Структура НОД в детском саду, приемы и методика обучения по речевому развитию Пересказ и Творческое рассказывание
консультация (старшая группа)

Брух Галина Витальевна

Структура НОД по пересказу

1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

Задачи:

• выяснить знания детей по теме произведения;

• обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;

• расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении;

• обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Подготовительная беседа (анализ произведения).

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда появляется достаточный запас знаний об окружающем мире. Творческое рассказывание детей требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_nod_razvitie_rechi._bruh_g.v._.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №73 «Искорка»

Структура НОД в детском саду, приемы и методика обучения по речевому развитию

Пересказ и Творческое рассказывание

Воспитатель: Брух Г.В.

Структура НОД по пересказу

1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

Задачи:

• выяснить знания детей по теме произведения;

• обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;

• расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении;

• обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Подготовительная беседа (анализ произведения).

Цели ее:

• Учить следить за развитием событий в рассказе (сказке).

• Учить называть и сочувствовать героям произведения.

• Учить частично воспроизводить текст с помощью воспитателя. 

• уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов, последовательности событий,

• привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы,

• активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).

Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета.

4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. При этом уместна установка на пересказнапример«Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.

5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

6. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети).

Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений«Мне кажется.»«Я советую Сереже.»«А может быть, лучше.»

Дети способны понимать и отвечать на вопросы небольшой по объему сказки, рассказа. Добавляются элементы пересказа. Многократно прочитанные тексты дети запоминают наизусть, но самостоятельный рассказ еще не доступен.

Пересказ является новым видом речевой деятельности. Дети пересказывают небольшие рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки.

Организуются специальные занятия по обучению пересказу. Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого. Дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное. Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения. Ребенок самостоятельно, выразительно, без повторов передает содержание литературных текстов, используя различные средства выразительности. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы. Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения.

«Творческое рассказывание в детском саду, приемы и методика обучения».

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда появляется достаточный запас знаний об окружающем мире. Творческое рассказывание детей требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Творческое рассказывание - это деятельность воображения, направленная на воссоздание элементов прошлого опыта в новых сочинениях, в результате которого, является придуманный ребенком рассказ с самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями, с естественно развивающимся сюжетом логически построенным и облаченным в словесную форму, соответствующую содержанию.

Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача — точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел.

Подготовка к этому сложному виду повествования начинается со средней группы детского сада. Надо помочь каждому ребёнку усвоить элементы построения устного повествования и выразительные средства раскрытия художественного образа. Рассказывая о предметах и игрушках, по картинам, дети вносят элементы творчества. Творческая активность формируется у детей постепенно.

В более совершенном виде, творческое рассказывание осуществляется в старшем дошкольном возрасте.

Существуют различные виды творческих рассказов:

  1. Придумывания продолжения и завершения рассказа, предложенного педагогом.

Воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события и приключения героев придумывают дети. Примером может служить незаконченный рассказ Л. А. Пеньевской «Как Миша варежку потерял» (см.: Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. М., 1976). Воспитатель задает детям вопросы: «Нашел ли Миша свою варежку? Как это произошло? Кто ему помог?» Это дает толчок творческому воображению детей. Однако его необходимо направить так, чтобы дети создавали правдоподобные, жизненные ситуации. Если рассказы составляются однообразно, следует поговорить о том, что еще могло произойти с Мишиной варежкой, т. е. предложить различные варианты (может быть, она зацепилась за куст или ее утащил щенок и т. п.).

Обязательным условием является напоминание детям о том, чтобы они не повторяли сюжет товарища и придумывали свой вариант. Тематика рассказов самая разнообразная: «Что случилось с Юрой», «Как Володя помогал Леночке», «Случай в лесу». Это может быть и сказка: «Приключения зайца», «Что сказал мне ежик по секрету».

  1. Придумывание рассказа или сказки по плану педагога, составленные детьми.

Этот вид требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания предстоит детям осуществлять самостоятельно.

Л. А. Пеньевская предлагает составлять план в естественно-разговорной форме. Например, в придумывании сказки «Приключения ежика» воспитатель дает следующий план: «Сначала расскажите, как ежик собрался на прогулку, что интересного увидел он по дороге в лес, и придумайте, что же с ним произошло». В дальнейшем, когда дети научатся составлять рассказы по предложенному плану, надобность в нем отпадает.

3. Придумывание рассказа или сказки по теме, предложенной педагогом, без плана. Дает еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли, ребенок выступает автором, самостоятельно выбирает содержание рассказа и его форму. Сама формулировка темы должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа. Некоторые рассказы могут быть объединены одной темой, например, серия рассказов про Лену. «Новое платье Лены», «Какая игрушка понравилась Лене в детском саду» и т. д. Дети учатся наглядно в образно описывать предметы, передавать чувства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать интересную концовку рассказа. (Рекомендация Э. П. Коротковой.)

Можно давать различные темы и для придумывания сказок о животных: «День рождения лисы», «Как заяц по лесу гулял», «Приключения волка» и т. д.

4.Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

Здесь успехи во многом зависят от того, как сумеет воспитатель заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Этот вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом «Кто интереснее придумает сказку».

