Литературная игра - викторина по сказкам А.С. Пушкина "Что за прелесть, эти сказки..."
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
В последние годы наблюдаются серьезные трудности в формировании устной связной речи у детей, в силу снижения их общего речевого развития. У детей часто возникают сложности с последовательностью составления рассказа о событиях личной жизни, пересказом литературных произведений, составлением рассказа по сюжетным картинкам, что в последующем может сказаться на проблемах в школьном обучении ребенка, его успеваемости. Слаборазвитые творческие способности не дают в полной мере открыть внутренний потенциал ребенка, проявить свои задатки и способности.
Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является А.С.Пушкин. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Сегодня поэзия Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения и сопровождают юного читателя в течении многих лет его взросления. Трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 799.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная игра - викторина по сказкам А.С. Пушкина
Тема Что за прелесть, эти сказки!
Возраст участников: 6-7лет
Количество детей: 12 чел.
Длительность: 40 минут
Цель: Систематизировать и обобщить знания детей о творчестве А.С. Пушкина посредством игры - викторины; прививать интерес детей к творчеству русских поэтов. воспитывать чувство любви, уважения к творчеству А.С. Пушкина показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
Задачи:
1. Формировать связную речь детей, обогащать словарь: развивать у детей умение выразительно читать отрывки из сказок, грамотно и аргументированно отвечать на вопросы.
2. Расширить кругозор детей, поощрять любознательность и познавательную активность.
3. Развивать внимание, память и мышление, слуховое и зрительное восприятие.
4. Учить передавать эмоции в движении, находить средства выражения образа в мимике и жестах, чувствовать взаимосвязь стихов, музыки и танца.
5. Учить инсценировать эпизоды сказок, развивать артистические, творческие способности.
6. Воспитывать доброжелательные отношения в коллективе. умение детей работать в команде,
Предварительная работа:
1. Чтение сказок А. С. Пушкина.
2. Изготовление масок и элементов костюмов для игр – драматизаций, подготовка сказочных атрибутов и декораций.
3. Заучивание наизусть некоторых эпизодов из сказок с использованием мнемотехнических приёмов и картинного плана.
4. Знакомство с биографией писателя – историями из его жизни и творчеством.
5. Рисование детьми эпизодов из сказок, лепка героев
Оборудование:
1. Портрет А. С. Пушкина.
2. Выставка книг.
3. Иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина, разрезанные на части, для двух команд.
4. Атрибуты для подвижной игры: коробочки от шоколадных Киндер- яиц, внутри которых находятся разные пластиковые кристаллы (12 штук)
5. Волчок для игры со стрелкой и игровое поле, разделенное на сектора, а также конверты с заданиями (8 штук)
6. «Черный ящик» с вещами: зеркало, яблоко, рыба, веревка, корона, петушок.
7. Таблицы с «заколдованными словами» (2 штуки) и 2 чистые таблицы для написания слов деьми.
8. Два конверта со словами – архаизмами и картинки к ним.
9. Презентация - викторина «Что за прелесть, эти сказки…»
Используемые современные образовательные технологии: ТРИЗ, мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, ИКТ
Примерный ход совместной деятельности:
Ведущий:
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок, великого русского поэта, А. С. Пушкина (показ портрета). А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года, в Москве.(презентация) Его воспитывала няня Арина Родионовна. Она была искусной сказочницей и рассказчицей. Она часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые она слышала или сочиняла сама. Её исполнение очаровало будущего великого поэта. В период своего творчества он написал 7 сказок и много стихотворений. И сейчас мы с вами поговорим о творчестве этого великого поэта. Вспомним его сказки и проведем викторину по этим сказкам.
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
Сегодняшнее состязание будет проходить между двумя командами: "Золотая рыбка" и командой "Золотой петушок".
И я предлагаю начать с представления команд…
Дети (хором): Мы команда «Золотая рыбка» наш девиз:
Мы рыбки золотые - мы весело живём
Мы сказки любим - их читаем
И к победе точно приплывём.
Дети (хором): Мы команда «Золотой петушок» наш девиз:
Вот петушок золотой -
Он весёлый озорной!
Любит книжки он читать.
