Играйка разрезные картинки
материал на тему
Предварительный просмотр:
Н.В. Нищева
ИГРАЙКА 7
СОБИРАЙКА
Игры и упражнения
для развития речи,
мышления, тонкой моторики
детей среднего и старшего
дошкольного возраста
Художник О.Н. Капустина
Санкт-Петербург
«ДЕТСТВО-ПРЕСС»
2007
Нищева Н.В.
Играйка 7. Собирайка: Игры и упражнения для развития речи, мышления, тонкой моторики детей среднего и старшего дошкольного возраста / Худ. О.Н. Капустина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 8 с.: цв.вкл.
Настольно-печатные дидактические игры серии «Играйка» положительно влияют на все компоненты речевой системы дошкольника, способствуют развитию интеллектуального мышления, вырабатывают умение сосредотачиваться на решении определенной задачи. В некоторых играх присутствует элемент соревнования.
Игры настоящего пособия предполагают составление целого изображения из частей по образцу. Они могут использоваться как на логопедических занятиях, так и на комплексных занятиях в средней или старшей группах детского сада.
Комплект включает 6 игр.
Игра занимает в жизни дошкольника одно из ведущих мест и оказывает огромное влияние на его интеллектуальное, физическое и эмоциональное развитие. В игре формируются и развиваются коммуникативные навыки, приобретается социальный опыт, совершенствуются мыслительные операции. Игра развивает подражательность, творческие способности, артистизм, позволяет решать самые сложные воспитательные задачи, стимулирует развитие психических функций. В игре успешнее происходит усвоение новых знаний.
Настолько-печатные дидактические игры серии «Играй-ка» положительно влияют на все компоненты речевой системы дошкольника, способствуют развитию интеллектуального мышления, умения сосредотачиваться на решении определенной задачи. В некоторых играх присутствует элемент соревнования.
Игры настоящего пособия предполагают составление целого изображения из частей по образцу, что способствует развитию таких мыслительных операций, как анализ и синтез.
Все детали плоскостных изображений педагогу следует вырезать по контуру и снабдить «липучками» (для работы на коврографе) или магнитами (для работы на магнитной доске). Детали плоскостных изображений предметов и объектов помещаются на коврограф или магнитную доску в групповом помещении или в кабинете логопеда и служат материалом для свободной самостоятельной деятельности детей. Они могут использоваться как на логопедических занятиях, так и на комплексных занятиях в средней или старшей группах детского сада.
Игра «Озорная кошка»
Цели: обогащение словаря, активизация в речи слов — названий частей мебели (сиденье, спинка, ножки); совершенствование грамматического строя речи (употребление предложно-падежных конструкций); развитие диалогической речи, мышления (анализ и синтез); закрепление навыков ориентировки на плоскости.
Ход игры. Педагог демонстрирует детям картинку с изображением кошки, сидящей под стулом, и выразительно читает стихотворение. Затем дети получают задание собрать стул из предложенных деталей и украсить его спинку картинками. Во время выполнения задания в речи детей актуализируются слова — названия частей мебели (сиденье, спинка, ножки). Дети комментируют свои действия или отвечают на вопросы педагога:
— Что ты возьмешь сначала?
— Я возьму сиденье.
— Что ты прикрепляешь к сиденью?
— Я прикрепляю спинку.
— Что теперь нужно взять?
— Теперь нужно взять ножки.
— Сколько у стула ножек?
— У стула четыре ножки.
— Чем ты украсишь спинку стула?
— Я украшу ее картинками.
Педагог достает плоскостное изображение кошки и предлагает детям поиграть с кошкой. По предложению педагога дети помещают кошку под стул, достают ее из-под стула, сажают на стул, снимают со стула, прячут за стул, достают из-за стула, сажают перед стулом, справа от стула, слева от стула и комментируют свои действия, составляя предложения:
— Озорная кошка запрыгнула на спинку стула.
— Кошка спрыгнула со спинки стула.
— Озорная кошка прячется за стулом.
— Я достал кошку из-за стула.
— Озорная кошка сидит слева от стула. И т.п.
В завершение с детьми проводится пальчиковая гимнастика «Стул».
СТУЛ
Это стул: сиденье, спинка, | К прямой правой ладони прислоняем согнутую левую, чтобы получился «стульчик». |
А на спинке две картинки, | Показываем два пальчика на правой руке. |
А еще четыре ножки, | Показываем четыре пальчика на левой руке. |
Чтоб сидеть под стулом кошке. | Приседаем, делаем из ладоней «ушки». |
Игра «Платье для Наташки»
Цели: обогащение словаря, активизация в речи слов — названий деталей одежды (воротничок, рукава, кармашки, поясок, пуговицы, петли); развитие связной речи (составление описательного рассказа), мышления (анализ, синтез); закрепление навыков ориентировки на плоскости.
