Презентация "Методы и приемы обучения по речевому направлению в ДОУ"
презентация урока для интерактивной доски по теме
1) "Методы и приемы обучения по речевому направлению в ДОУ"
2) Пояснение к презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy_obucheniya_po_rechevomu_napravleniyu1.ppsx | 1.9 МБ |
soobshchenie_k_prezentatsii.docx | 51.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методом обучения называют действия обучающего и обучаемого, выполняемые с целью передачи знаний от одного к другому.
Метод имитации обучающий, и обучаемый говорят одно и то же, но по-разному; этот метод применяется начиная с самой ранней возрастной ступени и на всех последующих; обучение методом имитации может происходить непроизвольно в процессе общения с ребенком во время выполнения бытовых процедур.
Метод беседы-разговор а Метод разговора состоит в том, что обучающий спрашивает, а обучаемый отвечает опора на реальные предметы, опора на объекты; опора на картинку; опора на словесный образец; постановка различных вопросов-заданий. Дидактические игры
Метод пересказа Метод пересказа состоит в том, что воспитатель читает (рассказывает) детям художественное произведение или напоминает о том, что они вместе видели на прогулке, на экскурсии, или рассказывает случай из своей жизни, или дает словесное описание какого-либо предмета, животного, которого дети не видели . Игры в любимых героев Инсценировки сказок, рассказов и др .
Методы сочинения «сочинение» детьми сказок; рассказывание реальных случаев из их жизни; художественных произведений; описание картинок, реальных объектов — вещей, животных, растений.
навык экспромт Воспитатель должен быть подготовлен к тому, чтобы вступить с детьми в содержательный разговор: в процессе бытовой деятельности (во время утренней встречи в детском саду; при подготовке к приему пищи, в умывальной, во время приема пищи; при подготовке ко сну; давая им хозяйственные и другие поручения и т. д.); на прогулках и экскурсиях; во время игр; при рассматривании картинок, диапозитивов, презентаций; в процессе трудовой деятельности; во время чтения и обсуждения произведений художественной литературы
Требования к культуре речи воспитателя Речь воспитателя — основной источник речевого развития детей в детском саду. Совершенствовать свою речь; Совершенствовать владение речевыми навыками; Культура речи (соответствие нормам грамматики, лексики, стилистики, правописания); Речевой этикет; Знания в области лингвистики (словарь); Правильная артикуляция звуков речи (дикция, сила голоса, темп речи); Навык выразительного художественного чтения и рассказывания.
Поэтическое и логическое (обобщенное) восприятие слова Ребенок предметы осматривает, трогает, ощупывает, поглаживает (осязает), прислушивается, как они звучат, пробует на вкус, нюхает (обоняет). Предмет, на котором ребенок сосредоточил свое внимание, входит в его сознание через все пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Это чувственное познание мира развивает эмоциональную сферу ребенка.
методические правила произнесения слов говорит достаточно громко, чтобы ребенок расслышал слово; произносит четко, т. е. энергично и правильно артикeлируя ; соблюдает правила орфоэпии, избегая искусственного произношения, утрирующего тот или иной звуковой компонент слова; старается вставлять это слово в предложения так, чтобы показать возможно больше его грамматических форм.
Предупреждение непонимания детьми речи воспитателя Объяснять смысл слов Вводя в индивидуальный словарь ребенка слово, воспитатель должен предупредить его непонимание или неточное понимание. «Я тебе возьму!, Я тебе кину!, Я тебе сяду!» «Нужен мне твой мяч!» «Тоже мне мастер!, Нашелся мастер!» «Дождешься от тебя помощи!» «Стану я тебя слушать!» «Вот это да!, Вот это мастер!»
Неподготовленная беседа (разговор) Воспитатель же должен быть обязательно подготовлен к любому виду общения с детьми.
Обучение пересказыванию Текстами для пересказывания могут быть: сообщения бытового характера, которые воспитатель передает детям в процессе свободного каждодневного общения и которые они пересказывают друг другу или взрослым членам своей семьи; произведения художественной литературы, которые дети пересказывают на ООД по обучению монологической речи.
Темами сообщений воспитателя события, случаи, происшедшие с ним или же могущие произойти по дороге на работу, на прогулке в лесу, в парке и т. д.; это могут быть описания животных, цветов, какого-то дома, дерева, леса — словом, всего, что окружает человека. Монолог-повествование Монолог-описание Монолог-рассуждение
Обучение рассказыванию Рассказы детей можно классифицировать рассказ о событиях: происшедших только что, происшедших значительно раньше; рассказ о предметах (вещах, растениях, животных): наблюдаемых в данный момент, по памяти; рассказ по картинке: статичной, подвижной — серии, развивающей сюжет (выполненной типографским способом, диафильм); рассказ по кинофильму. Описание Повествование Элементарное рассуждение
Процесс обучения состоит в том, что воспитатель, во-первых, помогает ребенку с помощью плана (цепочки вопросов), не отступая от темы, излагать события в логической последовательности; во-вторых, заботится об эмоциональной выразительности речи, подсказывая соответствующие интонации и предлагая подходящие для данной темы отрывки стихов, сказок, загадок, рассказов писателей.
Обучение сочинению Детские сочинения можно классифицировать: творческое сочинение по картинке; контаминации (воображение себя) на темы художественных произведений; свободное сочинение: а) сказок, б) рассказов.
выразительное чтение воспитателя с одной стороны - способ довести до ребенка всю гамму эмоций, содержащуюся в читаемом художественном произведении, с другой — способ развития и совершенствования чувств. Прочтение текста: произношению тех слов сила голоса правильная расстановка логических ударений темп речи.
Повторное чтение художественных произведений Цель повторного чтения основных эпизодов, интересных описаний, важных рассуждений изучаемого произведения — лучшее усвоение его этического и эстетического содержания и, следовательно, его языка.
Рассматривание картинок в книжке Приемы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам: в младшей группе приемы рассматривания имеют целью узнавание ребенком персонажей, вещей («Узнай, кто это? Покажи, где, кто или что?»); в средней и старшей группах - соотнесение фраз текста с картинками («Найди картинку к таким словам... Какие слова подходят к этой картинке?»); в старшей группе - подведение ребенка к оценке цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположения фигур («Почему нравится тебе эта картинка?»); в подготовительной к школе группе - сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению. Словесный комментарий воспитателя при сравнении иллюстраций разных художников
Просмотр диафильмов на темы сказок и рассказов Диафильм отличается и своеобразием материальных средств подачи иллюстрации - фотопленка или слайды и проекционное устройство для их демонстрации. Большая активность восприятия детей
Заучивание стихотворений Произвольное запоминание — это внутренняя, интеллектуальная работа, полезная ребенку в трех отношениях: она помогает более быстрому, чем при непроизвольном запоминании, обогащению речи, интенсивнее развивает эстетические чувства — чувство поэзии, чувство прекрасного в языке, укрепляет намять — образную, связанную с воображением, и вербальную. К. Д. Ушинский характеризовал припоминание как «труд, и труд иногда не легкий, к которому должно приучать дитя понемногу, так как причиной забывчивости часто бывает леность вспомнить забытое».
