Викторина по сказкам А.С. Пушкина
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина .
Цель: Закрепить знания детей о сказках А.С.Пушкина. Закреплять умение выразительно читать отрывки из сказок. Развивать у детей творческие способности, умение создавать выразительные образы героев сказок, используя различные изобразительные техники. Воспитывать любовь к книге.
Предварительная работа:Чтение сказок А.С.Пушкина. Рисование героев сказок с использованием различных изобразительных техник. Заучивание отрывков из сказок. Организация выставки детских рисунков. Проведение отборочных туров в группах. Изготовление атрибутов и оформление панно «Лукоморье»
Ведущий: Уважаемые умники и умницы, а также болельщики! Уважаемые члены жюри!
Сегодня предметом нашего разговора станут всеми любимые сказки А.С. Пушкина.
А.С.Пушкин родился в 1799 году. В детстве у него была няня Арина Родионовна. И часто маленький Саша слушал сказки, которые Арина Родионовна слышала от других или сочиняла сама. Ее рассказы оказали глубокое впечаление на Сашу и отразились в его дальнейшем творчестве. Он написал 7 сказок и много стихотворений.
Много сказок сочинил,
В Лукоморье путь открыл
В страну, где с чудесами,
Встречаемся мы с вами.
Какие чудеса мы встречаем в Лукоморье?
( Дети подходят к панно и читают отрывок « У Лукоморья...»из вступления к поэме «Руслан и Людмила).
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо- песнь заводит,
Налево- сказки говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет,
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Готовясь к этой викторине каждый из вас не один раз перечитывал книги этого автора,
вы заучивали отрывки, волновавшие вашу душу, вы рисовали различных героев,
драматизировали отдельные сценки.
Сегодняшний финал игры продемонстрирует, насколько вы помниите подроб-
ности сказок. В финале игры вас, ребята, ждет сюрприз — необычный сундучок.
Тот, кто оличится на сегодняшней викторине и даст наибольшее количество правильных
ответов, получит возможность открыть «этот сундучок» и показать, что там спрятано . Но...
Стоит под дубом сундучок
И закрыт он на замок,
Что же в нем, как узнать?
Где же ключик отыскать?
(Входит царевна Лебедь.)
Царевна Лебедь:
Я царевна из сказки известной.
Сказки волшебной и интересной
В этом сундучке подарок для детей. Но случилась беда. На меня напал коршун, и я уронила
ключик в синее море.
Вед: Что же делать, как нам быть,
Как нам сундучок открыть.
Царевна Лебедь:
Не тужите, не печальтесь
В путь-дорогу отправляйтесь.
Ключик нелегко найти.
Будет трудно вам в пути.
Мне на остров свой пора.
До свиданья, детвора! (Уходит)
Ведущий: Ребята, я думаю,нам помогут те, кто хорошо знает сказки А.С. Пушкина.
(приглашает тех детей, которые в группах прошли отборочные туры
и с медалями «Умник» или «Умница» прибыли на финал игры)
Что ж, ребята. Путь далек,
Поплывем мы на восток.
(Разминка для всех)
Ветер по морю гуляет (поднимают руки через стороны вверх)
И кораблик подгоняет(помахивают руками)
Он бежит себе в волнах(сцепляют пальцы в замок)
На раздутых парусах (опускают руки)
Мимо острова крутого (расцепляют руки , садятся на корточки)
Мимо города большого (встают)
Пушки с пристани палят (хлопают)
Кораблю пристать велят (топают).
(ведущий напоминает правила игры, игра начинается)
Вопросы для финального тура.
Какие сказки Пушкина вы знаете?
Вспомните сказку с самым длинным названием?( Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне
Лебеди)
Как мы привыкли называть эту сказку?
Отгадайте, из каких сказок эти строки?
Ветер, ветер! Ты могуч.
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного. (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
2.Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно — золотисто
Будто медом налилось!
Видно семечки насквозь.(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
3.Вот пошел он к синему морю:
Видит,- море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила
«Чего тебе надобно, старче?» (Сказка о рыбаке и рыбке)
4. «Ты, бесенок, еще молоденек,
Со мною тягаться слабенек;
Это было б лишь времени трата.
