Музейная педагогика, как средство развития познавательной и творческой активности дошольников
статья (старшая группа) на тему
Детство-это пора веселых игр и ярких впечатлений, через знакомство с окружающим миром и, конечно же, время интенсивного развития. Перед нами взрослыми стоит вопрос, как организовать процесс гармоничного развития ребенка в соответствии ФГОС дошкольного образования.
Одно из основных положений современной концепции развития образования состоит в том, что образование рассматривается как процесс формирования творчески активной личности.
Известно, что дети в силу своих возрастных особенностей приобретают знания и опыт только в тесном контакте с предметным миром. Приобретение такого опыта станет более глубоким с помощью использования Музейной педагогики как средства.
Музейная педагогика помогает решать задачи дошкольного образования:
-Формирование системы ценностей ребенка.
-Приобщение к историческому, культурному, природному наследию.
-Познавательному, творческому, эмоциональному развитию.
-Музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса.
Н.А. Рыжова считает , музей в детском саду является – «интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, обращаться со взрослыми сверстниками по поводу увиденного.
Приоритетным направлением работы нашего детского сада является познавательно- речевое развитие детей, именно поэтому в свою педагогическую работу мы внедряем различные образовательные технологии в частности Музейную педагогику. Работа по музейной педагогике ведется по двум направлениям:
I направление – Сотрудничество детского сада и краеведческого музея нашего села. Наш Краеведческий музей помогает обогащать детей знаниями о жизни людей нашего села, его настоящим и историческим прошлым, с культурными традициями русского и хакасского народа, с самоотверженным трудом шахтеров и работников сельского хозяйства и героями Великой Отечественной войны. Полученные представления об увиденном дети переносят в разнообразную деятельность (познавательную, продуктивную, речевую, художественно- творческую).
II направление - Создание и использование мини –музеев в детском саду.
В детском саду в рамках проекта «Музей идет в детский сад!» были созданы групповые мини-музеи : «Игрушки- забавы», «Музей куклы», «Музей коры», «Музей книги».
Нашей группой был представлении мини-музей «Мишка - Мишенька - Медведь».
Почему именно медведь? С давних лет для большинства детей плюшевый медвежонок- это лучший друг, надёжно хранящий доверенные ему тайны и мечты. Медведь часто встречается в народных сказках, ситах, рассказах. О нем сложено много мифов и легенд, изображение медведей можно встретить на гербах многих городов мира.
Медведь является символом русского леса.
Детские психологи говорят: «Мишка, как символ счастливого детства пробуждает в детях любовь к живой природе и воспитывает человечность».
Целью создания нашего музея является расширение представлений детей о медведе, как объекте живой природы, через познавательно- исследовательскую деятельность.
Музей органично вписывается в интерьер группы и содержит разделы, расположенные в различных частях групповой комнаты.
-В галереи собраны картины художников (Чарушина, Шишкина) с изображением медведей в природе.
-Фото галерея «Медведи бывают разные» знакомит детей с различными видами медведей и их средой обитания.
-В разделе «Игрушки медведи» представленные экспонаты находятся в свободном доступе для детей, которые используются ими для различных видов игр (сюжетно-ролевых, игр-драматизаций, режесерских игр). Игрушки-экспонаты можно использовать для классификации «Из чего сделаны?», «Виды медведей», «Современные игрушки и старинные».
-Одним из разделов мини- музея является АРТ-студия «Умелые ручки». Она была создана с целью оформления экспонатов музея. Все экспонаты данной коллекции это результат совместной работы детей и взрослых. Работа над выполнением экспонатов позволила ознакомить с различными изобразительными техниками: аппликацией, тестопластикой, квилингом, оригами и др.
-В разделе «Мишуткина библиотека» представлена подборка художественной и познавательной литературы о медведях.
Экскурсии в музее проводят как взрослые, так и дети.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynaya_pedagogika_doklad.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Музейная педагогика, как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников.
Детство-это пора веселых игр и ярких впечатлений, через знакомство с окружающим миром и, конечно же, время интенсивного развития. Перед нами взрослыми стоит вопрос, как организовать процесс гармоничного развития ребенка в соответствии ФГОС дошкольного образования.
Одно из основных положений современной концепции развития образования состоит в том, что образование рассматривается как процесс формирования творчески активной личности.
