Консультация для педагогов "Экологическая тропа"
консультация (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.
Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Поэтому, возникает желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
"Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.
Цель экологического образования-формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
- формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
- развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. В детских садах должна проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников.
В группах детского сада необходимо иметь:
- природоведческую литературу;
- дидактические пособия;
- игры экологического содержания.
Должна проводится совместная деятельность педагога и детей:
- сюжетно-ролевые и дидактические игры;
- просмотр фильмов о природе;
- целевые прогулки в природу;
- диагностика экологической воспитанности детей;
- наблюдения в уголке природы;
- работа с моделями4
- опытная, экспериментальная, поисковая деятельность;
- создание книг самоделок;
- чтение детской художественной литературы;
- экологические досуги и праздники;
- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе;
- труд в природе и на участке;
- беседы с детьми на экологические темы;
- изобразительная деятельность по экологической тематике;
- сбор коллекций семян, камней, оформление гербария;
- работа с календарями природы, дневниками наблюдений.
В групповых комнатах уголки природы знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.
На территории ДОУ хорошо иметь экологическую тропу с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа - это специально оборудованная территория, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность воспитанников в природном окружении. Это своего рода <зелёный кабинет>, лаборатория в природе, где можно проводить комплексные наблюдения и исследования.
Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропу, нужно использовать как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, можно выбрать деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы, старый пень, землю, покрытую мхом, грибы, муравьиные дорожки и их ходы, скопление " солдатиков". Полянку с лекарственными растениями: мать-и-мачеха, тысячелистник, ромашка и обитающих на нём разных насекомых: бабочки, божьи коровки, гусеницы. На одной высокой берёзе – гнездо., кормушку и т.д.
На тропе можно провести: наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропе с детьми наблюдать, рассматривать, обсуждать, анализировать и т. д. Свои впечатления об увиденном они могут выразить на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх.
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. Одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы.
На прогулках педагоги знакомят детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Организовывают игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке используются следующие оборудования: ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает? ", "Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Детям очень нравится играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", " Разноцветные ленточки". Через игры они учатся определять силу и направление ветра, его контрастность.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используются опыты. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. (Опыты проводятся чаще всего в старших группах).
На занятиях используется рассматривание иллюстраций, картин; художественная литература о природе, которая глубоко воздействует на чувства детей. После чтения с детьми проводится беседа. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших:
Во время тематических занятий по рисованию "Солнышко", "Светлячок", аппликации "Яблонька", "Божья коровка", лепке "Вишенки", "Гусеница" и других можно использовать магнитофонную запись "Звуки природы, ежемесячно проводить конкурсы детских рисунков" Как я провёл лето", " Времена года", , "Листопад", "Зимушка-зима", "Тает снежок, ожил лужок". Участвовать в различных конкурсах "Лучшая поделка из природного материала", привлекать родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.
Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Очень тесно должна вестись работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии, анкетирование).
Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.
В результате такой работы у детей
- формируются начала экологической культуры ;
- формируется осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появляется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Результатом экологического воспитания дошкольников является экологическая культура личности.
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек был и остается сыном природы, и то что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.»
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
МДОУ «Детский сад №91 компенсирующего вида»
(выступление на педагогическом совете для педагогов МДОУ «Детский сад №91 компенсирующего вида»)
Подготовила:
Учитель-дефектолог
Шабаева Р.М.
Саранск, 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-189289-1359305945.jpg)
ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)
ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/17/picture-317915-1613528113.jpg)
Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/05/picture-193130-1362504266.jpg)
МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/04/picture-841386-1478251829.jpg)
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...