Для активизации детей в повторении и припоминании Необходимо учитывать: само художественное поэтическое произведение должно нравиться детям своей музыкальностью, красочностью образов, этическим содержанием; оно должно доставлять эстетическое удовольствие, приносить нравственную удовлетворенность (дети должны полюбить героев, ждать с ними новой встречи; им должно быть приятно переживать вновь и вновь те чувства, которые вызвало у них стихотворение); дети могут выполнять просьбу воспитателя из любви к нему самому, из стремления обрадовать его, заслужить похвалу.
При заучивании большого по объему произведения вступительная реплика (или небольшая беседа) воспитателя; чтение воспитателем всего текста; повторение всего текста ребенком с хорошей памятью; повторение всего текста ребенком со слабой памятью.
Организация слушания и просмотра радио- и телепередач для детей Внимательное руководства со стороны воспитателей и родителей; Телепередачи должны органично входить в систему приемов и методов воспитания детей. 25 слайд
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
МБДОУ "ДСОВ № 75" Иркутская область, г.Братск, ст. воспитатель Вычужина Е.С.
Сообщение "Методы и приемы обучения по речевому направлению в ДОУ"
1 слайд
Человек усваивает речь в процессе подражания окружающим. Речевая среда, в которой растет ребенок, будет иметь более или менее благотворное влияние на развитие его речи, т. е. будет иметь сравнительно высокий или низкий развивающий потенциал (развивающие возможности), в зависимости от того, насколько речевые действия воспитателей учитывают закономерности усвоения речи.
В естественной речевой среде учет закономерностей осуществляется интуитивно, в искусственной речевой среде — на основе знания теории методики обучения речи.
Вместе с тем, какие бы усилия ни прилагали воспитатели к обучению ребенка, успех обучения зависит от его собственных усилий. Речь не может быть усвоена без физических и интеллектуальных усилий самого обучаемого. Учебные действия обучающего направлены на то, чтобы активизировать речевые действия обучаемого ребенка, чтобы заставить его с а м о о б.у ч а т ь с я, т. е. работать физически и интеллектуально.
2 слайд
Речь ребенка обогащается быстрее, и его психика развивается разностороннее, если воспитатель ставит его в такие условия, когда естественная речевая деятельность проходит более интенсивно. Основным условием ускорения развития речевой деятельности является применение различных методов обучения речи.
Методом обучения называют действия обучающего и обучаемого, выполняемые с целью передачи знаний от одного к другому.
Для дошкольного периода развития речи характерны практические методы.
3 слайд
Метод имитации
Метод имитации заключается в том, что и обучающий, и обучаемый говорят одно и то же, но по-разному: обучающий несколько энергичнее, чем в повседневном разговоре, артикулирует звуки своей речи и выразительно интонирует ее, а обучаемый слушает и повторяет, имитирует его речь, старается усвоить речедвижения (артикуляции и модуляции голоса) и понять смысл (соотнести данные комплексы звуков с обозначаемыми предметами, действиями и т. д.). Для воспитателя при этом важно удержаться на уровне орфоэпической нормы и самому не имитировать произношение ребенка (не «сюсюкать», не «лялякать»). Этот метод применяется начиная с самой ранней возрастной ступени и на всех последующих (не только в детском саду, школе, но и при обучении взрослых).
Обучение методом имитации может происходить непроизвольно в процессе общения с ребенком во время выполнения бытовых процедур, допустим во время купания.
Метод имитации используется при обучении речи детей и более старшего возраста, практически — во время любой игры. Во время предметных игр дети перекладывают, бросают, показывают, подталкивают, ощупывают, заводят, наблюдают предметы и называют их качества, действия. При этом воспитатель должен разговаривать с ребенком, задавать ему наводящие вопросы. «Какой это шарик? маленький? синий? Эта машина едет? остановилась? Как сигналит автомобиль? паровоз? пароход?» Ребенок, отвечая, повторяет то, что подсказал в своем вопросе воспитатель. Тем самым расширяется его лексика.
4 слайд
Метод беседы-разговора
Более сложный (для ребенка) метод обучения речи — это метод разговора, его еще называют методом вопросов и ответов, методом беседы.
Метод разговора состоит в том, что обучающий спрашивает, а обучаемый отвечает. своим вопросом обучающий побуждает ребенка вспомнить уже известные слова, звуки, грамматические формы или связный текст и употребить их к месту.
В работе с детьми четвертого года жизни решение той же задачи надо облегчить, применив прием опоры на картинку (метод разговора). Нужен набор картинок, изображающих лицо с атрибутом его профессии: повар у плиты, садовник с лопатой и т. д.
В работе с детьми шести-семи лет метод разговора усложняется: во-первых, задается более сложная синтаксическая форма (распространение простого предложения обособленным оборотом или составление сложного предложения), во-вторых, расширяется круг лексики.
Итак, метод разговора — это метод обучения речи, состоящий в том, что обучающий побуждает обучаемого уместно пользоваться своим речевым запасом и тем самым совершенствовать свою речь. Метод разговора можно осуществлять (приемом наблюдения реальных объектов, опоры на картинку, на словесный образец, приемами различных видов игры), а также приемами постановки различных вопросов-заданий.
Метод разговора не следует отождествлять со школьным методом беседы, который является одним из способов подачи теоретического материала; метод разговора, как видно из его описания, практический.
5 слайд
Метод пересказа
В работе с детьми пятого — седьмого года жизни используется также метод пересказа, который обогащает речь всеми компонентами языка (лексикой, грамматическими формами, интонациями), тренирует их связную речь.
Метод пересказа состоит в том, что воспитатель читает (рассказывает) детям художественное произведение или напоминает о том, что они вместе видели на прогулке, на экскурсии, или рассказывает случай из своей жизни, или дает словесное описание какого-либо предмета, животного, которого дети не видели. Он поощряет детей к тому, чтобы они захотели задать вопросы по ходу рассказа, повторить его (для кого-то из своих товарищей или дома для взрослых). Ребенок пересказывает по возможности законченный текст. Между восприятием текста и его пересказом должно пройти некоторое время.
