О доброте и доброжелательности.
картотека (средняя группа) на тему

Комарова Галина Николаевна

В нашей группе проходил проект "Спеши творить добро", в ходе которого дети каждый день изучали что-то новое (каждый день был посвящён какой-то теме: доброта и доброжелательность, взаимопомощь, эмоции, дети-инвалиды, вежливость, семья.....) К каждому дню надо было собрать материал, а это сложно, ведь нужно просмотреть много источников. Потому по некоторым темам я создала небольшие картотеки. Здесь вы найдёте полезную информацию о доброте и доброжелательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_dobrote_i_dobrozhelatelnosti.docx48.39 КБ

Предварительный просмотр:

О доброте и доброжелательности.

Доброта – готовность помочь маленьким, нуждающимся и слабым.
Дети изначально (как правило) не добры и эгоцентричны, поэтому воспитание доброты, хотя бы как и шаблонного поведения, является шагом вперед в направлении социализации ребенка.
В детстве и юношестве доброта – одно из самых надежных средств обращения ребенка и подростка к миру другого человека, воспитания отзывчивости и готовности к сотрудничеству.

Доброжелательность – стремление человека быть открытым другим людям.
Словарь Ожегова

Доброжелательный – желающий добра, готовый содействовать благополучию других, благожелательный.
Словарь по общественным наукам | Глоссарий.ру

  • Доброжелательность – это открытость характера и готовность поделиться и духовным, и материальным.
  • Доброжелательность – это способность отдавать лучшую частичку себя другим.
  • Доброжелательность – это постоянное позитивное отношение к окружающему миру.
  • Доброжелательность – это талант искреннего, душевного общения с людьми вне зависимости от их взглядов и убеждений.
  • Доброжелательность – это свойство сильного и благородного человека.

Преимущества доброжелательности

  • Доброжелательность даёт радость – от общения.
  • Доброжелательность даёт возможности – проявить лучшие черты своего характера.
  • Доброжелательность даёт уверенность – в лучшем будущем.
  • Доброжелательность даёт энергию – для добрых дел и благородных начинаний.
  • Доброжелательность даёт свободу – от разрушительного человеконенавистничества.
  • Доброжелательность даёт открытость – новым людям и новым событиям.

Проявления доброжелательности в повседневной жизни

  • Библия. «Лучше кусок сухого хлеба и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором» - так говорится о доброжелательности.
  • Семейное воспитание. Родители и дети тепло и уважительно обращающиеся друг с другом – проявляют доброжелательность.
  • Межличностное общение. Человек,  всегда готовый помочь ближним, внимательный ко всем окружающим людям, не спешащий критиковать их поступки – проявляет доброжелательность.
  • Государственная политика. Готовность к поиску компромиссов с учетом интересов других государств; материальная помощь «странам третьего мира» – проявление доброжелательности на международном уровне.
  • Национальные традиции. В Японии доброжелательность – не просто добродетель, но часть национального этикета; то же справедливо и для некоторых других восточных стран.

Как достичь доброжелательности

  • Общение. Общайтесь! Общаясь с людьми разного возраста, разных убеждений и интересов, разных профессий и стараясь с каждым найти общий язык – вы воспитываете в себе доброжелательность.
  • Семейное воспитание. Родители, проявляющие доброжелательность, с радостью встречающие гостей, всегда готовые помочь тем, кто оказался в сложной ситуации – воспитывают доброжелательность и в своих детях.
  • Чтение. Бесценным источником душевных богатств является литература. Читая классическую литературу, книги по философии и психологии, человек воспитывает в себе уважение к людям, и, как следствие – доброжелательность.
  • Работа над собой. Желая достичь доброжелательности, человеку необходимо подавлять в себе агрессивность, а так же изживать равнодушие и апатию

Крылатые выражения о доброжелательности

Доброе слово лечит, злое убивает.

- Русская пословица -

Как мать, даже с риском для собственной жизни, защищает своего единственного сына, так пусть тот, кто постиг истину, развивает безграничную доброжелательность ко всем существам.

- Будда -

В ком добра нет, в том и правды мало.

- Русская пословица -

Пословицы о доброте.

Большая душа, что большой костёр – издалека видна.

Верная указка – не кулак, а ласка.

Доброму и сухарь – на здоровье, а злому и мясное не впрок.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Доброе слово доходит до сердца.

Доброму добро, а худому – пополам ребро.

