Тематическое планирование и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в дошкольном учреждении.
консультация на тему
в материале отражено использование ИКТ в ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в дошкольном учреждении.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов. Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают, что построение образовательного процесса в детском саду должно основываться на комплексно-тематическом принципе. Поэтому тематическая неделя в детском саду становится основой планирования и организации работы в дошкольном учреждении.
Тематическая неделя, в которой весь образовательный процесс построен вокруг какой-то темы, имеет большой потенциал для развития дошкольников.
Тематическая неделя в детском саду позволяет дать детям много возможностей для практических действий, элементарного экспериментирования, формирования основных навыков, развития мыслительных функций. Она объединяет все виды детской деятельности в детском саду, делает их интересными и разнообразными, а самое главное, полезными для детей.
По рекомендациям программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, при планировании образовательного процесса одной теме уделяем внимание не меньше одной недели. Это служит систематизации и углублению знаний, а также преемственности в развитии детей на протяжении всего дошкольного детства.
Тема недели позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей. Мероприятия, проводимые во время тематической недели, способствуют развитию творческого взаимодействия между детьми разных групп, воспитателями, родителями, специалистами детского сада. Они могут иметь разные формы проведения: праздники, развлечения, игры-путешествия, экспериментирования, познавательные занятия, наблюдения, экскурсии, выставки и др.
Учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, для решения образовательных задач определяем круг общезначимых тем, а также тем, вызывающих интерес у детей. Тематические недели включаются в перспективный план образовательной работы группы на учебный год. Тематический план воспитателей старшей группы на 2013-2014 гг.
Дата проведения | Тема |
Сентябрь 1-2 недели | «Мой любимый детский сад» |
Сентябрь 3 неделя | «Игры и игрушки» |
Сентябрь 4 неделя | «Овощи» |
Октябрь 1 неделя | «Фруктовый рай» |
Октябрь 2 неделя | «В царстве грибов и ягод» |
Октябрь 3 неделя | «Осенние странички» |
Октябрь 4 неделя | Диагностика |
Ноябрь1 неделя | Диагностика |
Ноябрь2 неделя | «Одежда, обувь, головные уборы» |
Ноябрь3 неделя | «Я человек» |
Ноябрь 4 неделя | «Моя семья – мое богатство» |
Декабрь 1неделя | «Посмотри, как хорош, дом, в котором ты живешь» |
Декабрь 2неделя | «Такая разная посуда» |
Декабрь 3неделя | «Пришла волшебница зима» |
Декабрь 4неделя | «Новый год у ворот» |
Январь 1неделя | «Каникулы» |
Январь 2неделя | «Зимние игры и развлечения» |
Январь 3неделя | «Зимующие птицы» |
Январь 4неделя | «Поездка на ферму» |
Февраль 1неделя | «В мире диких животных» |
Февраль 2неделя | «Транспорт» |
Февраль 3неделя | «Неделя воинской славы» |
Февраль 4неделя | «Народные традиции Поволжья. Масленица» |
Март 1неделя | «Мамин праздник» |
Март 2неделя | «Животные жарких и холодных стран» |
Март 3неделя | «Все работы хороши, выбирай на вкус» |
Март 4неделя | «Весна идет, весне дорогу» |
Апрель 1неделя | «Перелетные птицы» |
Апрель 2неделя | «Этот загадочный космос» |
Апрель 3неделя | «Путешествие в подводное царство» |
Апрель 4неделя | «Путешествие в мир насекомых» |
Май 1неделя | «День победы – праздник всей страны» |
Май 2неделя | «Путешествие в мир цветов» |
Май 3-4неделя | Диагностика |
Для того, что бы организовать работу с детьми по тематическим неделям необходимо: подобрать художественную литературу, игры, наглядный и раздаточный материал и т.д. для этого мы используем информационно-коммуникационные технологии (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон, телевизор. А так же принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера). Использование современных технологий помогает детям не только развивать индивидуальные способности, но и формирует у них правильное отношение к современным технологиям, как к средству практической реализации своих идей. Внедрение ИКТ в педагогический процесс активизирует познавательно-речевую деятельность, стимулирует социально-личностное, художественно-эстетическое развитие ребенка, способствует развитию психических процессов детей старшего дошкольного возраста.
