Отчет по тематическому контролю на тему:"Эффективное использование художественной литературы для формирования грамматического представления у детей"
материал (подготовительная группа) на тему
Материал представлен в форме аналитической справки по проведенному тематическому контролю, с небольшими рекомендациями по дальнейшей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spravka_po_tematicheskomu_kontrolyu.docx | 542.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Справка по тематическому контролю
Тема: « Эффективное использование художественной литературы для формирования грамматического представления у детей»
Цель: выявление уровня сформированности грамматических категорий в разных возрастных группах ; умение пересказывать художественное произведение.
В течение ноября месяца 2013 года, учителем-логопедом Пичикиной Ю.В., воспитателем группы №7 Захаровой М.П., воспитателем группы №2 Макрушиной Т.М., проводился тематический контроль в группах: средних №2,4,10., старших № 1,6,8, и подготовительных №5,7.
Контроль было решено провести в два этапа:
- Беседа с детьми. Детям предлагалось пересказать известное им художественное произведение, соответствующее каждой возрастной группе.
- Срез знаний по следующим грамматическим категориям:
- Умение употреблять существительные в единственном и множественном числе именительного падежа
- Умение употреблять существительные в косвенных падежах
- Умение согласовывать существительные с прилагательными по родам и числам
- Умение использовать предложно-падежные конструкции
- Умение использовать уменьшительно-ласкательные формы
- Умение образовывать название детенышей животных
- Умение использовать относительные прилагательные
В ходе тематического контроля были сделаны следующие выводы:
При пересказе художественного произведения у детей во всех возрастных группах наблюдались некоторые трудности, а именно:
- Присутствие только основной части текста
- Трудность в построении своего высказывания
- Перемена мест разных смысловых частей текста (начинали с конца)
Наиболее высокие результаты были получены при срезе знаний. В подготовительных группах большинство детей показали высокий и средний уровень сформированности грамматических категорий, за исключением одного ребенка, у которого оказался низкий уровень по трем критериям.
В старших группах дети, в основном, показали высокий и средний уровень по всем критериям.
В средних группах дети показали высокий и средний уровень, но у нескольких детей низкий уровень по некоторым показателям.
Общие рекомендации:
Тематический контроль показал, что существуют трудности при пересказе художественного произведения, причем во всех возрастных группах. Актуальность работы в этом направлении очевидна.
- При работе с художественной литературой использовать различные формы работы с детьми (иллюстрации, мнемо-таблицы, картинки-схемы), для включения всех видов восприятия (осязание, зрение, слух).
- Использовать лексико-грамматические игры при работе с художественным произведением.
Например:
Игра «Из чего – какой?»
Цель: обучение словообразованию относительных прилагательных с суффиксом –Н-.
Оборудование: картинки с изображением свеклы, моркови, томата, яблока, картофеля.
Инструкция: послушай и ответь на вопросы.
Ход проведения: ребенку показывают картинки с овощами и фруктами и просят ответить на вопрос:
- Сок из моркови какой?
- Паста из томата какая?
- Салат из свеклы какой?
- Суп из картофеля какой?
- Пюре из яблок какое?
Игра «Кто что делает?»
Цель: обучение словообразованию приставочных глаголов.
Оборудование: картинки с изображением действий.
Ход проведения и инструкция: ребенку показывают картинки и предлагают ответить на вопрос:
- Что делает мальчик?
- Что делает девочка?
- Что делает попугай?
Игра «Назови ласково»
Цель: обучение употреблению существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Инструкция: сегодня мы пойдем в гости к кукле. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.
Оборудование: кукла и вещи из кукольного домика.
Ход проведения. Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).
Игра «Два брата ИК и ИЩ»
Цель: обучение употреблению существительных с суффиксами -ик и -ищ.
Инструкция и ход проведения:
- Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ - большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у брата ИЩ? (Большой.)У ИКА был носик, а у ИЩА?..
В дальнейшем закрепляется дифференциация слов: ротик - ротище, лобик - лобище, глазик - глазище, ручки - ручищи, ножки - ножищи. Делается вывод: если в слове слышится ик, это значит, что предмет маленький, а если ищ - значит предмет большой.