Очень важно научить детей оценивать рассказы и сказки, придуманные их товарищами, видеть д положительные и отрицательные стороны рассказов. Для этого воспитатель дает образец оценки, например, говорит: «Мне понравилась сказка Оли. В ней интересно описаны приключения белки и ее друзей. Оля рассказала свою сказку выразительно. Очень хорошо она называет белочку — «рыжая шубка».

Надо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой передано это содержание, внимательно следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.

5. Описательные рассказы о природе, например, «Мое любимое время года», «Зимой и летом в лесу», «Весенняя встреча».

Обучение этому виду рассказывания вдет постепенно, под влиянием точных указаний педагога. Так, перед рассказыванием о конкретном времени года («Весна», «Мое любимое время года») нужно предложить детям рассказать сначала о погоде, потом о растениях и деревьях, о том, что бывает в это время года с животными, как играют дети и трудятся взрослые. Можно предложить, например, такой план: 1) Чем весна отличается от зимы? 2) Какая погода бывает весной? 3) Что происходит весной с деревьями и кустами? 4) Как живут весной птицы и звери? 5) Что люди делают на огороде и в садах?

На начальном этапе обучения творческому рассказыванию о природе полезно обращать внимание дошкольников на последовательность передачи содержания в рассказе. По мере освоения детьми умений составлять четкий, а последовательный рассказ можно предоставить им возможность самим решать вопрос о плане в последовательности наложения.

Особый интерес представляют творческие рассказы, построенные на «равнении природных явлений («Зима и лето», «Река осенью и весной», «Зимой и летом в лесу»). Такие темы создают широкие возможности не только для того, чтобы разнообразить содержание, но и для использования различных грамматических и синтаксических структур, в частности распространенных и сложных предложений.

В занятия по обучению рассказыванию можно включать небольшие словесные упражнения, связанные с тематикой занятия.

Например, в начале занятия, посвященного рассказыванию на тему «Весна», воспитатель дает детям задание подобрать эпитеты, сравнения, помогая тем самым овладеть элементарными средствами художественной выразительности.

Занятия такого типа могут начинаться с загадки о временя года (может быть рассмотрена иллюстрация). Далее педагог предлагает придумать определения к слову небо: «Какое оно весной? (Голубое, безоблачное, синее, приветливое, радостное, солнечное). А в дождливый день?» (Хмурое, серое, черное, неприветливое, низкое и т. д.). Затем предлагается слово солнце (яркое, теплое, ясное, веселое, красное, золотое, румяное). Дети придумывают сравнения к слову ручеек (ручеек, как змейка, вьется; как колокольчик звенит; как будто змея в траве ползет). После этого они составляют рассказы о весне.

6. Придумывание детьми рассказов, аналогичных прочитанному в двух вариантах: заменить героев, сохраняя сюжет, или заменить сюжет, сохраняя героев.

Старая сказка на новый лад, на примере сказки «Три медведя»: медведи заблудились и попали к девочке. Что они стали бы делать? Или медведи добрые оказались, а девочка – злая. Как повели бы они себя?

7. Придумывание небылиц, загадок. Дети также сочиняют стихи, загадки, небылицы, считалки. Популярны и повсеместно в детской среде бытуют считалки — короткие рифмованные стихи, которые дети используют для того, чтобы определить ведущих или распределить роли. Особую роль в умственном и речевом развитии детей играют загадки. Систематическое знакомство детей с литературными и народными загадками, анализ художественных средств загадок, специальные словарные упражнения создают условия для самостоятельного сочинения детьми загадок.

Формирование поэтического словесного творчества возможно при заинтересованности педагогов и создании необходимых условий. Еще Е. И. Тихеева писала, что живое слово, образная сказка, рассказ, выразительно прочитанное стихотворение, народная песня должны царить в детском саду и готовить ребенка к дальнейшему более глубокому художественному восприятию.

Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить детям нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это явится хорошим толчком для развития детского творчества. Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития дошкольников, на их речевую подготовку для дальнейшего обучения в школе.

Таким образом, овладение творческим рассказом обеспечивается в процессе определенной системы обучения. Обучение элементарного творческого рассказа осуществляется успешнее при последовательном использовании наглядного материала установлений взаимосвязи как внутри одного вида, так и разных видов рассказывания. В результате, приобретенном детьми навыке и умение, становится более устойчивыми, целенаправленными и выразительными.

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Все это так называемый «стандарт», который должен иметь ребенок при поступлении в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Творческое рассказывание «Поговорим по телефону»

Цель: Развитие связной речи в процессе творческого рассказывания.Задачи:Образовательные: Формировать навыки логического выстраивания вопросов и ответов в диалогическом общении. Активизировать в речи д...

Консультация для педагогов на тему: «Творческое рассказывание в детском саду, приемы и методика обучения»

Консультация для педагогов на тему: «Творческое рассказывание в детском саду, приемы и методика обучения»...

Творческое рассказывание в детском саду, приемы и методика обучения

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда появляется достаточный запас знаний об окружающем мире. Творческое рассказывание детей требует актив...

Структура НОД в детском саду, приемы и методика обучения по речевому развитию Составление рассказов по картине. Развитие связной речи

Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи. Особую актуальность это приобретает сейчас, когда развитие речи становится все более зло...