Литературная викторина по сказке А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане" 2016
методическая разработка по развитию речи
Познавательное мероприятие, с расширенной словарной работой, применением ИКТ и театрализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literat._viktorina.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА
(для детей 6-7 лет)
Ведущий.
Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы подготовили для вас литературную викторину по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Давайте поприветствуем участников сегодняшнего мероприятия. Это – ребята подготовительной группы №9 ДОУ №9 г. Сосногорска и ребята подготовительной группы №5 ДОУ №9 г. Сосногорска.
Участники проходят на свои места.
Ведущий.
Давайте сначала представимся нашим зрителям.
Ведущий поочерёдно обращается к одной и другой командам, дети произносят своё приветствие и все вместе говорят девиз.
Ведущий.
А теперь давайте поговорим о сказке. Мы с вами привыкли называть её «Сказкой о царе Салтане». А на самом деле у неё длинное и подробное название. Кто сможет сказать полное название сказки?
Отвечают желающие, возможно и из зрительного зала. За правильный ответ – фишка.
Ведущий.
А вы знаете, как случилось, что А.С.Пушкин написал эту сказку? Послушайте историю про это.
У Александра Пушкина, молодого человека, поэта, был друг – Алексей Жуковский, тоже поэт. И вот однажды они, как хорошие и весёлые друзья поспорили, у кого сказка получится интереснее. Они вместе придумали сюжет для сказки, а потом каждый из них сочинил свою. То есть сказки получились про одно и то же, но написаны были по-разному. Как вы думаете, чья же сказка получилась лучше, интереснее? Да, у Александра Пушкина, он выиграл спор. И потом А.С.Пушкин, почувствовав себя признанным сказочником, написал много сказок. Это и «Сказка о рыбаке и рыбке», и «Сказка о золотом петушке», и «Сказка о Попе и его работнике Балде», и, конечно же, замечательная сказка о царе Салтане».
Эта сказка так понравилась не только детям, но и взрослым, что самые знаменитые художники стали рисовать иллюстрации к ней, а композитор Римский-Корсаков написал по ней прекрасную оперу, - это музыкальный спектакль, где сказку не рассказывают, а поют. А для самых маленьких был создан мультфильм, который тоже назвали «Сказка о царе Салтане».
Давайте мы сейчас с вами вместе посмотрим маленький отрывок из него – самое начало сказки.
Демонстрация отрывка из мультфильма.
Ведущий.
Вот так началась история про князя Гвидона и его приключения. Потом случилось много интересного и волшебного, в сказке много различных персонажей. Есть в ней нейтральные герои – не добрые и не злые, - а просто действующие лица. Например, гости.
Пристают к заставе гости,
Князь Гвидон зовёт их в гости.
Их он кормит, и поит,
И ответ держать велит.
Но есть персонажи и с ярко выраженным характером, которые совершают добрые или злые поступки. И сейчас я предлагаю участникам нашей викторины вспомнить их.
Задание первое.
Одна команда называет положительных героев, объясняет про кого-нибудь одного, почему они так считают, - другая про отрицательных, тоже с объяснением.
Положительные: Отрицательные:
- Князь Гвидон 1. Повариха
- Царь Салтан 2. Ткачиха
- Царица-мать 3. Бабариха
- Царевна Лебедь 4. Коршун
За правильные ответы – по фишке.
Ведущий.
Молодцы, ребята, - хорошие ответы. Но, в этой сказке не только много персонажей, но и часто встречаются не совсем понятные слова, какие-то сказочные, загадочные. Вы понимаете, что обозначают такие слова? Всё ли вам понятно? Тогда для вас другое задание.
Задание второе.
Команды по-очереди объясняют значение устаревших слов.
Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки царя
Родила богатыря.
(говорила, сказала)
Здравствуй, красная девица, -
Говорит он, - будь царица…
(красивая)
Вот открыл царевич очи;
Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой.
(глаза)
В муху князь оборотился,
Полетел и опустился
Между моря и небес
На корабль…
(превратился)
За правильные ответы – по фишке.
Ведущий.
Молодцы. Это хорошо, что вы понимаете необычный сказочный язык А.С.Пушкина. А память у вас хорошая? Хорошо ли вы помните всю сказку? Тогда попробуем выполнить другое задание. Я нарисовала для вас шесть картинок. Что там изображено – вы сейчас увидите. Но, для этого надо кое-что вспомнить.
Задание третье.
Одна команда называет и располагает по порядку трёх насекомых, в которых превращался князь Гвидон, другая – три чуда, которые ему подарила Царевна Лебедь.
За правильные ответы – по фишке.
Ведущий.
Знаете, ребята, а у меня тоже хорошая память. Вот я, например, могу вспомнить наизусть любой отрывок из этой сказки. Хотите послушать? – Пожалуйста. Правда, если я немножко ошибусь, вы поправьте меня, ладно?