Обгони-ка сперва моего брата.
Раз-два-три! Догоняй-ка»
Пустились бесенок и зайка:
Бесенок по берегу морскому.
А зайка в лесок до дому. ( Сказка о попе и работнике его Балде)
5. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
« Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки- царя
Родила богатыря» ( Сказка о царе Салтане)
6. Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лёжа на боку!» (Сказка о золотом петушке)
Подберите рифму:
Ветер весело шумит,
Судно весело ......( бежит)
Мимо острова Буяна
В царство славного ..... (Салтана).
И желанная страна
Вот уж издали ......... (видна)
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный ......( рожок)!
Ты встаешь во тьме глубокой
Светлолицый ....... (светлоокой).
И обычай твой любя
Звезды смотрят ........ (на тебя).
И молва трезвонить стала:
Дочка царская............. (пропала).
Час обеда приближался
Топот по двору ......... (раздался)
Входят семь богатырей
Семь румяных .........( усачей)
Царь с царицею простился
В путь-дорогу .......( снарядился)
И царица у окна
Села ждать его.......( одна)
Ответьте на вопросы и назовите сказку.
1.Какого роста родился князь Гвидон? (Аршин, что по старым русским меркам означало- длина руки от конца пальцев до плеча «Сына бог им дал в аршин»,
«Сказка о царе Салтане»)
2.Какой предмет получила в приданое гордая, своенравная, ревнивая царица.
(Говорящее зеркальце, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
3.Сколько лет прожили вместе в ветхой землянке старик и старуха? (Тридцать три года «Сказка о рыбаке и рыбке»)
4.Кто подарил царю Дадону золотого петушка.? (Звездочет «Сказка о золотом петушке)
5. С кем наперегонки бегал бесенок вокруг моря? (С зайкой, « Сказка о попе и ра ботнике его Балде»)
6.В этой сказке одна сестра стала царицей, другая-ткачихой, а третья-кем? ( Поварихой . Да, царь так и сказал сестрам: Будь одна из вас ткачиха, а другая-повариха)
7. Как звали собаку семи богатырей? (Соколко )
8.Сколько раз закидывал невод в море старик? (три раза)
9.С чем пришел невод в первый, второй и третий раз? (в первый раз- с тиной,
во второй- с травой морской, в третий- с золотой рыбкой.)
10.Как в сказке море отзывается на жадность старухи? (помутилось, неспокойно,
почернело, на море черная буря).
11.Как золотая рыбка проучила старуху? (старуха осталась у разбитого корыта).
12. Какую службу должен был исполнять петушок? (Стеречь границы царя и подавать сигнал, если вдруг на него нападут враги)
13. Куда хотел закинуть Балда палку, данную бесенком? (за тучу)
14.Кто верный сторож царя Дадона? (Петушок)
15.Князь Гвидон в сказке три раза превращался в насекомых, назовите каких? (В муху, комара, шмеля).
16. Царевна Лебедь выполняет по желанию князя Гвидона 3 чуда. Назовите эти
чудеса?(1-е: Белка песенки поет, да орешки все грызет, а орешки непростые все
скорлупки золотые.2-е: В чешуе, как жар горя тридцать три богатыря.3-е: Лебедь
обернулась царевной «Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит»)
17.К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты. (К солнцу, месяцу и ветру)
18.Кем хотела стать старуха? (столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей
морскою)
Кто и из какой сказки говорит такие слова:
Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? (Царица из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях.»)
Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках. (Старуха.Сказка о рыбаке и рыбке).
Посмотрим, какова у тебя сила.
Видишь, там сивая кобыла?
Кобылу подними-тка ты,
Да снеси ее полверсты;
Снесешь кобылу, оброк уж твой;
Не снесешь кобылу, ан будет он мой.(Балда. Сказка о попе и работнике его Балде
Расскажите начало сказок.
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Сказка о рыбаке и рыбке.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Сказка о попе и работнике его балде.
