Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования
статья (старшая группа) на тему

Зубова Ирина Валерьевна

Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zubova_irina_valerevna.docx37.15 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческой исследовательской активности

старших дошкольников в процессе детского экспериментирования

Что я слышу - забываю.

Что я вижу - я помню.

Что я делаю – я понимаю.

Конфуций

                    К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. В этот возрастной период важно развивать познавательную потребность ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, которая направлена на открытие нового, развивает продуктивные формы мышления.

Познавательная деятельность - это не только процесс усвоения знаний, умений, навыков. Главным образом - это поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического  взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. По мнению академика Н.Н. Поддъякова, «… в деятельности экспериментирования  ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий  различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».

Процесс познания -  творческий  процесс, и задача педагогов – поддержать и развивать интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Цель поисково - познавательной деятельности: развивать познавательные способности у детей старшего дошкольного возраста путем обогащения опыта познавательно - исследовательской деятельности.  

Поисково - познавательная деятельность детей предполагает решение следующих задач:  

Образовательные:

  1. Включение детей в познавательно - исследовательскую деятельность.
  2. Расширение кругозора.

Развивающие:

  1. Развитие у детей старшего дошкольного возраста предпосылок диалектического мышления (способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости).
  2. Развитие психических познавательных процессов.

Воспитательные:

  1. Воспитание творческой, самостоятельной личности.
  2. Воспитание у детей интереса к процессу познания, культуру умственного труда.
  3. Воспитание умения работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.
  4. Поддержание у детей инициативы, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.

Для  решения этих задач, необходимо  создать уголок  экспериментирования, который необходимо оснастить  оборудованием и материалами.

Основное оборудование и материалы в уголке экспериментирования:

  • маркер  с обозначением «Уголок экспериментирования»;
  • алгоритмы, схемы, карточки с изображением последовательности выполнения опытов;
  • приборы – помощники: увеличительные  стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты, термометр;
  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичья перья, шишки, спил деревьев, мох, семена и т.д.;
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики, винтики, шурупы, детали конструктора;
  • красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и т.д.)
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, масло,  цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи.

Исследовательская деятельность  вызывает огромный интерес детей. В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую любознательность (как? почему? зачем? что будет?). При этом взрослый – не наставник, а равноправный партнер соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий».

Таким образом, можно сделать вывод, что  детское экспериментирование - это основа развития творческой поисковой познавательной активности старших дошкольников.  Самое лучшее открытие – то, которое ребенок сделает сам (Ральф У. Эмерсон). Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, а также имеют большое значение для развития речи, обогащения опыта, памяти, активизации мыслительных процессов.  

Литература:

Поддъяков Н.Н. Творчество и развитие детей дошкольного возраста. Концептуальный  аспект. – Волгоград: Перемена, 1995.

ТягушеваГ.П., Чистякова А.В. Игра экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. - № 1.

Прохорова Л.Н, Балакшина Т.А. Детское  эксперементирование – путь познание окружающего мира.  - Владимир, ВОИУУ, 2001.

Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации. – Москва,  АРКТИ, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования"

Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования .Подготовила воспитатель ДОУ "Подснежник"76 Сагдарова Эльза Рауфовна.Главным факторо...

Процесс развития исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования .

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребёнка,способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.Научный  поиск эффективных средств р...

Проект "Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования

Пояснительная запискаДошкольное детство - важнейший период становления человеческой личности. Это время активного развития психических функций, период, когда ребенок открывает для себя мир социальных ...

программа по самообразованию "Развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования"

повышение профессионального уровня, мастерства и компетенции педагога по вопросам детского экспериментирования...

Консультация для родителей "Развитие познавательного интереса, творческой и исследовательской активно-сти дошкольников в процессе детского экспериментирования"

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность. Но, как подчеркивают психо...