Эмоциональное выгорание и деформация личности педагога ДОУ
статья на тему

Строганова Ирина Сергеевна

Как установлено многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых, работа педагогов связана с большими нервно-психическими нагрузками. Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т. д. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эмоциональное выгорание и деформация личности педагога ДОУ

Как установлено многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых, работа педагогов связана с большими нервно-психическими нагрузками. Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т. д. Речь идет, прежде всего, о психологических и организационных трудностях: необходимость быть все время «в форме», невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и т. д. При такой работе день за днем уровень напряженности может накапливаться. Возможными проявлениями напряженности являются: возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость. Хотя могут быть и другие индивидуальные ее проявления. При достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться защитить себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы уменьшить или формализовать время взаимодействия с учащимися.

Выгорание» не ограничивается только профессиональной деятельностью человека и приводит, в конечном счете, к серьезным деформациям личности. То есть нельзя быть «выгоревшим» на работе и «нормальным» дома. Поэтому существует такой термин, как «выгорание личности».

Наиболее часто встречается ограничение профессиональной активности, уклонение от эмоционального напряжения через упрощение, формализацию профессиональной деятельности и взаимодействия с людьми (коллегами и воспитанниками). У выгорающих педагогов постепенно выстраивается и закрепляется защитная система убеждений, помогающих работать формально, негативное отношение к людям. Эти же характеристики встречаются при нормативном кризисе профессиональной адаптации молодых учителей, как показало исследование, они обратимы, но легко переходят в раннее формирование синдрома эмоционального выгорания. Это свидетельствует о неспособности многих начинающих учителей справляться с объективными нагрузками и недоброжелательностью профессиональной среды - объективными факторами выгорания, которые сами молодые учителя называли при собеседовании наиболее часто. Они также обращали внимание на высокую степень ответственности и размытость критериев успешности труда учителя, дефицит времени, перегруженность обязанностями.

Субъективное переживание профессионального стресса у педагогов достигает максимума, когда происходит сочетание нескольких неблагоприятных факторов. Например, наслаиваются:

  1. несоответствие профессиональным требованиям и условиям профессиональной деятельности, перегруженность, которая в свою очередь вызывает ощущение дефицита времени и некомпетентности,
  2. преобладание внешней профессиональной мотивации над внутренней (ориентированность на достижение статуса, власти, обеспеченности),
  3. эгоистичность, агрессивность, ригидность и мани- пулятивность в общении, как причины конфликтного поведения и несоответствия социальному окружению, отсутствия полноценной социальной поддержки,
  4. неэффективный стиль реагирования в стрессовой ситуации, неспособность смягчить стресс,
  5. преобладание ограничительной активности над поисковой активностью, неспособность вовремя оценить и изменить неудачный способ действий, приобрести новые навыки, осознать и перестроить саму структуру собственной деятельности, если она неэффективна.

Феномен эмоционального выгорания у педагогов проявляется в стойком ощущении усталости и опустошённости, в отсутствии или потере удовлетворённости педагогическим трудом и его результатом, в неудовлетворённости, сделанным профессиональным выбором, в экономии эмоций, и в поверхностном, формальном выполнении профессиональных обязанностей, негативном отношении к ученикам, коллегам и людям вообще. При этом, наличие социальной поддержки на работе смягчает воздействие стрессоров, но для её привлечения необходимо наличие потребности в межличностных связях, гибкость в общении и развитая коммуникативная рефлексия - факторы, которые зависят от личности, а не от внешней среды.

Однако, стремительное эмоциональное выгорание педагогов часто связано с объективными обстоятельствами, препятствующими его профессиональному самоосуществлению. Профессиональной самоактуализации педагогов может мешать моральное оправдание профессиональной стагнации и отстранённости эмоционально выгорающими, но авторитетными коллегами, неготовность к быстрому овладению вариативными способами профессиональной деятельности в условиях эмоциональных перегрузок, низкий уровень методологической подготовленности педагогов, их неготовность к инновациям, иногда, отсутствие интереса к педагогической профессии, восприятие её выбора как вынужденного, навязанного обстоятельствами. Кроме того, педагогическая деятельность отличается, тем, что её результат отсрочен во времени.

Эмоциональное выгорание педагога отличается нарастанием негативных тенденций его личностно-профессионального развития: развиваются астенические изменения личности, снижается уровень профессиональной мотивации и мотивации оказания помощи, профессиональные стереотипы преобразуются в новообразования личности (властность, агрессивность, конфликтность). Эти изменения приводят к формированию профессиональной ригидности: эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой.

67

Однако, стремительное эмоциональное выгорание педагогов часто связано с объективными обстоятельствами, препятствующими его профессиональному самоосуществлению.

Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряжёнными ситуациями и различными факторами, связанными с повышенным эмоциональным реагированием, поэтому учитель, как никто другой, из года в год работающий в таких условиях, с высокой долей вероятности подвергается опасности, называемой «синдром эмоционального выгорания», приводящей к профессиональной деформации личности.

