Развитие профессиональных и личностных качеств педагога в условиях ДОУ
материал на тему
Данный доклад содержит опыт работы с кадрами в МДОУ "Малыш". Он представлен мной на научно-практической конференции в рамках VII областного образовательного форума, г. Иркутск и опубликован в сборнике X региональной научно-практической конференции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_kozhevnikovoy_t.s.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Малыш»
ДОКЛАД
Тема: «Развитие профессиональных и личностных качеств педагога в условиях ДОУ».
Составила:
Кожевникова Татьяна Сергеевна
(старший воспитатель,
1 квалификационной категории)
р.п. Железнодорожный
2011 г.
В системе управления детским садом важное место занимают проблемы: повышения профессионального роста педагогов, творческого развития личности воспитателя и формирование благоприятного психологического климата в коллективе.
Это и есть три направления работы с сотрудниками МДОУ «Малыш».
Планирование, реализацию и контроль данной работы осуществляет творческая группа под руководством заведующего: Юзвенко Татьяны Алексеевны. Деятельность группы опирается на мнение совета педагогов и анализ анкетирования сотрудников на тему: «Что я бы изменил в работе МДОУ».
В настоящее время в детском саду работает 30 педагогов.
Высшую и первую квалификационную категорию имеют 44%, 5 ветеранов труда, 3 человека отмечены правительственными наградами.
Все педагогические работники имеют курсы повышения квалификации по профессиональной деятельности. Четыре педагога прошли профессиональную переподготовку.
Организация деятельности творческой группы по повышению профессионального мастерства педагогов начинается с анализа ежегодного мониторинга возможностей и затруднений педагогов, который позволяет планировать методическую работу с учетом личностного, профессионального развития и отследить результативность данной деятельности.
С целью оказания помощи в повышении профессиональной компетентности начинающим педагогам и педагогам, имеющим не дошкольное педагогическое образование, в детском саду осуществляется наставничество. Ежегодно проводятся: неделя молодого специалиста, семинары-практикумы, мастер-классы, открытые показы и консультации.
В работе с педагогами мы активно используем творческие группы. Направление деятельности групп определяется по приоритетам и основным задачам годового плана. Расстановка педагогов по группам осуществляется с учётом их направления по самообразованию, опыту и собственному желанию. Каждая группа в течение года разрабатывает свою тему, обеспечивая реализацию годовой задачи. Руководителем группы является член администрации детского сада или педагог с высшей квалификационной категорией, который контролирует и направляет работу. Основными задачами групп является: изучение литературы, планирование мероприятий с педагогами и родителями, поиск наиболее интересных, творческих подходов к реализации. Таким образом, происходит взаимодействие педагогов, обмен информацией и сплочение педагогического коллектива, так как каждая встреча творческой группы, это: «гора мыслей», «лава идей», а результат дискуссий и поиска – это конкретные мероприятия по изучению темы.
В детском саду практикуется проектная деятельность в работе с кадрами. Реализовано ряд проектов, участниками которых являются воспитатели, родители, дети.
Данная форма работы позволяет поэтапно планировать деятельность всего коллектива в целом, и каждого участника в отдельности. Предлагаю рассмотреть работу в данном направлении на примере проекта работы с кадрами по духовно-нравственному сопровождению семьи: «Свеча». Непосредственная работа с кадрами отмечена жёлтым цветом. На подготовительном этапе реализации проекта творческая группа изучает данную тему, проводит диагностические исследования: анкетирование, тестирование; ставит цели и задачи, планирует мероприятия. На продуктивном этапе осуществляется деятельность с кадрами по данной теме, это: семинары-практикумы, консультации, педсовет, практические занятия. Также на этом этапе происходит внедрение полученных педагогами знаний в воспитательно-образовательную деятельность с детьми. Итогом деятельности по проекту является составление методических материалов по теме, содержащих как теоретическую базу, так и практические разработки педагогов. Минипроекты на группах, выставки, открытые просмотры, районные семинары - эти мероприятия позволяют оценить результативность реализации данного проекта.
