«Общество и дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в Курганской области»
статья по теме

Плаксина Галина Андреевна

   В России на современном этапе детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают специализированную помощь множество учреждений, находящихся под различными ведомствами.   Обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из основных приоритетов социальной политики Курганской области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реферат на тему:

«Общество и дети дошкольного возраста

с ограниченными возможностями здоровья

в Курганской области»

Подготовила: воспитатель Плаксина Г.А

МБДОУ г. Кургана  «Детский сад

комбинированного вида №78 «Звездочка»

Курган. 2014

   «Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан (1998)

   Анализ реальной ситуации, сложившейся в последнее десятилетие, остро обозначил проблему в дошкольном детстве: с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих физические и психические недостатки. В античные времена, как известно, каждого родившегося с физическими или умственными дефектами ребенка уничтожали, сбрасывая в пропасть.

    В XVI—XVII вв. человеческая жизнь приобретает уже некоторую ценность и к дефективным детям относятся более гуманно, начинают искать пути помощи и возвращения их в общество.

   В России на современном этапе детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают специализированную помощь множество учреждений, находящихся под различными ведомствами. В нашей стране дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в специальных образовательных учреждениях, специальных образовательных подразделениях, образовательных учреждениях общего назначения в формах, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании». Основные задачи, которые призвана решить система образования, - подготовить к нормальной личной и общественной жизни детей с нарушениями психофизического развития, корректировать их развитие, создать как можно больше возможностей для их самостоятельной жизни.

   Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

 Существуют различные нарушения развития:

  • нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА;

  • задержка и комплексные нарушения развития.

   Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ:

- от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением ЦНС;

- от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.

Потребности, свойственные всем детям с ОВЗ: 

  • Начало специального обучения ребенка с ОВЗ сразу же после выявления первичного нарушения развития; 

  • Использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающих реализацию "обходных путей" обучения;

  • Индивидуализация обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

  • Обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;  

  • Максимальное расширение образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

   Обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из основных приоритетов социальной политики Курганской области.

Решение проблем детей-инвалидов в Курганской области осуществляется целенаправленно с применением программно-целевого метода с 2001 года.

За период с 2001 по 2011 год удалось организовать деятельность реабилитационных центров, что способствовало созданию реабилитационной инфраструктуры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Реализованы мероприятия по совершенствованию профилактической работы по предупреждению детской инвалидности в части совершенствования методов дородовой диагностики детской инвалидности в учреждениях здравоохранения и укреплению материально-технической базы специализированных учреждений для детей-инвалидов на территории Курганской области.

Оказано содействие по ресурсному обеспечению специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья в целях проведения комплексной реабилитации детей-инвалидов, по внедрению современных технологий в комплексную реабилитацию и по обеспечению территориальной доступности комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Вопросами реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов занимаются 7 учреждений социального обслуживания населения, в том числе 5 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, Государственное казенное учреждение "Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" и Государственное казенное учреждение "Сумкинский дом-интернат".

Ежегодно курс медико-социальной реабилитации в реабилитационных центрах проходит более 2500 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе около 1000 детей-инвалидов.

   С 2010 года в Государственном бюджетном учреждении "Курганский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" внедрена технология "иппотерапия" для детей, страдающих детским церебральным параличом.

   В Государственном бюджетном учреждении "Шадринский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" (далее - Центр) действуют технологии комплексной реабилитации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в системе "мать - дитя", комплексной реабилитации детей дошкольного возраста с заболеваниями аутистического спектра, комплексной реабилитации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития. С целью развития волонтерского движения Центр сотрудничает с Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Шадринский государственный педагогический институт", Государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования "Шадринский медицинский колледж".

   Для приближения качественной комплексной и постоянной помощи матерям с детьми, имеющим тяжелые двигательные и речевые нарушения, в трех реабилитационных центрах открыты палаты "Мать и дитя". В двух из них палаты оснащены на средства Фонда. В 2010 - 2011 годах в палатах "Мать и дитя" курс медико-социальной реабилитации прошел 81 ребенок-инвалид.

