Поговорим об этикете
консультация на тему

Волобуева Ольга Леонидовна

На первый взгляд кажется, что любой  человек может  легко и быстро освоить основные правила поведения. Но это не так, намного сложнее самовоспитываться, чем воспитывать других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pogovorim_ob_etikete_2.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Поговорим об этикете

Этикет это установленный порядок поведения где-либо. В широком смысле слова - этикет - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали,

выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами. Нормы этикета сводятся к основному правилу: неукоснительно, везде и вовсём уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности и относиться к ним так, как вы относитесь к себе и  хотите, чтобы другие относились к вам.

Правило очень простое, но - увы! - в повседневной практике человеческих отношений далеко не всегда и далеко не всеми осуществляемое.

Сейчас, когда общественная жизнь развивается очень быстрыми темпами, общение становиться более сложным, требует психологической выносливости, гибкости, умение правильно расходовать свои душевные силы. Почему, если совершать каждый день доброе дело, это оказывает такое удивительное воздействие на того, кто его совершает? Потому, что стремление доставлять удовольствие другим не позволяет нам эгоистично думать о себе, впадая в меланхолию, беспричинный страх, беспокойство. Нужно проявлять живой интерес к окружающим людям, ведь у каждого из них свои проблемы, мечты и стремления. Они тоже стремятся поделиться с кем-нибудь. Несмотря на то, что правила приличия не всегда едины, подчас условны и относительны, их соблюдения необходимы, так как это предупреждает недоразумение между людьми и делает общение более приятным. Среди правил вежливости есть обязательные, соблюдаемые в интересах общества, и необязательные, при которых каждый может действовать по своему усмотрению, чувства такта и вкуса.

Правила поведения необходимо соблюдать осмысленно, в зависимости от ситуации, места и времени. Вежливость, умение вести себя зависят от общего развития человека, должны опираться на естественность, непринужденность.

Сегодня значение культуры поведения возрастает. Хорошие манеры необходимы каждому. На первый взгляд кажется, что любой человек может легко и быстро освоить основные правила поведения. В определенной степени это так. Но труднее самовоспитываться, намного сложнее, чем воспитывать других. Хорошие манеры удлиняют жизнь, потому что берегут нервы и человеческие силы. Необходимо уважение не только к себе, но и к тем, кто нас окружает, ибо человеческое поведение не может строится лишь на одних эмоциях.

Хороший тон - это целый комплекс взаимоотношений человека с обществом, который нельзя сводить лишь к внешней стороне общения. Хороший тон нужен для того, чтобы было удобно всем людям, чтобы им всегда доставляло удовольствие общения с окружающими. Хороший тон нужен для всех и для каждого. Вот почему культуру поведения надо воспитывать с детства, сохранять приобретенные навыки хорошего тона на всю жизнь.

Перестройка всколыхнула наше общество. Мы все хотим жить по-новому. Лучше, чище, зажиточнее и культурнее. А для этого мы  сами должны стать другими, учиться по новому думать, трудиться, вести себя дома, в коллективе, в общественных местах. Что значить по - новому? Это значить быть строже, требовательнее к себе, не распускаться, не терять «форму» воспитанности, добропорядочности, доброжелательности к окружающим...

В жизни все взаимосвязано: какова нравственная атмосфера, таковы и настроение и дисциплина, и даже производительность труда. Не станем терпимее к окружающим и взыскательнее к самим себе - и в деловой сфере будем не преумножать и набирать в работе, а терять, тратя попусту силы, нервы на изматывающие перепалки «выяснение отношений» и сведение счетов. Главное понять ради чего мы живем, и не опускать руки. Общечеловеческая мораль лежит в основе и таких благородных качеств, как тактичность, чуткость по отношению к окружающим. Тактичность и чуткость - это чувство меры, которые следует соблюдать в разговоре, в бытовых и служебных отношениях, умение не переходить границу, за которой в результате наших слов или поступков у человека возникает незаслуженные им обиды, огорчения, а иногда и большая сердечная боль. Тактичный человек в общении с другими учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, места разговора, наличие или отсутствие посторонних лиц и т.д. Самоуважение без уважения к другим ведет к чванству, высокомерию, что, в конечном счете, обрекает их на отчуждение, духовное одиночество, социальную неполноценность.

Большинство людей проводят, по меньшей мере, треть своей рабочей жизни в коллективе, в которых их деятельность неразрывно связана с деятельностью других, и от того, как, в каких формах осуществляются эти связи - от характера взаимоотношений между членами коллектива - в весьма большей степени зависят результаты его работы. Дружный, слаженный, дисциплинированный коллектив всегда и быстрее, и лучше выполнит свое дело, чем тот, в котором происходят частые конфликты, нет порядка в организации работы. Важным условием товарищеского мира в коллективе является соблюдение золотого правила - не говорить ничего плохого, отрицательного об отсутствующих при общем разговоре людях. Поэтому следует воздерживаться от негативных высказываний об отсутствующих. Враждебность между людьми, ссоры на личной почве в коллективе возникают чаще всего именно потому, что брошенное кем-то непродуманное слово подхватывалось «длинным языком» второго, шло к третьему, четвертому и в конечном счете к скандалу. Взаимоотношения во многом зависят от умения вести себя, от знаний правил культуры поведения.

Важнейшее требование, предъявляемое служебным этикетом к каждому работнику является - дисциплина, аккуратность: чистота рабочего места, выполнение элементарных требований и гигиены неукоснительное выполнение служебных распоряжений руководителя, сделанных в рамках его компетенции; свои просьбы по возможности, нужно излагать, кратко, ясно, спокойно. Если слушающему вас что-то непонятно, нужно постараться добиться полного понимания вашего дела, не нервничая по поводу «бестолковости» слушающего вас.

Учитесь спокойной, интеллигентной речи - это сохранит ваши нервы, улучшит

здоровье, продлит жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уроки по этикету». Сценарий урока по этикету «День рожденье» по произведениям Г.Остера для детей старшего дошкольного возраста.

Разлечение по этикету "Как вести себя в гостях" с инсценировками, песнями, стихами по Г.Остеру....

" Поговорим об этикете"

Ход занятияВоспитатель. Ребята, сегодня мы поговорим об этикете.Появляется взрослый в костюме Незнайки с посылкой в руках.Незнайка. Какое красивое слово. Наверное, это что-то вкусное!Воспитатель. Здра...

Консультация для воспитателей на тему: «ЭТИКЕТ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ. СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ»

Приступая к изучению этикета, необходимо выяснить сущность основных понятий поведенческой культуры. Само понятие поведенческой культуры весьма разностороннее и включает в себя обычаи, традиции, нравы,...

Транспортный этикет, словарь этикета

Правила поведения в общественном транспорте, словарь терминов для родителей и воспитателей...

Что такое детский этикет, и как научить наших детей определенным правилам этикета.

Консультация для родителей "Что такое детский этикет, и как научить наших детей определенным правилам этикета"....

Интерактивная игра-викторина "Поговорим об этикете"

Интерактивная игра-викторина "Поговорим об этикете"...