Задание четвёртое.
Дети обеих команд по-очереди должны исправить «ошибки».
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому подушку.
(зверюшку).
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю поёт.
(плывёт).
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых волосах.
(парусах).
Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Все скорлупки (молодые)
(золотые).
Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш холодец.
(удалец).
Да, такая есть девица,
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнёшь
Да за пояс не заснёшь.
(заткнёшь).
И - для зрителей:
Говорит он, - вижу я:
Лебедь чешется моя.
(тешится).
За правильные ответы – по фишке.
Ведущий.
Умнички, хорошо сказку помните, - лучше чем я.
А помните ливы, я вам говорила, что композитор Римский-Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане»? В ней не только поют эту сказку, но и звучит очень выразительная музыка. Вот сейчас мы с вами послушаем из неё отрывки. Первый отрывок называется «Полёт шмеля» - это когда князь Гвидон превратился в шмеля и полетел в третий раз на корабль, чтобы посмотреть на царя Салтана, своего отца. Один из вас, самый смелый изобразит нам шмеля.
А второй отрывок называется просто «Белка».
Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт.
Да при всём честном народе – «Во саду ли, в огороде».
Смелый ребёнок из другой команды изобразит нам, как танцует белка.
Задание пятое.
Звучат музыкальные отрывки, дети выполняют изобразительные движения.
Обеим командам – по фишке.
Ведущий.
Вот спасибо, у вас хорошо получилось, почти как у настоящих артистов.
А теперь я предлагаю вам посмотреть, какие красивые рисунки рисовали художники к сказке А.С.Пушкина. Надо хорошо рассмотреть рисунок и сказать, что на нём изображено, какой фрагмент из сказки.
Задание шестое.
На экране высвечиваются поочерёдно иллюстрации Бибикова, Васнецова, Конашевича. Команды по-очереди делают к ним комментарии.
За правильные ответы – по фишке.
Ведущий.
Ну что сказать – молодцы! Интересная сказка, правда?
Эта сказка нравится и нашим родителям, и детям. Нашим детям она понравилась настолько, что они даже выучили и инсценировали отрывок из неё. И сейчас они покажут вам то, что у них получилось.
А пока ребята готовятся и переодеваются, я хочу вас спросить: «Как вы думаете, поэтом быть просто?» А давайте попробуем сами сочинять стихи – поиграем в «Рифму»!
Проводится игра со зрителями.
Антошка – гармошка
Белка – стрелка
Мишка – книжка
Кружка – подушка
Фисташка – ромашка
Лошадка – тетрадка
Комарик – фонарик
Печка – свечка
Котлетка – конфетка
Рыбка – улыбка
Молодцы, у вас хорошо получается. Ну, а теперь – сказка.
Сценка – фрагмент из «Сказки о царе Салтане» в исполнении детей.
Ведущий.
Спасибо нашим артистам за выступление, нам очень понравилось.
А наша викторина подходит к концу. Как же нам подвести итоги, ведь у нас было две команды, - кто же победил? Давайте посчитаем фишки.
Производится подсчёт фишек, объявляется результат, любым способом – ничья.
Ведущий.
Хороший у нас с вами получился результат. А почему? Потому что мы с вами не только умные, но и добрые дети. А кто нас учит добру? Правильно, мамы, папы, дедушки, бабушки и ещё – добрые книги.
Напомните мне, чему нас учит «Сказка о царе Салтане?»
(что нельзя обманывать, что надо быть честным
и делать добрые дела).
А добрых людей в жизни обязательно ждёт счастье.
Мы от всей души желаем вам счастья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект литературной викторины по сказкам «В гостях у сказки»
Конспект литературной викторины по сказкам «В гостях у сказки» для старшей и подготовительной групп...
Педагогический проект: Литературная викторина «Знаток сказки» (по сказкам К.Чуковского).
Закрепить знание детей о прочитанных сказках К. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки. Развивать творческую инициативу, интерес к художественной литературе....
Литературная викторина по сказкам в старшей и подготовительной группе «Русские народные сказки»
Закреплять и уточнять знания детей о русских народных сказках....
Литературная викторина по сказкам «Наши любимые сказки».
Цель и задачи:Закрепить знание авторов литературных произведений. Закрепить знание названий литературных произведений, героев сказок.Развивать умение находить лишнего героя произведений.Развивать...
Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского «В гостях у сказки»
Расширить знания детей о творчестве о прочитанных произведениях К. И. Чуковского...
Литературная викторина по сказкам в подготовительной группе «Наши любимые сказки»
Литературная викторина на тему:"Наши любимые сказки"...
Литературная викторина по сказкам для детей среднего возраста "Путешествие по сказкам"
Формирование интереса у детей дошкольного возраста к русским народным сказкам...
- Мне нравится (1)