"Использование технологии моделирования в работе с детьми - логопатами".
статья на тему
В данной статье освещается вопрос использовани технологии моделирования в работе с детьми, имеющими нарушения речи. Данный подход способствует развитию и формированию у дошкольников творческого воображения, памяти, внимания, и что самое главное позволяет учителю-логопеду добиться развернутых грамотных высказываний, автоматизации поставленных звуков, повышает интерес к занятиям, повышает эффективность логопедической работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ – ЛОГОПАТАМИ.
В основе Федеральных Государственных Образовательных Стандартов лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования; ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД) [6].
Одним из принципов, вступившего в силу Федерального Государственного Образовательного Стандарта, является принцип осуществления образовательной деятельности в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности [6].
А.Н. Леонтьев говорил, что «деятельность - это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие» [3, с.30].
Деятельностный метод - это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Развитие дошкольника, прежде всего, осуществляется в игре, так как она является ведущим видом деятельности в данном возрасте. Понятие «ведущей деятельности» ввел Д. Б. Эльконин. Это деятельность, которая соответствует наиболее значимому мотиву в тот или иной возрастной период или в той или иной личностно значимой ситуации.
По словам С. Л. Рубинштейна, игра теснейшим образом связана с развитием личности: «Личность и ее роль в жизни теснейшим образом взаимосвязаны; и в игре через роли, которые ребенок на себя принимает, формируется и развивается его личность, он сам» [4].
Развитие основных познавательных процессов ребенка в дошкольном детстве может идти стихийно, и управляемо, организованно и не организованно. Уровень интеллекта, достигаемый ребенком к 6 - 7 годам, а также степень его готовности к обучению в школе, существенно зависят от того, насколько продуманным было обучение ребенка в семье и в дошкольном учреждении. Это важные годы, вносящие большой вклад в познавательное развитие ребенка.
В данном возрасте у детей открываются большие возможности для формирования и совершенствования когнитивных процессов, таких как восприятие, через формирование сенсорных действий, сознательно регулируемых и направляемых на преобразование воспринимаемой действительности с целью построения ее адекватных образов, речи, через развитие навыков коммуникации, вербального мышления, литературного творчества, памяти, через ассоциации, образы, повторения.
В последние годы актуальность проблемы речевого здоровья детей значительно возросла.
С увеличением числа нервно-психических и соматических заболеваний дошкольников задерживается формирование у них всех психических функций. И, как следствие, все больше появляется детей с нарушениями речи, тогда как в настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Развитие речи базируется на четырех основных психических процессах: внимании, восприятии различной модальности, памяти и мышлении. Сформированность этих процессов является первичной базой для развития речи, тогда как, напротив, их несформированность приводит к речевым нарушениям.
Предупреждение речевых нарушений их коррекция, формирование грамматически правильной речи сегодня приобретает особое значение. Так как от уровня речевого развития зависит готовность или неготовность ребенка к успешному овладению предметными и метапредметными умениями в школе.
В связи с этим встает вопрос: как же развить психические процессы у детей - логопатов, учитывая их речевые, возрастные, индивидуальные особенности?
Современные деятельностные технологии, позволяют добиться значительных успехов в работе с детьми – логопатами. Они предполагают, что формирование личности ребенка и продвижение его в развитии, происходит не тогда, когда он получает готовые знания, а тогда, когда он сам их «открывает».
Технология деятельностного подхода базируется на ряде принципов. Одними из которых, являются принцип творчества, когда предполагается максимальная ориентация на творческое начало в познавательной деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности; принцип непрерывности, который означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Данные принципы наиболее ярко прослеживаются в технологии моделирования, которую я активно использую в работе с детьми – логопатами.
Опираясь на исследования психологов, я сделала выводы, что главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.
Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. И если моя цель речевое развитие дошкольника, то для начала, как базовые психические функции необходимо развить память, богатое воображение, способность к замещению, различным преобразованием, умение находить взаимосвязь, надо научить его «читать» графическую аналогию.