В методике разработано несколько приемов пересказа, используемых при ознакомлении детей с художественной литературой, например игры в любимых героев, инсценировки сказок, рассказов и др.
6 слайд
Методы сочинения (рассказывания)
Важное практическое значение имеет метод сочинения (рассказывания), так как его использование обеспечивает дошкольникам речевую самостоятельность. Поэтому воспитатель должен поощрять самостоятельное «сочинение» детьми сказок, рассказывание реальных случаев из их жизни, художественных произведений, описание картинок, реальных объектов — вещей, животных, растений и т. д.
7 слайд
Понятие практического метода и приема
Все описанные выше методы обучения родной речи предполагают усвоение речи в естественном живом общении, когда ребенок даже не замечает, что его специально учат, и усваивает речь интуитивно. Такие методы называют практическими в отличие от теоретических, с помощью которых сообщают сведения о лингвистике — науке о языке. С теоретическими методами дети знакомятся в школе, после того как овладевают родным языком практически.
Профессиональным умением для будущего воспитателя является умение, а затем и навык экспромтом (т. е. без предварительной подготовки) вести содержательный (развивающий) разговор и с отдельным ребенком, и с группой. Этот навык приобретается в результате усвоения соответствующей методики — овладения практическими методами. Так же приобретается и переходящее в навык умение вызывать детей на беседу, на связное рассказывание.
Воспитатель должен быть подготовлен к тому, чтобы вступить с детьми в содержательный разговор:
1) в процессе бытовой деятельности (во время утренней встречи в детском саду; при подготовке к приему пищи, в умывальной, во время приема пищи; при подготовке ко сну; давая им хозяйственные и другие поручения и т. д.);
2) на прогулках и экскурсиях; во время игр;
3) при рассматривании картинок, диапозитивов, презентаций;
4) в процессе трудовой деятельности;
5) во время чтения и обсуждения произведений художественной литературы и т. д.
8 слайд
Требования к культуре речи воспитателя
Речь воспитателя — основной источник речевого развития детей в детском саду.
Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в хозяйственно-бытовой и трудовой деятельности. Он организует их игры, говорит с ними на всех занятиях, предусмотренных программой, знакомит с речью авторов художественных произведений во время чтения. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в дошкольном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя.
Для воспитателя детского сада владение образцовой речью — это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о совершенствовании своей речи — нравственный и общественный долг каждого будущего педагога. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.
Культурой речи называют ее правильность, т. е. соответствие нормам грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным традицией для литературного языка.
В работе с детьми дошкольного возраста представление о стиле речи должно соотноситься прежде всего с представлением о речевом этикете, требующем и определенного поведения говорящих (такие качества личности, как вежливость, уважительность, скромность, предупредительность, доброжелательность, собственное достоинство, проявляются в определенном речевом поведении). В свою очередь, совершенствование стилистического чутья ребенка является основным средством его эстетического воспитания.
Воспитатель обязан не только интуитивно владеть чувством стиля, но и уметь осознанно анализировать языковые средства, с помощью которых создается определенный стиль, т. е. он должен иметь соответствующие знания в области лингвистики. Это поможет и при отборе необходимого дидактического материала, на котором он будет развивать языковое чутье у детей.
Нужно развить в себе потребность Постоянно обращаться к словарям. Воспитатель, старающийся повысить культуру речи, должен помнить о выразительных средствах морфологии: синонимах, а также использовать их в своей речи.
Воспитатель должен быть достаточно натренирован в правильной артикуляции звуков речи и их сочетаний, обладать четкой дикцией, уметь модулировать своим голосом (силу голоса, высоту тона, темп речи, тембр голоса) для выражения различных чувств: радости, горя, страха, торжества, досады, одобрения, гнева, ласки и т. д. Это даст ему умение легко схватывать стиль произношения связной речи, будь то книжный или разговорный стиль.
Важность совершенствования произносительной культуры речи будущего воспитателя обусловлена тем, что детям звуковая культура речи может быть привита только прямым путем, в процессе непосредственного общения, поскольку они обучаются произношению, только имитируя речь взрослых говорящих, в первую очередь речь воспитателя.
Воспитатель должен быть приобщен и к высшей произносительной культуре родной речи, т. е. иметь навыки выразительного художественного чтения и рассказывания.
9 слайд
Методы и приемы обогащения словаря детей в свободном речевом общении
Поэтическое и логическое (обобщенное) восприятие слова
Пополнение лексического запаса (обогащение словаря) каждого ребенка, происходит в процессе ознакомления с окружающим; слово входит в память не иначе, как одновременно с представлением о том предмете или действии, которое оно обозначает, или о том понятии, которому соответствует.
Процесс усвоения слов родного языка происходит одновременно с «исследованием» предметов, соответствующих этим словам: ребенок предметы осматривает, трогает, ощупывает, поглаживает (осязает), прислушивается, как они звучат, пробует на вкус, нюхает (обоняет). Предмет, на котором ребенок сосредоточил свое внимание, входит в его сознание через все пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Это чувственное познание мира развивает эмоциональную сферу ребенка: он оказывается способным испытывать не только крайние состояния: «прекрасно» — «отвратительно», но и всю гамму промежуточных, чувств. После того как чувственное восприятие предмета с помощью слова закрепилось в памяти ребенка как представление об этом предмете, слово, называющее его, возбуждает прежде всего все те чувства, которые он испытал при соприкосновении с данным предметом.
Например, ребенок слышит слово елка, и сразу все пережитые ощущения и чувства в нем оживают; в воображении он видит конкретную елку, ее зеленую хвою, пирамидально спускающиеся мохнатые ветки («лапы»), почти реально ощущает ее смолистый запах, и пальцы его непроизвольно отдергиваются от этого «видения», чтобы не уколоться. Все существо малыша наполняется воспоминанием о той радости, которую он испытал, увидев впервые в своей жизни нарядную новогоднюю елку или елочку в летнем лесу. Подобное восприятие слова называется поэтическим.
Если воспитатели «подают» ребенку слова родной речи с самого раннего возраста во всей их поэтической выразительности (т. е. заботятся о чувственной основе их восприятия), то у него развивается поэтический дар, необходимый не только для того, чтобы творить самому, но и для того, чтобы понимать творчество поэтов.
