Педагогический пробег
методическая разработка на тему
материал для активизации знаний педагогов по решению годовых задач
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_probeg_2014.docx | 51.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Педагогический пробег»
Тимофеева Т.В. старший воспитатель СПДС №6 «Солнышко»
Задачи:
- Активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО.
- Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов к введению ФГОС.
- Развивать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.
- Уточнение знаний и умений педагогов по проблеме реализации образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС.
- Совершенствовать работу педагогов по художественно-эстетическому воспитанию,
- стимулировать потребность в познании методологических основ художественно-эстетического воспитания дошкольников,
Оборудование: карточки с заданиями; тарелочки для фишек; портрет И.И. Шишкина и репродукции картин «Сосна», «Рожь», «Утро в сосновом лесу»;
портрет В.М. Васнецова и репродукции картин «Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич и серый волк»; репродукции картин, написанных в теплых тонах (Т.
Ульянов. «Натюрморт с книгами»; Ю. Васнецов. «Ладущки»; В. Лебедев. Иллюстрация к разноцветной книге С. Маршака»; Н.П. Крымов. «Когда цветут липы»); репродукции картин, написанных в холодных тонах (Д.Я. Александров. «Зимняясказка» и «Московский дворик»; фишки.
Ход деловой игры:
Ведущий: Уважаемые коллеги! Мы собрались, чтобы обсудить актуальные вопросы художественно-эстетического воспитания дошкольников.
Предлагаю считать деловую игру своеобразным «пробегом» по тропе знаний в области реализации годовых задач детского сада и реализации ФГОС ДО.
Участники игры делятся на две команды, придумываются названия командам.
- Станция Читалочка
Тесты по ЧХЛ
Ключи правильных ответов к «Тесту для оценки профессиональных знаний и умений воспитателей по приобщению дошкольников к чтению»
Номер задания в тексте | Ключ правильных ответов | |
Вариант | ||
1 | 2 | |
1.1 | а | в |
1.2 | д | д |
1.3 | г | б |
1.4 | б | б |
1.5 | б | г |
1.6 | в | в |
2. СТАНЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ
Занятия художественным творчеством создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми, выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают эмоционально положительное состояние. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью.
Первая остановка «Мозговой штурм»
Вопросы задаются одновременно двум командам, та, что первой даст ответ, получает оценочную фишку.
- Назовите материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности.
(Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски.)
- Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. (Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра.)
- Назовите цвета, составляющие цветовой круг. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)
- Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования. (К первому виду относится рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами; нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разных художественных материалов: рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография
обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа.)
- Что такое живопись? (Изображение окружающей жизни красками, передача своих чувств с помощью цвета.)
- Назовите основные средства выразительности живописи. (Цвет, колорит, техника исполнения, законы воздушной и линейной перспективы.)
- Что такое графика? (Искусство рисования тоном, пятном и линией. Графикой называют рисунки сделанные карандашом, тушью, а также гравюры.)
- Назовите средства выразительности графического изображения. (Линия, штрих, тон.)
- Назовите способы лепки.(Пластический и конструктивный.)
- Назовите основные приемы, используемые на занятиях лепкой. (Выкатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание.)
- Назовите основные способы украшения вылепленных изделий. (Налеп, углубленный рельеф при помощи стеки.)
Вторая остановка «Угадай-ка»
Решение кроссворда по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми». Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных вы сможете прочитать название русского праздника –торга (ярмарки),на котором все посетители от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.
- Гжель всем нравится своим цветом. Какой он? (Синий.)
- Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан.(Дерево.)
- Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (Глина.)
- Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (Жостово.)
- Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (Золотая.)
- Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково Филимоново, Каргополья. (Игрушка.)
- Профессия мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера в Каргополье. (Гончар.)
- Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств из можно отнести? (Скульптура.)
- Предмет домашней утвари, которым особенно прославились Городецкие мастера.(Прялка.)
Итак, ярмарка эта называется свистуньей.