Ведущий: Также нам необходимо выбрать капитанов команд, это должны быть надежные и знающие игроки – на которых возложена важная миссия представлять интересы своей команды в индивидуальных конкурсах и отстаивать ее право называться победителем викторины (дети выбирают капитанов в своих командах).
Ведущий: За каждый правильный ответ команда получает призовые жетоны - очки, а в конце викторины мы подсчитаем, полученные вами в ходе игры очки и определим победителей – настоящих знатоков сказок А.С. Пушкина
Итак… начнём…. (команды рассаживаются за свои промаркированные столы)
Ведущий: А начнем мы игру с разминки для команд, в ходе которой мы все настроимся на игру и поднимем друг другу настроение…
Сейчас я буду зачитывать вам отрывки из сказок А.С. Пушкина, а ваша задача – назвать недостающее слово в конце стихотворной строки. Кто знает нужное слово – поднимает руку.
Игра - разминка «Подскажи словечко»
Ведущий | Дети |
Ветер весело шумит Судно весело… | бежит |
Мимо острова Буяна В царство славного… | Салтана |
Месяц,месяц,мой дружок, Позолоченный… | рожок |
И молва трезвонить стала Дочка царская… | пропала |
Жил старик со своею старухой У самого синего… | моря |
Родила царица в ночь не то сына, не то дочь; Не мышонка, не лягушку, а неведому… | зверюшку |
И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи… | кругом |
Белка песенки поет, да орешки все… | грызёт |
Нужен мне работник: повар, конюх и… | плотник |
Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка… | петушка |
Ведущий: Для того чтобы определить какое задание будет следующим – необходимо подойти к волчку, раскрутить его и когда он остановится - по стрелке выбрать указанный конверт (ребенок раскручивает волчок).
Ведущий: Итак, следующее задание называется «Из какой сказки отрывок?» Я буду зачитывать вам отрывок из сказки А.С. Пушкина, а вы должны будете узнать эту сказку по нескольким строчкам и правильно назвать её. Вопросы будут задаваться мной по очереди каждой команде… и за правильный ответ даётся 1 жетон.
Ведущий | Дети |
«Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком… | «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди». |
«Свет мой, зеркальце! Скажи и всю правду доложи…» | «Сказка о спящей царевне и семи богатырях» |
«Год, другой проходит мирно. Петушок сидит все смирно» | «Сказка о Золотом петушке» |
«Воротился старик домой. На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто…» | «Сказка о рыбаке и рыбке» |
«Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет». | «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди». |
«Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе. Не видал ли где царевны?...» | «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» |
«Вот пошел он к синему морю; Видит, море слегка разыгралось Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила «Чего тебе надобно, старче?...» | «Сказка о рыбаке и рыбке» |
«Соку спелого полно, Так свежо и так душисто, Так румяно - золотисто Будто медом налилось! Видно семечки насквозь…» | «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» |
Ведущий: Молодцы, а теперь давайте раскрутим волчок и узнаем – какое следующее задание…
Ведущий: Следующее задание называется «Собери картинку» У вас на столах лежит разрезанная картинка – это иллюстрация к сказке А.С. Пушкина, а вам необходимо разрезанные фрагменты собрать и назвать героев, изображенных на иллюстрации и определить из какой они сказки. Та команда, которая быстрее всех справиться с заданием получит 2 жетона, а команда, которая последней соберет свою иллюстрацию, получит 1 жетон. Однако, команды могут заработать дополнительное очко, если инсценируют и озвучат изображённый на картинке эпизод сказки.
Задание команде «Золотая рыбка» | Задание команде «Золотой петушок |
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди». | «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» |
Ведущий: Отлично справились с заданием, а теперь давайте раскрутим волчок и узнаем – какое следующее задание…
Ведущий: Следующее задание называется «Скажи по-другому» В сказках А.С. Пушкина часто встречаются странные слова – мы их называем устаревшими, потому что эти слова не употребляются сейчас в современном языке.