Жил-был поп, толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда.
Идет сам не зная куда.
Сказка о царе Салтане.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Сказка о золотом петушке.
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Ведущий: С последними участниками игра: «Золотая рыбка»
(На ковре лежит лист бумаги, изображающий море, в котором плавают
рыбки, каждая со своим номером на хвостике рыбки. Вы должны удочкой поймать
рыбку и найти на столе карточку с заданием под таким же номером, как у вашей
рыбки. Мы прочитаем вопрос , а вы должны будете на него ответить и напечатать на
карточке ответ.)
Вопросы: 1. Исполнитель песни « Во саду ли в огороде» (Белка)
2.Место встречи попа с Балдой.(Базар)
3.Чем отравилась молодая царевна?(Яблоко)
4.Злой своенравный персонаж из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»
(Старуха)
5. Как звали находчивого трудолюбивого работника в одной из сказок Пушкина. (Балда)
6. Кличка собаки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»(Соколко)
7.Название острова мимо которого проплывали корабельщики. (Буяна)
8.Имя жениха молодой царевны в «Сказке о мертвой царевне и семи
богатырях» (Елисей)
Назовите из какой сказки предметы?
В коробке лежат предметы (Орех, шапка звездочета, яблоко, рыбка, месяц, зеркало)
В какую сказку мы попали?
Посмотрите: ель стоит,
А под ней орех лежит.
А орешек не простой,
С золотою скорлупой,
В какую сказку мы попали.( Сказка о царе Салтане)
Зачем князь Гвидон обернулся комаром? Куда он полетел? Кого хотел повидать?
Как случилось, что царица и ее сын оказались на волшебном острове? Кто обмаывал
царя Салтана? Кто рассказал царю Салтану о чудесном острове Гвидона? О каких чудесах
рассказали царю купцы?
Зеркало волшебное на столе лежит,
С ним его хозяйка сердито говорит.
В какую сказку мы попали? (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.)
Как случилось, что царевна оказалась одна в лесу? Кто приютил царевну в своем тереме
Как жилось царевне у богатырей? Как царица хотела погубить царевну? Кто отправился на
поиски царевны? У кого царевич Елисей просил помощи? Кто сказал царевичу , где находится царевна? Как царевич разбудил царевну?
Вышли мы на берег моря,
Ходят волны на просторе,
Рыбка в море уплывает,
Только хвостиком виляет.
В какую сказку мы попали? ( Сказка о рыбаке и рыбке)
Что произошло, когда старик рассказал старухе о своем улове? Что сказала старуха?
Чем закончилась сказка?
(подсчитывается количество фишек)
Выигравший открывает сундучок и получает в подарок книгу. Остальные учас
тники, занявшие второе и третье место получают дипломы Знатоков сказок Пушкина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-викторина по сказкам А.С.Пушкина "У лукоморья"А.С.Пушкин
Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста...
Викторина по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» для детей старшего дошкольного возраста
Викторина по сказке А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане.."...
Литературная викторина по сказке А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане" 2016
Познавательное мероприятие, с расширенной словарной работой, применением ИКТ и театрализации....
Литературная игра - викторина по сказкам А.С. Пушкина "Что за прелесть, эти сказки..."
В последние годы наблюдаются серьезные трудности в формировании устной связной речи у детей, в силу снижения их общего речевого развития. У детей часто возникают сложности с последо...
Литературная игра – викторина по сказкам А. С.Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!»
Обобщить знания детей о творчестве А.С. Пушкина посредством игры – викторины: прививать интерес детей к творчеству русских поэтов, показать удивительный мир сказок А.С.Пушкина их мудрость и крас...
Игра-викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки» для детей старшего дошкольного возраста
Игра-викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки» для детей старшего дошкольного возраста...
Викторина по сказкам А. С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста «Наши любимые сказки»
Цель: формирование интереса к творчеству А. С. Пушкина.Задачи:1. Проверить знание детьми сказок А. С. Пушкина.2. Расширить кругозор воспитанников.3. Развивать внимание, память, речь и м...