Для проведения занятий педагог подбирает наглядный материал, используя компьютер, интернет. Демонстрация любой иллюстрации на большом экране позволяет всем детям досконально, в деталях рассмотреть иллюстрацию. У них развивается внимание, внимательность, сосредоточенность. Даже самый непоседливый, невнимательный ребенок принимает активное участие и в рассматривании, и в обсуждении. Информация, полученная таким образом, лучше усваивается, прочнее запоминается, повышает интерес ребенка к занятию.
Наверняка все взрослые знают, что такое диафильмы и фильмоскоп, но современные дети и слов таких не слышали. Мы каждый день читаем детям художественную литературу и что бы удержать внимание детей иллюстрируем читаемый текст с помощью картинок на большом экране. Самые неугомонные, непоседливые дети с огромным вниманием следят за содержанием произведения до самого конца.
Для обучения отдельным предметами математике, развитию речи, родному языку и т.д. используем серии дисков «Супердетки», «Несерьезные уроки», «Смешарики», презентации, киноролики и т.д.
Также используем компьютер вместе с детьми для создания героев сказок или своих выдуманных историй. Затем эти герои «оживают» в виде бумажных кукол (конусных, на ложках, на пальчиках, на магнитах) и игра готова!
При изучении какой – либо темы («Перелетные и зимующие птицы») можно использовать мультимедийную доску и проектор для проведения дидактической игры, целью которой является закрепление знаний о птицах.
В вопросах использования ИКТ детский сад тесно сотрудничает с семьей ребенка. В рамках этого направления предлагаем родителям тематические рекомендации, проводим консультации, мастер-классы, активно используется наглядная информация, проводятся тематические родительские собрания, круглые столы и т.д. Можно предложить родителям сайт «Мерсибо». Игры Мерсибо помогут улучшить навыки чтения и правильного звукопроизношения, стимулируют познавательную активность ребенка, позволяют ему усваивать необходимые знания в привычной и интересной для него игровой форме.
Интерактивные игры – это еще один способ помочь детям эффективно и органично развиваться в современном мире.
Так же мы регулярно используем магнитофоны,- для прослушивания сказок, классических и детских музыкальных произведений, для проведения музыкальных физкультминуток, утренних зарядок, фонового сопровождения занятий.
На сегодняшний день информационно-коммуникационные технологии дают нам следующие возможности:
- Демонстрировать информацию на экране в игровой форме, это вызывает у детей большой интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.
- Образно, в яркой, доступной форме, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей.
- Не перегружать детей материалом , а удерживать внимание детей движением, звуком, мультипликацией.
- Способствовать развитию у дошкольников познавательной активности исследовательских способностей, навыков и талантов.
- Поощрять детей при преодолении трудностей, решении проблемных задач.
Информатизация образования дает нам возможность внедрять в педагогическую практику новые методические разработки, помогает в организации воспитательной, образовательной и коррекционной работы.
Использование информационных технологий в детском саду дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс и повысить его эффективность.
Библиографический список
1. «Рекомендации педагогам по использованию компьютера в обучении дошкольников». Шмулевский Е.М.
2.Электоронная библиотека. Московское образование от младенчества до школы.
3. «Воспитатель дошкольного образования, какой он?» Коротаева Ольга Анатольевна.
4. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». Калинина Т.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование физкультурно-оздровительной работы в дошкольном учреждении
Календарно-тематическое планирование физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении в помощь воспитателям и инструкторам...
Календарно-тематическое планирование физкультурно-оздровительной работы в дошкольном учреждении
Календарно-тематическое планирование физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении в помощь воспитателям и инструкторам...
Календарно-тематическое планирование физкультурно-оздровительной работы в дошкольном учреждении
Календарно-тематическое планирование физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении в помощь воспитателям и инструкторам...
Перспективно-тематическое планирование включения квест-технологии в познавательно-исследовательскую деятельность
Автором опыта было составлено перспективно-тематическое планирование по работе с детьми старшего дошкольного возраста, на основе которого квест-игры проводятся один раз в месяц. Планирование предусмат...
Колендарно-тематическое планирование по здоровьесберегающим технологиям
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю )...
Колендарно-тематическое планирование по здоровьесберегающим технологиям
Перспективный план Здоровьесберегающие технологии для детей среднего возраста....
Комплексно-тематическое планирование образовательной работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения
План предполагает осуществление 34-х примерных тем (соответственно 36-ти неделям учебного года, исключая 2 недели новогодних «каникул»)....