Добрые умирают, да дела их не пропадают.

Добрый человек в добре проживёт век.

Добрый человек добру и учит.

Добрый человек лучше каменного моста.

Доброта без разума пуста.

Добрая жена – веселье, а худая – злое зелье.

Добрая жена да жирные щи – другого добра не ищи.

Добрая жена дом сбережёт, а плохая – рукавом растрясёт.

Добрая семья прибавит разума – ума.

Доброму гостю хозяин рад.

Доброму для добра, а худому для худа.

Доброта без разума пуста.

Добрый друг лучше ста родственников.

Добрый хозяин господин деньгам, а худой – слуга.

Добрый человек придёт – словно свет принесёт.

Добрым быть – добрым и слыть.

Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

Доброе дело само себя хвалит.

Доброго держись, а от худого отдались.

Доброе братство лучше богатства.

Добрый портной с запасом кроит.

Доброму человеку что день – то и праздник.

Доброму человеку помощь не в убыток.

Добрый конь подо мною, а господь – надо мною.

Добрые дела лучше мягкого пирога.

Добрая наседка одним глазом зерно видит, а другим глазом коршуна.

Добрый конь не без седока, а честный человек не без друга.

Добро помнится долго, а лихое вдвое.

Доброе молчание – чем не ответ?

Давай хлеб каждому, но не у каждого ешь хлеб.

Жалость со слезами, а доброта с мозолями.

Жизнь дана на добрые дела.

За недобрым пойдёшь – на беду набредёшь.

Злой с лукавым водились, да оба в яму ввалились.

Злому человеку не прибавит бог веку.

Злому – смерть, а доброму – воскресенье.

Злой плачет от зависти, а добрый – от радости.

И собака старое добро помнит.

Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.

Красота до вечера, а доброта  навек.

Красоту уносят годы, доброту не унесут.

Лучше не дари, но после не кори.

Ласковое слово – что весенний день.

Не считай щедрым, дарящего чужое.

Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.

На ласковое слово не кидайся, а на грубое – не гневайся.

Не гони коня овсом, а гони кнутом.

Неважно, лицо какое, было бы сердце золотое.

Постучи в семь дверей, чтоб одна открылась.

Рожь да пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.

Слушайся добрых людей – на путь наведут.

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

Сердце не камень. Человек жалостью живет.

Тьма свет не любит, а злой добра не помнит.

Учись доброму, тогда худое на ум не пойдёт.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Хорошему везде хорошо, доброму везде добро.

Час в добре побудешь – всё горе забудешь.

Не хвались серебром, а добром.
Делай добро и жди добра.
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Мир строит, а война разрушает.
Никакое худо до добра не доводит.
Жизнь дана на добрые дела.
Без худа добра не бывает.
Добро — на худо меняют.
Добра не смыслишь — так худа не делай.
Доброго чти, а злого не жалей.
Доброе дело два века живёт.
Добру расти, худу по норам ползти.
Добрые дела и после смерти живут.
Следовать добру — взбираться на гору, следовать злу — скользить в пропасть.
Не делай другим того, что себе не желаешь.
Тёплое слово и в мороз согревает.
Плохо тому, кто добра не творит никому.
Всё добро, да не всё на пользу.
Всяк добр, да не до всякого.
Добра желаешь — добро и делай.
Добро поощряй, а зло порицай.
Доброе дело без награды не остаётся.
Доброе семя — добрый и восход.
Добрые слова дороже богатств.
Добрым быть — добрым и слыть.
За доброе жди добра, за худое — худа.
И добро худом бывает.
И собака старое добро помнит.
Не хвались серебром, а хвались добром.
От добра добра не ищут.
Учись доброму — худое на ум не пойдёт.
Зло тихо лежать не может.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Злого любить — себя губить.
Много у лихого силы, да воли ему нет.
На добрый привет — добрый и ответ.
Ласковое слово пуще дубины.
Знай, кому добро делаешь.
Добрые чувства — соседи любви.
Добродетель доброму не вредит.
Доброта без разума пуста.
Доброе дело скрытности не любит.
Доброго чти, а злого не жалей.
Добро творить — себя веселить.
И собака помнит, кто её кормит.
Собаку палкой не учат.
Чужое горе — двойная радость
Беда не приходит одна.
Беда деньгу родит.

