программа дополнительного образования по сенсорному воспитанию
рабочая программа (младшая группа) по теме

Дьячкова Наталья Владимировна

Цель данной программы: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.Структура программы кружка включает в себя следующие разделы:

1.                                  развитие моторики, графомоторных навыков;

2.                                  тактильно-двигательное восприятие;

3.                                  кинестетическое и кинетическое развитие;

4.                                  развитие слухового восприятия;

5.                                  развитие зрительного восприятия;

6.                                  восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

7.                                  восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес);

8.                                  восприятие пространства и времени.

 

Программа рассчитана на 3 года.

 

В соответствии с задачами работа ведется по модулям:

·                   Совершенствование двигательных функций (развитие крупной моторики и мелкой моторики рук).

·                   Развитие тактильно-двигательного восприятия.

·                   Развитие слухового восприятия.

·                   Развитие зрительного восприятия.

·                   Восприятие формы, величины, цвета.

·                   Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес).

·                   Восприятие пространства и времени.

В каждой возрастном периоде задачи сенсорного развития усложняются.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_po_sensornomu_vospitaniyu.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

МКДОУ № 3 «РАДУГА»

Утверждаю:  

Заведующая МКДОУ № 3 «Радуга»

_________________Короткова Т.Е.

Программа

дополнительного образования

по сенсорному воспитанию

«СЕНСОРИКА»

Составители:

воспитатель Дьячкова Н.В.

воспитатель Травкина О.А.

Возраст детей 3-6 лет

Срок реализации 3 года

ЗАТО п.Солнечный

2014 год


Содержание:

  1. Пояснительная записка.                                                                    3
  2. Приложение №1.                                                                                5 Диагностика                                                                                  5

Тематический план занятий                                                        8

Календарно-тематический план                                                  9

  1. Приложение №2.
  2. Приложение №3.
  3. Список литературы.                                                                            13

Пояснительная записка.

Родителей и педагогов волнует вопрос о предпосылках полноценного психического развития ребенка в дошкольном возрасте, одним из которых является сенсорное развитие.

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

В дошкольном возрасте происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного. Поэтому именно в этот период начинается этап усвоения и использования сенсорных эталонов. Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности. Например, при ознакомлении с геометрическими формами существенную роль играет обучение детей обведению контура с одновременным зрительным контролем за движением руки, а ознакомление с величиной включает выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины.

Если в дошкольном возрасте не создать благоприятных условий для развития восприятия, то связанные с ним психические процессы будут формироваться в замедленном темпе, что затруднит освоение учебной деятельности в школе.

Более полному представлению о предметах, объектах и явлениях окружающего мира способствуют знания так называемых «особых» свойств предметов, например, веса, вкуса, запаха.

Таким образом, процессы сенсорного и психомоторного развития детей соединяются в один.

Цель данной программы: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач:

  • Формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • Развитие познавательных навыков детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
  • Формирование пространственно-временных ориентировок;
  • Развитие слухо-голосовых координаций;
  • Формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
  • Совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
  • Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
  • Совершенствование моторики, зрительно-двигательной координации;
  • Формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Структура программы кружка включает в себя следующие разделы:

  1. развитие моторики, графомоторных навыков;
  2. тактильно-двигательное восприятие;
  3. кинестетическое и кинетическое развитие;
  4. развитие слухового восприятия;
  5. развитие зрительного восприятия;
  6. восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
  7. восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес);
  8. восприятие пространства и времени.

Программа рассчитана на 3 года.

В соответствии с задачами работа ведется по модулям:

  • Совершенствование двигательных функций (развитие крупной моторики и мелкой моторики рук).
  • Развитие тактильно-двигательного восприятия.
  • Развитие слухового восприятия.
  • Развитие зрительного восприятия.
  • Восприятие формы, величины, цвета.
  • Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес).
  • Восприятие пространства и времени.

В каждой возрастном периоде задачи сенсорного развития усложняются.

Предполагаемый результат:

К концу старшей группы дети должны научиться:

  • Ориентироваться на сенсорные эталоны;
  • Узнавать предметы по заданным признакам;
  • Сравнивать предметы по внешним признакам;
  • Классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
  • Составлять сериационные ряды предметов и их изображения по разным признакам;
  • Практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
  • Давать полное описание объектов и явлений;
  • Различать противоположно направленные действия и явления;
  • Видеть временные рамки своей деятельности;
  • Определять последовательность событий;
  • Ориентироваться  в пространстве;
  • Целенаправленно выполнять действия по инструкции;
  • Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
  • Опосредовать свои действия речью.

Основной формой является кружковое занятие, плавно переходящее в игровую деятельность. Занятие в кружке проводится в младшей группе 1 раз в неделю, в последующих группах 2 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятий в зависимости от возраста от 15 до 30 минут.

Технология программы предусматривает проведение занятий по подгруппам, что обусловлено необходимостью учета индивидуальных особенностей детей. Все занятия проводятся в игровой форме. В начале  и в конце года проводится мониторинг уровня сенсорного развития детей.