Третья остановка «Калейдоскоп изобразительного искусства»
Первая команда
- Как называют художника, отдающего предпочтение изображению моря? Человека? Военных действий? (маринист, баталист)
- Перечислите все виды изобразительного материала, техникой которых дети старшего дошкольного возраста могут овладеть.
- Выскажите предложения по использованию продуктов творческой деятельности детей группы в общей системе воспитательно-образовательной работы.
Вторая команда
- Как называют художника, отдающего предпочтение изображению природы? Животных? Цветов, фруктов, неодушевленных предметов?
- Перечислите все виды изобразительного материала, с помощью которых, дети младшего дошкольного возраста могут создавать рисунки.
- Выскажите предложения по использованию продуктов творческой деятельности детей в общей системе воспитательно-образовательной работы.
3. Станция ФГОС ДО
1 задание
ВОПРОСЫ:
1. Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС?
а) 4;
б) 5;
в) 10.
2. Назовите недостающее по ФГОС направление развития и образования детей:
а) социально-коммуникативное развитие;
б) речевое развитие;
в) художественно-эстетическое развитие;
г) физическое развитие.
(познавательное развитие)
3. Что не относится к видам детской деятельности для детей 3-8 лет?
а) манипулирование с предметами;
б) познавательно-исследовательская;
в) восприятие художественной литературы и фольклора.
4. Выберите правильное соотношение обязательной части Программы и Части, формируемой участниками процесса:
а) 80% и 20%;
б) 60% и 40%;
в) 50% и 50%.
5. Определите время реализации ООП ДО:
а) от 65% до 80% времени пребывания детей в детском саду;
б) только во время занятий;
в) может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в организации.
6. К какой образовательной области относится развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками?
а) социально-коммуникативное развитие;
б) познавательное развитие;
в) речевое развитие;
г) художественно-эстетическое развитие;
д) физическое развитие.
7. К какой образовательной области относится знакомство с книжной культурой, детской литературой?
а) социально-коммуникативное развитие;
б) познавательное развитие;
в) речевое развитие;
г) художественно-эстетическое развитие;
д) физическое развитие.
8. К какой образовательной области относится восприятие музыки, художественной литературы, фольклора?
а) социально-коммуникативное развитие;
б) познавательное развитие;
в) речевое развитие;
г) художественно-эстетическое развитие;
д) физическое развитие.
9. Как в Стандарте ДО определена Программа?
а) программа обучения детей;
б) программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации;
в) программа воспитания и обучения детей.
10. На что нацелен Стандарт ДО?
а) формирование знаний, умений, навыков;
б) формирование интегративных качеств личности;
в) целевые ориентиры дошкольного образования.
- Дайте определение развивающая предметно-пространственная среда – это специфическое для каждой Программы образовательное оборудование, материалы, мебель и т.п. в сочетании с определенными принципами разделения пространства группы.
- Образовательная среда - это весь комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в детском саду, в том числе, развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия.
- Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: ( содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.)
- Если ребенок не посещает детский сад, означает ли это, что он не освоил стандарт дошкольного образования и не может быть принят в 1 класс?
В Законе об образовании в РФ (статья 17) Формы получения образования и формы обучения п.1) четко указывается, что в РФ образование может быть получено: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций (в форме семейного образования и самообразования). Из этого следует, что ребенок, не посещающий ДОО, имеет право быть принятым в 1 класс школы без собеседования и экзаменов.
2 задание.
В Стандарте прописаны требования к результатам освоения Программы – это целевые ориентиры. Рассмотрим целевые ориентиры, выделяя те характеристики, которые тесно связаны с ОО «Познавательное развитие». В этом нам поможет Аукцион педагогических идей
Перед вами критерии (целевые ориентиры). Перечислите условия, способствующие их успешному, полноценному достижению.