После того как ребенок усвоит чувственную основу слова, он оказывается способным к пониманию его обобщающего значения. Именно поэтому обогащение словаря детей дошкольного возраста должно быть организовано в процессе ознакомления их с окружающим бытом, природой, трудом людей, их общественной жизнью. При этом воспитатель и все окружающие взрослые должны общаться с ребенком посредством связной, грамматически оформленной речи. Ребенок же сам выделяет отдельные слова из слышимой речи взрослого.
10 слайд
Ребенок быстро (услышав иногда всего один раз) и прочно запоминает слова, называющие предметы или явления, которые его заинтересовали. Но это происходит в том случае, если воспитатель соблюдает методические правила произнесения слов: 1) говорит достаточно громко, чтобы ребенок расслышал слово; 2) произносит четко, т. е. энергично и правильно артикeлируя; 3) соблюдает правила орфоэпии, избегая искусственного произношения, утрирующего тот или иной звуковой компонент слова; 4) старается вставлять это слово в предложения так, чтобы показать возможно больше его грамматических форм.
Однако дети не всегда проявляют заинтересованность окружающими их предметами и не всегда спрашивают их названия. Воспитатель должен привлекать их внимание ко многим окружающим предметам, их качествам, действиям. Рекомендовано в плане работы по ознакомлению детей с окружающим и развитию речи ежедневно намечать в рамках темы, составлять для себя словарик на один день или на неделю, который дети и усваивают с его помощью в положенный срок.
Примерное количество слов, которое дети могут усвоить в течение недели: в группе третьего года жизни — 5 слов, четвертого года — 10 слов, пятого года — 15 слов, шестого года — 20 слов, седьмого года — 30 слов.
11 слайд
Предупреждение непонимания детьми речи воспитателя
Воспитатель всегда должен быть готов к тому, что ребенок может не понимать обращенную к нему речь, а иногда даже не понимать слов или грамматических форм, которые произносит сам. Формы проявления этого непонимания бывают различные. Малыш может просто играть услышанным и понравившимся сочетанием звуков или словами, не вкладывая в них никакого содержания, даже если будет произносить слова правильно. Известны случаи, когда дети заменяют непонятные им слова в заученных стихах другими, не имеющими смысловой связи с текстом.
Предупреждать детскую игру звукосочетаниями невозможно и нецелесообразно: это единственный процесс овладения фонетической системой родного языка. Объяснять смысл слов, которыми малыши играют, надо только в том случае, если значения их доступны. Так, на втором году жизни ребенок не может почувствовать разницы между понятиями горе и горе луковое (т. е. ненастоящее); трехлетний ребенок не может осмыслить понятие высокой степени обобщения. Но смысл такого слова, как сугроб, уже в раннем возрасте дети могут усвоить, и, если они не поняли его, заучивая программное стихотворение, это вина воспитателя, который допустил дидактическую ошибку: не объяснил, это слово, т. е. не предупредил его непонимание при разучивании стихотворения. Дети могут произносить слова, вкладывая в них совершенно иной смысл.
Многие дети не сразу овладевают значением слов высокой степени обобщения; обычно они понимают такие слова слишком узко. Например, Катя (3 года 9 мес.) неправильно выполняет поручение матери взять с полки и поставить на стол чайную посуду: девочка достает только чашки и блюдца, т. е. чайник и сахарницу она не считает посудой. Выполняя просьбу убрать свои платья, девочка рассовывает их в скомканном виде в ящики с игрушками, не связывая с понятием убрать сопутствующие действия: встряхнуть, сложить, чтобы не помять, и т. д.
Трехлетний Марат знает уже все буквы (сам выучил с кубиков). Он знает наизусть те сказки А. С. Пушкина, которые ему читали, может сказать, где какое слово написано, из каких букв оно состоит. Со стороны кажется: мальчик уже подготовлен к тому, чтобы учиться читать. Мама решила учить его чтению, купила «Азбуку» и именно на этом слове попыталась объяснить сыну, как складываются буквы в слова.
— Ну, читай: «Аз-бу-ка».
— Аз-бу-ка, — вторит малыш.
Но результаты «обучения» оказались неожиданными. Вот мать и сын стоят на троллейбусной остановке. Марат называет буквы на доске (там написано «Троллейбус»):
— «Т», потом «р», потом «о», потом «л»... А зачем еще «л»! — удивляется он.
Собравшиеся на остановке люди заинтересованно следят за маленьким чтецом.
— Читай-ка дальше, что получается из этих букв, — советует оказавшийся рядом мужчина. — Читай!
Марат рад угодить приятному человеку:
— Аз-бу-ка, — громко и выразительно «читает» он.
Как видим, для Марата само, слово читать имеет пока что значение совершенно конкретного действия: читать — значит произносить слово азбука, читать в общеупотребительном смысле этого слова он еще не умеет и значения этого действия на себя не распространяет.
Вводя в индивидуальный словарь ребенка слово, воспитатель должен предупредить его непонимание или неточное понимание: для этого он должен знать методические приемы объяснения слов разной степени обобщения, слов, имеющих переносное значение, и уметь профессионально пользоваться этими приемами.
Иногда ребенок не понимает речь взрослого из-за употребления общих фраз с недоговоренностями, которые свойственны разговорной речи. Вот пример непонимания ребенком такой фразы, приведенный М. М. Кольцовой.
В средней группе детского сада Вадик во время обеда с фырканьем ест кисель. «Вадя, как ты ешь!» — раздраженно спрашивает воспитатель. «Хорошо ем!» (Ест мальчик, и правда, с аппетитом.) — «Ну-ка, выйди за дверь за такую хорошую еду!»
Воспитатель вывел Вадика из-за стола за фырканье во время еды. Однако ребенок понял слова воспитателя буквально, и, когда его позже спросили, за что он был наказан, он ответил: «За то, что ел хорошо». Воспитатель должен был сказать малышу, что во время еды нельзя фыркать, это некрасиво, неприятно для окружающих; но он не произнес этих слов, считая само собой разумеющимся, что во фразе «Как ты ешь!», сказанной с соответствующей интонацией, подразумевалось именно это.
