Социализация ребёнка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в общество.
статья по коррекционной педагогике на тему
Аннотация: в статье рассматриваются факторы, которые позволяют определить и реализовать конкретные коррекционные, психолого-педагогические и социальные условия, обеспечивающие эффективность социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Ключевые слова: дошкольный возраст, дошкольное образовательное учреждение, социализация, образовательный процесс, интегрированное воспитание, коррекционная работа.
Sociality of child under school age with limited healthspossibilities in society
Klimova I., teacher-speech therapist, MPOI n/s № 53 « Sun»
Abstract: the article describes factors those let define and realize concret correct ,psychologic-pedagogical and social conditions provide efficacy of childsociality with limited healthpossibilities in society.
Keywords: under school age, under school educational institution, sociality, educational process, integrate education, correct work.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_klimova.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время вопросы социализации детей с недостатками речи и, в частности, с тяжёлыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения стали более актуальными. На протяжении многих десятелетий учёными разрабатываются социальные и психолого-педагогические условия интеграции детей с ОВЗ в общество: формируется система специального образования с его содержанием, формами и методами (А. И. Дьячков, С. А. Зыков, Б. И. Коваленко, В. В. Воронкова, Л. И. Солнцева, Г. В. Чиркина и др.); научно обосновывается система коррекционно-развивающей работы в дошкольных учреждениях (Б. Д. Корсунская. Л. П. Носкова, Т. С Зыкова. В. И. Селивёрстов, В. А. Феокситова и ДР.). Речевые нарушения являются серьезной проблемой, так как у этой категории детей зачастую нарушено полноценное общение со сверстниками, что приводит впоследствии к формированию комплекса неполноценности, отрицательно сказывается на умственных способностях, а также на поведении и социализации ребенка в целом. Именно поэтому и возникает необходимость своевременно включать детей на путь преодоления эмоционально-волевых и поведенческих трудностей, расширяя их коммуникативный и социальный статус. Раннее включение ребенка в образовательный процесс поможет сформировать умение адекватно взаимодействовать с другими людьми, сверстниками, раскрыть себя, то есть заложить основы социально сформировавшейся личности. Дошкольное учреждение является начальным этапом в социализации личности ребенка. Основная функция дошкольной организации – целенаправленная социализация личности ребенка. В ФЗ об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ сказано: образование обучающихся с ОВЗ может быть организованно как совместно с другими обучающимися так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. МДОУ детский сад № 53 «Солнышко», города Новоалександровска является учреждением комбинированного вида. В учреждении функционирует две группы коррекционной направленности. Дети с отклонениями в развитии (с тяжёлыми нарушениями речи) обучаются у нас в условиях интегрированного воспитания. Интеграция детей с тяжёлыми недостатками речи осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и уровня развития ребенка. Интегрированный в общеобразовательную среду ребенок с отклонениями в развитии (с тяжёлыми нарушениями речи) остается под патронатом коррекционной педагогики: он обязательно получает коррекционную помощь, воспитываясь в группе вместе с нормально развивающимися детьми. Есть прекрасные слова Л.Н. Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Коллектив дошкольного учреждения создает все условия для того, чтобы дети чувствовали себя счастливыми, здоровыми и были успешными в жизни. Создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды обеспечивает полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.
Предпосылкой для успешного осуществления коррекции и интеграции детей с нарушениями развития в социум служит комплексная психолого – медико – педагогическая диагностика каждого ребенка с последующей выработкой и осуществлением индивидуальных программ коррекции и социализации. Непременным условием такой диагностики является ее динамический характер, позволяющий корректировать программы в ходе их осуществления и своевременно выстраивать для ребенка адекватную его изменяющемуся состоянию и актуальным возможностям постепенно усложняющуюся терапевтическую среду.
Комплексность подхода в дошкольной организации обеспечивается наличием команды специалистов, работающих с данными воспитанниками. Очевидно, что для успешного решения задачи наращивания ребенком личностного, познавательного и социального потенциала необходимы долгие напряженные усилия большого числа специалистов различных профилей: дефектолога, логопеда, психолога, врача. Наличие такой команды специалистов разных профилей позволяет осуществлять единое и системное воздействие, выработать совместными усилиями индивидуальную программу развития ребенка, основанную на зоне его ближайшего развития.
В работе с детьми используется как подгрупповая, так и индивидуальная формы обучения. Подгрупповые занятия предусматривают реализацию общеобразовательной и коррекционной программы. Индивидуальная же работа направлена на развитие речевых и неречевых функций, постановку звуков. В практической работе используются современные информационные технологии. Помимо обучающих технологий, используются здоровье-сберегающие технологии, которые повышают эффективность коррекционной работы. Ребятам очень нравятся различные виды самомассажа: головы, ушных раковин, шеи, лица, кистей и пальцев рук, театр пальчиков и язычка, сказочные истории из жизни Язычка, комплексы упражнений для выработки артикуляции звуков).
