Причины и подходы к школьной неуспеваемости
статья по теме

Овчинникова Анастасия Владимировна

В данной статье вы найдете причины школьной неуспеваемости

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_i_podkhody_k_shkolnoy_neuspevaemosti.docx14.8 КБ

Предварительный просмотр:

 Причины и подходы к школьной неуспеваемости

    В число наиболее значимых проблем, которые совместными усилиями пытаются преодолеть современные педагоги, входят неудовлетворительный уровень психофизического здоровья, интеллектуального развития и эмоционального благополучия детей; утраты или открытости окружающему миру, положительного самоощущения, здорового детского любопытства и творческого потенциала, инициативности; сохранения формальной "ЗУНовской" ориентации образования; преобладание " безличного" стиля общения взрослых с детьми.

   Число учащихся в начальной школе, не справляющихся с требованиями стандартной школы, программы, за последние 20 лет возросло в 2-2,5 раза. достигнув 30% и более. Напряженный режим школьной жизни приводит к резкому ухудшению соматического и психоневротического здоровья ослабленного ребенка. Поэтому актуальность этого вопроса с каждым годом возрастает.

    Проблема неуспеваемости многоаспектная и на протяжении многих лет ее пытаются решить педагоги, психологи, дефектологи. Среди разнообразных направлений, теорий, причин школьной неуспеваемости можно выделить следующие подходы:

- клинический подход. ( И. Борисов, 1925; П.И. Растегаев,1920). Исследователи еще в 30-е гг. подчеркивали большое значение организации специального обучения и воспитания детей " с пониженным общим развитием" или " временно ненормальных детей".

- психолого-педагогический подход. ( П.П. Блонский, 1961; Н.И. Озерецкий, 1938; Ф.А. Касторский, 1937). авторы, отмечая значительные трудности, которые дети с замедленным темпом развития испытывают в школе, выдвигают необходимость дифференцированного подхода к их обучению. Обосновывая необходимость отграничения школьников данной категории от олигофренов и педагогически запущенных учащихся.

- социогенетический подход. ( Е.А. Аркин, А.Б. Залкинд). причиной неуспеваемости считали социальные факторы: неблагополучную семью, плохие жилищные условия, отсутствие книг и учебных пособий, переполненность классов, слабые в профессиональном отношении педагогические кадры и др.

- психологический подход. психологические проблемы неуспевающих школьников изучены и широко представлены в работах В.И.Зыковой, З.И.Калмыковой, Н.А.Менчинской, Н.И.Мурачковского, Л.С.Славиной и др.

     В настоящее время различными исследователями уже начата разработка психодиагностических таблиц как эффективного средства работы школьного психолога. Так Н.П. Локаловой были  разработаны психодиагностические таблицы на основе анализа психолого-педагогической литературы и бесед с учителями начальных классов. Принципом построения таблиц было выделение трудностей обучения при письме, чтении, математике. С.В. Вахрушев составил свои психодиагностические таблицы на основе трудностей в обучении, выделенных систематизированных Л.А. Венгером.

                              Cписок литературы

1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки.- М.: Просвящение, 1964.

2. Ануфриев А.Ф. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.- М.: Ось-89, 2003.

3. Бабанский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников. - М.: Просвящение, 1989.

4. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику.- М.: Ось-89, 2003.

5. Мурачковский Н.И. типы неуспеваемости школьников.- М.: Советская педагогика, 1965.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие зрительно-моторной координации и ориентации в пространстве как средство профилактики школьной неуспеваемости".

Консультация для родителей«Развитие зрительно-моторной координации и ориентации в пространстве как средство профилактики школьной неуспеваемости»Автор: Петрова С.В., воспитатель группы компенсирующей ...

Развитие пространственных представлений как профилактика школьной неуспеваемости.

В буклете предложены   игры и упражнения, направленные на развитие пространственных представлений  у детей дошкольного возраста....

Направления деятельности ПМПк по предупреждению и преодолению школьной неуспеваемости и дезадаптации обучающихся

Статья содержит рекомендации по реализации работы ПМПк в образовательной организации, направленные на предупреждение дезадаптации обущающихся....

Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению

Статья. «Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению»Налимова Анна Ильинична, воспитатель.ГБДОУ детский сад № 41 Красносельского района СПб Психологическая готовнос...

Практикум для родителей "Взаимосвязь школьной неуспеваемости и нейропсихологических связей"

quot; Взаимосвязь школьной неуспеваемости и нейропсихологических связей "...