Недомолвки в речи взрослого человека, в частности воспитателя, незаметны для него самого, особенно при употреблении некоторых синтаксических конструкций, свойственных разговорному языку. Это выражения запрета: Я тебе возьму!, Я тебе кину!, Я тебе сяду! (т. е. «Я не позволю тебе брать», «Не надо кидать», «Не садись») и т. п.; выражения отрицания: Нужен мне твой мяч! (т. е. «Я не брала твоего мяча»); Тоже мне мастер!, Нашелся мастер! (т. е. «Ты не умеешь это делать», «Ты совсем не мастер»); Дождешься от тебя помощи! (т. е. «Ты не помощник»); Стану я тебя слушать/ (т. е. «Не буду я тебя слушать»); выражения одобрения: Вот это да!, Вот это мастер! (т. е. «Он хороший мастер»). Внимание воспитателя к подобным конструкциям в своей речи отнюдь не означает запрета на их употребление. Они, как уже сказано, естественны для русской разговорной речи, и дети должны их усвоить, но усвоить, правильно понимая их значение, о чем воспитатель должен позаботиться.
Неподготовленная беседа (разговор) как метод развития диалогической речи
12 слайд
Диалог — разговор, беседа — является основной формой речевого общения ребенка со взрослыми и своими сверстниками. Обучение речи в детском саду протекает в двух формах: 1) в свободном речевом общении, 2) на ООД. Диалог возникает преимущественно в свободном речевом общении и является базой для естественного развития произносительных, грамматических навыков, обогащения словаря детей, базой для приобретения навыков связной речи. Возвращаясь домой, он разговаривает со своими домашними. Обучение диалогической, или разговорной, речи обычно происходит в форме беседы (разговора), т. е. обмена репликами между взрослым и ребенком или между самими детьми.
В дошкольном учреждении беседа проводится с прямой целью развития речи детей. Содержание бесед определяется темой недели Беседы ведутся: 1) о самом ребенке («Где у Вити носик? Покажи свой носик». — «Вот где у нас носик!»); 2) о семье (сначала: «Кого ты любишь?» — «Папу!»; «Покажи, как ты любишь папу?» — «Вот ак крепко»; несколько позже: «Кто твой папа»?» — «Мой папа работает на машине. Я буду, как папа»; еще позже: «Кем ты будешь, когда вырастешь?» — «Я буду работать на экскаваторе, как мой папа. Мой папа хорошо работает, его портрет на Доске почета!»); 3) о труде взрослых в детском саду (повара, дворника, няни и др.); 4) о предметах быта и труда (мебели, посуде, одежде, бытовых орудиях труда, средствах передвижения и т. д.); 5) о природе в разные времена года (неживой и живой — растениях, животных, домашних и диких); 6) об общественной жизни (о знаменитых людях, героях труда, о героях, совершивших военные подвиги при защите Родины.
Беседу воспитателя с детьми, возникающую в свободном речевом общении, можно назвать неподготовленной, чтобы отличить от нее беседу как организованную деятельность, к которой детей заранее готовят, и, следовательно, являющуюся подготовленной.
Неподготовленная беседа, например во время умывания, за завтраком, при сборах на прогулку, на прогулке, во время игры или труда и т. д., неподготовленной в собственном смысле этого слова является только для детей (они не знают, о чем с ними будут говорить, к чему привлекут их внимание). Воспитатель же должен быть обязательно подготовлен к любому виду общения с детьми уже тем, что он получает профессиональное образование, важнейшим компонентом которого является умение говорить с ними так, чтобы своей речью учить их родному языку. Хотя к беседе, возникающей спонтанно в силу необходимости в речевом общении, воспитатель не готовит специально грамматическую форму своей речи и не отрабатывает ее звучание (фонологию), доверяясь языковому чутью, но тему каждой беседы он обязан готовить.
Воспитатель активно работает прежде всего над обогащением словаря детей — помогает осознать смысл известных им с л о в. Побуждая их повторять синтаксические конструкции употребляемых фраз, он тем самым отрабатывает их грамматические навыки. Воспитатель должен помнить, что в процессе беседы фонетические погрешности надо исправлять только в крайнем случае, чтобы не смутить ребенка, не выключить его из беседы.
13 слайд
Обучение пересказыванию
Текстами для пересказывания могут быть: 1) сообщения бытового характера, которые воспитатель передает детям в процессе свободного каждодневного общения и которые они пересказывают друг другу или взрослым членам своей семьи;
2) произведения художественной литературы, которые дети пересказывают на специальных занятиях по обучению монологической речи.
Обучение монологической речи в свободном речевом общении. Пересказывание сообщений воспитателя.
14 слайд
Темами сообщений воспитателя могут быть события, случаи, происшедшие с ним или же могущие произойти по дороге на работу, на прогулке в лесу, в парке и т. д.; это могут быть описания животных, цветов, какого-то дома, дерева, леса — словом, всего, что окружает человека. Естественно, что рассказы эти будут иметь форму монолога-повествования, монолога-описания. Сообщения, предназначенные для детей старшего дошкольного возраста, должны строиться как монолог-рассуждение.
Педагог должен уметь правильно и выразительно излагать свои словесные зарисовки действительности, случаи из жизни. Сообщенные доверительным тоном или, наоборот, весело, с юмором, эти зарисовки производят на детей сильное впечатление, и они охотно пересказывают их другим, тем самым развивая свою речь.
Воспитателю необходимо просить родителей выслушивать своих детей по дороге из детского сада или дома, высказывая интерес к содержанию рассказа. Тем самым будет обеспечена тренировка в пересказе всем детям.
15 слайд
Обучение рассказыванию
Воспитатель должен научить детей рассказывать о событиях из их собственной жизни: описывать вещи, растения, животных или заменяющие их игрушки; рассказывать об изображенном на картинках, статичных и подвижных (серии картинок на один сюжет, диафильмы, презентаций), об увиденном в кинофильмах. В зависимости от этого рассказы детей можно классифицировать так:
1) рассказ о событиях: происшедших только что, происшедших значительно раньше;
2) рассказ о предметах (вещах, растениях, животных): наблюдаемых в данный момент, по памяти;
3) рассказ по картинке: статичной, подвижной — серии, развивающей сюжет (выполненной типографским способом, как диапозитив, диафильм или кодопозитив);
4) рассказ по кинофильму.
Все перечисленные виды рассказов в зависимости от цели обучения могут выполняться как описание, повествование или элементарное рассуждение.
Детей подготавливают к рассказыванию так же, как и к беседе: они должны представлять себе предмет рассказа во всей его жизненной полноте, доступной ощущениям (размер, форма, цвет, запах, вкус, звучание, характер движений и т. д.); для называния всех признаков предмета, действий и их отношений у них должны быть в запасе слова, грамматические формы. Следовательно, упражнению в рассказывании должны предшествовать упражнения лексические, грамматические (в случае нужды — фонетические), а также упражнения в собеседовании. Специальная задача рассказа (так же как и задача пересказа) — развитие монологической речи.
