Литературная викторина по сказке А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане" 2016
методическая разработка по развитию речи

Лисинко Ольга Владимировна

Познавательное мероприятие, с расширенной словарной работой, применением ИКТ и театрализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literat._viktorina.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА

(для детей 6-7 лет)

Ведущий.

        Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня  мы подготовили для вас литературную викторину по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».

        Давайте поприветствуем участников сегодняшнего мероприятия. Это – ребята подготовительной группы №9 ДОУ №9 г. Сосногорска и ребята подготовительной группы №5  ДОУ №9 г. Сосногорска.

Участники проходят на свои места.

Ведущий.

        Давайте сначала представимся нашим зрителям.

Ведущий поочерёдно обращается к одной и другой командам, дети произносят своё приветствие и все вместе говорят девиз.

Ведущий.

        А теперь давайте поговорим о сказке. Мы с вами привыкли называть её «Сказкой о царе Салтане». А на самом деле у неё длинное и подробное название. Кто сможет сказать полное название сказки?

Отвечают желающие, возможно и из зрительного зала. За правильный ответ – фишка.

Ведущий.

        А вы знаете, как случилось, что А.С.Пушкин написал эту сказку? Послушайте историю про это.

        У Александра Пушкина, молодого человека, поэта, был друг – Алексей Жуковский, тоже поэт. И вот однажды они, как хорошие и весёлые друзья поспорили, у кого сказка получится интереснее.  Они вместе придумали сюжет для сказки, а потом каждый из них сочинил свою. То есть сказки получились про одно и то же, но написаны были по-разному. Как вы думаете, чья же сказка получилась лучше, интереснее? Да, у Александра Пушкина, он выиграл спор. И потом А.С.Пушкин, почувствовав себя признанным сказочником, написал много сказок. Это и «Сказка о рыбаке и рыбке», и «Сказка о золотом петушке», и «Сказка о Попе и его работнике Балде», и, конечно же, замечательная сказка о царе Салтане».

        Эта сказка так понравилась не только детям, но и взрослым, что самые знаменитые художники стали рисовать иллюстрации к ней, а композитор Римский-Корсаков написал по ней прекрасную оперу, - это музыкальный спектакль, где сказку не рассказывают, а поют. А для самых маленьких был создан мультфильм, который тоже назвали «Сказка о царе Салтане».

Давайте мы сейчас с вами вместе посмотрим маленький отрывок из него – самое начало сказки.

Демонстрация отрывка из мультфильма.

Ведущий.

        Вот так началась история про князя Гвидона и его приключения. Потом случилось много интересного и волшебного, в сказке много различных персонажей. Есть в ней нейтральные герои – не добрые и не злые, - а просто действующие лица. Например, гости.

        Пристают к заставе гости,

        Князь Гвидон зовёт их в гости.

        Их он кормит, и поит,

        И ответ держать велит.

        Но есть персонажи и с ярко выраженным характером, которые совершают добрые или злые поступки. И сейчас я предлагаю участникам нашей викторины вспомнить их.

Задание первое.

Одна команда называет положительных героев, объясняет про кого-нибудь одного, почему они так считают, - другая про отрицательных, тоже с объяснением.

Положительные:                                                 Отрицательные:

  1. Князь Гвидон                                               1. Повариха
  2. Царь Салтан                                                 2. Ткачиха
  3. Царица-мать                                                 3. Бабариха
  4. Царевна Лебедь                                           4. Коршун

За правильные ответы – по фишке.

Ведущий.

        Молодцы, ребята, - хорошие ответы. Но, в этой сказке не только много персонажей, но и часто встречаются не совсем понятные слова, какие-то сказочные, загадочные. Вы понимаете, что обозначают такие слова? Всё ли вам понятно? Тогда для вас другое задание.

Задание второе.

Команды по-очереди объясняют значение устаревших слов.

Кабы я была царица, -

Третья молвила сестрица, -

Я б для батюшки царя

Родила богатыря.  

                   (говорила, сказала)

Здравствуй, красная девица, -

Говорит он, - будь царица…

                    (красивая)

Вот открыл царевич очи;

Отрясая грёзы ночи

И дивясь, перед собой

Видит город он большой.

                          (глаза)

В муху князь оборотился,

Полетел и опустился

Между моря и небес

На корабль…

                     (превратился)

За правильные ответы – по фишке.

Ведущий.

        Молодцы. Это хорошо, что вы понимаете необычный сказочный язык А.С.Пушкина. А память у вас хорошая? Хорошо ли вы помните всю сказку? Тогда попробуем выполнить другое задание. Я нарисовала для вас шесть картинок. Что там изображено – вы сейчас увидите. Но, для этого надо кое-что вспомнить.

Задание третье.

Одна команда называет и располагает по порядку трёх насекомых, в которых превращался князь Гвидон, другая – три чуда, которые ему подарила Царевна Лебедь.

За правильные ответы – по фишке.

Ведущий.

