Презентация проекта"Использование наглядного моделирования в работе с детьми с ОНР"
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа) на тему
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Наглядное моделирование - как средство формирования связной речи у детей с ОНР | 2.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“ Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому”. М.Монтень
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
О проекте Тип проекта – коррекционно-развивающий Характер контактов - внутри ДОУ, в контакте с семьёй. Состав участников – дети старшей и подготовительной группы. Вид проекта – долгосрочный групповой проект с заданным практическим результатом для детей 5-7 лет. Суть проекта –повысить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи путем использования на занятиях метода наглядного моделирования. . Формы работы - игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Определение проблемы Несформированность связной речи и лексико-грамматических средств языка Ребенок не умеет свободно выражать свои мысли речевыми средствами,не использует при этом различные типы предложений, не соблюдает логику передаваемой информации.
Актуальность проблемы ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”; применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Мотивирующее начало проекта Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все это и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.
Поиск форм реализации проекта Пересказ Составление рассказов по серии картин Составление рассказов по сюжетной картине Составление рассказов – описаний Составление рассказов по замыслу
Этап организации работы над проектом Связан с подготовкой необходимых материалов, распределение ролей между участниками, составление развёрнутого плана
Предполагаемый результат Использование наглядных моделей и схем в работе по развитию связной речи у детей с ОНР, действительно эффективно и заметно облегчает составление описательных рассказов, делает их четкими, связными и последовательным. Способствует формированию лексико-грамматических средств языка и правильного произношения, а также является профилактикой дисграфии и дислексии.
Этапы реализации проекта 1. Подготовительный этап – предварительная работа по двум линиям: а) интеллектуальное развитие и развитие мышления; б) речевое развитие: развитие понимания речи, обогащение лексики, формирование грамматических категорий, исправление произношения. 2. Основной этап – овладение диалогической речью при частичном слиянии обоих процессов: развития мышления и речи. 3. Заключительный этап – формирование монологической речи: обучение рассказыванию при максимально возможном совпадении процессов мышления и речи на занятиях по обучению рассказыванию
Реализация проекта 1. подобрать и проанализировать психолого-педагогическую и логопедическую литературу по заявленной проблеме; 2. выявить и проанализировать уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР; 3. разработать серию занятий с использованием методики обучения составлению описательных рассказов и пересказа при помощи моделей и схем; 4. провести контрольный срез и выявить уровень успешности выполнения заданий детьми, целесообразность применения метода наглядного моделирования на занятиях по развитию связной речи. Объектом исследования является связная речь, ее особенности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Предметом является развитие связной речи у детей данной категории.
«Ёлочка» (по Л.Н. Ефименковой) Наступила осень. Деревья в осенние наряды нарядились. У белой берёзы листья стали желтыми, клён украсил себя желтыми и красными листьями. И только ёлочка оставалась зеленой. «Мой наряд ещё не готов, - говорила она- Он будет готов к новому году».
Пересказ
Составление рассказов по серии сюжетных картин
Рассказ Дело было в лесу. Зайчик и белочка весело играли на лужайке. Вдруг из кустов показался злой волк. Он набросился на зайца и хотел его съесть. Всё это видела белка, она быстро взобралась на дерево и стала бросать шишки в волка. Одна шишка попала ему в лоб. Волк испугался и убежал. А зайчик с белочкой снова стали веселиться и играть.
Составление описательных рассказов по сюжетной картине «Зимние забавы»
Наступила зима. Солнце светит редко, на улице кружатся и падают на землю лёгкие снежинки. Снег лежит на земле, на крышах домов. На улице холодно, мороз нарисовал на окнах кружевные узоры. Но дети не боятся мороза и холодного ветра. Они катаются на санках, на коньках, лепят снеговиков .
Составление описательных рассказов Название животного Дикое оно или домашнее? Как называется его дом? Какие части тела есть, их особенности? Как называются детеныши этого животного? Чем питается животное Рассказ-описание животного
Схема составления описательного рассказа «Зима» снег,сугробы метель,гололёд небо,день-ночь лиственные и хвойные деревья птицы зимой животные зимой люди зимой зимние забавы
Схема составления описательного рассказа «Весна»
Составлении рассказов по замыслу
Результаты реализации проекта Используя в работе наглядное моделирование ,мы учим детей: добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; - применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним. В дошкольном возрасте ...
выступление из опыта работы на тему: "Использование наглядного моделирования в работе с детьми по развитию речи".
Наглядное моделирование помогает построить связный рассказ или пересказать знакомый текст без помощи взрослых...
Использование игровых ситуаций (ребусов) в наглядном моделировании в работе с детьми группы компенсирующей направленности.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку м...
Выступление на тему " Использование наглядного моделирования в работе с детьми по развитию связной речи"
Выступление на тему " Использование наглядного моделирования в работе с детьми по развитию связной речи"...
Использование наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и обучению грамоте.
Моделирование нагядно - практический метод обучения. заключается он в том, что мышление ребенка развивается при помощи специальных схем и моделей. Для наглядного моделирования, специально подойд...
презентация к МАСТЕР – КЛАССу «Использование методов и приемов наглядного моделирования в работе с детьми »
МОДЕЛИРОВАНИЕ– процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объек...
Презентация проекта «Использование спортивного оборудования в работе с детьми дошкольного возраста»
Использование спортивного нестандартного оборудования ("Координационной лестницы" и "Игрового парашюта") в учебно-воспитательном процессе по физическому развитию в старшем дошкольн...