«Проектная деятельность как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников»
проект по теме

БЕЛОБОРОДОВА ЛЮДМИЛА ВАЛЕРЬЕВНА

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в федеральном Законе «Об образовании в РФ», национальной доктрине образования в РФ и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:

-обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;

-обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

-реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;

-помнить, что ребенок — активный участник образовательного процесса;

-привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;

-обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_prezintatsii_beloborodova.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района - детский сад «Алёнушка»

«Проектная деятельность как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников»

               

                Воспитатель:

    первой квалификационной категории

                                                          Белобородова Людмила Валерьевна

2016г.

1 слайд

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в федеральном Законе «Об образовании в РФ», национальной доктрине образования в РФ и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:

-обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;

-обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

-реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;

-помнить, что ребенок — активный участник образовательного процесса;

-привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;

-обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии — кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

2 слайд

А, что же такое проект?

Проект – специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

3 слайд

Назревает вопрос, а что же такое  педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

4 слайд

Проект - это инновационный метод работы с детьми согласно федеральным государственным стандартам.

Что же такое метод проектов согласно ФГОС.

Метод проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

5 слайд

Зачем нужны проекты?

Проекты это…..

-поддержка и развитие самостоятельной и познавательной деятельность детей;

-развитие познавательной сферы, расширение кругозора;

-развитие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка;

-развитие умения наблюдать, слушать;

-развитие мышления, навыков обобщать и анализировать, внимания, воображения, памяти, речи;

-развитие умения увидеть проблему комплексно с разных сторон;

-обучение в сотрудничестве (учить ребят добиваться единой цели, работая в группе).

6 слайд

Основополагающие принципы Проектной Деятельности

-знание цели детьми;

-учет интересов детей;

-самостоятельная активность детей.

7 слайд

Виды проектов

По количеству участников в проекте:

-индивидуальные;

-групповые;

-коллективные.

8 слайд

Виды проектов

По продолжительности выполнения проекта:

-краткосрочные (1-3нед.);

-среднесрочные (до 1 мес.);

-долгосрочные (полугодие, учебный год).

9 слайд

Виды проектов

По характеру содержания:

-монопроекты (1 образовательная область);

-интегративные (межпредметные) (2 и более образовательных областей).

10 слайд

Виды проектов

-творческие: дети совместно с воспитателем договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник). (2 младшая группа)

-ролево-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. ( со 2 младшей группы)

-ознакомительно-ориентировочные: этот тип проекта изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. ( со средней группы)

-практико-ориентированные (прикладные): дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект изоуголка, проект правил группы и т. д.). (со старшей группы)

-исследовательские: дети совместно со взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования. (со старшей группы)

11 слайд

Способы разработки проектов

Способ разработки проектов, связан с использованием так называемой модели «трёх вопросов». Её суть в том, что воспитатель задаёт детям три вопроса:

1. Что мы знаем?

Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель записывает ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть.

2. Что мы хотим узнать?

Ответы снова записываются, причём независимо от того, что могут показаться глупыми или нелогичными. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопрос?»

Способы сбора информации: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события. Воспитатель оформляет поступившие предложения в учебный план.

3. Что узнали?

Ответы на вопрос «что мы узнали?» дают воспитателю понять, чему научились дети. Анализ отдельных занятий позволяет улучшить будущие проекты. Воспитатель должен ответить на следующие вопросы: «Какая часть проекта оказалась наиболее удачной?» «Что нужно изменить в следующий раз?» «Чему научились дети?» «Что не удалось?» «Почему?».

12 слайд

План работы по разработке проекта

1. Подготовительный / Целеполагание

Глубоко изучите тематику проекта, помогите ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени, заинтересуйте каждого ребенка тематикой проекта, поддержите его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

Ненавязчиво вовлекайте родителей, социальных партнеров в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

2. Деятельностный/ Разработка проекта: разработка плана работы по подготовке проекта:

-на основе изученных проблем детей поставить цель проекта;

-разработка плана достижения цели;

-привлечение специалистов и родителей к осуществлению соответствующих разделов проекта;

-составление плана-схемы проекта;

-сбор, накопление материала;

-включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности;

-домашние задания для самостоятельного выполнения.

3. Выполнение проекта / Практическая часть.

-создавайте игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик;

-вводите детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт;

-тактично рассматривайте все предложенные детьми варианты решения;

-соблюдайте принцип последовательности и регулярности в работе над проектом;

-в ходе работы над проектом создавайте атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

4. Завершающий/ Подведение итогов: определение задач для новых проектов; презентация продуктов проекта и рефлексия, размышления над новым знанием или опытом.

13  слайд

Результаты проектно-тематического обучения

Помогает:

-осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

-активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

-развивать творческие способности детей, навык обобщать и анализировать;

-развивать мышление, воображение, память, внимание;

-развивать речь (задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта; комментировать свои действия; делать спонтанные и подготовленные высказывания в пределах определенной заранее темы; высказываться в связи с высказываниями других; сформулировать свой интерес, предпочтение, намерение; договариваться о правилах; поддерживать разговор; использовать элементарные нормы общения);

14 слайд

-контролировать свое поведение, выполнять простые правила, следовать простому алгоритму (в работе с предметами или общении в группе);

-организовать свою работу (разложить материалы, отбирать необходимое);

-сотрудничать (со взрослыми и с детьми разного возраста) в предложенных формах.

15 слайд

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.

16 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Метод проектов- как средство развития познавательной активности дошкольников....

Творческий отчёт по теме: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у старших дошкольников»

Тема: Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у старших дошкольниковВведение:    Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новоепокол...

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческой инициативы у детей дошкольного возраста»

Целью моей работы является развитие познавательной активности и творческой инициативы детей дошкольного возраста средствами метода проектов....

" Проектная деятельность, как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников"

Проект развивает самостоятельную  и познавательную деятельность детей;развивает  познавательную сферы, расширяет кругозор....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...