Экспериментирование как средство интеллектуально- речевого развития дошкольника.
статья на тему
На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в интеллектуальном и речевом развитии ребёнка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Становится очевидным, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам
Для детей дошкольников очень важно познавательно-речевое развитие в процессе экспериментально-исследовательской деятельности. Поскольку эта деятельность разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности, связной речи, самостоятельность мышления. Находя и определяя словом причинно-следственную связь, ребёнок учится объяснять, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
В настоящее время неуклонно растёт число дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребёнок может построить развёрнутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос.
Речь – явление социальное и служит средством общения детей друг с другом. В современном дошкольном образовании речь рассматривается, как одна из основ воспитания и обучения детей. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребёнка.
Поэтому, одной из форм интеллектуального и речевого развития является экспериментирование. Именно через него дети знакомятся с окружающим миром. А умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать.
Дети находятся во власти внешней ситуации, их действия зависят от окружающих вещей. Поэтому материалы для познавательно-исследовательской деятельности, в основном, должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, которые вызывают интерес ребенка. Эти объекты со специально выделенными, как бы подчеркнутыми физическими свойствами (цвет, форма, величина) заключают в себе возможности освоения внешних свойств вещей (в процессе простой группировки с ориентацией на одно из свойств, парного соотнесения и т.п.), а также возможности освоения действий с простыми орудиями, опосредствующими человеческую деятельность. Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики. К таким объектам относятся: наборы объемных геометрических тел, различающихся по цвету (основные цвета) и величине (контрастные размеры), доски-вкладыши с основными формами (круг, квадрат, треугольник), крупные цветные мозаики, пирамидки, стержни для нанизывания колец, шнуровки, и т.п. Большое поле для исследования в действии открывает оборудование для игры с песком и водой, манкой, фасолью.
В ходе экспериментирования ребенок познает объект. В практической деятельности осуществляет и выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Например: при знакомстве с овощами можно провести с детьми опыт «тонет, не тонет»: картошка, лук, помидор. В ходе этого опыта дети узнают, что картошка тонет, а помидор и лук плавают.
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Видя радость, удивление и восторг детей от своих маленьких и больших «открытий» во время непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, где экспериментирование применяется как элемент занятия, я более основательно использую исследовательскую деятельность в работе с детьми.
Познавательное и речевое развитие детей невозможно без усвоения новых слов. Новые слова способствуют усвоению понятий, закреплению новых знаний и представлений. Необходимо не только расширять словарь ребёнка, но и включать углубленное понимание значений слов, которые характеризуют свойство и качества предметов, их многофункциональность, смысловые отношения (синонимы: холод – мороз). Познавательно-исследовательская деятельность многогранна – это занятия, экскурсии, целевые прогулки, совместная (наблюдения, дидактические игры, беседы) и самостоятельная деятельность детей (развивающие и творческие игры, элементарные опыты в детской творческой лаборатории. Чтобы правильно ответить на вопросы ребёнок учится составлять фразу, устанавливать связи между словами, согласовывать их в окончаниях, пользоваться распространёнными предложениями, высказывать свои мысли.
Познавательно-речевое развитие детей дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность невозможно без создания предметно-развивающей среды, которая обеспечивает возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов. Оборудование для детской творческой лаборатории: лупы, компас, магниты, весы, медицинские материалы и прочее, руководствуясь критериями безопасности. Природный материал для исследований готовим совместно с ребятами: летом собираем тополиный пух, разные виды почв; осенью плоды каштана, дуба; необыкновенной красоты камушки и ракушки ребята привезли с морского отдыха, пополнили лабораторию собственными энциклопедиями.
На сегодняшний день в системе образования ДОУ появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Одним из главных направлений обучению детей является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению.
Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность с детьми , исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний.
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой. В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.
Цель экспериментального обучения, состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:
1. самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
2. учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
3. приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
4. развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
5. Развивают системное мышление.
Актуальность детского экспериментирования.
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников. Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь.
В связи с этим, особый интерес представляет детское экспериментирование.
