ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ».
календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему
План по самообразованию поможет воспитателям, работающим с детьми с нарушенным слухом составить работу по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 23.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ».
ЕГОРОВА И.М.
Г.НИЖНЕВАРТОВСК
2013-2014 учебный год
ТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ».
ЦЕЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ:
Повышение своего теоретического мастерства и компетентности.
ЗАДАЧИ: изучение необходимой литературы, посещение МО, пед.советов, дополнительная работа с детьми: наблюдения, исследования, диагностика знаний дошкольников по обозначенной теме.
АКТУАЛЬНОСТЬ: экологическое воспитание детей с нарушенным слухом – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
ПЛАН РАБОТЫ:
Первый этап- подготовительный: определение основных целей, сбор необходимой информации;
Второй этап- организационный: планирование предстоящей работы. Привлечение родителей к предстоящей творческой работе;
Третий этап- практический: взаимопосещения занятий, оснащение уголка природы;
Четвёртый этап- заключительный: определения результата деятельности, выводы, представление презентации.
Ожидаемые результаты:
для детей:
- сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;
-ответственное отношение детей к окружающей среде.
для педагога:
- повышение теоретического уровня и профессионализма.
Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире.
Взяв детей младшей группы в 2013 году (сентябре месяце) я поставила перед собой задачу – заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Даю ребятам понятия о том, что растения и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная ёлка плачет и просит о помощи. Дети с нарушенным слухом понимают всё буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают всё то, что говорит и делает воспитатель.
Воспитание не станет экологическим, если уже в младшем дошкольном возрасте дети не поймут, что комнатным растениям нужна вода, птицам нужны зёрна.
Занятия строю по принципу отражения конкретной темы и образа. В центре внимания этих занятий – нравственное поведение ребёнка: полюби, порадуйся, не обижай, помоги, не трогай.
Отправляясь в путешествие «в лес», стараюсь настроить детей на улыбку, на уважительное отношение ко всем, с кем мы повстречаемся. Так приятно, когда видишь, как у ребёнка загораются глаза добрым блеском! Такие сознания создают предпосылки для раскрытия эмоционального потенциала детей с нарушением слуха, воспитания элементарного экологического сознания.
Камни, песок, вода всегда присутствуют в группе. Вместе с детьми изучаем их свойства, дети играют с ними, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику.
Малыши играют с водой и песком: пересыпают его из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки и др.; проводят простые эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки. Видят и уже понимают, какие предметы не тонут в воде; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет (использую таблички при работе с глухими детьми).
Опыты и наблюдения повторяются, усложняются, из группы переносятся в природную среду и наоборот. Проводимые занятия дают возможность обобщить материал, а также оставляют яркий след в душе ребёнка.
Воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать её красоту – одна из важных задач. В этой работе первыми помощниками детей должны стать родители.
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера а поведении взрослых. Поэтому значительное внимание уделяю работе с родителями. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые.
Заметное влияние на воспитание детей с нарушенным слухом оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Наши дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. Именно потому, прежде чем начать экологическую работу с детьми я стала привлекать родителей к данной проблеме.
Также эффективность решения задач экологического воспитания зависит от многократного их использования. Они способствуют формированию у глухих дошкольников отчётливых знаний об окружающем мире.
Так постепенно в процессе работы стараюсь воспитывать у детей доброту, отзывчивость, любознательность, любовь к родной природе, желание заботиться о ней.
В конце хочется сказать:
Природа – великий учитель,
Она преподносит нам уроки мудрости, учит справедливости,
Труду, терпению, скромности, чистоте.
План занятий в группе 1 года обучения по теме: «Знакомство с неживой природой: песком, камнями, водой».
сентябрь | октябрь | ноябрь |
1.Занятие «Домик из песка для черепашки». Цель: знакомство с песком и его свойствами: сухой-сыплется; мокрый-лепится. 2.Занятие «Солнышко для черепашки». Цель: знакомство с камнями и со свойствами камней: твёрдые, тяжелее песка. Каждый ребёнок «рисует» камешками солнышко для черепашки. | 1.Занятие «Дорожка для змейки». Цель: закрепить знания о песке и его свойствах: сухой песок – сыплется, а на мокром песке остаются следы от змейки. 2.Игра «Что как плавает». Цель: закрепление свойств камней. Сравниваем камень с деревянной палочкой: что легче, что тяжелее, что тонет, что плавает. | 1.Игра «Достань камешек». Цель: закрепление свойств камней по форме, развитие внимания. 2.Наблюдение за водой (в тазике). Цель: знакомство со свойствами воды: водой моем руки, лицо, чтобы были чистыми. |
декабрь | январь | февраль |
1.Занятие «Печём печенье». Цель: закреплять умение манипулировать сухим и влажным песком; стимулирование работы воображения, проявление творческих возможностей; обучение использования камней для украшения печенья. 2.Игра «Горячий – холодный». Цель: закрепление свойств воды: горячая холодная. | 1.Прогулка «Волшебный снежный ком». Цель: закрепление знаний свойств песка: он лепится; из него можно скатать комок. 2.Игры простые опыты с водой. Цель: показать, что вода чистая, но её можно сделать грязной. | 1.Занятие «Дом для рыбок». Цель: ознакомление с устройством аквариума: дно засыпано песком; камни тонут (большие и маленькие); вода чистая. 2.Игра – опыт «Зачем комнатным растениям вода?» Цель: формирование представления о том, что без воды растения засыхают; всё живое любит чистую воду. |
март | апрель | май |
1.Игра «Найди шарик». Цель: закрепление знаний о свойствах песка. 2.Наблюдение- как веточки пьют воду. Цель: объяснение детям, что веточка живая, пьёт водичку, на ней распускаются листочки. | 1.Наблюдение за водой в природе. Цель: дать возможность детям убедиться в том, что вода в природе бывает в разных состояниях: лужа – это вода, сосулька – тоже вода. Наблюдаем за сосульками. Они тают на солнышке. Если подержать сосульку в руке – она тоже растает, получится тоже вода. 2.Занятие «Волшебная сосулька». Цель: закрепление знаний свойств льда (сосулька): холодная, в тепле лёд тает и получается вода. | 1.Игры в песочнице с пасочками. Цель: закрепление свойств песка. 2.Занятие «Всё о воде». Цель: закрепление свойств воды: чистая, горячая, холодная; ещё раз повторить вопрос о том, кому нужна вода. |
Игра «Достань камешек».