Известно, что дети в силу своих возрастных особенностей приобретают знания и опыт только в тесном контакте с предметным миром. Приобретение такого опыта станет более глубоким с помощью использования Музейной педагогики как средства.
Музейная педагогика помогает решать задачи дошкольного образования:
-Формирование системы ценностей ребенка.
-Приобщение к историческому, культурному, природному наследию.
-Познавательному, творческому, эмоциональному развитию.
-Музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса.
Н.А. Рыжова считает , музей в детском саду является – «интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, обращаться со взрослыми сверстниками по поводу увиденного.
Приоритетным направлением работы нашего детского сада является познавательно- речевое развитие детей, именно поэтому в свою педагогическую работу мы внедряем различные образовательные технологии в частности Музейную педагогику. Работа по музейной педагогике ведется по двум направлениям:
I направление – Сотрудничество детского сада и краеведческого музея нашего села. Наш Краеведческий музей помогает обогащать детей знаниями о жизни людей нашего села, его настоящим и историческим прошлым, с культурными традициями русского и хакасского народа, с самоотверженным трудом шахтеров и работников сельского хозяйства и героями Великой Отечественной войны. Полученные представления об увиденном дети переносят в разнообразную деятельность (познавательную, продуктивную, речевую, художественно- творческую).
II направление - Создание и использование мини –музеев в детском саду.
В детском саду в рамках проекта «Музей идет в детский сад!» были созданы групповые мини-музеи : «Игрушки- забавы», «Музей куклы», «Музей коры», «Музей книги».
Нашей группой был представлении мини-музей «Мишка - Мишенька - Медведь».
Почему именно медведь? С давних лет для большинства детей плюшевый медвежонок- это лучший друг, надёжно хранящий доверенные ему тайны и мечты. Медведь часто встречается в народных сказках, ситах, рассказах. О нем сложено много мифов и легенд, изображение медведей можно встретить на гербах многих городов мира.
Медведь является символом русского леса.
Детские психологи говорят: «Мишка, как символ счастливого детства пробуждает в детях любовь к живой природе и воспитывает человечность».
Целью создания нашего музея является расширение представлений детей о медведе, как объекте живой природы, через познавательно- исследовательскую деятельность.
Музей органично вписывается в интерьер группы и содержит разделы, расположенные в различных частях групповой комнаты.
-В галереи собраны картины художников (Чарушина, Шишкина) с изображением медведей в природе.
-Фото галерея «Медведи бывают разные» знакомит детей с различными видами медведей и их средой обитания.
-В разделе «Игрушки медведи» представленные экспонаты находятся в свободном доступе для детей, которые используются ими для различных видов игр (сюжетно-ролевых, игр-драматизаций, режесерских игр). Игрушки-экспонаты можно использовать для классификации «Из чего сделаны?», «Виды медведей», «Современные игрушки и старинные».
-Одним из разделов мини- музея является АРТ-студия «Умелые ручки». Она была создана с целью оформления экспонатов музея. Все экспонаты данной коллекции это результат совместной работы детей и взрослых. Работа над выполнением экспонатов позволила ознакомить с различными изобразительными техниками: аппликацией, тестопластикой, квилингом, оригами и др.
-В разделе «Машуткина библиотека» представлена подборка художественной и познавательной литературы о медведях.
Экскурсии в музее проводят как взрослые, так и дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Обучение старших дошкольников приёмам складывания бумаги в технике "Оригами", как средство развития познавательной и творческой активности детей с ОВЗ в рамках дополнительного образования.
В материале обобщён опыт работы по использованию оригами для раэвития познавательной и творческой активности дошкольников с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)....
«Проектная деятельность как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников»
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что детей называют «п...
Инновационный проект "Музейная педагогика как средство развития познавательной активности дошкольников"
Инновационный проект...
проект "Музейная педагогика как средство развития познавательных процессов у дошкольников"
педагогический проект по тем е "Музейная педагогика как средство развития познавательных процессов у дошкольников"...
" Проектная деятельность, как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников"
Проект развивает самостоятельную и познавательную деятельность детей;развивает познавательную сферы, расширяет кругозор....
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Музейная педагогика как средство развития познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Музей – это смесь искусства и истории, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.Ф. ДзериМузейная педагогика… Сег...