В работе применяется метод су-джок терапии. Использование су-джокмассажёров – массажных шариков в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий позволяют повысить физическую и умственную работоспособность детей, дает возможность для максимальной целенаправленной коррекционной работы с ребёнком. В коррекционной работе отводится много времени логопедической и фонетической ритмике. Применяется она, как средство коррекции речевых нарушений у детей.
Использование интерактивной доски помогает сделать учебный процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с воспитанниками. Интерактивная доска (ИД) - полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т. д., они способствуют решению коррекционно-развивающих задач, соответствующих индивидуальным возможностям ребенка.
Опыт использования логопедических компьютерных программ показал, что применение новых информационных технологий в логопедической работе позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций у детей. Наличие сенсорной комнаты в нашем учреждении позволяет максимально скорректировать дефицит эмоционального в развитии ребенка с ОВЗ. Более того, с помощью элементов сенсорики возможно организовывать познавательную деятельность ребенка, превращая детскую комнату в волшебный дворец, а учебные материалы в школу волшебства.
Для достижения положительного результата коррекции развития речи у детей с тяжелой речевой патологией в дошкольной организации используются следующие направления обучения для выравнивания их стартовых возможностей.
- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
- коррекция и развитие правильного произношения, включающее в себя: воспитание артикуляционных навыков, формирование звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического восприятия;
- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
- развитие навыков связной речи.
Для реализации данных направлений широко применяются как традиционные, так и нетрадиционные методы работы: сказкотерапия, психогимнастика, артикуляционная и дыхательная гимнастики, элементы речедвигательной ритмики, игровые пальчиковые тренинги - развитие познавательных процессов. Всё это позволяет нам достигать хороших результатов в решение основной задачи – помочь детям успешно адаптироваться в сложном окружающем мире, максимально раскрыть свои возможности и, в случае необходимости, получить полноценную коррекционную психолого – педагогическую помощь.
К образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Постоянная работа с родителями, вовлечение их в проектную деятельность, совместные события позволяют родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии.
Детский сад становится социальным центром помощи семье в воспитании ребенка дошкольного возраста с ОВЗ.
Таким образом, всестороннее изучение детей, оценка их реальных возможностей, координация в работе педагогов и специалистов учреждения, тесная связь с семьей дают возможность педагогу оказать социальную помощь детям: помочь им наладить общение со сверстниками, создать положительный эмоциональный настрой – как важный фактор успешной социализации ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Социализированость ребенка, как результат усилий семьи и педагогов, возможна только при учете всех факторов, влияющих на социальное развитие ребенка. Наши дети в дальнейшем успешно адаптируются при поступлении в образовательные учреждения. В нашей дошкольной организации дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, учатся жить и взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей, так как позволят каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал. Задача социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных в деятельности интегрированной группы.
Литература:
- Герасимова, А. С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5 – 6 лет / М.: Айрис-пресс. 2007 – 224 с.
- Дробинская, А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. – М.: Школьная пресса, 2005. – 96 с.
- Зуева, Л. И. Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для дошкольника. – ООО «Издательство АСТ», 2003. – 79 с.
- Пожиленко, Е. А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб: КАРО. 2007. – 92 с.
- Лалаева, Р. И., Серебрякова, Н. В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с.
- Ткаченко, Т. А. Логопедическая энциклопедия. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010. – 248 с.
- Шевченко, С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М. Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с.
- Мамайчук, И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития. Научно – практическое руководство. – Спб.: Речь, 2004. – 352 с.
- Юдина, Я. Л., Захарова И. С. Сборник логопедических упражнений. – М.: ВАКО, 2010. – 128 с.
- Дидактический материал по развитию речи: занятия со старшими дошкольниками/ сост. Л. Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающая среда в группе «Особый ребёнок» для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Описан опыт по организации здоровьесберегающей среды в ДОУ для детей с ОВЗ...
«Общество и дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в Курганской области»
В России на современном этапе детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают специализированную помощь множество учреждений, находящихся под различными ведомствами. Обеспеч...
Загадка как возможность ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Данный материал может быть интересен воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений, а также специалистам: логопедам, дефектолам, взаимодействующим с детьми, имеющим ограниченные возмо...
«Сопровождение эффективной социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Статья для сборника РАО - Инновационные площадки Российской академии образования в практику работы образовательных организаций. Сборник статей/ Российская академия образования, науч. ред. О.Венн...
РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Полякова И.С.
Статья посвящена актуальной проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....
Публикация на тему "Игровые технологии как средство социализации и ранней профориентации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В статье описан опыт работы проекта Беби-Абилимпикс. Социальными партнёрами по реализации проекта являются МБДОУ 28 детский сад Матрёшка г.Южно-Сахалинска и Сахалинский Техникум Сервиса....
Создание условий для социализации и реабилитации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
В данное время происходит переосмысление и продуманность коррекционных программ с учётом требования ФГОС ДО и ФАОП к условиям реализации программ, которые исходят из того, что эти ус...