Упражнение в практической жизни «Пересыпание ложкой» по методике М.Монтессори
методическая разработка (младшая группа) на тему

Сочкалова Наталья Алексеевна

В среде М. Монтессори упражнения по развитию мелкой моторики с помощью сыпучих материалов (греча, фасоль, горох, манка) занимают особое значение. Наиболее большой интерес к такого рода упражнениям у ребенка возникает в возрасте от 1,5 до 3 лет, именно в этот период ребенок проживает фазу интереса к мелким предметам. В дальнейшем у него формируется чувство собственного достоинства и независимости, так как теперь жизненно важная деятельность может выполняться им совершенно самостоятельно. С увлечением независимости растет уверенность в себе. Он достигает более высокой степени самоконтроля и сосредоточенности, чем многие взрослые. Его движения становятся гармоничнее и экономичнее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhnenie_peresypanie_lozhkoy_po_metodike_m.montessori.docx528.36 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация методической разработки

упражнения в практической жизни «Пересыпание ложкой»

В среде Монтессори упражнения по развитию мелкой моторики с помощью сыпучих материалов (греча, фасоль, горох, манка) занимают особое значение. Наиболее большой интерес к такого рода упражнениям у ребенка возникает в возрасте от 1,5 до 3 лет, именно в этот период ребенок проживает фазу интереса к мелким предметам. Но и в более раннем и позднем возрастах дети с удовольствием  и с большим интересом работают с крупами, что способствует  развитию и усовершенствованию  координации рук и пальцев, развитию «пинцетного» захвата, подготовке руки к письму, снятию нервного напряжения и развитию умения концентрироваться.

С помощью упражнений с крупами ребенок учится пересыпать, перекладывать ложкой, просеивать, захватывать и проталкивать мелкие предметы в отверстие.

В первые годы жизни ребенок обладает естественным стремлением к движению. Он хочет перемещать свое в пространстве, чтобы ближе познакомиться с окружающими его вещами и уметь осмысленно обращаться с ними. Он находится в сензитивном периоде развития точности движений. Сначала движения неловки, часто бесцельные и негармоничны. Поэтому в процесс воспитания включается моторная активность. Первые действия, которыми ребенок овладел, становятся контролируемыми в результате целенаправленных упражнений. Моторное развитие зависит от индивидуального темпа движения ребенка.

Материалы для упражнений в повседневной практической жизни должны по цвету, форме, величине, удобству и притягательности отвечать детским потребностям. Ребенок особенно любит упражнения, которые встречаются в его жизни дома. Для малыша такая деятельность является самоцелью: он вытирает из одного только желания тереть, не ожидая прямого результата.

Для формирования точности движений важно создать подготовительную среду, учитывая моторные потребности ребенка. Оборудование по величине и удобству должно быть подобрано соответственно силе и росту ребенка. В этой среде ребенку надо предложить всевозможные виды упражнений, чтобы тем самым способствовать координации и совершенствованию движений. Следует так подобрать соответствующие предметы для упражнений по формированию у детей навыков практической жизни, чтобы ребенок ясно понимал цель своей деятельности. Монтессори предлагала подбирать упражнения в практической жизни, часть которых происходит из повседневных домашних дел. За деятельностью ребенка наблюдают взрослые. В дальнейшем у него формируется чувство собственного достоинства и независимости, так как теперь жизненно важная деятельность может выполняться им совершенно самостоятельно. С увлечением независимости растет уверенность в себе. Он достигает более высокой степени самоконтроля и сосредоточенности, чем многие взрослые. Его движения становятся гармоничнее и экономичнее.

Упражнение в практической жизни

«Пересыпание ложкой»

Материал: поднос, чайная ложка, две одинаковых миски, крупа (фасоль), щетка, совок.

C:\Users\1\Desktop\019.JPG

Цель упражнения (прямая): 

  • учиться пересыпать зерно с помощью ложки из одной миски в другую.

