программа дополнительного образования по сенсорному воспитанию
рабочая программа (младшая группа) по теме
Цель данной программы: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.Структура программы кружка включает в себя следующие разделы:
1. развитие моторики, графомоторных навыков;
2. тактильно-двигательное восприятие;
3. кинестетическое и кинетическое развитие;
4. развитие слухового восприятия;
5. развитие зрительного восприятия;
6. восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
7. восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес);
8. восприятие пространства и времени.
Программа рассчитана на 3 года.
В соответствии с задачами работа ведется по модулям:
· Совершенствование двигательных функций (развитие крупной моторики и мелкой моторики рук).
· Развитие тактильно-двигательного восприятия.
· Развитие слухового восприятия.
· Развитие зрительного восприятия.
· Восприятие формы, величины, цвета.
· Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес).
· Восприятие пространства и времени.
В каждой возрастном периоде задачи сенсорного развития усложняются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_sensornomu_vospitaniyu.doc | 179 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
МКДОУ № 3 «РАДУГА»
Утверждаю:
Заведующая МКДОУ № 3 «Радуга»
_________________Короткова Т.Е.
Программа
дополнительного образования
по сенсорному воспитанию
«СЕНСОРИКА»
Составители:
воспитатель Дьячкова Н.В.
воспитатель Травкина О.А.
Возраст детей 3-6 лет
Срок реализации 3 года
ЗАТО п.Солнечный
2014 год
Содержание:
- Пояснительная записка. 3
- Приложение №1. 5 Диагностика 5
Тематический план занятий 8
Календарно-тематический план 9
- Приложение №2.
- Приложение №3.
- Список литературы. 13
Пояснительная записка.
Родителей и педагогов волнует вопрос о предпосылках полноценного психического развития ребенка в дошкольном возрасте, одним из которых является сенсорное развитие.
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
В дошкольном возрасте происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного. Поэтому именно в этот период начинается этап усвоения и использования сенсорных эталонов. Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности. Например, при ознакомлении с геометрическими формами существенную роль играет обучение детей обведению контура с одновременным зрительным контролем за движением руки, а ознакомление с величиной включает выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины.
Если в дошкольном возрасте не создать благоприятных условий для развития восприятия, то связанные с ним психические процессы будут формироваться в замедленном темпе, что затруднит освоение учебной деятельности в школе.
Более полному представлению о предметах, объектах и явлениях окружающего мира способствуют знания так называемых «особых» свойств предметов, например, веса, вкуса, запаха.
Таким образом, процессы сенсорного и психомоторного развития детей соединяются в один.
Цель данной программы: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач:
- Формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- Развитие познавательных навыков детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- Формирование пространственно-временных ориентировок;
- Развитие слухо-голосовых координаций;
- Формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- Совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
- Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
- Совершенствование моторики, зрительно-двигательной координации;
- Формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Структура программы кружка включает в себя следующие разделы:
- развитие моторики, графомоторных навыков;
- тактильно-двигательное восприятие;
- кинестетическое и кинетическое развитие;
- развитие слухового восприятия;
- развитие зрительного восприятия;
- восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
- восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес);
- восприятие пространства и времени.
Программа рассчитана на 3 года.
В соответствии с задачами работа ведется по модулям:
- Совершенствование двигательных функций (развитие крупной моторики и мелкой моторики рук).
- Развитие тактильно-двигательного восприятия.
- Развитие слухового восприятия.
- Развитие зрительного восприятия.
- Восприятие формы, величины, цвета.
- Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес).
- Восприятие пространства и времени.
В каждой возрастном периоде задачи сенсорного развития усложняются.
Предполагаемый результат:
К концу старшей группы дети должны научиться:
- Ориентироваться на сенсорные эталоны;
- Узнавать предметы по заданным признакам;
- Сравнивать предметы по внешним признакам;
- Классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
- Составлять сериационные ряды предметов и их изображения по разным признакам;
- Практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- Давать полное описание объектов и явлений;
- Различать противоположно направленные действия и явления;
- Видеть временные рамки своей деятельности;
- Определять последовательность событий;
- Ориентироваться в пространстве;
- Целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- Опосредовать свои действия речью.
Основной формой является кружковое занятие, плавно переходящее в игровую деятельность. Занятие в кружке проводится в младшей группе 1 раз в неделю, в последующих группах 2 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятий в зависимости от возраста от 15 до 30 минут.
Технология программы предусматривает проведение занятий по подгруппам, что обусловлено необходимостью учета индивидуальных особенностей детей. Все занятия проводятся в игровой форме. В начале и в конце года проводится мониторинг уровня сенсорного развития детей.
Структура занятия:
- Вводная часть (сюрпризный момент или игровая мотивация, массаж пальцев, гимнастика для рук, художественное слово).
- Основная часть
а) Показ;
б) Самостоятельная работа детей;
- Заключительная часть. Итог.
Структура занятия вариативна, где предполагается знакомство с новым материалом, освоение новых приемов, обыгрывание поделок, позволяет шире и глубже ввести ребенка в мир окружающих его вещей и предметов.