Злому — смерть, а доброму — воскресение.
Мир не без добрых людей.
Нет худа без добра.
От добра добра не ищут, от овса кони не рыщут.
От любви до ненависти — один шаг.
Подумаешь — горе; а раздумаешь — воля Господня.
Тому тяжело, кто помнит зло.
У злой Натальи все люди канальи.
Учись доброму, а худое и само придёт.
Хорошего не стало — худое осталось; худого не станет — что останется?
Хорошо тому добро дать, кто помнит.
Час в добре пробудешь — всё горе забудешь.
Беда за бедой.
Где смех, там и слёзы.
Красота на время, доброта навеки.
Не бывает того, чтобы хорошее дерево принесло дурные плоды.
После горя приходит радость.
От авось-небось да как-нибудь — добра не будет.
Беда вымучит, беда и выучит.

Поговорки о доброте

Вора миловать – доброго погубить.

Всяк добр, но не до всякого.

Древо познания добра и зла.

Добрая пора – пора из-за стола.

Доброму вору всё впору.

Доброму – добрая память.

Добрый пёс на ветер не лает.

Добрый привет и кошке приятен.

Добрым – добрая слава.

За доброго человека сто рук.

Мир не без добрых людей.

Не без добрых людей.

На хороший цветок и пчёлка летит.

Не гляди комом – гляди россыпью.

От добра добра не ищут.

Пожалел волк кобылу.

Свет не без добрых людей.

Чаще говорите своим детям: «Добрый вечер!», «Доброе утро!», будьте добрыми к своим детям, и тогда не придётся вам сокрушённо качать головой и спрашивать своего подросшего ребёнка: «В кого ты такой злой?» Любите своих детей, и они вам ответят тем же! 

Стихи о добре, доброте для детей

Придумано кем — то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым 
пусть доброе утро длится до вечера!
НО, а мы послушаем стихотворения о доброте.
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто.
Направь шаги
Тропою доброты
И радость помоги найти кому-то.
И. Романов

***
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот…
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья та сердитая речь
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.

***
Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.
А. Лесных

***
А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
М. Лисянский

***
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит доброта
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час
Добрый вечер,
Ночь добра
Было доброе вчера
И откуда спросишь ты
В доме столько доброты.

***
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…

***
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому — то, кому — то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.

***
Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
А. Дементьев

Твори добро!

 

Задачи: формировать нравственные качества, развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи; Воспитывать вежливость, внимательность, уважение  к людям.

 

Оборудование: плакаты с пословицами о доброте, рисунок «цветка доброты»; карточки со словами.

 

Ход мероприятия.

   Ведущий. Сегодня мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком.

 

Слово это серьезное,

Главное, важное,

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

   В нем забота и ласка,

   Тепло и любовь.

   В нем стремленье

   На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

   И оно поважней,

   Чем лица красота.

   Догадались, что это?

   Сердец доброта!

  О каком качестве пойдет речь? Да, сегодня мы будем говорить о доброте. Почему-то в наше время доброта не очень ценится, люди стесняются быть добрыми. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?

   Доброта… Добро… Что же это такое? Прочитаем два высказывания.

     Ученики (читают плакаты).

    «Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное». (Л.толстой)

   «Доброта – вещь удивительная. Она  сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид». (Драматург В.Розов)

    Ведущий. Это человеческое качество высоко ценилось во все времена. Вспомним пословицы и поговорки о доброте.

 

   Ученики называют пословицы и поговорки, которые они подобрали заранее. Некоторые пословицы написаны на доске. По ходу занятия учащиеся находят нужные пословицы.

 

Спеши делать добро.

Без добрых дел нет доброго имени.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.

От добра добра не ищут.

Доброе слово – половина счастья.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Доброе дело дороже богатства.

Красоту уносят годы, доброту не унесут.

 

   Ведущий. А как много слов образовано от слова добро!

 

     На доске изображен «цветок доброты». Ученики рассматривают цветок, читают слова на его лепестках, знакомятся с высказыванием А.Грина, которое оформлено в виде эпиграфа: «Доброта – солнечный свет, под которым распускается  цветок добродетели».

 

   Вспомним о волшебном цветке из сказки В.Катаева «Цветик-семицветик». Кому и как помогла девочка? Куда бы вы потратили лепестки волшебного цветка? (Ответы детей).

    Как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым? Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, на нем человека ожидают взлеты и падения, зло и добро. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

 

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цветка.

Доброта – не пряник, не конфета.

