Месяц | Тема | Цели | Материалы и оборудование | Обновление ППРС | Примечания |
Сентябрь | «Волшебное электричество» | Обобщать знания детей об электричестве; закреплять правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту, развивать стремление к поисково – познавательной деятельности; способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами; развивать мыслительную активность; умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать интерес к познанию окружающего мира, воспитывать умение работать в коллективе. | Пластмассовые палочки; кусочки шерстяной ткани, шелка, цветные шары, бабочки из бумаги, пластмассовая расческа. | Дид.игра « Собери картинку» (разрезные картинки с изображением электроприборов); отгадывание загадок о бытовых электрических приборах; повторение правил: «Как нельзя себя вести с электрическим током». | Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост. Н. В. Нищева, с. 176
|
Октябрь | «Где прячется крахмал?» | Развивать мыслительную активность с помощью проблемных вопросов; развивать умение принимать самостоятельные решения; учить рассуждать и сравнивать, развивать умение формулировать задачи, анализировать, делать выводы, фиксировать результаты; создавать условия для выявления и проверки способов получения крахмала; способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков. | Чистые салфетки, фартуки для работы, куски марли, емкости с водой, чашки с тертым картофелем, ложки – по числу детей, соль, сахар, мука, крахмал. | Развивающая игра «Расшифруй слово» (картофель), беседа по вопросам о картофеле, дид. Игра «Что сначала, что потом?» (последовательность выращивания картофеля), карта мира, Рассказ о происхождении картофеля и о том, как он попал в Россию. | С. 181 Словарная работа: клубень, крахмал. |
Ноябрь | «Волшебное превращение линии» | Продолжать знакомство с линией как изобразительным средством, учить видеть красоту линий в окружающей действительности ив работах художников, скульпторов, графиков; развивать мелкую моторику, точность движений, фантазию, мышление, память, стремление творчески подходить к решению задачи; воспитывать доброжелательность, умение радоваться успеху товарищей, аккуратность, старательность в работе. | Листы бархатной бумаги с шерстяными цветными ниточками, фломастеры или гелевые ручки, катушка ниток, ножницы, блокноты для фиксации информации и карандаши, географическая карта, листы для проверки знаний. | Рассматривание графических репродукций, работ художников, вышивок из кружев, декоративно – прикладных работ; чтение книги Ю. Аракчеева «Кто развесил в лесу кружева»; рисование паутины; нахождение линии в природе, в окружающей обстановке; словари, энциклопедии и художественная детская литература содержащие информацию о линии; изготовление из пластилина прямой, ломаной и кривой линий. Дид. игры «Ниткопись», «Превращаемся в линии», «Тропинки», «Созвездия», «Смотай клубок». | С. 189 Словарная работа: исследование, отрезок, луч, линия.
|
Декабрь | «Живая земля» | Формировать у детей представления о значении почвы в природе; познакомить с составом почвы, с некоторыми свойствами почвы и песка; упражнять в умении сравнивать, анализировать, развивать умение использовать схемы для систематизации знаний; развивать познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы; учить работать в паре, формировать коммуникативные навыки. | Мисочки с песком и землей, вода, ложечки, салфетки, лупы, сито, фартуки, шапочки, воронки, стаканы – по количеству детей. | Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц»; рассматривание макета, отражающего расположение слоев почвы. | С. 199 Словарная работа: сыпучий, рыхлый, плодородная, воздухопроницаемое, перегной. |
Январь | «Фильтрование воды» | Познакомить с разными видами фильтров; показать детям на практике способы очищения воды от разных примесей; закреплять знание правил техники безопасности при работе с жидкостями и сыпучими материалами; закреплять умение пользоваться алгоритмом при проведении опытов; формировать умение делать выводы по результатам эксперимента; воспитывать бережное отношение к окружающей природе (водоемам); воспитывать доброжелательность, выдержку и взаимопомощь. | Изображение рыбки или игрушка – рыбка; 9 прозрачных стаканчиков: 3- с воронкой красного цвета, 3- с воронкой зеленого цвета, 3- с воронкой желтого цвета; 1 мерная кружка с подкрашенной водой; 1 мерная кружка с водой, загрязненной землей; 1 мерная кружка, в которой налито подсолнечное масло; 3 мерные кружки с фильтрованной водой; емкость с речным песком – 3 шт.; мерная ложка – 3шт.; палочка – 3 шт.; промокаемая бумага – 3 листа; белая ткань – 6 кусочков размером 20х20 см; 3 подноса. | Экскурсия на кухню детского сада , добавление в воду подкрашенной жидкости, земли, масла с обсуждение получившегося состава воды. | С. 219 |
Февраль | «Чудо – вода» | Познакомить детей с некоторыми свойствами воды; закрепить знание об агрегатном состоянии воды; развивать анализирующее восприятие предметов неживой природы; развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты, развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями. | Микроскоп, соль, сахар, молоко, стаканчики, тарелочки, соломинки, ложки, клеенки – по числу детей. | Загадки о воде, разучивание стихотворения о воде Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?», рассматривание иллюстраций с различными водоемами. | С.97 Словарная работа: лаборатория, исследователь |
Март | «Свет и цвет» | Развивать познавательную активность детей в процессе элементарного экспериментирования; познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; уточнять представления о том, как человек использует знания о свете и цвете для различных целей; закреплять знания о получении вторичных цветов путем смешивания основных цветов; обогащать словарь за счет новых слов и словосочетаний; воспитывать любознательность. | Краски, кисточки, губки, альбомные листы – по количеству детей; лоток с водой, зеркало, фонарик, покрывало, прозрачные пленки, таблица смешивания красок, палитры. | Рассматривание радуги, разучивание названий ее цветов, наблюдение за небом в разное время суток и в разную погоду. | С. 239 |
Апрель | «Удивительные камни» | Знакомство детей с разнообразием мира камней и их свойствами; формировать умение классифицировать камни по признакам; активизировать творческую и поисковую деятельность детей через проблемные ситуации; развивать визуальную, мышечную память, глазомер, логическое мышление; закреплять навыки работы с увеличительными приборами; воспитывать уважительное отношение к неживой природе. | Набор схем - рисунков, набор камней - по числу детей; лупы, стакан с водой, ложка; большие подносы, салфетки маленькие и большие, коробка с ячейками. | Беседа с детьми о горах, рассматривание картин с горными ландшафтами; рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты; чтение сказки П. Бажкова «Каменный цветок»; рассматривание минералов, камней. | С. 121 |
Май | «Наш друг Летунчик» | Расширять знания детей о воздухе; познакомить со способами обнаружения воздуха, его свойствами; развивать навыки проведения опытов и умения самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. | Игровой персонаж Летунчик (воздушный шар), полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, стаканчики с мыльным раствором, трубочки для коктейля по количеству детей; песочные часы (1мин); пластмассовые шарики, бутылочки закрытые, пластиковые контейнеры. | Игры на прогулке с вертушками, султанчиками; выдувание мыльных пузырей; чтение стихотворения С. Маршака «Мыльные пузыри». | С. 224 |