Процесс развития исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования .
статья (старшая группа) на тему
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребёнка,способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольника-представляет актуальную проблему,требующую теоретического и практического решения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Процесс развития исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования
Первый этап - мотпвационно-ориентировочиын - был направлен на развитие интереса детей к экспериментированию, преодоление скованности детского мышления, боязни ошибок и неверных действий в решении познавательных проблем.
Реализация цели обеспечивалась за счет создания положительной атмосферы в группе, роста интереса дошкольников к экспериментированию. Были созданы такие ситуации, которые вызывали интерес, удивление и эмоциональный отклик у детей. Для этого использовались фокусы, проблемные ситуации, нарушающие привычный взгляд на вещи. Применялись также приемы ТРИЗ, которые обеспечивали овладение умением наблюдать, анализировать, сравнивать, использовать схематические изображения состояния вещества. Это подготавливало детей к самостоятельному экспериментированию. Освоенные в ТРИЗ умения получали дальнейшее развитие в коллективном исследовании «Мы изучаем погодные явления». Здесь дети в увлекательной форме включались в длительное наблюдение погоды, что требовало от них умения наблюдать, анализировать, вместе обсуждать общий результат, выражать его в схематических изображениях, в театрализации, телевизионных сообщениях.
На данном этапе педагог занимал обучающе-организующую позицию: активно привлекал внимание к экспериментированию, организовывал проблемные ситуации и поиск способов их решения, инициировал проблемный диалог обсуждения результатов экспериментирования. Родители дошкольников на первом этапе занимали наблюдательно-поддерживающую позицию: проявляли интерес к детскому экспериментированию, по рекомендации воспитателя вели вместе с детьми наблюдения за погодой, оформляли календари природы, проводили несложные опыты, поддерживая желание детей участвовать в исследовательской деятельности.
В конце первого этапа были выявлены общие изменения: дети стали проявлять интерес к необычным явлениям, фокусам, смелее высказывать свои рассуждения об их причинах; научились проводить мини-исследования и длительное наблюдение, фиксируя полученные результаты. Это позволило перейти ко второму этапу формирующего эксперимента.
2 этап. Содержательно-деятелыюстный (основной). Его цель состояла в обеспечении развития исследовательской активности детей в условиях постепенно усложняющегося экспериментирования.
Объектом детского экспериментирования стали следующие темы (макроциклы): «Кудесница вода», «Чудеса песка», «Сила притяжения магнита», «Волшебство света». В каждом тематическом цикле применялся единый технологический подход к развитию исследовательской активности детей: на первой ступени использовались проблемные и проблемно-игровые ситуации, стимулирующие интерес детей к исследованию. При этом обеспечивалось развитие таких исследовательских умений как: умение принять проблему, поставленную взрослым; выдвигать гипотезы ее решения и совместно с воспитателем находить способы решения путем экспериментирования (ситуации «В темнице», «Песочный замок», «Помоги достать гвоздик», «Авария - свет погас», «Фонарь-указка»),
На второй ступени использовались проблемные ситуации, активизирующие стремление детей к самостоятельному воспроизведению способов экспериментирования с объектами в новых условиях предметно-развивающей среды (в детском саду и семье) в роли «разведчиков», «путешественников», «испытателей». При этом обеспечивалось дальнейшее развитие умений принять проблему, требующую экспериментирования, найти новые способы решения, применить известные способы экспериментирования в новых условиях, получить результат адекватный поставленной цели. Особое внимание уделялось развитию умения использовать приборы и инструменты для проведения исследования объектов и совместному со взрослыми (родителями, педагогами) созданию несложных приспособлений для экспериментирования.
На третьей ступени использовались проблемные ситуации, побуждающие детей к дальнейшему исследованию объектов в совместном экспериментировании с родителями. Стимулировалось стремление детей самостоятельно отражать ход и результаты эксперимента в виде простейших наглядных схем или условных изображений («Помоги Чебурашке выбрать нужное», «Составь письмо», «Убери лишнее», «Зарисуй», «Найди ошибки», «Проверь»). Особое внимание уделялось дальнейшему развитию необходимых для исследования умений сравнивать, анализировать, обобщать полученную экспериментальным путем информацию об объектах; умение самостоятельно осуществлять элементарный самоконтроль и взаимный контроль по ходу экспериментирования («Все ли верно у Старухи Шапокляк», «Проверь Чебурашку», «Тайны, которые мы открыли» и др.)
На четвертой ступени широко использовались проблемные ситуации, побуждающие проявление исследовательской активности в условиях
свободного детского экспериментирования «по выбору». При этом обеспечивалась свобода выбора объектов экспериментирования, партнеров, схем, вариативных решений. На данной ступени происходила активизация всех групп исследовательских умений в рамках осуществляемых детьми мини-исследований в детском саду и семье.
Таким образом, единая логика ступенчатого построения процесса развития исследовательской активности дошкольников в макроциклах на 2 этапе обеспечивала неуклонное развитие интереса и стремления детей вести исследовательский поиск решения проблем, проявление настойчивости в достижении цели, формирование соответствующих представлений и практического опыта самостоятельного использования исследовательских умений для решения проблем в условиях экспериментирования (с водой, песком, магнитами, светом).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования
В статье раскрывается взаимосвязь детского жкспериментирования и познавательной деятельности дошкольников....
Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования
Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования....
«Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования»
ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Презентация"Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования"
Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования .Подготовила воспитатель ДОУ "Подснежник"76 Сагдарова Эльза Рауфовна.Главным факторо...
Проект "Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования
Пояснительная запискаДошкольное детство - важнейший период становления человеческой личности. Это время активного развития психических функций, период, когда ребенок открывает для себя мир социальных ...
программа по самообразованию "Развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования"
повышение профессионального уровня, мастерства и компетенции педагога по вопросам детского экспериментирования...
Сборник диагностик исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования
Для выявления интереса старших дошкольников к экспериментированию используется систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоя...