Консультация и рекомендации для педагогов «Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога ДОУ»
консультация по психологии
На протяжении последних лет в дошкольном образовании проблема сохранения психического здоровья приобрела особую актуальность. Повышенные требования к личностным и профессиональным качествам педагога приводят к постоянному нервно-психическому напряжению человека и, как следствие, к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
Эмоциональное выгорание – это синдром, который развивается под воздействием хронического стресса и постоянных нагрузок и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Эмоциональное
выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без ―разрядки или
―освобождения от них. Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya-i-rekomendatsii-dlya-pedagogov-sev.docx | 39.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация и рекомендации для педагогов
«Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога ДОУ»
На протяжении последних лет в дошкольном образовании проблема сохранения психического здоровья приобрела особую актуальность. Повышенные требования к личностным и профессиональным качествам педагога приводят к постоянному нервно-психическому напряжению человека и, как следствие, к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
Эмоциональное выгорание – это синдром, который развивается под воздействием хронического стресса и постоянных нагрузок и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Эмоциональное
выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без ―разрядки или
―освобождения от них. Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций.
Понятие ―эмоциональное выгорание ввел американский психиатр Герберт Фрейденбергер в 1974 году для характеристики психического состояния здоровых людей, которые интенсивно общаясь с другими людьми, постоянно находятся в эмоционально перегруженной атмосфере при предоставлении профессиональной помощи. Это люди, которые работают в системе ―человек-человек: врачи, педагоги, психологи, социальные работники, юристы, психиатры и др.. Как отмечают зарубежные и отечественные исследователи, люди этих профессий, постоянно сталкиваются с негативными эмоциями своих пациентов, клиентов, воспитанников, и поневоле привлекаются к этим переживаниям, из-за чего и переживают повышенное эмоциональное напряжение.
На сегодняшний день проведенные в различных странах исследования показывают, что педагоги являются особой "группой риска".
Зарубежные исследователи (С. Маслач, Р. Джексон) рассматривают синдром эмоционального выгорания как трехфакторную модель, представленную эмоциональным истощением (снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение).
«Психоэмоциональное истощение» - процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.
деперсонализацией (деформирование отношений с другими людьми или повышение зависимости от других, появление негативного, даже циничного отношения к окружающим).
«Деперсонализация» (личностное отдаление) - специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.
редукцией личных достижений (тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, ограничение своих возможностей, обязательств по отношению к другим).
«Редукция личных достижений» (профессиональная мотивация) – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличия к работе. Снижение уровня рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания. Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми.
В.В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает "выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия".
В.В. Бойко выделяет три фазы формирования выгорания.
- Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и "запускающим" механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Проявляется в таких симптомах:
- Симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств» (человек воспринимает условия работы и профессиональные межличностные отношения как психотравмирующие);
- Симптом «неудовлетворенности собой» (недовольство собственной профессиональной деятельностью и собой как профессионалом сниженная самооценка, ощущение беспомощности; проявляется в результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства. Человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями.
― Симптом «загнанность в тупик» (в клетку) – ощущение безвыходности ситуации, желание изменить работу или вообще профессиональную деятельность; когда психотравмирующие обстоятельства устранить невозможно, приходит чувство безысходности. Человек пытается что-то изменить, обдумывает неудовлетворительные аспекты своей работы. Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика.
- Симптом «тревога и депрессия» – развитие тревожности в профессиональной деятельности, повышение нервности, депрессивные настроения, чувство неудовлетворенности деятельностью и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности или месте работы.
- Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. Проявляется в таких симптомах:
- неадекватное избирательное эмоциональное реагирование – не контролированное влияние настроения на профессиональные отношения; Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» – когда человек перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичным проявлением эмоций (легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойной тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости) и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием, т.е. когда педагог неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным - уделю внимание данному партнеру, будет настроение - откликнусь на его состояния и потребности.
-эмоционально-нравственная дезориентация – развитие безразличия в профессиональных отношениях; Симптом «эмоционально – нравственной дезориентации» является неадекватным реагированием во взаимоотношениях с коллегами. Нередко у профессионала возникает потребность в самооправдании. При этом звучат суждения: «Это не тот случай, чтобы переживать», «Почему я должен за всех волноваться».
- расширение сферы экономии эмоций – эмоциональная замкнутость, отчуждение, желание прекратить любые коммуникации; Симптом «расширения сферы экономии эмоций»: на работе педагог до того устает от контактов, что ему не хочется общаться, даже с близкими. Часто именно домашние становятся первой жертвой пресыщения общением.
- редукция профессиональных обязанностей – свертывание профессиональной деятельности, стремление как можно меньше времени тратить на выполнение профессиональных обязанностей. Симптом «редукции профессиональных обязанностей». Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Педагог не находит нужным дольше взаимодействовать с ребенком, побудить к совместной игре и тп. По пресловутым «законам редукции» нас, субъектов сферы обслуживания, лечения, обучения и воспитания, обделяют элементарным вниманием.
- Фаза истощения. Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов. Проявляется в таких симптомах:
-эмоциональный дефицит – развитие эмоциональной бесчувственности на фоне переутомления, минимизация эмоционального вклада в работу, автоматизм и опустошение человека при выполнении профессиональных обязанностей; Симптом «эмоционального дефицита» проявляется в том случае, когда человек не в состоянии войти в положение, сочувствовать и сопереживать, все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы дополняют симптом «эмоционального» дефицита.
- эмоциональное отчуждение – создание защитного барьера в профессиональных коммуникациях; Симптом «эмоциональной отстраненности» почти полностью исключаются эмоции из сферы профессиональной деятельности. Человек учится работать как бездушный автомат. В других сферах он живет полнокровными эмоциями.
- личностное отчуждение (деперсонализация) – нарушение профессиональных отношений, развитие циничного отношения к тем, с кем
приходится общаться; Симптом «личностной отстраненности или деперсонализации» - полная или частичная утрата интереса к субъектам профессиональной деятельности. В таких случаях «выгорание» смыкается с неврозоподобными особенностями личности, в таком случае противопоказана профессиональная деятельность с людьми.
-психосоматические нарушения – ухудшение физического самочувствия, развитие таких психосоматических нарушений, как расстройства сна, головная боль, проблемы с давлением. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений» проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно у педагогов даже сама мысль о профессиональной деятельности, вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний и т.д.
В качестве основных симптомов эмоционального выгорания Е. Малер (1983) выделяет: усталость, утомление, истощение; психосоматические недомогания; бессонницу; негативное отношение к клиентам; негативное отношение к самой работе; скудность репертуара рабочих действий; негативную Я-концепцию; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность,
беспокойство, гнев); упадническое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности; переживание чувства вины.
Обобщая исследования В.В. Бойко, Г.П. Звездиной, К. Кондо, Е. Малера, С. Маслач, В. Спиридонова, Т.В. Форманюк и др., можно выделить две группы факторов, оказывающих влияние на возникновение синдрома эмоционального выгорания у воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
К внешним факторам, провоцирующим выгорание, можно отнести:
- специфику профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы);
- организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.
К внутренним факторам относят:
- коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации;
- ролевой и личностный фактор (индивидуальный): смерть и тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий,
- недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Последствием эмоционального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми. Под воздействием эмоционального выгорания усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения педагога с детьми. Чаще стиль общения становится авторитарным или либерально-попустительским, а это приводит к нарушению благоприятной психологической обстановки в группе.
Проанализировав все вышесказанное, можно констатировать, что эмоциональное выгорание, безусловно, очень опасный феномен современной действительности. Поэтому, очень важно вовремя выявить симптомы профессионального выгорания, а также овладеть методами, ориентированными на снижение эмоционального
напряжения, укрепление стрессоустойчивости, что позволит педагогу избежать профессиональной деформации личности, возникающей в процессе профессиональной деятельности при накоплении отрицательных эмоций.
Тест на профессиональное выгорание.
Вам предложены утверждения, с которыми Вы согласны (да), не согласны (нет), они верны в некоторых случаях (иногда).
- Меня тяготит педагогическая деятельность.
- У меня нет желания общаться после работы.
- У меня в группе есть "плохие" дети.
- Если есть настроение - проявлю соучастие и сочувствие к ребенку, если нет настроения - не считаю это необходимым.
- Желая упростить решение профессиональных задач, я могу упростить обязанности, требующие эмоциональных затрат.
Результаты теста конфиденциальны и каждый сам решает, стоит ли полученной информацией делиться с другими.
Каждый ответ "да"- 3 очка, "иногда"-2 очка, "нет"- 1 очко.
Ключ: 5-8 очков - Вы не подвержены синдрому эмоционального выгорания; 9-12 очков - идет формирование профессиональных деформаций в виде
эмоционального выгорания; 13-15 очков - идет развитие синдрома эмоционального выгорания
«Диагностика профессионального (эмоционального) выгорания»
(К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)
Просим Вас ответить на приведенные вопросы, используя следующие варианты ответа: никогда, очень редко, иногда, часто, очень часто, каждый день.
Тест
- Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
- После работы я чувствую себя, как выжатый лимон.
- Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.
- Я хорошо понимаю, что чувствуют мои воспитанники и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.
- Я чувствую, что общаюсь с некоторыми воспитанниками и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).