В процессе детского экспериментирования дети учатся:
Видеть и выделять проблему
Принимать и ставить цель
Анализировать объект или явление
Выделять существенные признаки, связи
Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения
Отбирать материал для самостоятельной деятельности
Делать выводы
Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и др. Он задумывается о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, выпадение осадков, распространение звука в воздухе, в воде и др.
Цель экспериментальной деятельности с детьми дошкольниками:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Задачи экспериментальной деятельности:
1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
2. развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
3. развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
4. развитие элементарных математических представлений;
5. познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра.
Форма работы:
1.Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
2.Фронтальная работа.
3.Индивидуальная работа.
Предполагаемые результаты:
В свободной атмосфере работы дети развивают свои умения:
Коммуникативные: умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею;
Манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и технологиями;
Социальные: совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина.
Требования к воспитательно-образовательному процессу:
1. Побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.
2. Сталкивать воспитанников с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями.
3. Побуждать детей выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки.
4. Давать дошкольникам возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно — путем обсуждений в малых группах.
5. Давать детям возможность применять новые представления применительно к широкому кругу явлений, ситуаций — так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.
Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества: это и четко разработанные методы и программы с учетом возрастных особенностей старших дошкольников и их интересами, и созданные дополнительные пространственные условия для реализации детского творчества, и творческий потенциал воспитателя.
Список используемой литературы.
Н.М. Зубкова “Воз и маленькая тележка чудес” (Опыты и эксперименты для детей 3 – 7 лет).
Л.Н. Прохорова “Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации”
Фолькович “Развитие речи”
В.В. Щетина “Неизведанное рядом”
Материалы интернет-сайтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskoe_eksperimentirovani1.docx | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в интеллектуальном и речевом развитии ребёнка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Становится очевидным, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам
Для детей дошкольников очень важно познавательно-речевое развитие в процессе экспериментально-исследовательской деятельности. Поскольку эта деятельность разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности, связной речи, самостоятельность мышления. Находя и определяя словом причинно-следственную связь, ребёнок учится объяснять, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
В настоящее время неуклонно растёт число дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребёнок может построить развёрнутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос.
Речь – явление социальное и служит средством общения детей друг с другом. В современном дошкольном образовании речь рассматривается, как одна из основ воспитания и обучения детей. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребёнка.
Поэтому, одной из форм интеллектуального и речевого развития является экспериментирование. Именно через него дети знакомятся с окружающим миром. А умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать.
Дети находятся во власти внешней ситуации, их действия зависят от окружающих вещей. Поэтому материалы для познавательно-исследовательской деятельности, в основном, должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, которые вызывают интерес ребенка. Эти объекты со специально выделенными, как бы подчеркнутыми физическими свойствами (цвет, форма, величина) заключают в себе возможности освоения внешних свойств вещей (в процессе простой группировки с ориентацией на одно из свойств, парного соотнесения и т.п.), а также возможности освоения действий с простыми орудиями, опосредствующими человеческую деятельность. Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики. К таким объектам относятся: наборы объемных геометрических тел, различающихся по цвету (основные цвета) и величине (контрастные размеры), доски-вкладыши с основными формами (круг, квадрат, треугольник), крупные цветные мозаики, пирамидки, стержни для нанизывания колец, шнуровки, и т.п. Большое поле для исследования в действии открывает оборудование для игры с песком и водой, манкой, фасолью.
В ходе экспериментирования ребенок познает объект. В практической деятельности осуществляет и выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Например: при знакомстве с овощами можно провести с детьми опыт «тонет, не тонет»: картошка, лук, помидор. В ходе этого опыта дети узнают, что картошка тонет, а помидор и лук плавают.
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Видя радость, удивление и восторг детей от своих маленьких и больших «открытий» во время непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, где экспериментирование применяется как элемент занятия, я более основательно использую исследовательскую деятельность в работе с детьми.
