Взаимодействие с семьей
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги, сегодня, мне бы хотелось поделиться с вами опытом сотрудничества с семьями воспитанников на примере своей группы. Показать, как при помощи информационно – просветительной работы с родителями и организации совместной деятельности повысить активность родителей в работе группы.
Обращение к вопросу взаимодействия с семьями было неслучайным. Исходя из личного опыта, хочу заметить, что, за последнее время увеличилось число родителей, заинтересованных в развитии своего ребенка, Родители проявляют желание участвовать в жизни группы.
Необходимость сотрудничества с семьями воспитанников определяют и перемены, происходящие в дошкольном образовании. Работа с семьей всегда была важной составляющих воспитательно-образовательного процесса. Именно семья занимает центральное место в формировании личности ребенка. По мнению исследователей, именно от неё на 70% зависит каким вырастет человек и какие черты характера сформируют его натуру Как же построить партнерские отношения с родителями? Какие пути, методы и формы работы для этого выбрать? Этот вопрос встал перед нами при знакомстве с родителями вновь пришедших детей.
Мы понимали, что сегодня уходит в прошлое стереотип, когда педагог должен «разъяснять» родителям, как следует воспитывать своих чад. Как показывает практика, сегодня необходимо планировать работу с родителями с позиции «включенности» их в деятельность учреждения. Необходимо постараться привлекать их к активному участию в жизни группы, для того чтобы сформировать коллектив родителей и педагогов, объединенных общими задачами воспитания, обучения и развития детей. Изучив рекомендации практиков и теоретиков дошкольного воспитания, мы решили построить данную работу последовательно, условно разделив её на 3 взаимосвязанных этапа .
- На первом этапе мы изучили семьи вновь поступивших детей, проанализировали возрастной состав родителей, уровень их образования и социальный статус. В ходе посещения семей познакомились с жилищно-бытовыми условиями воспитания детей дома. Для анализа потребностей и запросов родителей в образовании своих детей провели анкетирование ребенка.
Это позволило нам спланировать работу с семьей дифференцированно, выбрать актуальные для родителей темы для письменных консультаций и родительских собраний, выявить предпочтения родителей в выборе форм и методов взаимодействия.
Второй, практический этап включал в себя мероприятия, направленные на педагогическое просвещение родителей, включение их в совместную деятельность с педагогом. Мероприятия мы спланировали на 2 года, Как показала практика включение интерактивных методов и приемов таких, как тренинги, анализ детских высказываний и детского творчества, обсуждение ситуаций, игровое моделирование в традиционные мероприятия положительно воспринимается родителями и делают эти мероприятия по их мнению «полезными», «нескучными», «интересными». Большую помощь в этом вопросе практикам может оказать пособие А.А. Майер, О. И. Давыдовой, Н. В. Ворониной «555 идей вовлечения родителей в жизнь детского сада», которое подскажет новые идеи участия родителей в жизни детского сада .
Еще одной из интересных и часто используемых в нашей работе с семьей являются совместные мероприятия. Родители вместе с детьми принимают участие в экскурсиях, походах, праздниках и досугах. Совместные обучающие занятия, практикумы, тренинги стимулируют родителей к воспитывающей деятельности дома. Вместе с детьми мамы, папы, бабушки и дедушки с удовольствием принимают участие в конкурсах, соревнованиях, трудовых и социальных акциях.
Хорошие результаты дает и организация совместных проектов. Родители являются активными помощниками в подборе материала по проекту, в создание плакатов, выставок, в изготовлении фотогазет и видеофильмов. Совместная деятельность сближает педагогов и родителей, родителей и детей.
Большую роль в педагогическом просвещении семей воспитанников играет наглядная информация: папки-передвижки, стенды и уголки для родителей. При этом ее форма и способ подачи имеют не меньшее значение, чем её содержание. Изучив рекомендации Н. М. Метеновой, учитывая запросы родителей, требования законодательства и образовательной программы детского сада, в нашей группе традиционные стенды были заменены необычными формами, оформленными в едином сюжете. Для этого мы использовали разнообразные материалы: изолон, …………. пенопласт , изоплен, природный материал, мех, пластик, керамика, дерево и др., а так же мелкие предметы, необходимые для украшения нарядов , и привлекательности персонажей. Материалы текстов органично вписываются в сюжет и могут помещаться в цветке, в листочках деревьев или в вагонах поезда, в виде пузырьков, или как у нас в шариках. Для хорошего восприятия информация печатается крупным печатным шрифтом, на светлом фоне, так, чтобы её можно было прочитать с расстояния 2-3 метров. Заголовок, как правило, располагается на одном из предметов сюжета и выделяется цветом и размером. Каждой рубрике в приемной комнате отводится свое место и придумывается интересное название. Например, «Вести с занятий» знакомит родителей с темой недели, основными задачами, которые решаются в ходе образовательной деятельности. Рубрика «Полезные советы» содержит медицинскую информацию по профилактике заболеваний, укреплению здоровья. Объявления для родителей преподносятся в интересной форме и отличаются нетрадиционным оформлением. Например, приглашение на новогодний утренник может помещается в бороде Деда Мороза или в мешке с подарками. Главное, привлечь внимание родителей. Даже обычное зеркало, призванное выработать у детей привычку следить за своим внешним видом, может иметь забавный вид. Уют и комфорт в приемной создаются за счет использования сочетающихся красок спокойных тонов, красивых штор на окнах, салфеток на столе, зелени.
В результате целенаправленной работы с семьями воспитанников изменилось отношение родителей к детскому саду, их участие в жизни группы. Как показало анкетирование родителей, проведенное в начале подготовительной группы, 97 % родителей, считают работу группы удовлетворительной. Родители стали активными участниками совместных мероприятий: вместе с детьми участвую т выставках, конкурсах, исполняют главные роли на праздниках и досугах, повысилась посещаемость родительских собраний. Таким образом, можно сказать, что мы и родители стали союзниками и партнерами в образовательном процессе.
Интересным и перспективным направлением в работе с родителями мы считаем использование интернет-ресурсов для педагогического просвещения семей: общение с родителями через социальные сети, электронную почту. В планах создать сайт группы, который будет служить для просвещения родителей, освещения проводимых мероприятий в виде фотоальбомов, переписки с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие с семьей (памятка для воспитателей). Взаимодействие с семьей Мы, педагоги часто задумываемся над многими вопросами о взаимодействии с родителями: • «Как найти подход к молодым современным родителям наших воспитанников»? • «Как п
Взаимодействие с семьейМы, педагоги часто задумываемся над многими вопросами о взаимодействии с родителями:·«Как найти подход к молодым современны...
Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.
Разработка проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...
Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».
В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...
сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников по развитию финансовой грамотности».
сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семь...
Консультация для педагогов в рамкам семинара: « Повышения качества образования в дошкольной организации через эффективное взаимодействие с семьями воспитанников» «Понятие «взаимодействие»", «взаимодействие взрослого с ребенком» «педагогическое взаимод
laquo;Понятие «взаимодействие»", «взаимодействие взрослого с ребенком» «педагогическое взаимодействие» Типы взаимодейст...
Приложение №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 год
Приложение №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 г...