Обучение рассказыванию воспитатель ведет с помощью цепочек вопросов, т. е. плана, предусматривающего руководство логикой повествования, описания или рассуждения ребенка.
План рассказа может быть простым, т. е. линейной цепочкой вопросов, или сложным, т. е. с дополнительными цепочками вопросов (подсказывающих или только наводящих). Естественно, что с детьми разных возрастных групп занятия проходят по-разному и требования тоже различные. Обучая детей рассказыванию следует систематически повторять известные детям стихи, сказки, пословицы, загадки: это повышает эмоциональный настрой и делает их рассказы более выразительными.
Воспитатель должен рекомендовать родителям пополнять домашнюю библиотеку и фильмотеку указанными выше видами книжек и диафильмов и терпеливо выслушивать рассказы своих детей по картинкам-иллюстрациям.
Итак, обучение рассказыванию ведется с опорой на реальные объекты, на воспоминания, на рассматривание картин.
16 слайд
Процесс обучения повествованию, описанию, рассуждению состоит в том, что воспитатель, во-первых, помогает ребенку с помощью плана (цепочки вопросов), не отступая от темы, излагать события в логической последовательности, во-вторых, заботится об эмоциональной выразительности речи, подсказывая соответствующие интонации и предлагая подходящие для данной темы отрывки стихов, сказок, загадок, рассказов писателей.
17 слайд
Обучение сочинению
Одним из видов монологической речи, как уже было сказано, являются устные сочинения детей по воображению. Малыши-фантазеры с удовольствием придумывают начало или конец к картинкам, т. е. домысливают то, что могло предшествовать событиям, изображенным на картинке, или что могло бы следовать за изображенными событиями; составляются контаминации на темы знакомых сказок или рассказов с изменением героя (рассказ от первого лица), с изменением времени года и т. д.; сами сочиняют сказки и рассказы. Следовательно, детские сочинения можно классифицировать так:
1) творческое сочинение по картинке;
2) контаминации на темы художественных произведений;
3) свободное сочинение: а) сказок, б) рассказов.
Творческое сочинение по картине рекомендуется проводить в старшей и подготовительной к школе группах.
Методика обучения сочинению-контаминации проста: ребенку предлагают пересказать определенный эпизод сказки или рассказа от своего лица, будто все это произошло с ним. Воспитатель сочувственно следит за течением «сочинения», делает вид, что верит каждому слову, и при этом обязательно следит за речью ребенка, неназойливо поправляет его.
Очень важно выбрать такие произведения, из которых ребенок мог бы перенять положительные черты главного героя: усвоенное в этом возрасте остается на всю жизнь.
Свободное сочинение заключается в том, что ребенку предоставляется полная свобода сочинять сказку или «то, что может быть». Этому не учат специально, но способность к свободному (самостоятельному) сочинению подготавливается у детей всей системой развития речи в детском саду и в домашних условиях. Чем лучше подготовлен ребенок в речевом отношении, тем больше развиты у него воображение и творческие способности.
18 слайд
Читать выразительно — значит выражать интонацией свое отношение к тому, о чем читаешь, оценивать содержание читаемого со стороны его эмоционального воздействия. одна из закономерностей усвоения речи состоит в понимании ребенком эмоциональной выразительности речи: интонационную выразительность он усваивает почти инстинктивно.
выразительное чтение воспитателя - это, с одной стороны, способ довести до ребенка всю гамму эмоций, содержащуюся в читаемом художественном произведении, с другой - способ развития и совершенствования чувств.
Подготовка к выразительному чтению состоит в так называемом дикторском прочтении текста: воспитатель как бы становится в положение слушателя данного текста, старается предвидеть, что именно может затруднить его слушателей (определенного возраста), и ищет средства, как облегчить им восприятие текста.
Особое внимание уделяется произношению тех слов, которые пишутся иначе, чем произносятся: своего, его, сегодня, булочная, скучно, что, счастье, катается, смеется и т. д.— [сваиво], [иво], [сиводн'], [булъшнъ!], [скушнъ], [што], [щаст'], [катащъ], [смиюцъ], а также произношению слов, заимствованных из иностранных языков: шофер, статуя, километр, сантиметр, шоссе, портфель, коклюш и т. д.
Лучше совсем не произнести слово, чем произнести его с ошибкой. Поэтому перед рассказыванием и чтением художественного текста о произношении незнакомого слова необходимо справиться в словаре.
Сила голоса чтеца. Как рассказывать и читать детям: громко или тихо? Здесь не может быть категоричного однозначного ответа, поскольку громкое или тихое произнесение текста зависит прежде всего от содержания произведения. Как правило, читать надо голосом средней громкости, порой его усиливая, иногда ослабляя. Даже шумливые дети начинают прислушиваться, когда голос рассказчика ослабевает.
Чтобы донести до маленького слушателя содержание произведения, нужно, читая, усиливать и ослаблять голос в строгом соответствии с содержанием.
Точности и выразительности речи способствует правильная расстановка логических ударений, выразительность которых определяется умением чтеца модулировать свой голос по силе.
Темп речи. Очень важно при чтении и рассказывании выдерживать необходимый темп речи, который тоже определяется содержанием. Эмоциональная окраска голоса Велико значение эмоциональной окраски голоса (его тембра): в зависимости от того, с каким выражением произносят одни и те же слова, может совершенно меняться их смысл. Воспитатель, перед тем как читать или рассказывать детям художественное произведение, должен хорошо представлять себе его тембральный рисунок. Правильно эмоционально окрашенное рассказывание и чтение помогает передать настроение, повышает интерес к рассказу. Тембровая окраска голоса чтеца, а также его мимика, поза, выражение лица должны соответствовать содержанию рассказываемого.
При подготовке к чтению или рассказыванию воспитатель должен подумать, как обратить внимание детей на действия героев и их мотивы, какой тембр придать своему голосу, чтобы выразить свое отношение к поступкам героя и передать это детям.
19 слайд
Повторное чтение художественных произведений и отдельных частей произведения
Небольшие по размерам художественные произведения воспитатель может читать на несколько раз подряд. Работа протекает примерно в таком порядке:
1) выразительно читается текст произведения;
2) детям дают время (четверть или полминуты) на то, чтобы пережить эстетическое удовольствие от прозвучавшей миниатюры, затем воспитатель спрашивает их, не почитать ли еще («Еще, еще»,— просят они);
3) воспитатель читает текст повторно.
