Использование художественной литературы в формировании основ творческого мышления детей дошкольного возраста
консультация по художественной литературе (подготовительная группа) по теме
Огромным ресурсом для развития у дошкольников основ творческого мышления является детская художественная литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yanyshevskaya_statya_hud_lit_tvorch_myshlenie.docx | 18.19 КБ |
yanyshevskaya_ispolzovanie_hud_lit_v_form_osnov_tv_myshleniya.pptx | 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Использование художественной литературы в формировании основ творческого мышления
Янышевская И.В., воспитатель ГБОУ «Школа № 1353»
Задачи развития общества выдвигают новые, возросшие требования к человеку как главному элементу производительных сил общества, означая необходимость всестороннего развития самого человека, качественного содержания и количественной отдачи его сил и возможностей. Общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство – человек, а еще точнее – творческая личность.
Каждый малыш приходит в этот мир с задатками художника, поэта или математика, но откуда тогда берется стандартный ребенок? Человек не в состоянии раскрыть себя самостоятельно, ему необходимо, чтобы на его способности обратили внимание еще в детстве. Развитие творческого мышления тесно связано с эмоциональной и познавательной деятельностью ребенка. Он обязательно должен все потрогать руками, увидеть глазами и услышать ушами. Во время познавания он должен пережить массу эмоций, чтобы его мозг имел больше опыта для различных вариантов решений задач. Ребенку важно применять метод аналогий, который заключается в том, что одинаковые свойства одних предметов он ищет в других, а потом обобщает эти свойства. Для качественного развития творческого мышления детям важно уметь фантазировать.
Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (т.е. социально значимым открытием) и субъективно новым (т.е. открытием для себя).
Творческое мышление начинает функционировать только при наличии проблемной ситуации, которая таит что-то новое, неизвестное, и для выхода из которой нужно применить новые, необычные способы и средства. Таким образом, главная особенность творческого мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей активность индивида. С творческим мышлением сопряжены два личностных качества: интенсивность поисковой мотивации и чувственность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе.
Воспитать творческую личность, т.е. сформировать условия и установку на творчество, с одной стороны, и потребность и побуждение к творчеству, с другой, нельзя без специальных усилий педагогов, без соответствующей условий, направленных на эту культурную цель. Будучи по своей природе существом творческим, ребёнок обладает склонностью к творческой деятельности. С раннего возраста дети пробуют свои силы в области пения, рисования, искусства слова. Развивать и совершенствовать эти склонности и способности – одна из основных задач дошкольного образования.
В.А.Сухомлинский говорил: «Одна из самых важных проблем педагогики – дать ребенку жизнь в мире книг. Я вижу воспитательную задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью каждого ребенка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашел привлекательное и роскошное общение с мыслью, красотой, величием русского духа, неисчерпаемым источником знаний. Этому надо учить, учить и учить – приобщению к радостям жизни в мире книг». Слова В.А.Сухомлинского звучат сегодня очень актуально.
Огромным ресурсом для развития у дошкольников основ творческого мышления является детская художественная литература.
Художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она не только развлекает, радует детей, но и закладывает основы нравственности, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает образцы литературного языка. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
В нашей группе создана библиотека. Одной из задач нашей библиотеки мы видим в воспитании как можно большего количества любителей книги – как детей, так и взрослых. Мы поставили себе цель выстроить цепочку «библиотека-педагог-ребенок-родители». Родителям подчас некогда уделять внимание детскому чтению и эту проблему очень важно решать, так как от этого, в значительной степени зависит и эмоциональное и психологическое здоровье ребенка.
Формирование ребенка как читателя начинается с раннего возраста, а старший дошкольный возраст специалисты называют «библиотечным» – за интерес детей к книгам. Но для того, чтобы ребенок вырос умеющим хорошо ориентироваться в книжном мире, риторически грамотным, вдумчивым, способным сопереживать героям книг, а затем и окружающим, необходимы дополнительные специальные «библиотечные» занятия.
Для ребенка основной деятельностью, в которой проявляется его творчество, является игра. В самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других людей. Это было учтено при планировании цикла занятий «Ребенок в мире художественной литературы».
Мы предлагаем детям малые литературные и фольклорные формы: пословицы, поговорки, народные, русские сказки и сказки народов мира, рассказы и стихи. Дети знакомятся с художниками-иллюстраторами книг.
Дети обожают сказки! Для более полного восприятия идеи и смысла сказки, для развития коммуникативных навыков детей, для развития творческого мышления, умения понимать состояние и переживания героев сказок, для активизации речевой активности детей на занятиях применяется метод создания книжек-малышек по прочитанной сказке. Из бумаги, сложенной вчетверо, возникает книжка-малышка из нескольких страничек. На каждой страничке дети рисуют иллюстрации, соблюдая последовательность событий в сказке, проговаривая запомнившиеся фрагменты текста.
