Диагностика эмоционального выгорания и направленности личности педагогов ДОУ
тест
Диагностика эмоционального выгорания и направленности личности педагогов ДОУ
1. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СВОИМ ТРУДОМ. Тест №1
2. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ. Тест №2
3. МЕТОДИКА «ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО « ВЫГОРАНИЯ» (К. Маслач, С.Джексон) Тест№3
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_emotsionalnogo_vygoraniya.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика эмоционального выгорания и мотивации
профессиональной деятельности педагогов ДОУ
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СВОИМ ТРУДОМ. Тест №1
Удовлетворенность трудом является интегративным показателем, отражающим благополучие-неблагополучие положения личности в трудовом коллективе. Показатель содержит оценки интереса к выполняемой работе, удовлетворенности взаимоотношениями с коллегами, руководством, уровня притязаний в профессиональной деятельности.
Инструкция: внимательно прочтите каждое утверждение и оцените, насколько оно верно для Вас. Выберите один из предложенных вариантов ответа (а, б, в)
- То, чем я занимаюсь на работе, меня интересует:
а) да, б) отчасти, в) нет
- За последние годы я добился успехов в своей профессии:
а) да, б) отчасти, в) нет
- У меня сложились хорошие отношения с членами нашего коллектива:
а) да, б) не со всеми, в) нет
- Удовлетворение, получаемое от работы, важнее, чем высокий заработок:
а) да, б) не всегда, в) нет
- Занимаемое мной служебное положение не соответствует моим способностям:
а) да, б) отчасти, в) нет
- В работе меня прежде всего привлекает возможность узнавать что-то новое:
а) да, б) отчасти, в) нет
- С каждым годом я ощущаю, как растут мои профессиональные знания:
а) да, б) не уверен, в) нет
- Люди, с которыми я работаю, уважают меня:
а) да, б) что-то среднее, в) нет
- В жизни часто бывают ситуации, когда не удается выполнить всю возложенную на Вас работу:
а) да, б) среднее, в) нет
- В последнее время руководство не раз выражало удовлетворение по поводу моей работы:
а) да, б) редко, в) нет
- Работу, которую я выполняю, не может выполнить человек с более низкой квалификацией:
а) да, б) среднее, в) нет
12.Процесс работы доставляет мне удовольствие:
а) да, б) время от времени, в) нет
13.Меня не устраивает организация труда в нашем коллективе:
а) да, б) не совсем, в) нет
14. У меня часто бывают разногласия с коллегами по работе:
а) да, б) иногда, в) нет
15.Меня редко поощряют за работу:
а) да, б) иногда, в) нет
16.Даже если бы мне предложили более высокий заработок, я не сменил бы место работы:
а) да, б) может быть, в) нет
17.Мой непосредственный руководитель часто не понимает или не хочет
понять меня:
а) да, б) иногда, в) нет
18.В нашем коллективе созданы благоприятные условия для труда:
а) да, б) не совсем, в) нет
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
Для получения общей оценки удовлетворенности своим трудом и её составляющих необходимо Ваши ответы перевести в баллы с помощью следующей таблицы:
Утверждения | Варианты ответов | ||
а | б | в | |
1 | 2 | 1 | 0 |
2 | 2 | 1 | 0 |
3 | 2 | 1 | 0 |
4 | 2 | 1 | 0 |
5 | 2 | 1 | 0 |
6 | 2 | 1 | 0 |
7 | 2 | 1 | 0 |
8 | 2 | 1 | 0 |
9 | 0 | 1 | 2 |
10 | 2 | 1 | 0 |
11 | 2 | 1 | 0 |
12 | 0 | 1 | 2 |
13 | 0 | 1 | 2 |
14 | 0 | 1 | 2 |
15 | 0 | 1 | 2 |
16 | 2 | 1 | 0 |
17 | 0 | 1 | 2 |
18 | 2 | 1 | 0 |
АНАЛИЗ: предложенный опросник позволяет оценить не только Вашу общую удовлетворенность своим трудом, но и рассмотреть её составляющие.
Составляющие удовлетворенности | Утверждения | Максимальный балл |
Интерес к работе | 1, 6, 12 | 6 |
Удовлетворенность достижениями в работе | 2, 7 | 4 |
Удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами | 3, 8, 14 | 6 |
Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством | 10, 15, 17 | 6 |
Уровень притязаний в профессиональной деятельности | 5, 11 | 4 |
Предпочтение выполняемой работы заработку | 4, 16 | 4 |
Удовлетворенность условиями труда | 13, 18 | 4 |
Профессиональная ответственность | 9 | 2 |
Общая удовлетворенность трудом | 1 – 18 | 36 |
Сопоставление полученных Вами баллов с максимальными позволит выявить основания возможной неудовлетворенности, а также сориентироваться в проблемах, которые до этого, может быть, Вами и не осознавались.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ. Тест №2
Цель: Определить вид направленности личности педагога в профессиональной деятельности.
Задание 1. Определите направленность своей личности по методике Б. Басса.
Инструкция: Из утверждений опросника выберите один ответ, который в наибольшей степени выражает ваше мнение или соответствует реальности.
- Наибольшее удовлетворение я получаю от:
- Одобрения моей работы;
- Осознания того, что работа сделана хорошо;
- Сознания того, что меня окружают друзья.
- Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:
- Тренером, который разрабатывает тактику игры;
- Известным игроком;
- Выбранным капитаном команды.
- По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
- Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;
- Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;
- Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.
- Мне нравится, когда люди:
- Радуются выполненной работе;
- С удовольствием работают в коллективе;
- Стремятся выполнить свою работу лучше других.
- Я хотел бы, чтобы мои друзья:
- Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;
- Были верны и преданы мне;
- Были умными и интересными людьми.
- Лучшими друзьями я считаю тех:
- С кем складываются хорошие взаимоотношения;
- На кого всегда можно положиться;
- Кто может многого достичь в жизни.
- Больше всего я не люблю:
- Когда у меня что-то не получается;
- Когда портятся отношения с товарищами;
- Когда меня критикуют.
- По-моему, хуже всего, когда педагог:
- Не скрывает, что некоторые воспитанники ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;
- Вызывает дух соперничества в коллективе;
- Недостаточно хорошо знает свою работу.
- В детстве мне больше всего нравилось:
- Проводить время с друзьями;
- Ощущение выполненных дел;
- Когда меня за что-нибудь хвалили;
- Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
- Добился успеха в жизни;
- По-настоящему увлечен своим делом;
- Отличается дружелюбием и доброжелательностью.
- В первую очередь детский сад должен:
- Научить решать задачи, которые ставит жизнь;
- Развивать, прежде всего, индивидуальные способности ребенка;
- Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
- Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
- Для общения с друзьями;
- Для отдыха и развлечений;
- Для своих любимых дел и самообразования.
- Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
- Работаю с людьми, которые мне симпатичны;
- У меня интересная работа;
- Мои усилия хорошо вознаграждаются.
- Я люблю, когда:
- Другие люди меня ценят;
- Испытываю удовлетворение от выполненной работы;
- Приятно провожу время с друзьями.
- Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:
- Рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать;
- Написали о моей деятельности;
- Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
- Лучше всего я учусь, если преподаватель:
- Имеет ко мне индивидуальный подход;
- Сумеет вызвать у меня интерес к изучаемой теме;
- Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
- Для меня нет ничего хуже, чем:
- Оскорбление личного достоинства;
- Неудача при выполнении важного дела;
- Потеря друзей.
- Больше всего я ценю:
- Успех
- Возможности хорошей совместной работы;
- Здоровый практичный ум и смекалку.
- Я не люблю людей, которые:
- Считают себя хуже других;
- Часто ссорятся и конфликтуют;
- Возражают против нового.
- Приятно, когда:
- Работаешь над важным для всех делом;
- Имеешь много друзей;
- Вызываешь восхищение и всем нравишься.
- По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:
- Доступным;
- Авторитетным;
- Требовательным.
- В свободное время я охотно прочитал бы книги:
- О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;
- О жизни знаменитых и интересных людей;
- О последних достижениях науки и техники.
- Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:
- Дирижером;
- Композитором;
- Солистом.
- Мне бы хотелось:
- Придумать интересный конкурс;
- Победить в конкурсе;
- Организовать конкурс и руководить им.