Можно прочесть текст три и четыре раза, но ни в коем случае нельзя допускать, чтобы чтение надоело детям. Поэтому, как только замечается ослабление внимания малышей, чтение (рассказывание) нужно сейчас же прекратить. Лучше прочесть это произведение в другой раз, и тогда дети послушают его с таким же удовольствием. Чем младше дети, тем быстрее они утомляются от повторного чтения. Более старшие могут слушать дольше, но воспитатель должен помнить: нельзя повторять произведение до полной утраты к нему интереса.
Большое по размеру художественное произведение целиком повторять на одном не следует: достаточно повторно прочесть узловые места текста (полностью же можно прочесть на другом занятии). Цель повторного чтения основных эпизодов, интересных описаний, важных рассуждений изучаемого произведения — лучшее усвоение его этического и эстетического содержания и, следовательно, его языка.
Влияние иллюстративного материала на восприятие детьми художественных произведений
20 слайд
Рассматривание картинок в книжке
Основная задача чтения дошкольникам, состоит в том, чтобы научить их слушать и с л ы ш а т ь, т. е. правильно воспринимать речь. Картинка-иллюстрация, помещаемая в детской книжке, помогает воспитателю полнее преподнести ребенку читаемый текст, но она может и помешать восприятию, если показать ее не вовремя.
при знакомств с новой книжкой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картинка следовала за словом, а не наоборот: иначе яркая картинка может увлечь ребят настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словесным, потому что они «не услышат» слов, не заинтересуются высказанным в них. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство ребят к данной книжке, настраивающая на сюжет в целом.
После того как книжка прочитана, внимание детей зафиксировано на ее содержании, воспитатель должен показать иллюстрации к ней. Дети увидят и узнают героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте. При повторном чтении книжки после рассматривания иллюстраций словарный материал усваивается детьми очень интенсивно.
Само собой разумеется, могут быть и исключения из этого правила. В тех случаях, когда в книжке речь идет о вещах, неизвестных детям, т. е. встречаются незнакомые и непонятные слова, целесообразно до чтения при объяснении этих слов показать соответствующие картинки.
Книги для детей-дошкольников всегда издаются с множеством красочных и черно-белых иллюстраций, выполненных художниками. Многие из художников по праву могут считаться соавторами тех писателей, чьи произведения иллюстрируют. Всегда вызовут и добрую улыбку, и радостный смех детей иллюстрации.
В зависимости от возраста детей воспитатель меняет приемы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам. В первой и второй младшей группе приемы рассматривания имеют целью узнавание ребенком персонажей, вещей («Узнай, кто это? Покажи, где, кто или что?»); в средней и старшей группах — соотнесение фраз текста с картинками («Найди картинку к таким словам... Какие слова подходят к этой картинке?»); в старшей группе — подведение ребенка к оценке цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположения фигур («Почему нравится тебе эта картинка?»); в подготовительной к школе группе — сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.
Словесный комментарий воспитателя при сравнении иллюстраций разных художников — также прием, помогающий вызвать детей на разговор. Воспитатель должен реагировать на каждое замечание, поощрять все высказывания, помогать оформлять мысли. Именно вызвать детей на разговор — цель рассматривания иллюстраций.
21 слайд
Просмотр диафильмов на темы сказок и рассказов
Детям, как правило, показывают диафильмы на темы тех сказок и рассказов, которые они уже слушали в чтении воспитателя, к которым видели иллюстрации-картинки. Следовательно, диафильм-иллюстрация предлагает детям еще одно толкование образов персонажей, созданных художником. После этого они могут сравнивать три толкования образов одной и той же сказки разными художниками.
Диафильм на тему известного детям произведения представляется вариантом нового образного прочтения данного произведения. Поэтому после сравнения иллюстрирования разными художниками одного произведения создается удобная ситуация, чтобы предложить детям и самим нарисовать эти образы, по-своему увидеть их.
просмотр диафильмов имеет много общего с рассматриванием иллюстраций к знакомой книжке, но вместе с тем эта работа имеет и свои особенности.
Диафильм отличается и своеобразием материальных средств подачи иллюстрации - фотопленка или слайды и проекционное устройство для их демонстрации. Если добавить, что проекцию рисунков может сопровождать не только голос воспитателя, но и голос диктора с пластинки или магнитофона, то можно сказать, что основной особенностью работы с диафильмом является технизация обучения родному языка.
Это в свою очередь обусловливает другую особенность работы с диафильмом — несравненно большую активность восприятия детей, чем при рассматривании книжки с картинками, им импонирует возможность самим работать с техническими средствами. Дети с удовольствием смотрят диафильмы, которые показывает воспитатель через большой проектор, и с не меньшим удовольствием пользуются самостоятельно детским проектором (это могут делать старшие дошкольники).
Вместе с тем общеизвестен тот факт, что учебные средства, сильно воздействующие на эмоциональную сферу детей, быстро утрачивают свою действенность, если ими пользоваться слишком часто. Поэтому воспитатель должен пользоваться диафильмами так, чтобы избегнуть «стирания» новизны восприятия их детьми.
После просмотра дети делятся впечатлениями, воспроизводят отдельные эпизоды, делают выводы. Создано много интересных диафильмов, помогающих воспитывать у дошкольников благородные черты характера. Демонстрация и последующее обсуждение диафильма способствуют формированию умения оценить события и поступки героев, а следовательно, и развитию связной монологической речи детей.
22 слайд
Заучивание стихотворений
В теории психологии памяти различают два основных пути запоминания: 1) непроизвольное запоминание, т. е. запоминание, происходящее без волевых усилий со стороны человека — в процессе деятельности, имеющей другие цели; 2) произвольное запоминание, являющееся результатом сознательного намерения запомнить .
чтению художественных произведений в разных возрастных группах проводятся с целью познакомить детей с содержанием данных произведений, доставить им эстетическое удовольствие, внушить определенные нравственные понятия, воспитать благородные чувства. дети слушают, обсуждают, пересказывают художественные произведения и невольно запоминают их целиком или частично, хотя цели запомнить перед ними не ставится. Это непроизвольное запоминание.
Но необходимо и учить запоминанию, именно учить, поскольку ребенок раннего и младшего дошкольного возраста не умеет сам прилагать волевых усилий для произвольного, намеренного запоминания.
Произвольное запоминание — это внутренняя, интеллектуальная работа, полезная ребенку в трех отношениях: она помогает более быстрому, чем при непроизвольном запоминании, обогащению речи, интенсивнее развивает эстетические чувства — чувство поэзии, чувство прекрасного в языке, укрепляет намять — образную, связанную с воображением, и вербальную
Как же учат детей запоминанию? Прежде всего им объясняют само значение (лексическое значение) слова помнить, запомнить. Вначале это слово выступает как синоним слова повторить.
