Программа дополнительного образования по сенсорному развитию для детей 3 - 5 лет «Волшебные пальчики»
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Утверждено на педагогическом совете
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего
вида №53 протокол №________________
от_________________________________
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №53»
Программа дополнительного
образования по сенсорному развитию
для детей 3 - 5 лет
«Волшебные пальчики»
Составила:
воспитатель Валиуллина А.Х.
г.Нижнекамск
2015г.
Пояснительная записка
Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности и реализуется в МБДОУ №53 с учетом образовательной программы дошкольного образования.
Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Дополнительное дошкольное образование призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.
Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях – это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата. Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Речевые зоны Брокка и Вернике расположены непосредственно рядом с зоной, отвечающей за движения мелкой моторики. Поэтому, стимулируя моторику, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Кончики пальцев рук – это «второй мозг». Еще великий немецкий философ И.Кант писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом».
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Исследования М.М.Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев, в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.
Целенаправленное воспитание двигательно-координационных способностей (включая упражнения на «ручную ловкость») способствует коррекции нарушений психомоторного развития, а также улучшает умственную работоспособность, тем самым активно включает их в речевое общение.
Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.
В результате вышесказанного актуальность программы « Волшебные пальчики» для дошкольников необходима и продиктована временем. Учитывая значимость развития мелкой моторики дошкольников, была предпринята попытка создания системного подхода в обучении по указанному направлению.
Специфика содержания образования позволяет детям в образной форме воспринимать общие связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире: качество – количество, пространство – время, целое – часть, последовательность. Решающее значение в этом процессе я отвожу моделированию скрытых связей и отношений в форме наглядных образов, отражающих общее в единичном. Образное отражение позволяет малышам воспринимать мир в целостности и осваивать жизненное пространство.
Обучение детей организую в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Создаю условия для свободного выбора ребенком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей.
Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребенок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.
Учитываю особенность периода от 3 – 4 лет, отличающую его от других, последующих этапов развития: он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формирую такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как в дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка.
Актуальность данной программы
Актуальность в развитии навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их кроткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Основной целью программы «Волшебные пальчики» является создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольников.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
- развитие точности выполнения движений;
- уровня переключаемости;
- полноты объема движений пальцев рук;
- умения управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук;
- совершенствование координации движений руки и глаза;
- совершенствование лексической, произносительной стороны речи, развитие коммуникативных навыков;
- формирование интереса и положительной мотивации обучения;
- формирование умения действовать по словесным инструкциям, самостоятельно выполнять поставленные задачи.
Наиболее эффективным способом решения поставленных задач является личностно-ролевая форма организации совместной работы воспитанников. Вся деятельность делится между группами воспитанников.
Эффективность коррекционных занятий значительно повышается, если соблюдаются правила организации занятий, предлагаемые М.М.Безруких. Основные из них:
- Перед каждым занятием следует объяснить его цель: что будем делать, как, для чего.
- Через каждые 5-7 минут занятия целесообразно проводить физминутки, используя упражнения на расслабление, формирования правильной осанки, упражнения для глаз.
- Начинать занятие следует с разминки, далее давать более легкое задание, затем переходить к более сложному заданию и заканчивать выполнением заданий, которые не вызывают у ребенка особых затруднений.
- Соотношение знакомого материала и совсем неизвестного может составлять 75% к 25%.
- Предоставить возможность воспитаннику самому выбрать оптимальный темп деятельности; установки всех заданий давать не на скорость , а на качество.
- Обязательно оценивать работу, отмечая правильность выполнения допущенные ошибки, объясняя, как их нужно исправить. Любые замечания должны быть поддерживающими и конструктивными.
- Поощрять инициативу детей, интерес, желание задавать вопросы, обратиться за помощью.
- Следить за соблюдение правильной осанки.
- Закончить занятие следует на оптимистической ноте.
Принципы программы
- Принцип деятельности подхода. Деятельность – это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л.Рубинштейну).
- Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.
- Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребенку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.
Этапы реализации программы
- Ориентировочный этап – посвящен решению следующих задач:
а) знакомство детей с рабочими материалами: прищепками, блоками Дьёнеша, палочками Кюизенера, соленым тестом, дидактическими играми для развития мелкой моторики и правилами их использования;
б) создание в подгруппах доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения.
- Коррекционно-развивающий этап – направлен на достижение основных задач программы.