      Только надо, надо добрым быть

      И в беде друг друга не забыть.

      Будет вертеться Земля быстрей,

      Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

       Доброта с годами не стареет,

       Доброта от холода согреет.

       Доброта, как солнце, светит.

       Радуются взрослые и дети.

Выберите пословицу, отражающую смысл стихотворения.

 

Ученики объясняют смысл пословицы «Красоту уносят годы, доброту не унесут».

 

Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? Можно ли стать добрым на время?

 

Ученик читает стихотворение  Л.Татьяничевой.

Достается недешево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего,

Чем ты людям помог?

      Этой мерой измеряются

      Все земные труды,

      Может, вырастил деревце

      Иль очистил пруды?

Может, строишь ракету?

Гидростанцию? Дом?

Согреваешь планету

Своим мирным трудом?

      Иль под снежной порошей

      Жизнь спасаешь кому?

      Делать людям хорошее-

      Хорошеть самому.

Ведущий. Какие пословицы можно отнести к этому стихотворению? («Добрые дела красят человека», «Жизнь дана на добрые дела», и др.)

Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы детей).

Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки говорят о том, что человек хороший. Надо стремиться всегда и во всем быть полезным людям.

 

Ученик читает стихотворение.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

   И если когда-то кому-то

   Поможет улыбка твоя,

   Ты счастлив, что день

   Не напрасно был прожит,

   Что годы живешь ты не зря!

 

Ведущий. Сейчас я вам прочитаю отрывки из двух рассказов. Послушайте внимательно. Подумайте и скажите, почему совершались добрые дела?

   1.Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Помог донести груз, хотя это и было ему не по пути.

   В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчик возле него не оказался.

   2.Когда старушка-соседка попросила мальчика купить ей в магазине молоко, он согласился, но заявил, что за это она должна его отблагодарить.


В первом случае – бескорыстно, а во втором – с выгодой для себя.

Как вы полагаете, сможет ли второй мальчик бескорыстно делать добро людям? (Нет).

   Как бы вы поступили на месте мальчиков? Какие пословицы можно отнести к этим рассказам? Где и как вы проявляете доброту?

(Ответы детей). Творите добро ради самого добра, будьте в этом бескорыстны!

 

Добрые люди, на свете все бывает…

В наших окошках то свет, то темно.

Песни не любят, когда их забывают.

Сердце не любит, когда оно одно.

Добрые люди, никто нас не рассудит-

Только мы сами поймем, в чем смысл и суть.

Добрыми будем – тогда и выйдем в люди,

Добрыми будем – и будет добрый путь!

Добрые люди, ничто нас не остудит,

И не захлопнуть распахнутых дверей!

Добрыми будем, и мир добрее будет.

Добрыми будем, и будет жизнь добрей.

    Добрый человек – это тот, кто любит людей, помогает им. Будьте добры ко всем окружающим людям!

    А где добро всегда побеждает зло? Конечно в сказках.

(Дети перечисляют сказки).

   А.П.Чехов, обращаясь к молодым писал: «Пока молоды, сильны и бодры, не уставайте делать добро!»

         Добрые сердца – это сады,

         Добрые слова – это корни,

         Добрые мысли – цветы,

         Добрые дела – плоды.

    Давайте вернемся к нашему «цветку доброты». Какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?

 

    Дети выходят с цветками, которые они приготовили заранее и прикрепляют их к доске.

 

Какая чудесная получилась цветочная поляна! На ней расцвели необходимые человеческие качества. Это милосердие, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, сочувствие, благодарность, уважение, нежность, скромность.

   Заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами делами! Спешите делать добро!

      Песня «Дорога добра1. (сл. Ю.Энтина, муз. М.Минкова).

Спроси у жизни строгой:

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра!

                    Забудь свои заботы,

                    Падения и взлеты.

                    Не хнычь, когда судьба ведет

                    Себя не как сестра.

                    Но если с другом худо,

                    Не уповай на чудо…

                    Спеши к нему, всегда иди

                    Дорогою добра!

Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов!

Не забывай, что эта жизнь-

Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный:

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра!

 

Итоговое мероприятие по проекту « Спеши творить добро!»

Путешествие в страну Доброты и Вежливости.

(Разработали и провели: Комарова Г. Н., Громоздова И. П.)

Цель: способствовать  нравственному развитию личности детей.