Целевые ориентиры | Условия |
-проявляет любознательность; - задает вопросы взрослым и сверстникам; - интересуется причинно-следственными связями; - пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей; - склонен наблюдать, экспериментировать; - обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире…; - способен к принятию собственных решений. | Технологии: ТРИЗ, поисково-практическая деятельность, метод проектов,… Игровые проблемные ситуации, наблюдения, … Развивающая среда: -экологическая тропа, уголок экспериментирования, … |
Подведение итогов.
Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области ФГОС дошкольного образования; определили педагогические условия успешного и полноценного познавательного развития детей дошкольного возраста.
Одно из главных условий полноценного эстетического развития детей, формирования их художественных способностей Если правильно организовать, можно обеспечить художественно-эстетическое, всестороннее развитие ребёнка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь малыша интересным содержанием.
Итог: подсчитывается количество заработанных командами фишек.
Тест по ЧХЛ Вариант №1
1.1.Какое определение процессу восприятия художественной литературы даёт методика развития речи?
а) активный волевой процесс, предполагающий внутреннее содействие, сопереживание героям;
б) пассивный процесс слушания художественного текста;
в) знание текста и умение отвечать на вопросы по его содержанию;
г) определение жанра художественных произведений;
д) понимание смысла литературных произведений.
1.2. В каком возрасте дети не только воспринимают поступки героев литературных произведений, но и понимают мотивы этих поступков?
а) 1-2,5 года;
б) 2,5-3 года;
в) 3-4,5 года;
г) 4,5-5,5 лет;
д) 5,5- 7 лет.
1.3. Особенностью какого метода ознакомления с художественной литературой является дословная передача текста?
а) беседа;
б) рассказывание;
в) инсценирование;
г) чтение воспитателя по книге или наизусть;
д) заучивание с детьми наизусть.
1.4. Особенностью показа иллюстраций при знакомстве детей с книгой, разделенной на отдельные главы, является показ иллюстраций….
а) непосредственно до начала знакомства с произведением;
б) после каждой главы;
в) непосредственно после знакомства с произведением;
г) за несколько дней до начала знакомства с произведением;
д) при повторном знакомстве с произведением.
1.5. Какая из инструкций к речевому заданию будет в большей степени ориентировать ребёнка на словесную творческую активность?
а) составь рассказ по картинке…;
б) придумай новую историю о …;
в) расскажи о…;
г) придумай рассказ о…;
д) вспомни историю о…
1.6. Что не считается формой словесного творчества детей?
а) создание слов – неологизмов;
б) сочинение стихотворений;
в) чтение стихотворений наизусть;
г) сочинение сказок и рассказов;
д) сочинение творческих пересказов.
Тест для оценки профессиональных знаний и умений воспитателей по приобщению дошкольников к чтению
Вариант 2
1.1. Какая особенность восприятия литературного произведения не свойственна детям младшего дошкольного возраста?
а) они чаще всего не понимают мотивы поступков героев;
б) для них характерна зависимость понимания текста от личного опыта;
в) хорошо осознают события, которых не было в их личном опыте;
г) у них отношение к героям эмоционально окрашено;
д) могут устанавливать легко осознаваемые связи, когда события следуют друг за другом
1.2. В каком возрасте у детей возникает эмоциональное отношение к героям на основе осмысления всего содержания литературного произведения?
а) 1-2,5 года;
б) 2,5-3 года;
в) 3-4,5 года;
г) 4,5-5,5 лет;
д) 5,5- 7 лет.
1.3. Что не является задачей ознакомления детей с литературными произведениями?
а) развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров;
б) формировать способность проводить звуко- буквенный анализ слов;
в) формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы ;
г) воспитывать литературно-художественный вкус;
д) формировать способность элементарно анализировать содержание и форму произведения.
1.4.Чего нужно избегать при работе с литературным произведением, не разделённым на части?
а) показ иллюстраций непосредственно до начала знакомства с произведением;
б) показ иллюстраций в процессе чтения произведения;
в) беседу о прочитанном с целью уточнения содержания;
г) повторное чтение с целью углубления воспринятого;
д) показ иллюстраций за несколько дней до начала знакомства с произведением.