- Заключительный этап – направлен на закрепление и отработку навыков и умений, сформированных в ходе занятий.
Программа включает в себя следующие разделы:
- пальчиковая гимнастика
- лепка
- аппликация
- графические упражнения
- игры и действия с предметами
В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе «Лепка» в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.
В разделе «Аппликация» дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.
В разделе «Графические упражнения» игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развивать мускульную и тактильную память.
В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Особенности возрастной группы детей
Программа реализуется с группами детей от 3 до 5 лет.
В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же, как взрослый. Однако сами взрослые не всегда готовы принять данную позицию ребенка. Запрещая ему манипулировать многими предметами быта. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. Потребность быть, как взрослый удовлетворяется в сюжетно-ролевой игре наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Поэтому, когда ребенок на просьбу родителей что-либо сделать, отвечает, что еще не доиграл, нужно посмотреть, во что именно играет ребенок. В играх дети проигрывают роли и ситуации, которые видят в реальной жизни.
Основные формы и методы работы с детьми
Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики» рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность занятия 15 - 20 минут.
Каждое занятие состоит из 3-х частей:
3 – 4 года | 4 – 5 лет | |
Вводная часть | 3 мин. | 3 мин. |
Основная часть | 10 мин. | 15 мин. |
Заключительная часть | 2 мин. | 2 мин. |
Форма организации детей – групповая. Численный воспитанников составляет от 5 до 10 человек.
Вводная часть
Цель: развитие эластичности мышц; повышение подвижности суставов; развитие силы, гибкости пальцев; воспитание навыка удержания позы; «расковывание» руки ребенка; вызов положительных эмоций и стойкого интереса к деятельности.
Основные приемы работы – пальчиковая гимнастика с предметами и без предметов. Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержании позы.
Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе – это зависит от направленности упражнения.
Педагог должен следить за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при необходимости давать спокойные, четкие указания.
Пальчиковая гимнастика любого вида начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа, который помогает снять усталость, напряжение мышц от пресса работы пальчиками и оказывает разогревающее и тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук.
Число упражнений и их продолжительность педагог регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности детей. Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки: легкая усталость – показатель правильной мышечной нагрузки, сильная усталость, возникшая нескоординированность движений – признаки переутомления.
Содержание основной части соответствует задачам программы.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, графической моторики, зрительно-моторной координации, умений управлять своими движениями.
Основные приемы: дидактические игры, пальчиковые игры, игры с малым, колючим мячом, а также следующие упражнения:
- соты Кайе;
- блоки Дьёныша;
- палочки Киюзенера;
- шнуровка;
- прищепки;
- скрепки;
- крышки;
- пуговицы;
- обведение рисунка по контуру, копирование;
- аппликация с использованием не традиционных методов, таких как – скомканная бумага, крупы, семечки, ткани, обрезки журналов и газет;
- лепка из соленого теста;
- рисование пальчиками.
Заключительная часть
Цель: снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия.
Включает в себя приемы, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку.
Условия реализации программы
Программа реализуется в условиях МБДОУ №53 для детей младших и средних групп.
Занятия рассчитаны на детей 3 – 5 лет. Всего 36 занятий, кратность проведения 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 15 - 20 минут.
Успешной реализации программы, достижению поставленных целей и задач способствует наличие и использование на занятиях специального оборудования:
- разнообразных мелких предметов (пуговиц, бусинок, камешек, орешек, гороха, фасоли и др.);
- наборов счетных палочек;
- наборов цветных спичек;
- пробок от пластиковых бутылок разного цвета;
- мячей (колючих, каучуковых, рифленых);
- кистевых эспандеров;
- прищепок бельевых;
- трафаретов по лексическим темам;
- природного материала для самомассажа (грецких орехов, сосновых шишек);
- «сухих бассейнов» - емкость, наполненных горохом или фасолью, - для самомассажа кистей.
В свободном доступе детей должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание с ними играть в свободное время: на переменах и динамических часах:
- различные виды мозаики, конструкторов;
- пазлы;
- игрушки-шнуровки;
- наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы.
Описание планируемых результатов
К концу воспитанники должны знать:
- приемы самомассажа рук;
- названия 5-6 предметов из изучаемых обобщающих групп.
Уметь:
- соизмерять, подчинять движения контролю взора;
- владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);
- выполнять различные движения кистями и пальцами рук ( «дождик идет», «пианино» и т.п.).
- пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;
- изготавливать простейшие изделия из бумаги, пластилина, соленого теста, глины;
- работать трафаретами;
- изготавливать детали по шаблону;
- застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
- завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки;
- выполнять аппликации из различных материалов (ткань, бумага, природные материалы);
- лепить шар, цилиндр, диск, куб;
- строить симметричные фигуры, рисунки по координатам точек.
- изготавливать поделки в технике «аппликация» по образцу;
- пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;
- применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;
- плести косички из ниток;
- выполнять шнуровку.
Учебно-методическое обеспечение
Материалы:
- различные виды бумаги (цветная, неокрашенная, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся);
- различные виды ткани;
- картон;
- соленое тесто (соль, мука);
- пластилин;
- природные материалы;
- вторичное сырье;
- фольга;
- клей ПВА;
- нитки;
- пуговицы.
Оборудование:
- баночки для воды;
- крупа мелкая и крупная;
- счетные палочки;
- бусы;
- ленты;
- шнурки;
- строительный материал;
- шаблоны;
- салфетки;
- образцы готовых изделий;
- массажные мячи.
Наглядные пособия:
- иллюстрации;
- игрушки;
- мозаика (кнопочная, шариковая, геометрическая);
- конструктор (палочки Киюзенера);
- набор геометрических тел (Блоки Дьёнеша);
- коллекции бумаги, картона, ткани.
Календарно-тематическое планирование
Месяц | № занятий | Тема | Кол-во минут |
Сентябрь | № 1 | Знакомство с группой, правила поведения на занятиях. Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошах, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу. | 2 - 5 |
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «мошка», «дятел», «дождик». | 3 - 5 | ||
С предметами: - шнуровка – учимся засовывать шнурок в дырочку, делать крестик; - коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки. | 10 | ||
№ 2 | Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошах, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу. | 2 - 5 | |
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «ква-ква», «гуси-гуси», «автобус». | 3 - 5 | ||
С предметами: - бельевые прищепки- учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму; - знакомство с Блоками Дьёнеша: все формы, цвета, толстый и тонкий. - лепка из теста: «Ёж» с помощью спичек делаем иголки. | 10 | ||
№ 3 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «мошка», «гуси-гуси», «дятел». | 3 | |
Самомассаж под песню Е.Железновой | 2 | ||
С предметами: - шнуровка – повторяем «крестик», учимся делать узор «дождик»; - знакомство с Палочками Кьюзенера: все размеры, цвета; - аппликация : «Кораблик», активно работаем при приклеивании. | 10 - 15 | ||
№ 4 | Массажный колючий мяч – раскатываем в ладошах, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него. | 2 | |
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «щенок», «жираф», «зайка». | 3 | ||
С предметами: - бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем «человечка»; - Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики», 1стр.; - разукрашка «Груша» - учимся не выходить за границы рисунка. | 10 - 15 | ||
Октябрь | № 5 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». | 3 |
Самомассаж с помощью грецкого ореха. | 2 | ||
С предметами: - эспандер – учимся сжимать и разжимать под музыку; - пуговицы – делаем бусы с разными по размеру и цвету; - собираем пирамидку. | 10 - 15 | ||
№ 6 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «едем-едем», «ручки», «массаж». | 3 | |
Самомассаж с помощью колючего мяча. | 2 | ||
С предметами: - бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем «бычка»; - Блоки Дьёнеша: альбом Маленькие логики», 2-3стр. - лепка из теста: «Божья коровка». | 10 - 15 | ||
№ 7 | Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу. | 2 | |
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «ква-ква», «гуси-гуси», «автобус». | 3 | ||
С предметами: - канцелярские скрепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем лучики у солнца; - соты Кайе – знакомство с новым материалом, учимся вытаскивать и снова засовывать соты; - аппликация: «Грибы в корзинке». | 10 - 15 | ||
№ 8 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «ручки», «краб», «зайка». | 3 | |
Самомассаж с помощью колючего мяча. | 2 | ||
С предметами: - шнуровка – делаем дорожку; - коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки; - палочки Киюзенера, альбом «Колокольчик», делаем дорожку гусеничке, стр.1 | 10 - 15 | ||
Ноябрь | № 9 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». | 3 |