Задачи:

– обобщить и расширить знания детей о доброте, добрых людях, о вежливости;  показать необходимость употребления в речи “вежливых” слов;

-обобщить, уточнить знания детей о детях-инвалидах;

- закреплять полученные знания об основных эмоциях; продолжать  учить детей различать эмоции;

– развивать познавательный интерес, речь детей, умение понимать свои чувства и чувства других, эмпатию, воображение, выразительность речи, мимику;

– воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям и себе.

Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой сегодня чудесный день , погода замечательная за окном. А давайте вспомним с вами, какое время года сейчас?

+ осень

- Правильно, осень. Молодцы! Последние денечки осени, а потом наступит, что ……. ?

+Зима.

- Молодцы! Действительно, зима!  А какие ещё времена года вы знаете? Какое ваше любимое время года?

+ответы детей.

- Молодцы, ребята! На самом деле, каждое время года красиво и интересно по-своему,  и есть что-то чудесное, доброе в каждом. А мы с вами давайте начнем этот осенний день с улыбок. Улыбнёмся друг другу , и настроение станет ещё прекраснее.

Дети улыбаются.

- Ребята, сегодня у нас действительно волшебный день. Сейчас вы узнаете почему. Две недели в нашей группе жил Лунтик, каждый день он приносил вам письма с темой дня. Он рассказывал нам о доброте, вежливости, взаимопомощи, играл с нами, познакомил с новыми друзьями. И сегодня он пришёл попрощаться с нами, ведь ему нужно торопиться в другие садики к детям и рассказать им о том же. Но напоследок Лунтик хочет отправиться с нами в путешествие в страну Доброты и Вежливости. Ну что же, в путь)

Дети под музыку по кругу сначала едут на поезде, потом летят на самолёте, потом скачут на лошади.

 

Приехали. Первая остановка  у нас «Доброта»(уголок украшен коллажами детей о доброте, добрых делах и поступках).

- Ребята, как вы думаете, что такое доброта?

(ответы детей)

- А каких людей называют добрыми?

(ответы детей)

-Молодцы, ребята!  Доброта это- дружелюбное отношение друг другу, а добрый человек-это человек, делающий добро другим, отзывчивый.

Ребята, давайте вспомним стихи о доброте, расскажем их Лунтику.

Добрым быть совсем не просто, не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета. Доброта – не пряник, не конфета (Ева Ш.)

Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит, радуются взрослые и дети. (Даша)

Слово это серьезное, главное, важное.

То, что значит оно, очень нужно для каждого. (Гриша)

В нем забота и ласка, тепло и любовь.

В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь. (Настя)

Это качество в сердце у многих живет

И о боли других позабыть не дает. (Милана)

И оно поважнее, чем лица красота

 догадались, что это? Сердец ДОБРОТА. (Матвей)

- Молодцы, ребята, ну а нам надо двигаться дальше.

Дети едут на поезде.

А вот и следующая остановка- станция ВЕЖЛИВОСТИ.(игровой уголок, где висит коллективная аппликация детей «Вежливые слова»)

- А как вы думаете, что такое вежливость?

 (ответы детей)

- Да ,ребята, вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

- Какие вежливые слова вы знаете?

 +Здравствуйте, простите,  будьте любезны, не стоит благодарности,  очень рад,  очень приятно, всего вам доброго, спасибо, пожалуйста, до свидания, добрый день, доброе утро, добрый вечер, будьте здоровы……

- Молодцы, много вежливых слов знаете, а вы говорите их друг другу?

+…….

-А вот послушайте, какая история произошла с одним мальчиком.

 Мальчики носились в группе ,как угорелые. А Вася, конечно, быстрее всех. И он конечно налетел на  воспитателя, чуть не сбил ее с ног. Воспитатель остановила Васю и спросила:

- Что нужно сказать?

- Здрасьте!- ответил Вася.

После этих слов ребята рассмеялись.

- Почему ребята засмеялись?

 (ответы)

- Можно ли назвать Васю вежливым человеком?....  Ведь он употребляет вежливые слова.

- А как нужно употреблять «волшебные» слова?

 (Правильно, в нужное время, в нужной ситуации)

- Вежливые слова нужно употреблять в подходящей  ситуации  по смыслу. И для того, чтобы быть вежливым человеком, нужно не только употреблять «Вежливые слова», но и употреблять их…. (правильно).