        Знаете, ребята, а у меня тоже хорошая память. Вот я, например, могу вспомнить наизусть любой отрывок из этой сказки. Хотите послушать? – Пожалуйста. Правда, если я немножко ошибусь, вы поправьте меня, ладно?

Задание четвёртое.

Дети обеих команд по-очереди должны исправить «ошибки».

Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку,

А неведому подушку.

                               (зверюшку).

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идёт,

Бочка по морю поёт.

                                    (плывёт).

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых волосах.

                           (парусах).

Белка песенки поёт

И орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Все скорлупки (молодые)

                                (золотые).

Вот на берег вышли гости,

Царь Салтан зовёт их в гости,

И за ними во дворец

Полетел наш холодец.

                         (удалец).

Да, такая есть девица,

Но жена не рукавица:

С белой ручки не стряхнёшь

Да за пояс не заснёшь.

                           (заткнёшь).

И  - для зрителей:

Говорит он, - вижу я:

Лебедь чешется моя.

                         (тешится).

За правильные ответы – по фишке.

Ведущий.

        Умнички, хорошо сказку помните, - лучше чем я.

        А помните ливы, я вам говорила, что композитор Римский-Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане»? В ней не только поют эту сказку, но и звучит очень выразительная музыка. Вот сейчас мы с вами послушаем из неё отрывки. Первый отрывок называется «Полёт шмеля» - это когда князь Гвидон превратился в шмеля и полетел в третий раз на корабль, чтобы посмотреть на царя Салтана, своего отца. Один из вас, самый смелый изобразит нам шмеля.

        А второй отрывок называется просто «Белка».

        Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт.

            Да при всём честном народе – «Во саду ли, в огороде».

Смелый ребёнок из другой команды изобразит нам, как танцует белка.

Задание пятое.

Звучат музыкальные отрывки, дети выполняют изобразительные движения.

Обеим командам – по фишке.

Ведущий.

        Вот спасибо, у вас хорошо получилось, почти как у настоящих артистов.

        А теперь я предлагаю вам посмотреть, какие красивые рисунки рисовали художники к сказке А.С.Пушкина. Надо хорошо рассмотреть рисунок и сказать, что на нём изображено, какой фрагмент из сказки.

Задание шестое.

На экране высвечиваются поочерёдно иллюстрации Бибикова, Васнецова, Конашевича. Команды по-очереди делают к ним комментарии.

За правильные ответы – по фишке.

Ведущий.

        Ну что сказать – молодцы! Интересная сказка, правда?

        Эта сказка нравится и нашим родителям, и детям. Нашим детям она понравилась настолько, что они даже выучили и инсценировали отрывок из неё. И сейчас они покажут вам то, что у них получилось.

        А пока ребята готовятся и переодеваются, я хочу вас спросить: «Как вы думаете, поэтом быть просто?» А давайте попробуем сами сочинять стихи – поиграем в «Рифму»!

Проводится игра со зрителями.

Антошка – гармошка

Белка – стрелка

Мишка – книжка

Кружка – подушка

Фисташка – ромашка

Лошадка – тетрадка

Комарик – фонарик

Печка – свечка

Котлетка – конфетка

Рыбка – улыбка

        Молодцы, у вас хорошо получается. Ну, а теперь – сказка.

Сценка – фрагмент из «Сказки о царе Салтане» в исполнении детей.

Ведущий.

        Спасибо нашим артистам за выступление, нам очень понравилось.

        А наша викторина подходит к концу. Как же нам подвести итоги, ведь у нас было две команды, - кто же победил? Давайте посчитаем фишки.

Производится подсчёт фишек, объявляется результат, любым способом – ничья.

Ведущий.

        Хороший у нас с вами получился результат. А почему? Потому что мы с вами не только умные, но и добрые дети. А кто нас учит добру? Правильно, мамы, папы, дедушки, бабушки и ещё – добрые книги.

        Напомните мне, чему нас учит «Сказка о царе Салтане?»

                                     (что нельзя обманывать, что надо быть честным

                                                                                            и делать добрые дела).

        А добрых людей в жизни обязательно ждёт счастье.

Мы от всей души желаем вам счастья!

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект литературной викторины по сказкам «В гостях у сказки»

Конспект  литературной  викторины по сказкам «В гостях у сказки» для старшей и подготовительной групп...

Педагогический проект: Литературная викторина «Знаток сказки» (по сказкам К.Чуковского).

Закрепить знание детей о прочитанных сказках К. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки. Развивать творческую инициативу, интерес к художественной литературе....

Литературная викторина по сказкам «Наши любимые сказки».

Цель и задачи:Закрепить знание авторов литературных произведений. Закрепить знание названий литературных произведений, героев сказок.Развивать умение находить лишнего героя произведений.Развивать...

Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского «В гостях у сказки»

Расширить знания детей о творчестве о прочитанных произведениях К. И. Чуковского...

Литературная викторина по сказкам для детей среднего возраста "Путешествие по сказкам"

Формирование интереса у детей дошкольного возраста к русским народным сказкам...