Самомассаж с помощью грецкого ореха. | 2 | ||
С предметами: - эспандер – учимся сжимать и разжимать под музыку; - пуговицы – делаем колеса и фары машине с разными по размеру и цвету - собираем геометрический конструктор (малый): строим «Солнце». | 10 - 15 | ||
№ 10 | Колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него. | 2 | |
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «щенок», «жираф», «зайка». | 3 | ||
С предметами: - бельевые прищепки – делаем «сороконожку»; - Блоки Дбёнеша: альбом «Маленькие логики», 4-5стр. - разукрашка «Самолет» - учимся не выходить за границы рисунка, точно нажимать и правильно держать. | 10 - 15 | ||
№ 11 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «ослик», «мошка», «дом». | 3 | |
Самомассаж с помощью еловых шишек. | 2 | ||
С предметами: - шнуровка – шнуруем ботинок (один); - соты Кайе: собираем только желтые соты; - счетные цветные палочки: делаем заборчик и домик; - лепка из теста: гусеничка (5 шариков). | 10 - 15 | ||
№ 12 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «автобус», «гуси», «пальчики». | 3 | |
Самомассаж с помощью грецкого ореха. | 2 | ||
С предметами: - эспандер – сжимаем и разжимаем под музыку; - пуговицы – делаем части лица на картоне; - собираем геометрический конструктор (большой): строим «Пирамиду». | 10 - 15 | ||
Декабрь | № 13 | Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу. | 2 |
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «ква-ква», «гуси-гуси», «автобус». | 3 | ||
С предметами: - канцелярские скрепки – делаем цепочку; - соты Кайе – собираем половину синих, половину желтых сот; - аппликация: «Банка с соленостями». | 10 - 15 | ||
№ 14 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «машина», «ручки», «массаж». | 3 | |
Самомассаж с помощью колючего мяча. | 2 | ||
С предметами: - бельевые прищепки – делаем длинную цепь; - Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики», 7стр. - лепка из теста: «Тарелка с зернышками для курочки». | 10 - 15 | ||
№15 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». | 3 | |
Самомассаж с помощью грецкого ореха. | 2 | ||
С предметами: - эспандер – учимся сжимать и разжимать под музыку; - пуговицы – делаем чешую рыбе; - знакомство с Кубиками Никитина: выкладываем только красный цвет. | 10 - 15 | ||
№ 16 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «ослик», «мошка»,«дом». | 3 | |
Самомассаж с помощью еловых шишек. | 2 | ||
С предметами: - шнуровка – шнуруем ботинок (один); - соты Кайе: собираем только желтые соты и делаем синие окошки; - счетные цветные палочки: ставим к картонному солнцу лучики. | 10 - 15 | ||
Январь | № 17 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус». | 3 |
Самомассаж под песню Е.Железновой | 2 | ||
С предметами: - шнуровка – повторяем «крестик», «дождик»; - палочки Киюзенера: альбом «Колокольчик», стр.5 - аппликация: «Тряпичный домик», активно работаем при приклеивании, создаем из лоскутков ткани. | 10 - 15 | ||
№ 18 | Массажный колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него. | 2 | |
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «щенок», «жираф», «зайка». | 3 | ||
С предметами: - бельевые прищепки – вставляем на более толстую опору; - Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики», 8стр.; - кубики Никитина: делаем по образцу красно-белый дом. | 10 - 15 | ||
№ 19 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». | 3 | |
Самомассаж с помощью грецкого ореха. | 2 | ||
С предметами: - эспандер – сжимать и разжимать под музыку; - пуговицы – отделяем большие от маленьких; - собираем маленькую пирамидку. | 10 - 15 | ||
Февраль | № 20 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «игрушки-зверюшки», «две чашки», «массаж». | 3 |
Самомассаж с помощью колючего мяча. | 2 | ||
С предметами: - канцелярские скрепки – делаем «бычка»; - палочки Киюзенера: альбом «Колокольчик», 10стр.; - лепка из теста: «Улитка». | 10 - 15 | ||
№ 21 | Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу. | 2 | |
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «ква-ква», «дождик», «автобус». | 3 | ||
С предметами: - мозаика мелкая: делаем цветок; - соты Кайе – делаем стрелку синим; - аппликация из крупы и семечек: плодовое дерево. | 10 - 15 | ||
№22 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «ручки», «краб», «зайка». | 3 | |
Самомассаж с помощью колючего мяча. | 2 | ||
С предметами: - шнуровка – делаем дорожку; - коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки; - палочки Киюзенера и блоки Дьёнеша, альбом «Маленькие логики», делаем шарики в руках зайца. | 10 - 15 | ||