- Давайте с вами поиграем в игру «Вежливо-невежливо»

- Послушайте правила игры: если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши 2 раза. Когда я читаю о невежливом поступке – вы топаете ногами 2 раза. Начнем .

- Поздороваться при встрече……

- Толкнуть и не извиниться……

- Свистеть, кричать, шуметь в садике….

- Уступить место старшим…..

- Помочь подняться по лестнице….

- Попрощаться уходя….

- Молодцы, поиграли, и  мы отправляемся дальше. Дети скачут на лошадках. Прискакали.

И эта остановка называется- станция «Новых добрых друзей».(уголок чтения, где висят картинки с детьми-инвалидами, о которых дети говорили ранее на занятиях с воспитателем)

  Давайте вспомним ,с кем Лунтик нас знакомил? С какими детьми?

+ С детьми, которые плохо видят и слышат, которые передвигаются на коляске, с детьми-аллергиками.

- Но они  такие же дети , как все: добрые, красивые, веселые. И с ними интересно играть. Дети, которые плохо видят, очень хорошо слышат, и у них развиты осязание и обоняние, они многое определяют на вкус. Вот и  мы с вами поиграем с закрытыми глазами.

- Мы завяжем вам глаза, и вы определите по вкусу, что это?

( на тарелке лежат: лимон, соленый огурец, яблоко, банан, сахар, соль, хлеб, печенье, конфета…)

Дети по очереди подходят к столу с завязанными глазами и на вкус определяют, что они едят.

- Молодцы! Понравилось вам?

- А теперь  мы вспомним, что есть дети плохо слышащие, и они по мимике и по жестам понимают друг друга. Сейчас мы поиграем в игру «Угадай животное»

- Мы станем в круг, а к нам будут приходить животные, и мы их будем узнавать, но ребёнок, изображающий животное, должен ни звука не произнести, только при помощи жестов, движений, мимики показывать.

Дети изображают медведя, лису, зайца, лошадь, дятла, лягушку…..

- Молодцы, поиграли, а нам пора отправляться дальше .

Дети летят на самолёте.

Ну вот мы и прилетели на последнюю станцию, а как называется она, вы сейчас сами мне скажете.

Дети садятся за столы. На доске висят картины с лицами людей, на лицах разные эмоции.

- Ребята, радость, грусть, обида- что это?

+ Это эмоции.

- Молодцы, вот Лунтик и привёз нас на последнюю станцию, которая называется                  « Эмоции». А какие вы ещё знаете эмоции?

Дети отвечают, рассматривая картинки с лицами людей.

-А теперь давайте покажем Лунтику, как мы умеем показывать радость, грусть, злость, удивление…

Дети изображают мимикой.

-Ребята, а вот каждое слово или предложение можно сказать с разными эмоциями. Давайте скажем  выражение- детский сад грустно, радостно, зло, удивлённо….

Дети говорят по очереди.

- Молодцы! А когда чего-то боишься, это какая эмоция?

+страх.

-Правильно. Ребята, а как вы думаете, на этой картине мальчик чего боится?

Беседа по картине.

- Ребята, бывает много страхов, кто-то боится темноты, кто-то высоты, кто-то…….Я вот, например, когда была маленькой, боялась дома одна оставаться и темноты боялась. А у вас есть страхи, вы боитесь чего-либо?

+ответы детей.

-А теперь давайте каждый из вас нарисует свой страх на листе бумаги.

Дети рисуют свои страхи, а потом рассказывают, что нарисовали.

-А теперь давайте порвём свои рисунки  со словами « Страх мне не нужен, его больше никогда не будет!»

Дети рвут рисунки и выкидывают в мусорное ведро.

-Молодцы, больше не будем ничего боятся, правда?

+да)

-ну что же, ребята, Лунтик говорит, что пора нам возвращаться в группу. В путь.

Опять летят на самолёте, едут на поезде под музыку.

-Вот мы и в группе. Понравилось вам наше путешествие? Лунтик интересуется, что же вы узнали, запомнили из этой поездки????

+ответы детей

-Молодцы, ну что же Лунтик прощается с нами и отправляется к другим детям, учить их добру и вежливости, а вам оставляет на память вот эту книгу «Город добра», чтобы вы читали её, и всегда были добрыми, вежливыми, помогали друг другу. Что надо сказать Лунтику?

+спасибо и до свидания

Лунтик уходит.

Молодцы, ребята! Мы с вами столько всего сегодня сделали и немного устали, давайте отдохнём.