Ведущий: Ребята, а почему эти слова называют устаревшими? (ответы детей)
Ведущий: Да, правильно - жизнь людей постоянно меняется и со временем уходят из обихода какие-то предметы, явления. А слова, которые они обозначали, постепенно забываются, устаревают. А.С. Пушкин жил в 19 веке – очень давно и не удивительно, что в его произведениях часто встречаются слова – архаизмы, устаревшие слова и выражения. На занятиях мы рассматривали некоторые из них и пытались найти им современное объяснение. В данном задании командам буду предложены несколько устаревших слов – а вам необходимо будет прочитать их и подобрать картинку – объясняющую их значение.
НЕВОД | Жил старик со своею старухой («Сказка о рыбаке и рыбке») | |
ПЕРСТ | И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищёлкивать перстами. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») | |
СТАРЧЕ | Стал он кликать золотую рыбку, («Сказка о рыбаке и рыбке») | |
УСТА | ||
ЧЕЛО | ||
ОЧИ | На него старуха не взглянула, Лишь с очей прогнать его велела. («Сказка о рыбаке и рыбке») |
Ведущий: Молодцы, а теперь давайте раскрутим волчок и узнаем – какое следующее задание…
Ведущий: Задание следующее называется «Заколдованное слово»
Перед вами лежит таблица, на которой перепутались в слове все буквы, однако у каждой буквы есть цифра и если все буквы поставить по порядку в соответствии с
цифрами, то можно будет прочитать и расколдовать слово. (дети берут фломастеры и
пишут слово – правильно записывая буквы над цифрами от 1 до 7 - на желтом поле)
Ц | Р | Н | А | В | А | Е |
1 | 3 | 6 | 2 | 5 | 7 | 4 |
Т | Р | С | А | Х | А | У |
2 | 4 | 1 | 7 | 6 | 3 | 5 |
Таблица для заполнения детьми | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ведущий: Итак, какое слово было зашифровано у команды «Золотая рыбка»?
Дети: ЦАРЕВНА
Ведущий: Итак, какое слово было зашифровано у команды «Золотой петушок»?
Дети: СТАРУХА
Ведущий: Отлично справились с заданием, а теперь давайте раскрутим волчок и узнаем – какое следующее задание…
Ведущий : А следующее задание – соревнование «Собери орешки»
…Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд …
(на столе перед командами ведерко с футлярами от шоколадных Киндер- яиц, внутри которых находятся разные пластиковые кристаллы)
Ведущий: Ребята, ваша задача по очереди добежать до стола, раскрыть орешек, скорлупки сложить в одно ведро, а ядрышки в другое. Команда, которая соберёт больше ядрышек - изумрудов получит 2 жетона, вторая -1жетон. Однако, команда может заработать дополнительное очко, если исполнит вместе с белочкой зажигательный народный танец по песню «Во саду ли, в огороде….»
Ведущий: Молодцы, а теперь давайте раскрутим волчок и узнаем – какое следующее задание…
Ведущий: К участию в следующем конкурсе приглашаются капитаны команд , так как это конкурс капитанов «Вопрос – ответ»
За каждый правильный ответ капитана на вопрос – его команда получает по 2 очка. Я буду задавать капитанам вопросы по очереди, а они должны будут дать ответ на вопрос, а если ответ капитан дать не может, то у него есть возможность один раз обратиться за помощью к команде и в этом случае за правильный ответ капитан получает лишь 1 очко, также 1 очко даётся за неточный ответ. А если ответа не знает и команда, то вопрос адресуется команде соперников.