А сейчас я буду говорить два слова и бросать мяч, а вы мне будете отвечать одним словом, используя ик или ищ. Например, я буду говорить маленький стол, а вы будете отвечать: столик. Я буду говорить большой дом, а вы будете отвечать: домище.
Предлагается следующий речевой материал: большой комар (комарище), маленький куст (кустик), большие усы (усищи), большой куст (кустище), маленький ковер (коврик), большая изба (избища), маленький винт (винтик), большой помидор (помидорище).
Игра «Как зовут папу, маму и детеныша (детенышей)?»
Цель: обучение употреблению названий детенышей животных.
Оборудование: предметные картинки с изображением семейки животных.
Инструкция и ход проведения: На доске картинка по сказке «Три медведя».
- Какую сказку вам напоминает эта картинка? (Сказку «Три медведя»)
- Вспомните, как звали папу, маму и детеныша в этой сказке. (Папа - медведь Михаил Иванович, мама - медведица - Настасья Петровна, детеныш - медвежонок Мишутка.) Правильно, три медведя - это медведь, медведица и медвежонок. В каждой лесной семье папа, мама и детеныш называются по-разному.
Дети называют по картинкам папу, маму и детеныша (можно и детенышей во множественном числе) животных: лис - лиса - лисенок, заяц - зайчиха - зайчонок, волк - волчица - волчонок, еж - ежиха - ежонок, лев - львица - львенок, тигр - тигрица - тигренок, слон - слониха - слоненок.
- А как называются папа, мама, детеныши у домашних животных? (Бык - корова - теленок, пес - собака - щенок, кролик - крольчиха - крольчонок, кот - кошка - котенок)
Игра «Огород»
Цель: обучение составлению предложений с предлогами «над», «под», «с», «из».
Оборудование: предметные картинки с изображением овощей.
Инструкция и ход проведения: - Сейчас я, приглашаю вас в огород.
Есть у меня огород
Каждый год на нем растет:
Назовите хором, что? (Выставляются картинки, на которых изображены овощи: редька, репа, картофель, горох, помидор, капуста.) Отыщите для меня овощи, которые растут над землей и под землей. (Например, огурец растет над землей. В случаях затруднений используется иллюстрация).
Расскажите, как их собирают? (Редьку, репу – выдергивают из земли; картофель – выкапывают из земли; капусту – срезают; горох, помидор – срывают с кустиков.)
Игра «Что с чем?»
Цель: уточнение формы творительного падежа
Инструкция: рассмотри картинки и ответь на вопросы.
Ход проведения. Ребенку предлагается:
1. Назвать, с чем пьют чай (с печеньем, с конфетами, с вареньем, с булкой, с пирожным и т.д.).
2. Назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами, чашка с блюдцем, корзина с грибами, ваза с цветами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический контроль по теме: «Эффективность воспитательно-образовательной работы по сохранению физического и психического здоровья, становление ценностей здорового образа жизни у воспитанников подготовительных групп»
Тематический контроль по теме: «Эффективность воспитательно-образовательной работы по сохранению физического и психического здоровья, становление ценностей здорового образа жизни у воспитанников...
Использование художественной литературы в формировании основ творческого мышления детей дошкольного возраста
Огромным ресурсом для развития у дошкольников основ творческого мышления является детская художественная литература....
Справка по итогам тематического контроля по теме «Эффективность воспитательно – образовательной работы в детском саду по ФЭМП»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 74» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ_______________________________...
План проведения тематического контроля по теме: «Эффективность работы ДОУ по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
План проведения тематического контроля по теме:«Эффективность работы ДОУ по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»...
Использование художественной литературы в формировании образа семьи у детей дошкольного возраста
Семья! Как много это слово значит. И, неважно какого возраста человек. Будь тебе пять лет или тридцать. На протяжении всей своей жизни человек нуждается в семье. Он учится создавать свою семью, не пох...
Тематический контроль на тему: "Оценка руководства художественно-творческой, театрализованной и музыкальной деятельностью детей в подготовительных группах"
Тематический конторль на тему: «Оценка руководства художественно-творческой, театрализованной и музыкальной деятельностью детей в подготовительных группах № 1 и №...
Тематический контроль «Использование художественной литературы при формировании навыков речевой компетенции и речевого общения»
Аналетическая справка к тематическому контролю...