Ход работы. Педагог демонстрирует картинку с изображением девочки в нарядном платье и выразительно читает стихотворение. Дети получают задание помочь девочке надеть платье и собирают платье из предложенных деталей. Дети комментируют свои действия и актуализируют в речи слова — названия деталей одежды: воротничок, рукава, поясок, кармашки, пуговицы, петли для пуговиц. Затем педагог предлагает детям рассказать о том, какое платье у Наташи, составить описательный рассказ по плану:
— Что есть у Наташи?
— Какое платье по цвету и материалу?
— Какие детали украшают платье?
— Куда Наташа ходит в этом платье? Дети составляют рассказ:
• У Наташи нарядное желтое шелковое платье в красный горошек. У платья красный воротничок, поясок и пуговицы. Воротничок, рукава и кармашки украшены кружевом. В платье Наташа ходит гулять.
В завершение дети выполняют подвижное упражнение «Платье для Наташки».
ПЛАТЬЕ ДЛЯ НАТАШКИ
Это платье для Наташки — | Четыре ритмичных поворота влево-вправо, руки на поясе. |
Красные горошки. | Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах. |
А на платье два кармашка, | «Рисуем» на животике два кружка. |
Спрячем в них ладошки. | Прикладываем ладошки к животу. |
Игра «Слон и бабочка»
Цели: обогащение словаря, активизация в речи слов — названий частей тела животного (туловище, голова, ноги, хвост, уши, хобот); совершенствование грамматического строя речи (употребление предложно-падежных конструкций); развитие связной речи (составление описательного рассказа), мышления (анализ и синтез); совершенствование навыка ориентировки на плоскости.
Ход игры. Педагог помещает на мольберт маленькую картинку и выразительно читает стихотворение:
У слона длиннющий хобот,
Доставать бананы чтобы,
Чтоб к ручью не наклоняться,
Чтоб водою обливаться.
Педагог предлагает детям показать на картинке и назвать части тела слона. Дети получают задание собрать плоскостное изображение слона из деталей. Они собирают изображение и комментируют свои действия, актуализируя при этом новые слова. Когда плоскостное изображение слона собрано, педагог достает плоскостное изображение бабочки и предлагает детям рассказать о том, как бабочка играет со слоном. Педагог выполняет действия, а дети их комментируют:
— Бабочка летает над слоном.
— Бабочка села на хобот слона,
— Бабочка летает слева от слона. И т.п.
Можно предложить детям составить описательный рассказ о слоне по плану:
— Кто это?
— Где он живет?
— Какой он по размеру, цвету?
— Какие части тела есть у него?
— Как называются его детеныши?
— Чем он питается?
— Служит ли он человеку?
Дети составляют рассказ:
• Это слон. Он живет в Африке, в Индии. Он большой, серый. У него мощное туловище, крупная голова, огромные уши, длинный хобот и небольшой хвост. Его детеныши называются слонята. Слон питается листьями и плодами, любит бананы. Он помогает человеку перевозить и поднимать грузы.
Игра «Дом для вороны»
Цели: обогащение словаря, активизация в речи слов — названий частей дерева (ствол, крона, ветки, листья); развитие грамматического строя речи (употребление предложно-падежных конструкций); развитие мышления (анализ и синтез), элементарных математических представлений (составление и решение задач, приобретение навыков счета); совершенствование навыков ориентировки на плоскости.
Ход игры. Педагог помещает на мольберт маленькую картинку с изображением дуба и выразительно читает стихотворение:
Есть у дуба толстый ствол,
Ветки, листья — крона.
В кроне спрятано гнездо.
Там сидит ворона.
Педагог выясняет, названия каких частей дерева дети запомнили, и предлагает собрать дуб из плоскостных деталей. Дети собирают дуб и комментируют свои действия, актуализируя новые слова (ствол, ветки, крона). В зависимости от того, в какое время года проводится работа, можно выбрать для игры желтые или зеленые листья, использовать плоскостные изображения желудей. Кстати, изображения листьев и желудей можно использовать также для составления и решения задач. Если педагог проводит комплексное занятие, можно тут же и составить задачу. Педагог обращает внимание детей на две ветки дуба: «На одной ветке два желтых листика, а на другой — три. Сколько всего листиков на двух ветках?»
Педагог может предложить детям самим составить задачу про желуди: «Сосчитайте, сколько желудей на ветке. Теперь уберите два желудя — они упали. Составьте и решите задачу про желуди». Дети составляют задачу:
• На ветке дуба было четыре желудя. Два желудя упали. Сколько желудей осталось на ветке? От четырех надо отнять два, получится два. На ветке дуба осталось два желудя.