Важную роль в речевом развитии играет память. Методов для развития памяти существует много, один из них – мнемотехника.
Мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей) [7].
Ассоциация — мысленная связь между двумя предметами. Для того, чтобы дошкольнику запомнить множество различных фактов, их нужно ассоциировать с тем, что ему близко, достаточно знакомо. Эти приемы особенно важны для детей - логопатов, потому что мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Используя мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы в непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками по развитию речи я добиваюсь от детей более эффективного восприятия информации, перекодировки, сохранения и передачи её в соответствии с поставленными мною задачами.
Особенностью мнемотехники является использование изображений предметов и символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, словосочетаний. Символы должны быть максимально приближены к речевому материалу.
Моделирование — это игра только для ребёнка. Для взрослого это достаточно жесткая система приемов, рекомендаций и требований.
Моя деятельность с детьми в данном направлении состоит из нескольких этапов, в течение которых я осуществляю следующие задачи:
Этап 1. Чтение стихотворения, потешки, короткого произведения с заданным звуком.
Этап 2. Перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап 3. Выполняется графическая зарисовка мнемотаблицы (мнемодорожки) детьми самостоятельно.
Этап 4. Пересказ (дословное повторение) произведения с опорой на символы (образы), то есть происходит отработка метода запоминания.
Опорным в мнемотаблице является изображение главных героев произведения, через которые идёт осознание происходящего, понимание самого произведения, которое «завязано» вокруг её главных героев.
В таблице схематически возможно изображение персонажей произведений, явлений природы, некоторых действий, то есть можно нарисовать всё то, что происходит в произведении, но так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Используя технику работы с мнемотаблицей, дошкольник способен самостоятельно придумывать чистоговорки, рассказы, сказки и воспроизводить их взрослым. Он получает не готовое произведение, заданное педагогом, а только самоопределение к деятельности, то есть создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу) и выделяется содержательная область (могу).
Данный подход способствует развитию и формированию у дошкольников творческого воображения, памяти, внимания, и что самое главное позволяет учителю-логопеду добиться развернутых грамотных высказываний, автоматизации поставленных звуков, повышает интерес к занятиям, повышает эффективность логопедической работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т.И.Бабаевой, ЗА. Михайловой, Л.М. Гурович - СПб.: Детство-Пpecc, 2008 г.
- А.Н.Леонтьев "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.СОЗНАНИЕ.ЛИЧНОСТЬ"http://www.koob.ru, с.30
- С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998.
- Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. 16-21 с.
- http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/3447/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/2280/13.06.14-%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1-%D0%94%D0%9E.pdf (минобрнауки РФ)
- http://ru.wikipedia.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приема моделирования в работе с детьми дошкольного возраста.
Интегрированное занятие с детьми средней группы по сказке «Теремок».Используемые технологии: моделирование, метод ассоциации, здоровьесберегающие технологии. К занятию представлена презентация п...
Использование метода моделирования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Выступление на общегородском семинаре на базе МПК, посвященного 190-летию К.Д. Ушинского...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/12/picture-142955-1352744696.jpg)
выступление из опыта работы на тему: "Использование наглядного моделирования в работе с детьми по развитию речи".
Наглядное моделирование помогает построить связный рассказ или пересказать знакомый текст без помощи взрослых...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/13/picture-367108-1386954794.jpg)
Презентация проекта"Использование наглядного моделирования в работе с детьми с ОНР"
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/02/picture-676984-1443794022.jpg)
Использование дидактической игры в работе с детьми логопатами.
Дидактическая игра крайне необходима для работы в логопедической группе.Игра побуждает детей к общению друг с другом;- способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;- способствует со...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/28/picture-699214-1454003256.jpg)
Использование метода моделирования в работе с детьми ОНР
Метод моделирования помогает детям с особыми возможностями здоровья развить связную речь....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/06/picture-969309-1509961918.jpg)
Выступление на тему " Использование наглядного моделирования в работе с детьми по развитию связной речи"
Выступление на тему " Использование наглядного моделирования в работе с детьми по развитию связной речи"...