображающие определенную территорию и направляющие ребенка на развертывание сюжетных событий, происходящих «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов.

Рекомендации по изготовлению  макета:

  1. Макет – фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений (в условиях большой группы детей это особенно важно), служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.
  1. Самодельные макеты можно изготовить из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов. При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления.
  1. Независимо от вида макета – напольный, настольный, подиумный (на специальных  подставках), настенный (объекты на переднем плане, а изображения на заднем) – он должен быть удобным в  обращении. Особый интерес для детей представляют макеты в специальных шкафах.
  1. Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны  дошкольникам для свободного выбора и игры. Хранить предметный материал лучше всего в пластмассовых лотках, тогда дети сами смогут выбирать нужные элементы в соответствии с замыслом игры.

Этапы работы по созданию макета

        Любой вид образовательной деятельности с детьми на всех ее этапах требует от педагога грамотной организации и руководства. Макетирование не является исключением. Выделим основные этапы работы по созданию и применению макета.

1 этап – предварительная работа – включает в себя:

  1. Обогащение личного опыта детей (проведение бесед, рассматривание картин, и иллюстраций, прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы и т.д.);
  2. Подготовка и сбор материала для создания макета.

2 этап – изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом.

Работа педагогов с воспитанниками на данном этапе включает элементы конструирования и художественно-изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов, формирование представлений о природных и культурных ландшафтах, искусстве архитектуры. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготовляются в процессе совместной продуктивной деятельности детей и воспитателей из бумаги, картона, проволоки, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. В процессе создания макета каждый ребенок может выбирать наиболее привлекательный для него вид деятельности (конструирование, моделирование, лепку, аппликацию и т.д.).

                Таким образом, создается особая эмоциональная атмосфера увлеченности, стимулирующая творческую активность детей. Музыкальное сопровождение направляет и конкретизирует создаваемые образы, помогает ребенку осознать себя неотъемлемой частью культуры. Планируя занятия по тестопластике, необходимо учитывать, насколько хорошо дети владеют навыками лепки из соленого теста, способами и приемами декорирования изображений. Важно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.

        Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Педагогам следует активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет.

        Важно, чтобы результаты совместного творчестваиспользовались как самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности.

По этому на 3 этапе – в процессе развития и активизации игры с макетом –созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы-заместители, педагоги совместно с детьми придумывают рассказы или сказки, которые в дальнейшем служат игровыми сюжетами

В нашей группе созданы макеты «Бабушкин дворик», «Лес» «Зоопарк»,

«Пустыня», «Арктика-Антарктида», «Парковка для машин», «Пожарный щит» , «Комната для девочек»,  «Улица города», «Вечный огонь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование макетов в развитии игровой деятельности дошкольников

Статья раскрывает содержание деятельности с дошкольниками по созданию универсальной игровой среды для игр с макетами и маркерами различных пространств....

Рекомендации для воспитателей по организации игровой деятельности дошкольников.

Рекомендации для воспитателей по организации игровой деятельности дошкольников....

Консультация "Использование ИКТ в игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к ...

Рекомендации для родителей по организации игровой деятельности дошкольников дома

Представлены рекомендации для родителей по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста в домашних условиях....

Рекомендации для родителей по организации игровой деятельности дошкольника дома

laquo;С детьми играть – ум, разум, душу развивать!».Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем занял достойное место в жизни общества.Н...

Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности дошкольников

Этот материал будет полезен воспитателям детских садов при работе с детьми...