"Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста".
методическая разработка на тему

Сончик Надежда Владимировна

1. Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Педагоги и психологи, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и для того, когда ребёнок вырастет, ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Следовательно, нашу цепочку можно дополнить. Мелкая моторика – речь – восприятие – высшие психические функции (мышление, память, внимание). Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении всех этих действий газа помогают рукам Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте со вторым воспитателем, помощником воспитателя, родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_0_1.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

    1.           Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека, центры,  отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Педагоги и психологи, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и для того, когда ребёнок вырастет, ему  понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Следовательно,  нашу  цепочку  можно  дополнить. Мелкая моторика – речь – восприятие – высшие  психические  функции  (мышление,  память,  внимание).

Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении всех этих действий газа помогают рукам                                

     Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте со вторым воспитателем, помощником воспитателя, родителями.

Поставила следующие цели и задачи:

1.Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

2.Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

3.Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

-произвольное внимание;                                                                                                                                                  - логическое мышление;                                                                                                                                                   - зрительное и слуховое восприятие;                                                                                                                                                       - память, речь детей.

    Строя свою работу с детьми в I младшей группе,  познакомилась с работами по развитию мелкой моторики разных авторов, отметила, что одни из них отдают предпочтение штриховке и рисованию (Е.В. Черных, учитель  г.Москва), другие - теневому театру (А.В. Мельникова, г.Краснодар), третьи лепке, конструированию, (3.И. Богатеева, г.Ульяновск)...

         Я же использую в своей работе весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая ЛИЧНОСТЬ.                                                                                                                                                                                               Весь процесс моей работы (развитие мелкой моторики) представляет собой единую систему, которая постепенно усложняется, и при этом раскрываются многообразные связи предметной практической деятельности детей, его культуры, а также мир природы, окружающей среды. На занятиях у детей появляется возможность сосредоточить внимание, совершенствовать практические навыки.                                                                                                                  СИСТЕМА по развитию мелкой моторики у малышей, разработанная мною, состоит из трех этапов:

I этап - диагностический - включает проведение диагностики мелкой и крупной моторики.

II этап - это практические мероприятия по развитию мелкой моторики и включает в себя игровые упражнения, так как игра - это основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

III этап - анализ - включает анализ проведенной работы диагностический или практический.

    2.    Определив основное направление в работе, постоянно искала новые пути создания такой пространственно - предметной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулировали их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев.

         Анализируя   программу  первой младшей группы размышляя о том, каким должен быть дидактический и игровой материал, я постаралась создать для детей предметно - развивающую среду, с учётом их возрастных особенностей, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и др.  

        В  группе в свободном доступе  находится  множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики,  конструкторы разной формы, размеров, фактуры,  различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц,  вкладыши, пирамидки, несколько вариантов шнуровки, деревянные кубики. Также, в группе есть уголок драматизации  и театральной деятельности (пальчиковый театр, театр картинок для фланеллеграфа, театр сказок из кукол Би-Ба-Бо) ,прищепки для развития координации движений пальцев рук, клавиатура старого компьютера,  кнопочный  телефон для развития дифференцированных  движений  пальцев  рук, сухие  бассейны, наполненные  фасолью или горохом, для самомассажа кистей.

         Все материалы размещены на открытых полках, а сами материалы привлекательные, яркие. При этом взрослый объясняет, показывает, рассказывает, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья воспитанника.

              Одной из основных потребностей ребёнка 2-3 лет является потребность в движении. Нужно помочь детям совершенствовать ходьбу, учить преодолевать небольшие препятствия, ходить не только по ровной, но и по неровной поверхности; необходимо развивать умение лазить, подлезать, перелезать, приседать. Для этого в группе оборудован уголок, в котором имеются всевозможные материалы и оборудование:

- дорожки для хождения,

- модули, мягкие и твёрдые для перешагивания (кубики, валики),

- дуга для подлезания, тоннель.

            Для игр подобраны игрушки, в обращении с которыми необходимы различные движения. Это горка, мячи (большие и малые), обручи,  игрушки на колёсах, машинки, набор кеглей.

        Значение окружающей среды для детей раннего возраста сложно переоценить. Именно в этот период интенсивно развиваются центральная нервная система, анализаторы, с помощью которых ребенок получает разнообразную информацию из окружающего мира. Поэтому важно создать вокруг него атмосферу ярких впечатлений.

       Комфортной является среда, которая эстетически и функционально выдержана для пребывания в ней детей раннего возраста.     