Приложение №1.
Диагностика сенсорных способностей детей.
Проводится в начале и в конце года.
- Оценка состояния общей моторики
Оценка статического равновесия
- сохранить равновесие в течение 1-2 с (стоять на одной ноге, другая согнута в колене, руки вытянуты в стороны.
Оценка динамического равновесия
- преодолеть расстояние 1м прыжками на двух ногах (ноги вместе, руки на поясе, ноги не разъединяются).
- Оценка ручной моторики
- выполнить поочередно каждой рукой следующие движения: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»);
- координация движения обеих рук «кулак – ладонь»: руки лежат на столе, причем одна сжата в кулак, другая – с распрямленными пальцами. Одновременно изменять положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.
- Оценка тактильных ощущений
- узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, ложка, ключ, зубная щетка, карандаш);
- узнавание на ощупь геометрических форм (шар, куб).
- Оценка владения сенсорными эталонами
Тесты цветоразличения
- найти предметы такого же цвета (на столе карточки красного, желтого, синего и зеленого цветов, в коробке игрушки таких же цветов; нужно разложить игрушки по карточкам);
- называние и показ 4 основных цветов.
Различение формы
- группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из предложенных 5).
Восприятие величины
- раскладывание в порядке возрастающей величины 5 палочек длиной от 2 до 20 см;
- ранжирование по величине в ряд 3 элементов ( определить место , куда нужно поставить в ряд из 5 предметов тот предмет, который убрал экспериментатор).
- Оценка зрительного восприятия
- узнавание и называние реалистичных изображений (5 изображений);
- узнавание контурных изображений (3 изображения);
- узнавание наложенных изображений (5 изображений).
- Оценка слухового восприятия
- воспроизведение несложных ритмических рисунков;
- определение на слух реальных шумов: шуршание газеты, звук капающей воды из крана, стук молотка.
- Оценка пространственного восприятия
- показ и называние предметов, которые находятся перед ребенком, позади, сверху, под, слева, справа;
- выполнение аналогичного задания на листке бумаги с изображением героя;
- конструирование по образцу из 6 счетных палочек.
- Оценка восприятия времени
- с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в частях суток (ночь - день, утро - вечер).
Оценка выполнения любого задания оценивается по трем качественным критериям:
- «высокий уровень» - если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, полностью следуя инструкции, допуская иногда небольшие ошибки;
- «средний уровень» - если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания;
- «низкий уровень» - задание выполняется с ошибками при оказании помощи или ребенок совсем не справляется с заданием.
Тематический план занятий:
Вторая младшая группа
Название раздела, тематика занятия | Количество часов |
Диагностика | 2 |
Развитие моторики, графомоторных навыков | 10 |
Развитие крупной моторики | 1 |
Формирование чувства равновесия | 1 |
Развитие мелкой моторики рук | 6 |
Развитие координации движений руки и глаза | 2 |
Тактильно-двигательное восприятие | 2 |
Определение на ощупь величины предмета | 1 |
Рисование по манке | 1 |
Кинестетическое и кинетическое развитие | 2 |
Имитация движений животных | 1 |
Движения и позы головы по показу | 1 |
Восприятие формы. Величины, цвета, конструирование | 8 |
Формирование сенсорных эталонов геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал) | 2 |
Группировка предметов и их изображений по форме (по показу) | 1 |
Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» | 1 |
Различение предметов по величине (большой, маленький) | 1 |
Знакомство с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый) | 1 |
Дидактическая игра «Угадай, какого цвета?» | 1 |
Конструирование объемных предметов из составных частей (2-3 детали) | 1 |
Развитие зрительного восприятия | 2 |
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-х деталей, по инструкции педагога) | 1 |
Дидактическая игра «Какой детали не хватает» | 1 |
Восприятие особых свойств предметов | 4 |
Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный – горячий), обозначение словом | 1 |
Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый) | 1 |
Развитие обоняния (приятный запах – неприятный запах) | 1 |
Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый – легкий) | 1 |
Развитие слухового восприятия | 2 |
Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух» | 1 |
Различение речевых и музыкальных звуков | 1 |
Восприятие пространства | 2 |
Ориентировка на собственном теле (правая, левая рука) | 1 |
Движение в заданном направлении (вперед, назад) | 1 |
Восприятие времени | 1 |
Формирование понятий день, ночь, утро, вечер. | 1 |
Итого: | 35 часов |
Календарно-тематический план
месяц | неделя | тема | задачи | материал |
Сентябрь | 1 | Диагностика | Обследование детей, комплектование групп | Дидактический материал |
2 | ||||
3 | «Дорожка следов» | Развивать целенаправленность действий и движений по инструкции педагогов | Дорожка со следами | |
4 | Ходьба по «кочкам» | Формирование чувства равновесия | «Кочки», вырезанные из кусочков линолеума | |
Октябрь | 1 | «Цепочка» | Развитие мелкой моторики рук, ручного праксиса, мышления, воображения | Гибкие палочки (бигуди) |
2 | «Разноцветные прищепки» | Разноцветные прищепки, заколки, зажимы, макеты различных предметов | ||