Структура занятия:

  1. Вводная часть (сюрпризный момент или игровая мотивация, массаж пальцев, гимнастика для рук, художественное слово).
  2. Основная часть

а) Показ;

б) Самостоятельная работа детей;

  1. Заключительная часть. Итог.

Структура занятия вариативна, где предполагается знакомство с новым материалом, освоение новых приемов, обыгрывание поделок, позволяет шире и глубже ввести ребенка в мир окружающих его вещей и предметов.


Приложение №1.

Диагностика сенсорных способностей детей.

Проводится в начале и в конце года.

  1. Оценка состояния общей моторики

Оценка статического равновесия

- сохранить равновесие в течение 1-2 с (стоять на одной ноге, другая согнута в колене, руки вытянуты в стороны.

Оценка динамического равновесия

- преодолеть расстояние 1м прыжками на двух ногах (ноги вместе, руки на поясе, ноги не разъединяются).

  1. Оценка ручной моторики

- выполнить поочередно каждой рукой следующие движения: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»);

- координация движения обеих рук  «кулак – ладонь»: руки лежат на столе, причем одна сжата в кулак, другая – с распрямленными пальцами. Одновременно изменять положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.

  1. Оценка тактильных ощущений

- узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, ложка, ключ, зубная щетка, карандаш);

- узнавание на ощупь геометрических форм (шар, куб).

  1. Оценка владения сенсорными эталонами

Тесты цветоразличения

- найти предметы такого же цвета (на столе карточки красного, желтого, синего и зеленого цветов, в коробке игрушки таких же цветов; нужно разложить игрушки по карточкам);

- называние и показ 4 основных цветов.

        

Различение формы

- группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из предложенных 5).

Восприятие величины

- раскладывание в порядке возрастающей величины 5 палочек длиной от 2 до 20 см;

- ранжирование по величине в ряд 3 элементов ( определить место , куда нужно поставить в ряд из 5 предметов тот предмет, который убрал экспериментатор).

  1. Оценка зрительного восприятия

- узнавание и называние реалистичных изображений (5 изображений);

- узнавание контурных изображений (3 изображения);

- узнавание наложенных изображений (5 изображений).

  1. Оценка слухового восприятия

- воспроизведение несложных ритмических рисунков;

- определение на слух реальных шумов: шуршание газеты, звук капающей воды из крана, стук молотка.

  1. Оценка пространственного восприятия

- показ и называние предметов, которые находятся перед ребенком, позади, сверху, под, слева, справа;

- выполнение аналогичного задания на листке бумаги с изображением героя;

- конструирование по образцу из 6 счетных палочек.

  1. Оценка восприятия времени

- с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в частях суток (ночь - день, утро - вечер).

Оценка выполнения любого задания оценивается по трем качественным критериям:

- «высокий уровень» - если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, полностью следуя инструкции, допуская иногда небольшие ошибки;

- «средний уровень» - если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания;

- «низкий уровень» - задание выполняется с ошибками при оказании помощи или ребенок совсем не справляется с заданием.


Тематический план занятий:

Вторая младшая группа

Название раздела, тематика занятия

Количество часов

Диагностика

2

Развитие моторики, графомоторных навыков

10

Развитие крупной моторики

1

Формирование чувства равновесия

1

Развитие мелкой моторики рук

6

Развитие координации движений руки и глаза

2

Тактильно-двигательное восприятие

2

Определение на ощупь величины предмета

1

Рисование по манке

1

Кинестетическое и кинетическое развитие

2

Имитация движений животных

1

Движения и позы головы по показу

1

Восприятие формы. Величины, цвета, конструирование

8

Формирование сенсорных эталонов геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал)

2

Группировка предметов и их изображений по форме (по показу)

1

Дидактическая игра «Какой фигуры не стало»

1

Различение предметов по величине (большой, маленький)

1

Знакомство с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый)

1

Дидактическая игра «Угадай, какого цвета?»

1

Конструирование объемных предметов из составных частей (2-3 детали)

1

 Развитие зрительного восприятия

2

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-х деталей, по инструкции педагога)

1

Дидактическая игра «Какой детали не хватает»

1

Восприятие особых свойств предметов

4

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный – горячий), обозначение словом

1

Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый)

1

Развитие обоняния (приятный запах – неприятный запах)

1

Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый – легкий)

1

Развитие слухового восприятия

2

Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух»

1

Различение речевых и музыкальных звуков

1

Восприятие пространства

2

Ориентировка на собственном теле (правая, левая рука)

1

Движение в заданном направлении (вперед, назад)

1

Восприятие времени

1

Формирование понятий день, ночь, утро, вечер.