- После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.
- Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.
- Я чувствую угнетенность и апатию.
- Я уверен, что моя работа нужна людям.
- В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю.
- Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.
- У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
- Моя работа все больше меня разочаровывает.
- Мне кажется, что я слишком много работаю.
- Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими воспитанниками и коллегами.
- Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
18. Во время работы я чувствую приятное оживление.
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.
21.На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и воспитанники все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Обработка и интерпретация результата
Варианты ответов оцениваются следующим образом:
«никогда» – 0 баллов; «очень редко» – 1 балл; «иногда» – 3 балла; «часто» – 4 балла;
«очень часто» – 5 баллов; «каждый день» – 6 баллов.
Ключ к тесту «Эмоциональное истощение» (снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение). Суммируются ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов – 54).
«Деперсонализация» (деформирование отношений с другими людьми или повышение зависимости от других, появление негативного, даже циничного отношения к
окружающим). Суммируются ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).
«Редукция личных достижений» (тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, ограничение своих возможностей, обязательств по отношению к другим). Суммируются ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).
Соответственно, чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше выражены различные стороны «выгорания». При высоких баллах по одной или всех шкал, воспитателю необходимо обратиться к психологу , для коррекции существующего состояния.
Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания
- Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.
- Думайте о чем-то хорошем, отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и оптимизм – это залог здоровья и благополучия.
- Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.
- Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты.
- Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7- 8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.
- Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления.
- Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!
- Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.
- Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.
- Отдыхайте вместе с семьей, близкими, друзьями, коллегами.
- Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты.
- Не забывайте хвалить себя!
- Улыбайтесь! Даже если не хочется (1-1,5 мин.).
- Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники!
- Станьте энтузиастом собственной жизни!
- Предпримите шаги для устранения причин напряжения.
- Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!
- Умейте отказывать вежливо, но убедительно!
- Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.
- Делайте дни ―информационного отдыха‖ от ТВ и компьютера. Можно посвятить это время – чтению книг.
- Посещайте музеи, выставки, театр, концерты.
- Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.
- Музыка – это тоже психотерапия.
- Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из этих цветов, — и нервное напряжение постепенно уменьшится.
- Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее.
- Позитивное влияние на нервную систему и настроение имеет и общение с животными.
- Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.
27. Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!
28. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
Успехов Вам и внутреннего равновесия!
5 советов руководителю по предотвращению профессионального выгорания у сотрудников
Если вы — руководитель, и стремитесь предотвратить профессиональное выгорание у ваших работников, используйте следующие рекомендации.
- Уберите все факторы, которые способствуют выгоранию. Проанализируйте климат в коллективе, посмотрите, как люди общаются друг с другом, узнайте, всем ли комфортно такое общение.
- Если вы знаете, что из-за специфики работы ваши сотрудники имеют высокие риски развития профессионального выгорания, займитесь своевременной профилактикой. Например, создайте в организации корпоративную культуру, периодически устраивайте сотрудникам корпоративы, подумайте о ротации кадров — может быть, кто-то хочет перейти в другой отдел, выполнять другие задачи.
- Будет очень хорошо, если в вашей организации будет работать штатный психолог. Он сможет заметить первые «звоночки» выгорания у сотрудников и помочь им вовремя с этим справиться.
- Позаботьтесь о том, чтобы ваши сотрудники имели возможность устроить себе полноценный отпуск и восстановить свои силы. Например, помогите им получить путевку в санаторий. Такой отдых будет гораздо полезней, чем если человек просто проведет время отпуска дома перед телевизором.
- Очень важный пункт — не заставляйте сотрудников перерабатывать и не позволяйте им это делать, даже если они сами стремятся побольше времени проводить на работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявление и профилактика"
Профессия педагога относится к числу так называемых «помогающих профессий», в которых деятельность специалиста реализуется через построение особых отношений с другими людьми, названных помогающими.В р...
Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога Тема: «Развитие навыков профилактики стресса»
Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое),...
Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"
Тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога" Задачи:- создание условий способствующих профилактике СЭВ;- передача психологических знаний...
Тренинг «Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»
Тренинг «Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»...
Тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"
Условия работы педагога являются основными причинами возникновения выгорания, а именно:- стресс, вызванный множеством требований, которые непрерывно суммируются в разных сферах нашей жизнедеятельности...
Консультация для воспитателей «Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога ДОУ»
На протяжении последних лет в дошкольном образовании проблема сохранения психического здоровья приобрела особую актуальность. Повышенные требования к личностным и пр...
Проблема эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога
В современную эпоху социально-экономический прогресс набирает стремительную скорость преобразований, что связано с возможностью моментальной передачи информации. Поэтому именно сегодня к образов...