1.5. Какая из форм словесного творчества считается наиболее простой по степени самостоятельности?
а) придумывание песен и попевок;
б) сочинение стихотворений;
в) составление собственных рассказов;
г) составление творческих пересказов;
д) сочинение сказов и сказок.
1.6. Что направленно на развитие словесного творчества детей?
а) формирование навыков самообслуживания;
б) подготовка к обучению грамоте;
в) организация наблюдений, ориентированных на образное восприятие окружающей действительности;
г) автоматизация навыков правильного звукопроизношения;
д) развитие фонематического слуха.
Аукцион педагогических идей
Перед вами критерии (целевые ориентиры). Перечислите условия, способствующие их успешному, полноценному достижению.
Целевые ориентиры | Условия |
-проявляет любознательность; - задает вопросы взрослым и сверстникам; - интересуется причинно-следственными связями; - пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей; - склонен наблюдать, экспериментировать; - обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире…; - способен к принятию собственных решений. |
Станция ФГОС ДО
1 задание
ВОПРОСЫ:
1. Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС?
а) 4;
б) 5;
в) 10.
2. Назовите недостающее по ФГОС направление развития и образования детей:
а) социально-коммуникативное развитие;
б) речевое развитие;
в) художественно-эстетическое развитие;
г) физическое развитие.
3. Что не относится к видам детской деятельности для детей 3-8 лет?
а) манипулирование с предметами;
б) познавательно-исследовательская;
в) восприятие художественной литературы и фольклора.
4. Выберите правильное соотношение обязательной части Программы и Части, формируемой участниками процесса:
а) 80% и 20%;
б) 60% и 40%;
в) 50% и 50%.
5. Определите время реализации ООП ДО:
а) от 65% до 80% времени пребывания детей в детском саду;
б) только во время занятий;
в) может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в организации.
6. К какой образовательной области относится развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками?
а) социально-коммуникативное развитие;
б) познавательное развитие;
в) речевое развитие;
г) художественно-эстетическое развитие;
д) физическое развитие.
7. К какой образовательной области относится знакомство с книжной культурой, детской литературой?
а) социально-коммуникативное развитие;
б) познавательное развитие;
в) речевое развитие;
г) художественно-эстетическое развитие;
д) физическое развитие.
8. К какой образовательной области относится восприятие музыки, художественной литературы, фольклора?
а) социально-коммуникативное развитие;
б) познавательное развитие;
в) речевое развитие;
г) художественно-эстетическое развитие;
д) физическое развитие.
9. Как в Стандарте ДО определена Программа?
а) программа обучения детей;
б) программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации;
в) программа воспитания и обучения детей.
10. На что нацелен Стандарт ДО?
а) формирование знаний, умений, навыков;
б) формирование интегративных качеств личности;
в) целевые ориентиры дошкольного образования.
- Дайте определение развивающая предметно-пространственная среда –
- Образовательная среда -
- Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- Если ребенок не посещает детский сад, означает ли это, что он не освоил стандарт дошкольного образования и не может быть принят в 1 класс?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический пробег
Играя - мы учимся сами....
Педагогический пробег для педагогов ДОУ «Русский фольклор»
Цель:Уточнить знания педагогов о жанрах русского фольклора...
Педагогический пробег для педагогов ДОУ «Русский фольклор»
Уточнить знания педагогов о жанрах русского фольклора...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОБЕГ – ПУТЕШЕСТВИЕ
«Удивительные художественно-эстетические станции дошкольного учреждения»...
Проект деловой игры "Педагогический пробег"
Проект деловой игры "Педагогический пробег"...
педагогический пробег
Педагогический пробег, традиционно именуемый педсоветом, – орган коллегиального решения актуальных вопросов воспитательно-образовательной работы...
Деловая игра "Педагогический пробег"
Выявить знания у детей о классификации птиц, о внешнем виде и повадках, о жизни на воле и пользе приносимой ими природе.Обучать разговорно-объяснительной речи, активизировать всех детей....