Ведущий | Дети |
Какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу? | «Свет мой, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?» |
Что кричал петушок, сидя на спице? | «Ки-ри-ку-ку. Царствуй лежа на боку!» |
Что молвила третья сестрица? | «Я б для батюшки царя родила богатыря». |
Что говорила Золотая рыбка, когда старик ее поймал? | «Отпусти ты, старче, меня в море, Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь, чем только пожелаешь» |
Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане»? | «Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком» |
Какими словами обращается старик к Золотой рыбке? | «Смилуйся, государыня, рыбка!» |
Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? | «Жил старик со своею старухой. У самого синего моря» |
Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане»? | «Я там был, мед, пиво пил – И усы лишь обмочил». |
Ведущий: Молодцы, а теперь давайте раскрутим волчок и узнаем – какое следующее задание…
Ведущий: Следующее задание называется «Стихотворение по цепочке»
Для этого конкурса две команды должны выстроиться друг против друга и рассказывать отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» - «У Лукоморья дуб зеленый…» друг за другом «по цепочке», передавая мешочек от одной команды к другой. Перед вам на мольберте закреплена мнемо-таблица к этому стихотворению, и вы можете ею пользоваться, если забыли как продолжить…(дети по сигналу и берут из мешочка камешек, если не допустил ошибку при прочтении своего отрывка – и так рассказывают весь отрывок до конца). Команды получают столько жетонов за этот конкурс – сколько камешков они наберут…
Ведущий: Очень хорошо, а теперь давайте раскрутим волчок и узнаем – какое следующее задание…
Ведущий: Итак, задание - «Волшебный мешочек». Сейчас членам команд по очереди предстоит достать из «Волшебного мешочка» по одному предмету, и назвать из какой он сказки и какому герою принадлежит.
Предметы:
Яблоко («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)
Зеркало («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)
Веревка («Сказка о попе и его работнике Балде»)
Ведущий: Отлично справились с заданием, а теперь давайте раскрутим волчок и узнаем – какое следующее задание…
Ведущий : А следующее задание – «Знатоки сказок»
Перед командами в конвертах находятся иллюстрации к разным сказкам А.С. Пушкина. У команды «Золотая рыбка» к «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди», а у команды «Золотой петушок» к «Сказке о рыбаке и рыбке». Откройте конверты и рассмотрите иллюстрации – ваша задача разложить их по порядку, в соответствии с содержанием произведения. (Одна команда раскладывает по порядку картинки, на которых изображены дары Золотой рыбки, о которых просила жадная старуха; а другая команда находит правильную последовательность среди всех чудес прекрасной царевны Лебеди, которые она явила молодому царевичу Гвидону)
Подведение итогов.
Ведущий: Наша викторина подошла к концу. Давайте подсчитаем, сколько жетонов набрала каждая команда (подсчет жетонов). Команды набрали примерно равное количество жетонов, а это значит, что победила дружба! Значит, всем вам полагается сладкий приз (дети получают в подарок петушки на палочке – конфеты леденцы).
Ведущий: Ребята, вам понравилась наша сегодняшняя викторина? (ответы детей)
Тогда, отгадайте загадку:
Что за дерево такое -
Уродилось в Лукоморье
Ходит котик по нему
Сказки говорит ему?
Дети: Дуб
Ведущий: Правильно, молодцы! Ребята, посмотрите, на нашем дубе нет ни одного листочка. Давайте его украсим. Но запомните, если вы возьмёте зелёный лист, то это значит что вам участвовать в викторине понравилось, красный – не понравилось. (дети берут листочки и закрепляют их на дереве – оценивают результат)
Ведущий: Что вам больше всего понравилось и запомнилось? (ответы детей)
А мне понравилось проводить эту викторину для вас. Вы большие молодцы, хорошо знаете сказки А. С. Пушкина и отлично справились со всеми заданиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина во второй младшей группе "Что за прелесть, эти сказки"
Викторина "Что за предлесть, эти сказки"...
Викторина для детей младшего возраста « Что за прелесть, эти сказки!».
Вспомнить с детьми героев знакомых русских сказок...
Викторина для детей младшего возраста « Что за прелесть, эти сказки!»
С помощью различных приемов помочь детям вспомнить название и содержание сказок, прочитанных ранее. ...
Литературная игра-викторина для дошкольников "Угадай сказку"
Данный конспект литературной игры-викторины поможет воспитателям при подготовке и проведении досуговых мероприятий с дошкольниками...
Литературная игра-викторина "Знатоки русской народной сказки"
Конспект игры-викторины для детей старшего возраста...
Литературная игра – викторина по сказкам А. С.Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!»
Обобщить знания детей о творчестве А.С. Пушкина посредством игры – викторины: прививать интерес детей к творчеству русских поэтов, показать удивительный мир сказок А.С.Пушкина их мудрость и крас...
Игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у сказки"
Презентация Игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста " В гостях у сказки". Игра-викторина даёт возможность в игровой форме развить у детей умение систематизировать ...