Педагог дошкольного образовательного учреждения имеет особый профессиональный статус, связанный со значительной ответственностью за здоровье, развитие и формирование личности ребенка, и как следствие - большим напряжением в работе, что сказывается на эмоциональной сфере.

Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и поэтому с увеличением стажа многие педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание».

Из- за конфликтов с коллегами, администрацией (рассогласованности со средой) у «выгорающего» педагога нарастает личностная тревожность и неадекватность эмоционального реагирования. Как правило, используются однотипные способы психологической защиты:

  • обвинение себя или других;
  • гнев, раздражительность или провоцирование гнева;
  • изоляция и уход;
  • насилие, направленное на себя или других;
  • отклонения от хорошего самочувствия и устойчивого уровня продуктивности;
  • отстранённость от собственного эмоционального выгорания и связанных с ним процессов в форме излишней рациональности, горечи, беспомощного отступления и неуместной зависимости.

У женщин, использующих мужские (авторитарные) паттерны поведения и общения, агрессивность, властность, жестокость вступают в противоречие с природной эмоциональностью и женственностью, это приводит к утрате женской идентичности, перенапряжению, конфликтному поведению и отсутствию полноценной социальной поддержки.

Особого внимания заслуживает, развивающаяся в процессе эмоционального выгорания дегуманизация педагога в связи с появлением субъективного ощущения усталости от работы с детьми, снижением мотивации оказания им профессиональной помощи. Далее происходят негативные изменения системы морали, направленные на оправдание собственного безразличия или враждебности по отношению к учащимся и коллегам, неизбежно снижается моральный аспект самооценки.

Возникновение эмоционального выгорания у педагога связано с наличием негативной системы убеждений о людях, враждебностью, отсутствием профессиональной мотивации, доминирующей потребностью в самоутверждении за счёт своих учеников, а также приоритет материальных ценностей в системе смысложизненных ориентаций личности, эгоизм.

Успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально- личностными и профессиональными качествами воспитателя, среди которых организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат, а также насколько педагог умеет управлять собой, способен решать личностные проблемы зависит, чему научатся наши воспитанники, как они будут чувствовать себя в детском саду. Эмоциональная устойчивость, эмоциональная гибкость, высокий уровень саморегуляции, управление эмоциями, поведение в эмоциональной ситуации - важные показатели функционирования профессионально-психологической культуры педагога, способствующие адекватному решению проблем и ситуаций, а также социальной адаптации.

В идеале педагог должен стремиться к успешному решению поставленных перед ним задач, независимо от воздействующих на него негативных факторов сохранять самообладание и оставаться для детей примером в личностном плане. Однако внешнее сдерживание сильных внутренних эмоций и переживаний не приводит к успокоению, а наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье. Известно, что для педагогов со стажем работы 15-20 лет характерны «педагогические кризисы», «сгорание», «истощение», что данная профессия подвержена опасности постепенного эмоционального утомления и опустошения - синдрому эмоционального выгорания.

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённое профессиональное поведение, позволяющее человеку экономно дозировать и расходовать энергетические и эмоциональные ресурсы.

На сегодняшний день в науке не существует единого мнения о содержании понятия «профессиональная деформация личности». Разграничение профессиональной деформации как приспособительного механизма и профессиональных деструкций как профессиональной непригодности нам не близко. Наша позиция заключается в вероятности перерождения проявлений профессиональной деформации в преступное поведение, которое не только дискредитирует образ сотрудника правоохранительных органов, но и ломает судьбы потерпевшей стороны, родных и близких этого сотрудника.

В психологии труда Э. Ф. Зеер рассматривает профессиональную деформацию как разновидность профзаболеваний. Под профессиональной деформацией он понимает деструкции, которые возникают в процессе многолетнего выполнения одной и той же профессиональной деятельности, негативно влияют на ее продуктивность, порождают профессионально нежелательные качества и изменяют профессиональное поведение человека [19, с. 233].

Мы разделяем мнение о том, что наиболее существенным видом предпосылок профессиональной деформации являются деструктивные изменения мотивационной сферы личности, определяющие нарушения стимулирующей и смыслообразующей функций мотивации, сопровождаемые внутриличностным психодинамическим конфликтом личности, что находит подтверждение в научных исследованиях по данной проблематике.

В. В. Лебедев и А. В. Шамис выделяют следующие уровни проявления профессиональной деформации: потребностно-мотивационный, функциональный и коммуникативный. В первом случае идет речь о снижении заинтересованности и мотивированности к профессиональной деятельности, во втором — о снижении уровня его работоспособности, в третьем — об утрате умения адекватно взаимодействовать с окружающими. В зависимости от частоты подобных проявлений и их устойчивости авторы предлагают говорить о частичной (мотивационной, функциональной или коммуникативной) профессиональной деформации или полной — при устойчивом проявлении всех указанных элементов.