С целью развития интереса к методической работе, активизации творческих способностей педагогов при проведении педагогических советов нами используются различные методы активного обучения, такие как: мозговой штурм, решение педагогических ситуаций, разыгрывание ролей и другие, поэтому заседания педагогического совета всегда проходят активно, интересно, способствуют росту педагогического мастерства и развивают творческое мышление.
В 2008 году детский сад апробировал такую форму работы с аттестуемыми, как «Творческий день». Экспертной комиссии были предложены открытые занятия педагогов аттестующихся на первую и высшую квалификационную категорию. Мастер-классы и отчёты о работе в межаттестационный период были представлены с мультимедийным сопровождением и наглядными методическими материалами. Членам комиссии была дана возможность подробнее изучить методы и приёмы работы аттестуемых педагогов, оценить уровень творческих способностей, их профессионализм и компетентность.
Педагоги, как профессиональная группа отличаются низкими показателями физического и психического здоровья.
Проблема повышенной заболеваемости педагогов МДОУ «Малыш» легла в основу проекта «Твоё здоровье». Для педагогов проведена серия консультаций психологом, медицинской сестрой и инструктором ЛФК: «Моё здоровье», «Нетрадиционные способы закаливания», «Это я!». Результатом проекта стало открытие «Группы здоровья». Занятия поводит инструктор по лечебной физкультуре каждую пятницу. В занятия входят общеразвивающие и дыхательные упражнения, релаксация и водные процедуры.
Замечено, что здоровье и жизненный тонус педагогов посещающих группу здоровья гораздо выше.
В МДОУ организуется ряд мероприятий по созданию благоприятного психологического климата в коллективе, условий взаимопомощи и сотрудничества.
Педагог-психолог осуществляет психологическое сопровождение сотрудников, знакомит их с приёмами релаксации, концентрации, проводит консультации, психологические зарядки и тренинги: «Вместе с семьёй», «Учимся взаимодействовать».
Выбор темы психологического тренинга осуществляется с опорой на анализ психологом анкетирования и тестирования педагогов в начале года. Работа по теме происходит в течение недели по подгруппам и включает в себя различные методы и приёмы, направленные на повышение саморегуляции педагогов, налаживание доброжелательных отношений, профилактику педагогического выгорания и утомления.
Дошкольное образование интенсивно развивается, обновление содержания требует особого внимания. Хотелось бы отметить проблемы, с которыми столкнулась администрация при внедрении Федеральных Государственных Требований:
- Недостаток информации, знаний и понимания основных преобразований;
- Построение воспитательно-образовательного процесса;
- Отвержение педагогами нового, неизвестного.
Для решения данных проблем была создана творческая группа по изучению изменений в законе РФ «Об образовании» и внедрению Федеральных государственных требований, которая входит в инициативную рабочую группу в рамках районного творческого объединения. Разработана и эффективно реализуется система мероприятий по повышению педагогической компетентности сотрудников в данном вопросе.
На сегодняшний день 50% коллектива прошли курсы повышения квалификации по проблеме: «Современные стратегии реализации дошкольного образования Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Творческой группой разработаны: система планирования образовательной деятельности, циклограммы узких специалистов, изменена структура взаимодействия детей и взрослых. Ежемесячно осуществляется консультирование педагогов и практические занятия: «Что такое ФГТ?», «Планирование образовательного процесса», «Способы взаимодействия». Проведён педагогический совет: «Этика в дошкольном учреждении». При подготовке, которого осуществлено анкетирование и тестирование коллектива, по результатам организована серия психологических тренингов, направленных на профилактику выгорания и положительное восприятие нового. На педагогическом совете проведён сравнительный анализ основных образовательных программ: Программы воспитания и обучения детей в детском саду, под редакцией Васильевой Р.Б. и «От рождения до школы», Веракса Н.Е., составлены модели дня и недели по возрастным группам.