Дети ложатся на ковёр на спинки и под музыку «Пение птиц в лесу» отдыхают , расслабляются.(представьте , что вы лежите на лесной поляне на травке. Дует тёплый ветерок, на деревьях шелестят листочки, птички поют. Светит солнышко, греет вам ручки, ножки, щёчки, вы улыбаетесь. Травка щекочет вам пальчики рук…..)

Игры для развития доброты и сопереживания. Развитие эмоционального интеллекта у детей.

-«Копилка добрых дел»

Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребенку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у крохи совершать что-то хорошее.

-«Выбрасываем злость»

Дайте ребенку черные тучки или темные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ребенка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с малышом, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идете выбрасывать ее.

-«Ласковые имена»

Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение одного ребенка к другому. Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Сереженька, Богданчик, Олечка и т.д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён.

-«Комплименты»

Предложите детям сесть в круг лицом и взяться за руки. Каждый ребенок должен сказать что-то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом. Тот, кому предназначена похвала, говорит: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше он говорит комплимент следующему ребенку. Когда малыш затрудняется что-то сказать, взрослый должен ему помочь найти нужные слова.

-«Пирамида любви»

Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает ее строить, называя то, что он любит и кладет руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладет свою руку сверху. Таким образом, получилась целая пирамида.

Солнышко

Дети ходят по кругу под спокойную музыку. У всех в руках «лучики тепла» (какой-либо предмет). Воспитатель замечает:

– Посмотрите, что-то наш Андрей совсем замерз! Надо его отогреть!

«Замерзшего» сажают в центр круга на стул. Каждый ребенок дает свой «лучик» и говорит, что ему нравится в «замерзшем». Тот, кого «согревают», благодарит, говорит: «Спасибо».

У птички болит крылышко

Один из детей исполняет роль птички, у которой болит крылышко». Он грустит.

Взрослый предлагает ребятам пожалеть птичку. Воспитатель показывает пример, образец поведения, например, надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит птичку со словами: «Птичка Саша (Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу на руку и также жалеют птичку.

Разбуди ласково

Один ребенок «превращается» в кошечку и «засыпает» – ложится на коврик в центре группы. Воспитатель просит по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (словами, прикосновениями), но всякий раз ласково. В конце упражнения дети решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково.

Мягкое сердце

Для выполнения упражнения необходима мягкая игрушка в виде сердца.

Воспитатель говорит, что на земле есть люди, которые не умеют любить, потому что их сердце зачерствело. Он предлагает детям поучиться делать свое сердце мягким и любящим. Далее он показывает ребятам мягкое сердце, дает потрогать и просит подумать, кому бы они хотели послать свою любовь при помощи мягкого сердца. Это могут быть мама, папа, друзья или любимая игрушка. После этого все дети закрывают глаза. Держась рукой за игрушечное сердце, они представляют свое собственное сердце таким же мягким. После этого дети могут рассказать, что они представляли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительской встречи "Формирование доброжелательного общения у старших дошкольников"

Консультация для родителей о формировании доброжелательного общения у старших дошкольников, воспитывать уважение к старшим, сверстникам, умение общаться....

Занятия-игры по формированию доброжелательных отношений у дошкольников.

"Жизнь в лесу"Воспитатель садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей. Создает для детей  ситуацию:"Представьте что вы в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между соб...

Формирование доброжелательных взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре

О влиянии сюжетно ролевой игры на формирование доброжелательных взаимоотношений среди свертников. Описание опыта работы по этой проблеме....

Формирование доброжелательных взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре

О влиянии сюжетно ролевой игры на  формирование доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Описание опыта работы....

План-конспект воспитательного занятия по теме «Доброта и доброжелательность»

Приобщение детей  к ценностям человеческих отношений....

Конспект родительского собрания «Доброжелательные технологии как способ внедрения доброжелательных отношений в образовательную деятельность ДОО»

Формирование педагогической культуры родителей в вопросах по внедрению и  способах реализации в практике работы дошкольного образовательного учреждения «доброжелательных технологий&raq...

Квест-игра «Доброжелательная безопасность» (с использованием доброжелательных технологий) для средней группы.

Квест-игра «Доброжелательная безопасность» (с использованием доброжелательных технологий) для средней группыЦель: повышение уровня знаний о правилах безопасности в окружающем мире.Задачи:З...