   В настоящее время на базе Государственного казенного учреждения "Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" создана реабилитационно-диагностическая лаборатория для оценки реабилитационного потенциала детей-инвалидов, мультипрофессиональная бригада специалистов по сопровождению детей-инвалидов. В целях адаптации детей-инвалидов в социум внедряются программы трудовой реабилитации. В настоящее время 70 детей-инвалидов получают подготовку к самообслуживанию в быту и посильной трудовой занятости. В 2012 году планируется подготовить 94 ребенка-инвалида, в 2013 году - 120 детей-инвалидов.

   204 ребенка-инвалида дошкольного возраста посещают дошкольные образовательные учреждения.

В системе дошкольного образования области функционируют 116 групп для детей с тяжелыми нарушениями речи, 7 — для детей с задержкой психического развития, 6 — для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, 3 — для детей с нарушениями зрения; неслышащие дети-дошкольники в возрасте от 4-х лет имеют возможность получить специальные образовательные услуги в дошкольном отделении Шадринской специальной (коррекционной) школы-интерната № 11.

На базе Курганского областного Центра психолого-медико-социального сопровождения открыта группа кратковременного пребывания для 10 дошкольников с ранним детским аутизмом. В настоящее время на активной комплексной коррекции находится 11 детей, 27 детей и их семей — посещают группу в режиме консультирования.

Важным направлением работы является формирование общественного мнения к проблеме детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитание терпимого отношения друг к другу. В Курганской области отсутствует социальная реклама, развивающая толерантное отношение к детям-инвалидам, семьям, воспитывающим таких детей. Это ведет к тому, что проблемы семьи, имеющей ребенка-инвалида, замыкаются только внутри такой семьи.

   Правительством Курганской области 23 октября 2012 г. утверждена целевая Программа Курганской области "Разные дети - равные возможности" на 2012 - 2014 годы

   Так же Правительством Курганской области в целях выполнения Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года  № 761 «О  национальной  стратегии  действий  в  интересах  детей   на 2012-2017 годы» 28 декабря 2012 года для обеспечения благополучного и защищенного детства на территории Курганской области была утверждена «Региональная стратегия действий в интересах детей Курганской области до 2017 года».

   Таким образом, мы видим, что в Курганской области уделяется внимание актуальным проблемам детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, таких, как воспитание и получение качественного образования, повышение культурного уровня, сохранение здоровья, выбор и получение профессии, адекватной здоровью, дальнейшее трудоустройство на рынке труда.

Список литературы

1.www.social.kurganobl.ru

2.http://www.centr45.ru

3.http://psychologiya.com.ua

4.http://rpp.nashaucheba.ru/

5.http://www.tc-sfera.ru

6. Проект: Региональная стратегия действий в интересах детей Курганской области на 2012-2017 годы

7. Целевая программа Курганской области «Разные дети – равные возможности» на 2012-2014 годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка «Что нужно знать родителям детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)»

1.     Как достичь эффективного сотрудничества (несколько общих правил)...

Социализация ребёнка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Аннотация: в статье рассматриваются факторы, которые позволяют определить и реализовать конкретные коррекционные, психолого-педагогические и социальные условия, обеспечивающие эффективность...

Памятка для родителей воспитывающих детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) «ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»

Памятка для родителей воспитывающих детей с ОВЗ(ограниченными возможностями здоровья)«ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»...

Проект "Адаптация детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в социуме»

Сопровождение детей с ОВЗ – сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого. Это организация своевременной психолого-педагогической помощи детям с различными патологиями, и напр...

Памятка для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) «ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной соц...

Родительское собрание «Наше толерантное отношение к детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)»

Данный материал способствует развитию толерантного отношения к  воспитанникам с ОВЗ....