3 | «Дом для зайчика» | Счетные палочки разных цветов | ||
4 | «Золушка» | Горох, фасоль, бобы | ||
Ноябрь | 1 | «Бусы» | Различные окрашенные в разные цвета макароны, шнурки | |
2 | «Салют» | Салфетки, гофрированная бумага, фольга, туалетная бумага | ||
3 | «Шнуровка» | Развитие координации руки и глаза | Различные шнуровки | |
4 | Пальчиковая гимнастика | Картинки с изображением сказочных персонажей | ||
Декабрь | 1 | «Чудесный мешочек» | Определение на ощупь величины предметов | Мешочек с предметами различных размеров |
2 | «Рисование по манке» | Развитие тактильной чувствительности | Крышки от ведерок из-под майонеза, манка, карандаши | |
3 | «Угадай, что за животное» | Имитация движений животных | Изображения домашних и диких животных | |
4 | «Делай, как я» | Выполнение движений туловища и головы по показу воспитателя | ||
Январь | 1 | «Найди предмет такой же формы» | Формирование сенсорных эталонов геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал) | Геометрические фигуры, предметы разной формы |
2 | «Какая фигура лишняя» | Различные геометрические фигуры | ||
3 | «Определи правильно» | Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, треугольные) | Карточки с изображением предметов быта, игрушек, геометрические фигуры | |
Февраль | 1 | «Какой фигуры не стало» | Развивать зрительное внимание, закреплять названия фигур | Набор карточек с геометрическими фигурами |
2 | «В какую коробку?»» | Различение предметов по величине (большой, маленький) | Мешочек, предметы разных размеров | |
3 | «Неразлучные цвета» | Знакомство с основными цветами (красный, синий, желтый, зеленый) | Предметы разных цветов | |
4 | Дидактическая игра «Угадай, какого цвета?» | Учить сопоставлять предметы с цветными эталонами | Карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки | |
Март | 1 | «Составь предмет» | Конструирование объемных предметов из 2-3 частей | Крупный конструктор |
2 | «Опиши предмет» | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-х деталей, по инструкции педагога) | Предметы, состоящие из 2 деталей (дом), кружка и т. д.) | |
3 | Дидактическая игра «Какой детали не хватает?» | Карточки с изображением предметов без деталей и с деталями | ||
4 | Дидактическая игра «Горячий – холодный» | Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный – горячий, обозначение словом) | Стаканы с холодной и горячей водой | |
Апрель | 1 | Дидактическая игра «Определи на вкус» | Развивать вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый), учить называть словами | Продукты разных вкусовых свойств (лимон, конфета, огурец, лук) |
2 | «Коробочки с запахами» | Развитие обоняния (приятный – неприятный запах), обозначение словом | Коробочки, наполненные остро пахнущими веществами | |
3 | «Что легче, что тяжелее?» | Развитие барических ощущений (Восприятие чувства тяжести: легкий, тяжелый) | Предметы, различные по весу (камень, перо и т.д.) | |
4 | Дидактическая игра «Узнай на слух» | Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание) | Помощник, издающий различные звуки | |
Май | 1 | Дидактическая игра «Что слышно» | Различение речевых и музыкальных звуков | Различные шумовые игрушки, музыкальные инструменты, можно в аудиозаписи |
2 | «Какая рука?» | Ориентировка на собственном теле (правая и левая рука) | Небольшая игрушка | |
3 | «Автомобили» | Развивать умение двигаться в заданном направлении по сигналу воспитателя | Рули, палочка регулировщика | |
4 | «Когда это бывает?» | Формирование понятий: день – ночь, утро - вечер | Картинки с изображением деятельности детей в разные части суток |
Список литературы:
- Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи / авт.-сост. Н.Л. Стефанова. – Волгоград: Учитель, 2013.
- Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц) образоват. учреждений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Просвещение, 2009.
- http://www.maam.ru/
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/02/04/venger-sensorika-2-ml-gr
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию "Наш дом - природа" (старшая группа).
содержание программы, план...
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию "Наш дом - природа" (старшая группа).
Пояснительная записка. учебно - тематический план. содержание программы.Кружок в старшей группе проводится 1 раз в неделю нге более 25 минут...
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию Тема: «Друзья природы»
Кружок «Друзья природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проб...
Программа дополнительного образования по сенсорному развитию для детей 3 - 5 лет «Волшебные пальчики»
Авторская программа...
Программа дополнительного образования по сенсорному развитию у детей в первой младшей группе "Разноцветный мир".
Программа дополнительного образования по сенсорному развитию у детей в первой младшей группе "разноцветный мир"...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по сенсорному развитию детей «Разноцветный мир»
СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт программы 2. Пояснительная записка 3. Учебно-тематический план 4. Содержание изучаемого курса 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 6....
Программа дополнительного образования по сенсорному развитию у детей в первой младшей группе "Разноцветный мир"
Программа дополнительного образования по сенсорному развитию у детей в первой младшей группе "Разноцветный мир"Аннотация к рабочей программе...