Познавательное и речевое развитие детей невозможно без усвоения новых слов. Новые слова способствуют усвоению понятий, закреплению новых знаний и представлений. Необходимо не только расширять словарь ребёнка, но и включать углубленное понимание значений слов, которые характеризуют свойство и качества предметов, их многофункциональность, смысловые отношения (синонимы: холод – мороз). Познавательно-исследовательская деятельность многогранна – это занятия, экскурсии, целевые прогулки, совместная (наблюдения, дидактические игры, беседы) и самостоятельная деятельность детей (развивающие и творческие игры, элементарные опыты в детской творческой лаборатории. Чтобы правильно ответить на вопросы ребёнок учится составлять фразу, устанавливать связи между словами, согласовывать их в окончаниях, пользоваться распространёнными предложениями, высказывать свои мысли.
Познавательно-речевое развитие детей дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность невозможно без создания предметно-развивающей среды, которая обеспечивает возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов. Оборудование для детской творческой лаборатории: лупы, компас, магниты, весы, медицинские материалы и прочее, руководствуясь критериями безопасности. Природный материал для исследований готовим совместно с ребятами: летом собираем тополиный пух, разные виды почв; осенью плоды каштана, дуба; необыкновенной красоты камушки и ракушки ребята привезли с морского отдыха, пополнили лабораторию собственными энциклопедиями.
На сегодняшний день в системе образования ДОУ появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Одним из главных направлений обучению детей является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению.
Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность с детьми , исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний.
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой. В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.
Цель экспериментального обучения, состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:
1. самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
2. учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
3. приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
4. развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
5. Развивают системное мышление.
Актуальность детского экспериментирования.
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников. Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь.
В связи с этим, особый интерес представляет детское экспериментирование.
В процессе детского экспериментирования дети учатся:
Видеть и выделять проблему
Принимать и ставить цель
Анализировать объект или явление
Выделять существенные признаки, связи
Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения
Отбирать материал для самостоятельной деятельности
Делать выводы
Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и др. Он задумывается о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, выпадение осадков, распространение звука в воздухе, в воде и др.
Цель экспериментальной деятельности с детьми дошкольниками:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Задачи экспериментальной деятельности:
1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
2. развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
3. развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
4. развитие элементарных математических представлений;
5. познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра.
Форма работы:
1.Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
2.Фронтальная работа.
3.Индивидуальная работа.
Предполагаемые результаты:
В свободной атмосфере работы дети развивают свои умения:
Коммуникативные: умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею;
Манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и технологиями;
Социальные: совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина.
Требования к воспитательно-образовательному процессу:
1. Побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.
2. Сталкивать воспитанников с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями.
3. Побуждать детей выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки.
4. Давать дошкольникам возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно — путем обсуждений в малых группах.
5. Давать детям возможность применять новые представления применительно к широкому кругу явлений, ситуаций — так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.
Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества: это и четко разработанные методы и программы с учетом возрастных особенностей старших дошкольников и их интересами, и созданные дополнительные пространственные условия для реализации детского творчества, и творческий потенциал воспитателя.
Список используемой литературы.
Н.М. Зубкова “Воз и маленькая тележка чудес” (Опыты и эксперименты для детей 3 – 7 лет).
Л.Н. Прохорова “Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации”
Фолькович “Развитие речи”
В.В. Щетина “Неизведанное рядом”
Материалы интернет-сайтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мнемотехнологий в интеллектуально-речевом развитии дошкольников
Консультация для педагогов по использованию мнемотехнологий в интеллектуально-речевом развитии дошкольников...
Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников
Стендовый доклад....
«Проектная деятельность как средство познавательно-речевого развития дошкольников»
По мнению учёного Джона Дьюи, ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение...
Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольника.
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социаль...
План по самообразованию на тему «Эксперимент как средство познавательно-речевого развития дошкольников».
План по самообразованию на тему«Эксперимент как средство познавательно-речевого развития дошкольников»....
Консультация «Предметно-развивающая среда, как средство познавательно-речевого развития дошкольников»
Речь -удивительно сильное средство,но нужно иметь много ума, чтобыпользоваться им.Г. Гегель...
Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников».
В консультации описаны цель и задачи построения речевой развивающей среды в каждой возрастной группе, а также даны советы по наполнению речевого уголка....