 3.     Как правило, приемы развития мелкой моторики и методы развития мелкой моторики базируются на игре. Я уверенна что, решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. Работая по данной теме, я обратила внимание на то, что игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и активности детей.

Методы обучения:

  1. Показ действий.
  2.  Действия руками ребенка.
  3. Поэтапная словесная инструкция.
  4. Пальчиковые игры.
  5. Самостоятельные действия ребёнка.

Приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук:

1. Катать шарики из пластилина.

      2. Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше).

3. Перебирать крупы.

4. Собирать, складывать пирамидки.

5. Работать с вкладышами.                                                                                                                                                    6. Застёгивать пуговицы.

7. Завязывать, развязывать узлы.                                                                                                                      8.Пальчиковые игры.

Для развития и коррекции зрительно - пространственной ориентации имеются мелкие игрушки, пуговицы, камешки, ракушки, геометрические фигуры.

     Основными формами работы по развитию мелкой моторики  являются:  двигательные упражнения,  дидактические и подвижные (средней и малой подвижности) игры.

      Работу по развитию движений рук я провожу регулярно, я стараюсь, чтобы задания, предложенные мной, приносили детям радость, не допускаю скуки и переутомления, стараюсь вызвать у детей повышенный интерес,  положительные эмоции, помогаю  концентрировать внимание на учебной задаче.  

  Рассмотрим некоторые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук. Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

Начать можно с самомассажа - он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.

 Упражнения с крупой, зерновыми, зернобобовыми и семечками - развивают у детей логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно – моторную координацию, тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения детей.

Игры с песком - это одна из форм естественной деятельности ребенка. Использование песочной терапии позволяет совершенствовать координацию движений, мелкую моторику и ориентацию в пространстве; стимулирует интерес к занятиям; развивает речь; формирует представление об окружающем мире; «проигрывает» разнообразные жизненные ситуации, объясняет их смысл и способ поведения в них; стабилизирует психоэмоциональное состояние.

 Лепка - развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов и, кроме того, благотворно влияет на нервную систему.

 Рисование - способствует развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков. Рисование способствует развитию зрительно-двигательной координации, совершенствуется мелкая моторика кисти и пальцев рук.

                                                                                                                                                                         Шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

- способствуют развитию речи;

- развивают творческие способности.

В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это, в свою очередь, влияет на формирование головного мозга и становления речи.

Мячики - развивают активность и координацию движений. Мячики бывают из различного материала, разные по размерам, цвету, упругости, жесткости, могут  быть  гладкие  и  шершавые.

Игры с песком - это одна из форм естественной деятельности ребенка. Использование песочной терапии позволяет совершенствовать координацию движений, мелкую моторику и ориентацию в пространстве; стимулирует интерес к занятиям; развивает речь; формирует представление об окружающем мире; «проигрывает» разнообразные жизненные ситуации, объясняет их смысл и способ поведения в них; стабилизирует психоэмоциональное состояние.                                              

Пуговицы - открывают массу возможностей для развития умения сравнивать предметы по цвету и размеру.  Развивают у детей репродуктивное и творческое воображение, память, творческие способности, зрительно-моторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук.                                                                                                                                                                        Пирамидка – эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов.

Кубики - это не только развитие мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики.                                                                                                                                                         Пазлы - развивают внимание, сообразительность. Развивают комбинаторные способности ребенка и помогают освоить восприятие зрительных образов.

 Конструкторы и наборы строительных материалов  - эти игрушки способствуют интеллектуальному развитию детей, формированию способностей к техническому творчеству,  развивают моторику рук, создают в воображении  ребенка некие идеалы цветов и форм. Так же вовлекают наглядно-образное мышление и память.  

Рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка.                                                                   Кубы-сортёры – замечательная игрушка для раннего развития.  Ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям дети  развивают мелкую моторику пальцев рук, а также знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами.

Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка.                                                                                                           Игры с прищепками - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Цель  - научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное).                                                                                                                        Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.                                                                                                                                                                       Пальчиковые игры, пальчиковые куклы и куклы-перчатки:                                                        Детский фольклор дает  возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить к  народной поэзии. Благодаря этому еще долго до ознакомления со сказками и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.

    Что же относится к детскому фольклору?

Потешки – эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи.

Пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая:

-стимулирует развитие мелкой моторики;

-знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;

-помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);                                                                                                                                            -развивает воображение, память, мышление и внимание;

-помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;

-формирует творческие способности и артистические умения;

-знакомит с элементарными математическими понятиями.