Образовательная программа детского сада разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями и принята на педагогическом совете. В основу написания программы легли: анализ результатов педагогической деятельности, потребности родителей и социума, с учётом вида и типа учреждения.
Вопрос преобразований в дошкольном воспитании освещается в ежемесячных презентациях новинок периодической и методической литературы: «Библиотека педагога». Данная форма работы отражена в годовом плане и позволяет не только повысить информационную осведомлённость педагогов, но и развить способность кратко и доступно доносить до слушателей материал.
Немаловажное значение в формировании коллектива играет совместный досуг. В МДОУ практикуются выезды в краеведческий музей, посещение оздоровительных комплексов и туристические прогулки. Такие мероприятия дают возможность членам коллектива узнать друг друга в неформальной обстановке и наладить дружеские отношения.
Проведение праздников для сотрудников осуществляется под руководством профсоюзного комитета, это всегда насыщенный, интересный тематический сценарий с конкурсами, сюрпризами и призами.
Как и в любом другом дружном, сплоченном коллективе у нас есть свои традиции. Это ежегодно проводимые мероприятия и конкурсы.
Очень важной традицией коллектива является готовность помочь, поддержать и отстоять. И благодаря этому педагоги МДОУ «Малыш» достойно представляют детский сад на конкурсах Усть-Илимского района, Иркутской области и России: «Учитель года», «Лучшее учреждение года», «Сибирская ярмарка».
Детский сад внесён в реестр Всероссийской книги почёта.
Опыт работы, личные наработки и выставки педагоги детского сада презентуют на мероприятиях: районная лаборатория, августовская конференция, районный фестиваль педагогических идей, научно-практическая конференция педагогов города и района.
Ежегодно на базе детского сада проводятся семинары-практикумы для педагогов района.
Статьи педагогов публикуются в сборниках Региональной научной практической конференции и периодической печати.
Активность педагогов отслеживается в течение года и фиксируется в карте эффективности педагогической деятельности. Стимулирование деятельных сотрудников осуществляется в нескольких направлениях: моральное: признание, грамоты, благодарности; материальное: премии, ценные призы и аттестация.
Коллектив детского сада осуществляет благотворительную деятельность. В 2010 была организована ярмарка «Вкусняшка». Собранные деньги перечислены в фонд марафона: «Помоги ребёнку и ты спасёшь мир!».
Наш детский сад - это кладезь талантов и идейных людей, главное создать условия для их раскрытия. Если вас заинтересовал опыт работы нашего детского сада, ждём в гости, мы готовы к сотрудничеству.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методики по выявлению профессиональных и личностных качеств педагогов
Методики направлены на выявление профессинальных и личностных качеств педагогов: отношение к своей профессии, мотивация деятельности, самооценка профессиональных качеств, стил...
Статья «Профессионально-личностные качества педагога в условиях инклюзивного образования»
Инклюзивное образование – это образование, которое каждому, несмотря на имеющиеся интеллектуальные, физические, эмоциональные, социальные или другие особенности, предоставляет возможность б...
Презентация к статье на тему "Профессионально-личностные качества педагога в условиях инклюзивного образования"
Какие требования должны предъявляться к профессиональной деятельности педагога? Что может и должно измениться в его профессиональном и личностном развитии?...
«Профессионально-личностные качества педагога в условиях инклюзивного образования»
Инклюзивное образование.Это образование, которое каждому предоставляет возможность быть вовлеченным в общий процесс обучения и воспитания, несмотря на имеющиеся интеллектуальные, физические, эмоционал...
Эссе "Профессиональные и личностные качества педагога дошкольного образования"
Образовательный процесс в ДООЭссе на тему «Профессиональные и личностные качества педагога дошкольного образования».Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям...
«Профессионально-личностные качества педагога в условиях инклюзивного образования»
Целью методической разработки является подготовка педагогов к оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья. Для профессиональной и личностной подготовки педагогов н...
Комментарии
Из личного опыта.
Из личного опыта.