Проведенный Е. А. Соколовой анализ научной литературы позволил ей выделить следующие наиболее существенные виды предпосылок развития профессиональной деформации: дефекты профессиональной направленности; дефекты интереса; дефекты мотивации; дефекты отношения к профессии; дефекты профессиональной основы (знаний, умений, навыков).

Р. Ж. Тюлюпергенева утверждает следующее: «Недостаточность мотивационной сферы профессиональной деятельности может выражаться в ее бедности, присутствии только отдельных побуждений, неблагоприятной динамике мотивации и др. Разные недочеты мотивационной сферы труда имеют различной степени разрушительную силу и ведут к возникновению негативных психических состояний, реально угрожающих психическому здоровью личности».

Е. П. Ильин указывает ряд состояний человека, в которых резко уменьшается его мотивационный потенциал: «Так, при монотонности жизни, психическом пресыщении, утомлении исчезает желание выполнять работу, к которой вначале имелся положительный мотив. Но особенно сильно и длительно влияет на снижение мотивационного потенциала состояние депрессии, возникающей у здоровых людей <...> Возникает чувство беспомощности перед лицом жизненных трудностей, неуверенность в своих возможностях, сочетающиеся с чувством бесперспективности. Сила потребностей, влечений резко снижается, что приводит к пассивному поведению, безынициативности».

В частности, отмечается синдром профессионального выгорания, который, по мнению Т. В. Копыловой, О. В. Крапивиной, является формой проявления профессиональной деформации.

Так, Т. В. Копылова рассматривает эмоциональное выгорание как защитный механизм: «Эмоциональные ресурсы могут постепенно истощаться, и тогда организм и психика вырабатывают различные механизмы защиты. Синдром "эмоционального выгорания" — один из таких механизмов. С одной стороны, он помогает профессионалу сохранять эмоциональные ресурсы, а с другой — отрицательно сказывается на взаимодействии с коллегами и субъектами профессиональной деятельности». 

К профилактике эмоционального выгорания  относятся обучение коммуникативным умениям, навыкам самоуправления и самообладания, освоение конструктивных моделей преодолевающего поведения, поддержание хорошего климата в коллективе, построение режима работы сотрудников с учетом специфики взаимодействия со сложным контингентом детей, своевременная обратная связь и положительное подкрепление тех сотрудников, которые чувствительны к моральному поощрению или отличаются высокой тревожностью и неуверенностью.

Способами профилактики синдрома эмоционального выгорания можно назвать следующее:

  • рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
  • переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • относиться к конфликтам на работе более спокойно, принимая ситуацию как частный случай;
  • не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Использование упомянутых рекомендаций снижает уровень синдрома эмоционального выгорания и приводит к более эффективной, творческой работе педагога с детьми.

Учитывая то, что профессиональное выгорание - динамичная структура, которая возникает в профессиональной деятельности и развивается на протяжении всего профессионального пути личности, мы представляем перспективными для дальнейшего научного исследования следующие вопросы:

  • выявление специфики развития структуры выгорания в процессе профессионального становления личности;
  • установление, на каком этапе профессионального становления и развития личности формируются те или иные ее подструктуры;
  • определение специфики формирования этих подструктур у представителей различных типов профессий;
  • рассмотрение динамики их проявления на этапах профессионального становления и развития личности;
  • выявление трансформации структуры выгорания в процессе профессионализации;
  • фиксация типологии выгорания сотрудников на различных этапах профессионализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Как эмоциональное выгорание влияет на работу педагогов ДОУ"

Психологическое самочувствие педагогов оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения. Многие исследования доказывают, что для значительного числа педагогов характерн...

Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов"

Семинар-практикум  на тему: "Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости  педагогов" был разработан с целью  расширения у педагогов круга методов и приемов в...

Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Тренинг  "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога" Задачи:- создание условий способствующих профилактике СЭВ;- передача психологических знаний...

Диагностика эмоционального выгорания и направленности личности педагогов ДОУ

Диагностика эмоционального выгорания и направленности личности педагогов ДОУ1. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СВОИМ ТРУДОМ. Тест №12. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ. Тест №23. МЕТОДИКА «ДИАГНОСТИКА П...

Консультация для педагогов "Синдром эмоционального выгорания - реалии жизни современного педагога"

В настоящее время выгорание входит в топ – 3 корпоративных заболеваний – 76% опрошенных испытывали его хотя бы однажды. Данный материал  даст представление о факторах, влияющих на раз...

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

В монографии представлены основные причины и пути решения актуальной для педагога проблемы профессиональных деформаций личности. В ней содержатся необходимые для современного педагога знания о професс...

Консультация и рекомендации для педагогов «Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога ДОУ»

На протяжении последних лет в дошкольном образовании проблема сохранения психического здоровья приобрела особую актуальность. Повышенные требования к личностным и профессиональным качествам педагога п...