  4.   Одним из важных направлений своей деятельности, я считаю тесное взаимодействие с семьями воспитанников, руководствуясь следующими нормативно-правовыми документами, регулирующих ответственность родителей, например,

- «Конвенция о правах ребенка» - ст.18.2, 18.3;

- «Закон об образовании» - ст. 15.7, 18.1, 18.3, 52.1, 52.3;

- «Семейный кодекс» - ст. 31.2, 31.3, 63.1. 63.2, 65.2;

- «Конституция РФ» - ст. 38.2.

      Родителей волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Большую роль в просвещении родителей играет наглядная информация. Местом размещения этой информации служит уголок для родителей. В своей группе я оформила стенд «Для вас, родители», здесь они могут найти информацию о различных  упражнениях для развития мелкой моторики рук, познакомиться с гимнастикой для рук, пальчиковой гимнастикой. Родители всегда могут увидеть, что делал ребенок в детском саду именно сегодня, узнать об успехах своего ребенка, прочитать советы воспитателя, на что нужно обратить внимание в той или иной деятельности в домашней обстановке. Содержание стенда я пополняю ежемесячно.

      В организации взаимодействия с семьями воспитанников, я руководствуюсь следующими принципами:

- Целенаправленность, систематичность, плановость.

- Дифференцированный подход к работе с родителями с   учетом многоаспектной специфики каждой семьи.

- Возрастной характер работы с родителями.                                                                                                                              - Доброжелательность, открытость.                                                                                                                                                                                                                                                                           

       С целью создания единого образовательного пространства  ДОУ  и семьи в начале каждого учебного года мною, разрабатывается перспективный план работы с родителями.

       После проведенной первой консультации на тему «Пальчиковые игры в развитии речи детей» родители в группу приобрели дидактический материал по сенсорике и развитию мелкой моторики. Также были проведены консультации на темы: «Подвижные игры для детей», «Пальчиковая гимнастика», «Как развить мелкую моторику в домашних условиях».

         В течение года для родителей выставлялось много ширм:                                                                                                         - «Наши пальчики»;

- «Пальчиковые игры для малышей»;

- «Упражнения для подвижности» и т.д.                                                                                                                                                              

        Для повышения эффективности занятий по развитию мелкой моторики, а так же с целью достижения более высоких результатов я  рекомендовала  родителям  использовать  методы и приемы, применяемые на занятиях в домашних условиях. С этой целью я рекомендовала предлагаемые в данной программе игры-опыты и игры-эксперименты, с помощью которых ребенок познает окружающий мир, получает необходимый сенсорный опыт, развивает мелкие группы мышц, а самое главное — ребенок обучается в общении с родителями и  через  родителей!                                                                                                                                                                       Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.                                                                                                  

        Цель работы:

· развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности;

· донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.

       Актуальной формой взаимодействия с родителями определена проектная совместная деятельность, где родители являются участниками образовательного процесса. На данном  практикуме, родителям, были предложены  различные  предметы:  пуговицы,   прищепки,  разнообразные   шнуровки,  емкости,   наполненные  горохом или фасолью.  Разносы  с  сыпучими материалами,  карандаши,  мозаика  и т.д.  Участвуя в проекте, цель которого направлена на создание условий для развития мелкой моторики пальцев рук у детей, родители изготовили игры, стимулирующие  ручную и пальцевую координацию.  

        В конце учебного года, подводя итог всей работы, отметила, что совместными усилиями мы добились, не плохих  результатов и пригласила на открытое занятие и праздник "До свидания ясли".

        В дальнейшем, чтобы работа велась планомерно необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями:

1.     Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики, которая положительно влияет на формирование познавательных процессов.

2.     Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики, а также по развитию речи.

Литература

Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974

Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка», М.,1973

Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родничок», 1999

Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007

Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. Издательство ЭКСМО, 2010

                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система комплексной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, приобретая хорошую подвижность, гибкость. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с...

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста как основы познавательно-речевого развития»

Все занятия с ребёнком должны приносить радость. Только в этом случае они принесут пользу и приучат всё исследовать и изучать. А это самое главное для развития ребёнка....

ГМО творческой группы воспитателя раннего возраста «Карапус» «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики».

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого по...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Конспект открытого занятия по ФЭМП во второе группе раннего возраста Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровой вид деятельности.Задачи:1) Обогащать сенсорный опыт детей;2) Обогащать пассивный словарь: «нанизывать»...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области       ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...