Педагог помещает в крону дуба плоскостные изображения гнезда и вороны и предлагает детям прокомментировать действия вороны. Он сажает ворону в гнездо, достает ее из гнезда, сажает на ветку, под дерево и т.п., а дети составляют предложения с предлогами:
— Ворона сидит в гнезде.
— Ворона вылетела из гнезда.
— Ворона сидит под дубом. И т.п.
Плоскостное изображение дуба, прикрепленное на коврограф или магнитную доску, может стать многоцелевым пособием. Дуб можно «одевать» в соответствии со временем года, на его ветках можно вывешивать поздравления именинникам, слоги для составления слов, цифры для составления задач и т.п.
Игра «Ботинки для Маринки»
Цели: обогащение словаря, активизация в речи слов — названий деталей обуви (задник, язычок, каблук, шнурок); развитие связной речи (составление описательного рассказа), мышления (анализ, синтез), тонкой моторики; закрепление навыков ориентировки на плоскости.
Ход игры. Педагог демонстрирует картинку, изображающую высокие нарядные ботинки с меховой опушкой (для девочки), и читает стихотворение:
Вот ботинки для Маринки,
Не ботинки, а картинки,
Чтобы в них гулять ходить,
Бегать, прыгать и шалить.
Педагог предлагает детям показать на картинке и назвать детали обуви: задник, язычок, каблук, шнурки, опушку. Дети выполняют задание. Педагог достает плоскостные детали и предлагает собрать изображение ботинок. Дети выполняют действия с комментированием, актуализируя при этом слова: задник, язычок, каблук, шнурки, опушка. Педагог оценивает работу детей и предлагает им продолжить игру. Он достает целые плоскостные изображения ботинок с отверстиями для шнуровки и два шнурка (изображение ботинок предварительно вырезано по контуру и наклеено на толстый картон). Организуется игра-соревнование «Кто самый ловкий?»: дети по очереди на скорость зашнуровывают ботинки и завязывают шнурки бантиком. В заключение детям предлагается выполнить упражнение «Ботинки для Маринки».
БОТИНКИ ДЛЯ МАРИНКИ
Вот ботинки для Маринки, | Ритмично топаем каждой ногой по два раза. |
Не ботинки, а картинки, | Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах. |
Чтобы в них гулять ходить, | Ходьба по кругу друг за другом. |
Бегать, прыгать и шалить. | Бежим, делаем два прыжка, топаем обеими ногами. |
Игра «Рыбка»
Цели: обогащение словаря, активизация в речи слов — названий частей тела рыбы (туловище, голова, хвост, плавники, чешуя); развитие мышления (анализ, синтез); совершенствование навыка ориентировки на плоскости.
Ход игры. Педагог помещает на мольберт маленькую картинку и выразительно читает стихотворение:
Рыбка, словно мотылек,
Над водой взлетела.
Глазик — черный уголек
И как льдинка тело.
Плавники дрожат, трепещут,
Спинка выгнулась дугой,
Чешуинки ярко блещут
У красавицы такой.
Я собрался на рыбалку.
Только вот рыбешку жалко.
Педагог объясняет детям, что эта рыбка называется форель, она живет в быстрых чистых речках и питается другой рыбой. Детям предлагается показать на картинке и назвать части тела рыбы, а потом собрать ее изображение из плоскостных деталей. Дети собирают изображение рыбы и комментируют свои действия, актуализируя при этом новые слова.
Можно предложить детям составить описательный рассказ о форели по плану:
— Кто это?
— Где она живет?
— Какая она по размеру, цвету?
— Какие части тела есть у нее?
— Чем она питается? Дети составляют рассказ:
• Это форель. Она живет в неглубоких быстрых реках с чистой водой. Она не очень большая, разноцветная. У нее гибкое туловище, красивые хвост и плавники, мелкая чешуя, острые зубы. Она питается другой рыбой.
Перечень игр
Игра «Озорная кошка»
Игра «Платье для Наташки»
Игра «Слон и бабочка»
Игра «Дом для вороны»
Игра «Ботинки для Маринки»
Игра «Рыбка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект (рекомендации для родителей) Тема: Действие с предметами. «Разрезные картинки»
Задачи. Развивать сенсорные способности ребёнка: умение по части восстановить целое. Развивать скоординированные действия руки и глаза через умение обводить изображение по контуру. Учить у...
Разрезные картинки
Дидактическое пособие...
Игра «Разрезные картинки»
Цель:1. Научить составлять целое из частей.2. Развитие восприятия формы, цвета, мыслительных операций.3. Закрепление названий геометрических...
Конспект занятия с детьми старшей логопедической группы придумывание сказки "Снежинка" с использованием приема разрезных картинок .
В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание детей.Работая с детьми старшей...
Играйка разрезные картинки 2
Играйка разрезные картинки 2...
Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"
Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...