№ 23 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». | 3 | |
Самомассаж с помощью грецкого ореха. | 2 | ||
С предметами: - эспандер – сжимать и разжимать под музыку; - пуговицы – отделяем черные и белые пуговки; - кубики Никитина: выкладываем узор по книжке. | 10 - 15 | ||
Март | № 24 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «ослик», «мошка», «дом». | 3 |
Самомассаж с помощью еловых шишек. | 2 | ||
С предметами: - шнуровка – шнуруем ботинок (один); - соты Кайе: собираем только желтые соты и делаем синие окошки; - считаем цветные палочки: делаем зиг-заг; -рисуем пальчиками гусеничку, шмеля и дерево. | 10 - 15 | ||
№ 25 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус». | 3 | |
Самомассаж под песню Е.Железновой. | 2 | ||
С предметами: - шнуровка – повторяем «крестик», «дождик», добавляем привязать предмет; - палочки Киюзенера: альбом «Колокольчик», стр.11 - аппликация «Золотая рыбка», с применением семечек тыквы. | 10 - 15 | ||
№ 26 | Массажный колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него. | 2 | |
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «щенок», «жираф», «зайка». | 3 | ||
С предметами: - бельевые прищепки – делаем осьминога; - блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики», 12стр. - кубики Никитина: делаем по образцу узор. | 10 - 15 | ||
№ 27 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». | 3 | |
Самомассаж с помощью грецкого ореха. | 2 | ||
С предметами: - эспандер – сжимать и разжимать под музыку; - пуговицы – отделяем большие от маленьких; - собираем маленькую пирамидку; - геометрический конструктор (малый): делаем машину. | 10 - 15 | ||
№ 28 | Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу. | 2 | |
Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «ква-ква», «дождик», «автобус». | 3 | ||
С предметами: - мозаика: делаем грибы в корзине; - соты Кайе – делаем по образцу узор; - аппликация из манки и мака: «панда». | 10 - 15 | ||
Апрель | № 29 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «ручки», «краб», «зайка». | 3 |
Самомассаж с помощью колючего мяча. | 2 | ||
С предметами: - шнуровка – делаем косичку; - коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки; - палочки Киюзенера и блоки Дьёнеша, альбом «Маленькие логики», цветы на лугу. | 10 - 15 | ||
№ 30 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». | 3 | |
Самомассаж с помощью грецкого ореха. | 2 | ||
С предметами: - эспандер – сжимать и разжимать под музыку; - пуговицы – отделяем черные и белые пуговки; - кубики Никитина: выкладываем узор по книжке; - строительный конструктор: выкладываем по принципу домино. | 10 - 15 | ||
№ 31 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «ослик», «мошка»,«дом». | 3 | |
Самомассаж с помощью еловых шишек. | 2 | ||
С предметами: - шнуровка – шнуруем ботинок (один); - соты Кайе: делаем ромашку из желтых сот; - счетные цветные палочки: делаем параллельные дорожки; - рисуем пальчиками льва. | 10 - 15 | ||
№ 32 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «мошка», «гуси-гуси», «дятел». | 3 | |
Самомассаж под песню Е.Железновой. | 2 | ||
С предметами: - шнуровка – повторяем «косичку»; - палочки Киюзенера: альбом «Колокольчик», стр.13; - лепка из теста: делаем фигуры – шара, квадрата, овала. | 10 - 15 | ||
Май | № 33 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «машина», «ручки», «массаж». | 3 |
Самомассаж с помощью колючего мяча. | 2 | ||
С предметами: - бельевые прищепки – делаем сороконожку; - Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики», 14стр.; - разукрашка по точкам: обводим рисунок по точкам. | 10 - 15 | ||
№ 34 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». | 3 | |
Самомассаж с помощью грецкого ореха. | 2 | ||
С предметами: - эспандер – сжимать и разжимать под музыку; - пуговицы – делаем браслет; - кубики Никитина: строим самую большую башню. | 10 - 15 | ||
№ 35 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «ослик», «мошка»,«дом». | 3 | |
Самомассаж с помощью еловых шишек. | 2 | ||
С предметами: - шнуровка – учимся завязывать бант; - соты Кайе: собираем только желтые соты и делаем синие окошки; - счетные цветные палочки: закрываем ими разукрашку; - рисуем пальчиками: лошадка и наездник. | 10 - 15 | ||
№ 36 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «мошка», «гуси-гуси», «дятел». | 3 | |
Самомассаж под песню Е.Железновой. | 2 | ||
С предметами: - канцелярские скрепки – чередуем в цепи 3 цвета: красный, белый, зеленый; - палочки Киюзенера: альбом «Колокольчик», стр.15 - аппликация: «Коллаж». | 10 - 15 |
Список литературы
- Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. – М.: «Лист»,1998. 198с.