Цель: закрепление свойств камней. Различать камни по форме и величине.
Развитие внимания, координации движений.
Словарь: камень. Какой по форме? Круглый, овальный. Какой по величине?
Содержание: На дно ёмкости с водой педагог выкладывает несколько камешков. Затем предлагает ребёнку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень, рассматривает его с детьми. Затем камешек опускается на дно, и ребёнок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому педагог может немнго помчь ребёнку.
Игра «Тёплый – холодный».
Цель: закрепление знаний свойств воды: чистая, тёплая, холодная.
Словарь: Что это? Вода. Какая вода? Чистая, тёплая, холодная. Мяч, утка, рыба, кораблик.
Содержание: Необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые и пластмассовые (например, мячики небольшие – жёлтые и красные, синие и зелёные, утята и рыбки, кораблики и т.д.).
Педагог наполняет одну ёмкость тёплой водой, другую- холодной. Говорит ребёнку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки в тёплой. Давай их искупаем».
Малыш опускает утят в ёмкость с холодной водой, а рыбок – в ёмкость с тёплой водой. После проводим работу с табличками.
Игра «Найди шарик».
Цель: закрепление знаний о свойствах песка; знакомство с качествами предметов- размером, формой.
Словарь: Что это? Шарик, кубик. Какой формы? Круглой, квадратной. Большой, маленький.
Содержание: Педагог закапывает в песок небольшой шарик и просит ребёнка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у ребёнка, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, педагог закапывает два предмета, например шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.
Игра «Что как плавает».
Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов.
Словарь: камень, палочка, ложка, ткань, кораблик. Плывёт.
Содержание: Для игры – экспериментирования нужен набор предметов из разных материалов (скорлупка из грецкого ореха, деревянная палочка, камешек, ложка, лоскуток ткани и др.)
Педагог предлагает ребёнку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Будет плавать. Отпусти в воду. Плывёт. У нас ещё есть предметы. Они тоже хотят плавать. Отпусти их. Во время игры педагог обязательно просит ребёнка назвать предмет (найти нужную табличку) и помогает комментировать действия.
НОД по ознакомлению с окружающим миром в группе 1 года обучения.
Тема: «Волшебная сосулька».
Программное содержание:
Закрепить знание свойств льда: холодный, в тепле тает и получается вода; знание свойств воды: холодная, тёплая.
Учить детей рисовать сосульку, упражнять в изображении треугольной формы.
Предварительная работа:
Наблюдение за сосульками на прогулке; рассматривание сосулек, иллюстраций о весне.
Материал:
Сосулька, пустая тарелочка, гуашь, кисточки, стаканчики с водой, листы бумаги синего цвета.
Словарь:
Что это? Сосулька. Какая? Холодная. Краска, кисточка, вода, бумага.
В тепле сосулька тает.
Вода холодная.
Вода тёплая.
Какой формы сосулька? Треугольной. Будем рисовать. Делайте как я. Молодцы!
Ход непосредственной образовательной деятельности :
В гости приходит мишка и приносит детям сосульку, которая лежит на тарелочке под салфеткой.
Что там? Что это? (мишка показывает детям сосульку).
Дети с мишкой рассматривают сосульку.
Ребята! Какая сосулька? Холодная. Посмотрите! Я подержала сосульку в руке, что с ней происходит? Верно, сосулька тает. Рука тёплая, а она холодная.
Алёша! Возьми сосульку. Твоя рука тёплая и сосулька тает. Получается вода.
Никита! Что получается? Вода.
Ребята! Посмотрите на сосульку. Какой формы сосулька?
Герман! Какой формы? Треугольной. Молодец!
А сейчас сядьте за столы. Будем рисовать. Давайте нарисуем сосульку. Делайте как я. Молодцы! Что мы делали? Мы рисовали.
Смотрите! Пока мы рисовали сосульку, она растаяла и получилась вода.
Дети! Мишка мне сказал, чтобы вы потрогали эту водичку.
Какая она? Холодная или тёплая? Молодцы!
Мишка с нами прощается. Пока. Мне у вас очень понравилось. Скоро ещё приду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: "Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через игры с песком и водой"
Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли...
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование»
Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна – это тревожный сигнал, призывающий разумно относ...
План по самообразованию "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста"
План по самообразованию воспитателя дошкольного учреждения на учебный год (средняя группа)...
Отчет по самообразованию "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста"
Отчет по самообразованию (средняя группа)...
План по самообразованию "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста "для детей 1 младшей группы
План содержит сетку мероприятй на учебный год по экологическому воспитанию. План разработан для детей первой младшей группы....
Реферат по самообразованию "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста"
Работа с малышами с 2,5 до 6 лет важна для формирования экологической культуры личности. Это понятие подразумевает понимание и принятие общих глобальных проблем, а также осознание личной ответственнос...
План по самообразованию «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности»
laquo;Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности»...