Цель упражнения (косвенная):

  •  развитие координации движений;
  • аккуратности и внимания;
  • развитие умения пользоваться ложкой;
  • направлять стремление детей действовать в разумном русле;
  • координировать, совершенствовать и гармонизировать поведение в целом;
  • способствовать независимости ребенка от взрослых, его самостоятельности и укреплять чувство собственного достоинства и самоценности;
  • развивать чувство ответственности перед окружающими;
  • формировать внутренний духовный строй.

        Возраст детей – 2,5-3 года.

Воспитатель и ребенок приносят с полки поднос с плошками и ставят на рабочий стол.

При демонстрации приемов работы с материалом садимся либо перед ребенком, либо справа от него (если вы правша) или слева (если вы левша), чтобы не загораживать работающей рукой весь обзор.        

Поставьте материал перед ребенком и сядьте со стороны вашей ведущей руки. Скажите: «Я покажу тебе, как пересыпать зерно с помощью ложки» и медленно покажите, как с помощью ложки совершить пересыпание из одной емкости в другую, зачерпывая крупу ложкой от себя, насыпаем зерна движением «на себя», так, чтобы был слышен звук падающих зерен. Пересыпаем все зерна, если на дне миски остались зерна – наклоняем миску, пересыпаем последние зерна. Щеткой и совком собираем всю рассыпанную крупу. Предлагаем малышу тоже попробовать.

Контроль над ошибками: чистый поднос означает аккуратно выполненную работу.

Чтобы не волноваться за то, что ребенок проглотит что-нибудь мелкое, никогда не оставляйте его наедине с опасными, на ваш взгляд, предметами. После занятий тщательно убирайте все поверхности. Если ваш малыш больше интереса проявляет к тому, чтобы «съесть» материал, отложите упражнение на некоторое время, очень скоро стремление «поедать» крупы у ребенка пройдет, и вы сможете снова приступить к занятиям.

Прежде, чем приступить к занятиям с крупами, предлагаю вам ознакомиться с некоторыми важными правилами, которые позволят сделать ваши занятия наиболее продуктивными и приятными:

Если ребенок начнет высыпать крупу  из емкостей или разбрасывать ее по комнате, то четко объясните, что «мы работаем по-другому»  и покажите упражнение еще раз. Если малыш продолжит свои деструктивные действия, то просто уберите материал, объяснив причину.

Перед занятием обязательно подготовьте щетку и совок и вместе с ребенком соберите всю рассыпанную крупу.

Не оставляйте попыток периодически предлагать малышу работу с крупами, рано или поздно он усвоит, что занятие получится только в том случае, если он согласится следовать инструкции, т.е. соблюдать правила работы с материалом.

Если малыш вырывает у вас предмет из рук и не желает ждать, пока вы покажете, как с ним работать, мягко и четко произнесите: «Сначала я, потом ты». Не уставайте повторять эти простые слова, они порой действуют волшебным образом на детей.

За любое упражнение всегда беритесь, руководствуясь верой в ваш общий успех, ну и, конечно, с хорошим настроением!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения практической жизни «Пересыпание ложкой» в М.Монтессори группе

Упражнения практической жизни«Пересыпание ложкой» в М.Монтессори группе...

Значение упражнений в практической жизни в Монтессори-группе

Материалы и упражнения в зоне УПЖ можно разделить на несколько групп: общеподготовительные, по обслуживанию самого себя, по уходу за окружающей средой, особые виды движения и социальные навыки. Рассмо...

Упражнения практической жизни «Сметание со стола» в М.Монтессори группе

Упражнения практической жизни«Сметание со стола» в М.Монтессори группе...

Упражнения практической жизни «Конструктивные треугольники – 2» в М.Монтессори группе

Упражнения практической жизни«Конструктивные треугольники – 2»в М.Монтессори группе...

Упражнения практической жизни «Рамка с булавками» в М.Монтессори группе

Упражнения практической жизни«Рамка с булавками»  в М.Монтессори группе...

Упражнения практической жизни по методике Марии Монтессори

Упражнения практической жизнипо методикеМарии Монтессори...

Рекомендации для родителей и педагогов "Значение упражнений по овладению навыками практической повседневной деятельности" по методике М.Монтессори

Значение упражнений по овладению навыками практической повседневной деятельности по методике М. Монтессори...