- Афонькин С.Ю. Игрушка из бумаги.
- Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дрофа», 2000.
- Белая А.Е. Пальчиковые игры. М.: «Астрель», 2001.
- Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: «Просвещение», 1991. 91с.
- Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия Холдинг», 2002. 200с.
- Гусакова М.А. Аппликация. – М.: «Просвещение», 1987. 45с.
- Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. – М.: «Сфера», 1999. 107с.
- Дегтярева Т. Умные поделки. – М.: «Лист», 1999. 133с.
- Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: «Родничок», 2001.
- Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль:
«Академия развития», 1998. 190с.
- Нагибина Н.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль: «Академия развития», 1998. 205с.
- Потапова Е.Н. Радость познания. – М.: «Просвещение», 1990. 94с.
- Рейд Б. Обыкновенный пластилин. – М.: «АСТ – ПРЕСС», 1998. 128с.
- Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Астрель», 2006.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Санкт- Петербург: 1999. 40с.
17. Подумай, нарисуй и раскрась.// Альбом. «Радуга», 2002.
Содержание
1. Пояснительная записка 3 стр.
2. Актуальность данной программы 4 стр.
3. Принципы программы 5 стр.
4. Этапы реализации программы 6 стр.
5. Особенности возрастной группы детей 7 стр.
6. Основные формы и методы работы с детьми 7 стр.
7. Условия реализации программы 9 стр.
8. Описание планируемых результатов 9 стр.
9. Учебно-тематический план 10 стр.
10. Учебно-методическое обеспечение 12 стр.
11. Календарно-тематическое планирование 13 стр.
12. Список литературы 22 стр.
Учебно-тематический план
№ | Содержание | Кол-во часов | Содержание курса | |
3-4 года | 4-5 лет | |||
1 | Пальчиковая гимнастика | 3ч | 3ч | Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение – расслабление пальцев; массаж кистей рук. |
2 | Лепка | 1ч | 1ч | Знакомство с материалами (глина, пластилин, соленое тесто). Приемы работы различными инструментами (стек, скалка). Приемы изготовления изделий путем из целого куска. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином. |
3 | Аппликация | 1ч | 1ч | Знакомство с различными видами бумаги (неокрашенная – цветная, гофрированная, бархатная); инструментами, необходимыми для работы с бумагой (ножницы, кисточка, гладилка), их назначение и применение; свойствами бумаги (толстая – тонкая, мягкая – жесткая). Приемы работы с бумагой: вырывание, сминание, разрезание, изготовление деталей по шаблону. Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами. |
4 | Графические упражнения | --- | 1ч | Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами. |
5 | Игры и действия с предметами | 4ч | 6ч | Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами, прищепками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно - развивающая программа педагога – психолога «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Цель программы - развитие воображения, наблюдательности и логического мышления, восприятия; развитие тактильной чувствительности (пальчиковая гимнастика, подвижные коллективные игры); развитие творчес...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...
Программа по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности». План работы на 2020–2021 г
Программа по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности». План работы на 2020–2021 г...
Рабочая программа на тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»
Рабочая программа на тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры» ...
Дополнительная общеобразовательная программа кружка по сенсорному развитию детей раннего возраста "Мир сенсорики". Возраст воспитанников: от 1,6-3 лет Срок реализации: 2 года (57 часов) с1.12.2020 по 31.05.2022 учебный год.
Дополнительная общеобразовательная программа кружка по сенсорному развитию детей раннего возраста"Мир сенсорики".Возраст воспитанников: от 1,6-3 летСрок реализации: 2 года (57 час...
Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год
Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год и аннотация к программе...
Программа дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования «Волшебные пальчики» для детей старшей группы на 2022-2023 учебный год
Программадополнительного образованияпо нетрадиционным техникам рисования «Волшебные пальчики»для детей старшей группына 2022-2023 учебный год...