1

Итого:

35 часов


Календарно-тематический план

месяц

неделя

тема

задачи

материал

Сентябрь

1

Диагностика

Обследование детей, комплектование групп

Дидактический материал

2

3

«Дорожка следов»

Развивать целенаправленность действий и движений по инструкции педагогов

Дорожка со следами

4

Ходьба по «кочкам»

Формирование чувства равновесия

«Кочки», вырезанные из кусочков линолеума

Октябрь

1

«Цепочка»

Развитие мелкой моторики рук, ручного праксиса, мышления, воображения

Гибкие палочки (бигуди)

2

«Разноцветные прищепки»

Разноцветные прищепки, заколки, зажимы, макеты различных предметов

3

«Дом для зайчика»

Счетные палочки разных цветов

4

«Золушка»

Горох, фасоль, бобы

Ноябрь

1

«Бусы»

Различные окрашенные в разные цвета макароны, шнурки

2

«Салют»

Салфетки, гофрированная бумага, фольга, туалетная бумага

3

«Шнуровка»

Развитие координации руки и глаза

Различные шнуровки

4

Пальчиковая гимнастика

Картинки с изображением сказочных персонажей

Декабрь

1

«Чудесный мешочек»

Определение на ощупь величины предметов

Мешочек с предметами различных размеров

2

«Рисование по манке»

Развитие тактильной чувствительности

Крышки от ведерок из-под майонеза, манка, карандаши

3

«Угадай, что за животное»

Имитация движений животных

Изображения домашних и диких животных

4

«Делай, как я»

Выполнение движений туловища и головы по показу воспитателя

Январь

1

«Найди предмет такой же формы»

Формирование сенсорных эталонов геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал)

Геометрические фигуры, предметы разной формы

2

«Какая фигура лишняя»

Различные геометрические фигуры

3

«Определи правильно»

Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, треугольные)

Карточки с изображением предметов быта, игрушек, геометрические фигуры

Февраль

1

«Какой фигуры не стало»

Развивать зрительное внимание, закреплять названия фигур

Набор карточек с геометрическими фигурами

2

«В какую коробку?»»

Различение предметов по величине (большой, маленький)

Мешочек, предметы разных размеров

3

«Неразлучные цвета»

Знакомство с основными цветами (красный, синий, желтый, зеленый)

Предметы разных цветов

4

Дидактическая игра «Угадай, какого цвета?»

Учить сопоставлять предметы с цветными эталонами

Карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки

Март

1

«Составь предмет»

Конструирование объемных предметов из 2-3 частей

Крупный конструктор

2

«Опиши предмет»

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-х деталей, по инструкции педагога)

Предметы, состоящие из 2 деталей (дом), кружка и т. д.)

3

Дидактическая игра «Какой детали не хватает?»

Карточки с изображением предметов без деталей и с деталями

4

Дидактическая игра «Горячий – холодный»

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный – горячий, обозначение словом)

Стаканы с холодной и горячей водой

Апрель

1

Дидактическая игра «Определи на вкус»

Развивать вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый), учить называть словами

Продукты разных вкусовых свойств (лимон, конфета, огурец, лук)

2

«Коробочки с запахами»

Развитие обоняния (приятный – неприятный запах), обозначение словом

Коробочки, наполненные остро пахнущими веществами

3

«Что легче, что тяжелее?»

Развитие барических ощущений (Восприятие чувства тяжести: легкий, тяжелый)

Предметы, различные по весу (камень, перо и т.д.)

4

Дидактическая игра «Узнай на слух»

Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание)

Помощник, издающий различные звуки

Май

1

Дидактическая игра «Что слышно»

Различение речевых и музыкальных звуков

Различные шумовые игрушки, музыкальные инструменты, можно в аудиозаписи

2

«Какая рука?»

Ориентировка на собственном теле (правая и левая рука)

Небольшая игрушка

3

«Автомобили»

Развивать умение двигаться в заданном направлении по сигналу воспитателя

Рули, палочка регулировщика

4

«Когда это бывает?»

Формирование понятий: день – ночь, утро - вечер

Картинки с изображением деятельности детей в разные части суток

 


Список литературы:

  • Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи / авт.-сост. Н.Л. Стефанова. – Волгоград: Учитель, 2013.
  • Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц) образоват. учреждений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Просвещение, 2009.
  • http://www.maam.ru/
  • http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/02/04/venger-sensorika-2-ml-gr


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию "Наш дом - природа" (старшая группа).

Пояснительная записка. учебно - тематический план. содержание программы.Кружок в старшей группе проводится 1 раз в неделю  нге более 25 минут...

Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию Тема: «Друзья природы»

Кружок «Друзья природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проб...

Программа дополнительного образования по сенсорному развитию у детей в первой младшей группе "Разноцветный мир".

Программа дополнительного образования по сенсорному развитию у детей в первой младшей группе "разноцветный мир"...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по сенсорному развитию детей «Разноцветный мир»

СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт программы 2. Пояснительная записка 3. Учебно-тематический план 4. Содержание изучаемого курса 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 6....

Программа дополнительного образования по сенсорному развитию у детей в первой младшей группе "Разноцветный мир"

Программа дополнительного образования по сенсорному развитию у детей в первой младшей группе "Разноцветный мир"Аннотация к рабочей программе...