Итак, приемы произвольного запоминания следующие: 1) повторение текста, 2) припоминание текста.
Но ребенок может не хотеть повторять и тем более припоминать.
К. Д. Ушинский характеризовал припоминание как «труд, и труд иногда не легкий, к которому должно приучать дитя понемногу, так как причиной забывчивости часто бывает леность вспомнить забытое».
Необходимость поощрять припоминание, предотвращать «леность вспомнить забытое» для воспитателя должна быть очевидной.
23 слайд
Для активизации детей в повторении и припоминании в распоряжении воспитателя всегда есть средства и их надо учитывать:
1) само художественное поэтическое произведение должно нравиться детям своей музыкальностью, красочностью образов, этическим содержанием; оно должно доставлять эстетическое удовольствие, приносить нравственную удовлетворенность (дети должны полюбить героев, ждать с ними новой встречи; им должно быть приятно переживать вновь и вновь те чувства, которые вызвало у них стихотворение);
2) дети могут выполнять просьбу воспитателя из любви к нему самому, из стремления обрадовать его, заслужить похвалу.
Воспитатель обеспечит действенность перечисленных средств произвольного запоминания детьми художественных произведений, если он умеет хорошо читать — искренне передавать свои настоящие чувства голосом и мимикой, умеет вызвать абсолютное доверие детей, расположить их к себе своей справедливостью, тактичностью, доброжелательностью, искренней заинтересованностью в их успехах. Он должен уметь убедить каждого ребенка (особенно в этом нуждаются робкие и застенчивые), что тот может запомнить, припомнить то, что предлагает воспитатель.
Дополнительным стимулом к запоминанию художественных текстов может быть чувство соревнования с товарищами (кто лучше?), а также желание сделать им сюрприз, конкурс (чтение в группе стихов, выученных дома) и др. Для запоминания текста, по данным психологов, ребенку нужно 8—10 раз повторить его, но не за один раз, и раза 2—3 припомнить.
Произведение заучивается все сразу: это необходимо для целостного понимания его смысла, структуры образов, гармонии созвучий. Дробление стихотворения на строчки для заучивания на разных занятиях недопустимо, так как разрушает его восприятие, а следовательно, мешает и запоминанию.
24 слайд
При заучивании большого по объему произведения допускается припоминание его по частям.
1) вступительная реплика (или небольшая беседа) воспитателя;
2) чтение воспитателем всего текста;
3) повторение всего текста ребенком с хорошей памятью;
4) повторение всего текста ребенком со слабой памятью. Детям со слабой памятью воспитатель помогает: ободряет взглядом, жестом, подсказывает слова (на первых порах просто заставляет имитировать фразы).
Чтобы детям не скучно было многократно повторять один и тот же текст, воспитатель включает в работу элементы игры. Воспитатель помогает детям запоминать стихи, обращая их внимание на выразительные языковые средства.
Необходимо помнить, что работа по заучиванию наизусть, как и всякая другая работа по развитию речи детей, несколько отличается в разных возрастных группах.
25 слайд
Организация слушания и просмотра радио- и телепередач для детей
Организация просмотра телепередач
Слушание и просмотр детьми телепередач требует внимательного руководства со стороны воспитателей и родителей. Частые просмотры телепередач не рекомендуются, так как снижают интерес, внимание детей. Внимательное изучение программ радио-и телепередач позволит воспитателю выбрать те, которые он, естественно, впишет в план воспитательной работы.
Телепередачи должны органично входить в систему приемов и методов воспитания детей, но при этом воспитатель должен предварительно обдумать, что он включит в план и с какой конкретной воспитательной целью.
Детские телепередачи веселые, музыкальные. Они глубоко захватываюх детей. Организация просмотра телепередач для детей требует не просто знания сюжетов мультфильмов, спектаклей, а глубокого понимания идейного содержания и воспитательной роли произведений. Нельзя допускать бессистемного просмотра передач. Информация, не осмысленная по-настоящему, не развивает, а раздражает и утомляет восприятие детей. Воспитатель должен понимать, что только правильно выбранные передачи способствуют расширению знаний детей о мире, в котором они живут, помогают реализовать важные воспитательные цели.
Организация слушания радиопередач
Слушание радиопередач требует от ребенка внимания к слову, развивает его речь и интеллект. Предварительно надо подготовить детей к слушанию передач по радио, показав несколько озвученных диафильмов: привыкнув воспринимать речь диктора с пластинки, они воспримут и речь диктора радио.
Слушая интересную радиопередачу, малыши сами мысленно рисуют события, героев, картины природы, т. е. соотносят слова с предметами и явлениями внеязыковой действительности. Многие радиопередачи для детей составлены из произведений, которые рекомендованы для рассказывания и чтения в детском саду,
Воспитатель должен создать такую обстановку, чтобы ничто не отвлекало детей, чтобы они всецело углубились в мир сказки, рассказа. После прослушивания радиопередачи организуется ее обсуждение. Дети частично пересказывают содержание по наводящим вопросам воспитателя, выражают свое отношение к делам и поступкам героев. Если необходимо, он зачитывает фрагменты из прослушанного произведения, комментирует события.
26 слайд
спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по познавательно-речевому направлению в 1 младшей группе «Росинка» «Обучение игровым действиям с куклой», «К нам в гости пришла кукла Маша»
Открытое занятие в 1 младшей группе по познавательному направлению....
Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...
Программа дополнительного образования ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ по методике Н.А.Зайцева кружок «Волшебные кубики»
Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте. По словам Л.С.Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развити...
«Речевая деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья и её развитие через различные формы и приемы обучения»
Речь и детям, и взрослым, нужна для разной деятельности. С помощью речи ребенок общается, познает мир, выражает желания, планирует свои действия. Родители должны знать, что речь – это приобретен...
Структура НОД в детском саду, приемы и методика обучения по речевому развитию Пересказ и Творческое рассказывание
Структура НОД по пересказу1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др....
Дополнительная образовательная программа позновательно - речевой направленности по обучению детей от 5 до 7 лет театрализованной деятельности "Литературная гостиная"
Целевой раздел1.1.Пояснительная записка Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании тог...
Структура НОД в детском саду, приемы и методика обучения по речевому развитию Составление рассказов по картине. Развитие связной речи
Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи. Особую актуальность это приобретает сейчас, когда развитие речи становится все более зло...