Использование мнемотехнологий в интеллектуально-речевом развитии дошкольников
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Рущицькая Надежда Сергеевна

Консультация для педагогов по использованию мнемотехнологий в интеллектуально-речевом развитии дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель-логопед первой квалификационной категории

Рущицькая Надежда Сергеевна

Использование мнемотехнологий в интеллектуально-речевом развитии дошкольников

Мнемотехника (или мнемоника) — от греч. mnemonikon — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. 

Мнемотехника помогает в развитии: связанной речи, ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти и внимания, воображения, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста.

Еще Ушинский К. Д. писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Таким образом, приём символизации это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения.

К мнемотехнологиям относятся:

  • Мнемотаблицы
  • Метод гирлянд и ассоциаций
  • Мнемические приемы запоминания
  • Метод цепной структуры
  • Мнемические опоры
  • Картинки-нелепицы

Мнемотаблицы

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом по обогащению словарного запаса и развитию связной речи детей и используются для: обучения составления рассказов, пересказывания сказок и других текстов; отгадывания и загадывания загадок; заучивания стихов, а также для выработки у детей с самого раннего возраста определенных навыков и умений.  

При  использовании мнемотаблиц у детей кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.

Выделяют три этапа работы с мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь пересказывать самостоятельно.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. них остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.

Метод гирлянд и ассоциаций

Метод гирлянд и ассоциаций предложил Г.Я. Буш.

Суть метода заключается в том, что, отталкиваясь от исходного слова, дети составляют цепочку слов с опорой на предметные картинки. Каждая новая ассоциация подбирается уже не к первому, а к последнему слову. Затем детей просят посмотреть на картинки и запомнить их. После этого педагог меняет какую-нибудь картинку на другую. Благодаря тому, что соседние картинки способствуют быстрому восстановлению ассоциативных связей, дети сразу припоминают заданное слово.

      

Мнемические приемы запоминания

Мнемические приемы запоминания - это запоминание слов с помощью символов (картинок) и подбора ассоциаций.

Например, детям предлагается запомнить ряд картинок. Для того, чтобы облегчить припоминание слов – названий картинок, детям разрешается подобрать другие картинки, как-то связанные с заданными:

  • по форме (тропинка – лента);
  • по цвету (солнце – цыпленок);
  • по величине (дом – слон);
  • части-целому (дерево – лес);
  • роду-виду (диван – мебель);
  • месту расположения (море – берег);
  • времени действия (санки – снеговик);
  • образа действия (телевизор – утюг).

После этого ребенок воспроизводит заданные слова по возникшим ассоциациям и картинкам, которые он подобрал.

При использовании заданий данного типа дети с удовольствием объясняют значение того или иного слова и тем самым доказывают «правильность» выбора подходящей картинки или символа.

Попробуем использовать данный метод на практике.

Метод цепной структуры

Метод цепной структуры, разработанный В.К. Воробьевой, направлен на обучение детей составлять рассказы по картинкам, пользуясь картинно-графическим планом в цепном типе.

Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке.

В каждой рамочке зашифровано одно предложение. Стрелками обозначены глагольные слова, раскрывающие, что случилось с данным предметом или лицом, также они показывают связь между отдельными предложениями.

Ребенку предлагается рассмотреть сюжетную картинку и в это время 2-3 раза зачитывается  рассказ. Затем ребенку предлагается пересказать рассказ с опорой на схемы-подсказки. Например, рассказ «Наш сад».

Около дома рос фруктовый сад.

В сад пришла семья.

Семья собрала созревшие фрукты.

Из фруктов мама приготовила компоты, варенье, соки.

Компоты, варенье и соки получились очень вкусными.

 

Мнемические опоры 

Методика по созданию мнемических опор, разработанная К.П. Мальцевой, получила название «Смысловые единицы».

Методика заключается в том, что перед ребенком ставят задачу выделить главное в тексте (создать мнемические опоры) и указывают путь анализа текста. Чтобы вычленить главное, ребенок должен последовательно отвечать на два вопроса: "О ком (или о чем) говорится в этой части?" и "Что говорится (сообщается) об этом?" Ответ на первый вопрос позволяет выделить главное в той части, к которой он относится, а второй вопрос подтверждает правильность этого выделения.

Обучающая методика имеет две части. Первая часть - выделение смысловых опор, вторая часть методики - составление и использование плана как смысловой опоры.

Педагог зачитывает рассказ, дети  выделяют смысловые опоры и фиксируют их в виде рисунка-пиктограммы. После этого ребенок воспроизводит рассказ по плану – мнемическим опорам.

При оценке задания учитывается, насколько:

  • в пунктах плана выражены главные мысли рассказа;
  • четко выражены пункты плана;
  • связаны части между собой.

А сейчас я предлагаю составить мнемические опоры к рассказу «Заячьи лапы».

Картинки-нелепицы

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления ребенка об окружающем мире, о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Используются  картинки с нелепым содержанием:

  • бытовых ситуаций;
  • природных явлений.

Ребенку предлагается рассмотреть картинку-нелепицу, рассказать, что  на этой картинке нарисовано неправильно и объяснить, как на самом деле должно быть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий в процессе развития дошкольников

В данной статье рассматривается роль и значение использования компьютерных технологий в процессе развития дошкольников...

Использование песочной терапии в речевом развитии дошкольника

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песок в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, мы передаем ему наши знания и...

Использование сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника.

Общеизвестно, что игра является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение дошкольников, их отношение к жизни, друг к другу. В дошкольном возрасте ...

Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольников

Мнемотаблицы- это схема с определённой информацией, которая помогает развитию связной речи детей....

Использование игровых приемов и методов в развитии речи, с использованием методик в познавательно- речевом развитии дошкольников.

Целенаправленное развитие речи  дошкольников - одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей....

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...

Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников. Занятие по развитию речи и чтению художественной литературы. Чтение Сказка В. Г. Сутеева «Палочка-выручалочка»

Конспект открытого просмотра к педсовету № 2Тема: «Использование инновационных технологийв речевом развитии дошкольников»...