- Для меня важнее всего знать:
- Что я хочу сделать;
- Как достичь цели;
- Как организовать людей для достижения цели.
- Человек должен стремиться к тому, чтобы:
- Другие были им довольны;
- Прежде всего, выполнить свою задачу;
- Его не нужно было упрекать за выполненную работу.
- Лучше всего я отдыхаю в свободное время:
- В общении с друзьями;
- Просматривая развлекательные фильмы;
- Занимаясь своим любимым делом.
Обработка результатов
Каждой букве соответствует определенный тип направленности в соответствии с ключом ответов:
- Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и окружающих людей, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
- Направленность на общение (О) – стремление при любых обстоятельствах поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказания искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
- Направленность на дело (Д) – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Рядом с выбранной буквой ответа поставьте соответствующую ей направленность. подсчитайте количество полученных «Я», «О», «Д». наибольшее количество баллов соответствует типу вашей направленности.
МЕТОДИКА «ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО « ВЫГОРАНИЯ» (К. Маслач, С.Джексон) №3
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте, пожалуйста, по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «часто», «очень часто», «каждый день».
Опросник
1. Я чувствую себя эмоционально опустошённым.
2. После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон».
3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.
4. Я хорошо понимаю, что чувствует мои подчинённые и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.
5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчинёнными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).
6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.
7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.
8. Я чувствую угнетённость и апатию.
9. Я уверен, что моя работа нужна людям.
10. В последнее время я стал более «чёрствым» по отношению к тем, с кем работаю.
11.Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
13. Моя работа всё больше меня разочаровывает.
14.Мне кажется, что я слишком много работаю.
15.Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
18. Во время работы я чувствую приятное оживление.
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчинённые всё чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Ключ – трафарет к методике «Диагностика профессионального выгорания»
(вырезаются ячейки до баллов)
№. | Никогда | Очень редко | Редко | Иногда | Часто | Очень часто | Ежедневно |
1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
3 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
4 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
5 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
6 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
8 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
9 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
10 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
11 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
12 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
13 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
14 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
15 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
16 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
17 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
18 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
19 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
20 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
21 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
22 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Эмоциональное истощение____Деперсонализация____ Редукция личных достижений___ |
Обработка результатов:
Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений), «редукция личных достижений» (8 утверждений).
Ответы испытуемого оцениваются: 0 баллов – «никогда», 1 балл – «очень редко», 2 балла – «редко», 3 балла – «иногда», 4 балла – «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день».
«Эмоциональное истощение» - ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20.
«Деперсонализация» - ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22.
«Редукция личных достижений» - ответы по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21.
Интерпретация результатов
Эмоциональное истощение – сниженный эмоциональный фон.
0 – 15 баллов – низкий уровень;
16 – 24 баллов – средний уровень;
25 баллов и выше – высокий уровень.
Деперсонализация – отражает деформации в отношениях с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих, повышение значимости внешних оценок. В других – усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к субъектам профессиональной деятельности.
0 – 5 баллов – низкий уровень;
6 – 10 баллов – средний уровень;
11 баллов и выше – высокий уровень.
Редукция личных достижений – проявляется в снижении самооценки, занижении своих профессиональных достижений, негативных установках по отношению к профессиональным возможностям или ограничении обязанностей по отношению к субъектам профессиональной деятельности.
37 баллов и выше – низкий уровень;
31 – 36 баллов – средний уровень;
30 баллов и меньше – высокий уровень.
О тяжести профессионального «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эмоциональное выгорание и деформация личности педагога ДОУ
Как установлено многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых, работа педагогов связана с большими нервно-психическими нагрузками. Здесь имеются в виду не только физиологические фак...
Диагностика эмоционального выгорания. Тест.
Диагностика эмоционального выгорания....
Диагностика эмоционального выгорания педагогов
Опросник на выгорание (MBI) (Авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой), Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В....
"Диагностика эмоционального выгорания педагогов".
Опросник на выгорание (MBI) (Авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой), Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В....
Диагностика эмоционального выгорания
Диагностика для педагогов...
Методики для диагностики эмоционального выгорания педагогов
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. СЭВ - это процесс постепенной утрат...
Диагностика эмоционального выгорания
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. СЭВ - это процесс постепенной утрат...