Этот прием создания книжек-малышек позволяет педагогу решать многие задачи:
– учит ценить труд создателей книг и беречь книгу;
– лучше запоминать сюжет сказки и последовательность событий;
– выражать свое отношение к героям сказки и к их поступкам;
– обогащать свой лексический запас новыми словами и выражениями, употребляемыми в тексте сказки
- развивать детское творчество.
Главным условием решения задачи формирование основ творческого мышления является организация личностно-значимого для ребенка полноценного чтения и анализа художественных произведений. Слушая и анализируя произведения, ребенок задумывается о разных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире.
Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности детей, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания. Сопереживание и оценка – основы формирования нравственных представлений и убеждений личности.
Оценивая поступки литературных героев, ребенок соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо» с нравственными ценностями своего народа и человечества и, в конечном итоге, получает представления о нормах поведения и взаимоотношений людей, которые ложатся в основу формирования его личностных качеств и убеждений.
Также мы используем различный дидактический материал, иллюстрации к художественным произведениям, пальчиковые куклы, настольный театр, изготовленные детьми бумажные фигурки героев сказок, что способствует повышению интереса детей к занятиям, активации речевой деятельности. Регулярно практикуется привлечение родителей к изготовлению персонажей, альбомов, книжек-малышек, таким образом, мы решаем задачу создания цепочки «библиотека-педагог-ребенок-родители». Дети используют изготовленные своими руками персонажи, макеты, в драматизациях по прослушанным произведениям
Как показывает наш опыт, восприятие детьми прочитанного материала значительно возрастает, а также повышается интерес к самостоятельному прочтению художественной литературы. Обыгрывание сказочных ситуаций детьми плодотворно влияет на развитие связной речи, способствует формированию полноценного высказывания, а также помогает снять эмоциональное напряжение на занятиях.
Ребёнок имеет возможность полнее и ярче воспринять окружающую действительность, что способствует созданию эмоционально окрашенных образов и формированию основ творческого мышления.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Творческое мышление О снову творческого мышления представляют следующие черты: * самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; * видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; * видение новой функции знакомого объекта; * видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; * умение видеть альтернативу решения, альтернативу подхода к его поиску; * умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других. И.Я . Лернер
Творческое мышление Т ворческое мышление - мышление , связанное с преобразованием знаний (сюда автор относит воображение, фантазию, порождение гипотез) В.Н. Дружинин Суть творческого мышления сводится, по Я.А. Пономареву, к интеллектуальной активности и чувственности к побочным продуктам своей деятельности . А.Я. Пономарев, В.Н. Дружинин, В.Н. Пушкин и другие отечественные психологи считают основным признаком мышления рассогласование цели (замысла, программы) и результата . Творческое мышление возникает в процессе осуществления и связана с порождением «побочного продукта», который и является творческим результатом .
Творческое мышление Творческое мышление – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому познанию своего опыта. Э . Фромм
Условия формировании основ творческого мышления – поддерживать способности ребенка к творчеству и проявлять сочувствие к неудачам; – избегать неодобрительной оценки творческих идей ребенка; – быть терпимым к странным идеям, уважать любопытство, вопросы и фантазии ребенка; – проявлять симпатию к его первым неуклюжим попыткам выражать свои идеи словами и делать их, таким образом, понятными для окружающих; – находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка; – поддерживать необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников .
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие ребенка.
«Ребенок в мире художественной литературы» Цель: воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всём его богатстве, введение ребёнка в книжную культуру, формирование основ творческого мышления
« Библиотека-педагог-ребенок-родители » ф ормируют у дошкольников: самостоятельность мышления; любознательность; познавательный интерес; художественный вкус; т ворческое мышление; чувство прекрасного.
Справедливо утверждение, что если люди перестанут читать – они перестанут думать. В наши дни необходимо признание процесса чтения определяющим в образовании, нравственном становлении человека, развитии его творческого потенциала .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование художественной литературы в формировании образа семьи у детей дошкольного возраста
Семья! Как много это слово значит. И, неважно какого возраста человек. Будь тебе пять лет или тридцать. На протяжении всей своей жизни человек нуждается в семье. Он учится создавать свою семью, не пох...
Использование художественной литературы при формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Опыт работы воспитателя по использованию художественной литературы при формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста...
Мастер-класс для педагогов "Использование многофункциональных пособий в формировании основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста"
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию пособий, сделанных своими руками, в работе с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности.Задачи: позна...
Доклад «Использование художественных произведений в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Если проанализировать детскую литературу вообще, то вряд ли найдется автор, у которого нет произведения, где затрагивается тема природы. Значительную часть своего творчества посвятили природе многие п...
Консультация на тему: «Влияние художественной литературы на формирование нравственно – патриотических качеств детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка, наиболее чувствительный для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны, и поэ...
Проект на тему: "Создание условий сотрудничества ДО с родителями через реализацию задач речевого развития в процессе ознакомления воспитанников с художественной литературой и формирование читательского интереса у детей дошкольного возраста.
Проект создан в целях воспитания интереса и любви к художественной литературе у детей дошкольного возраста....
Презентация "Использование художественной литературы при формировании основ финансовой грамотности у дошкольников"
Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами....