Диагностика эмоционального выгорания и направленности личности педагогов ДОУ
тест

Афанасьева Светлана Александровна

Диагностика эмоционального выгорания и направленности личности педагогов ДОУ

1. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СВОИМ ТРУДОМ. Тест №1

2. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ. Тест №2

3. МЕТОДИКА «ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО « ВЫГОРАНИЯ» (К. Маслач, С.Джексон) Тест№3

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_emotsionalnogo_vygoraniya.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика эмоционального выгорания и мотивации

профессиональной деятельности педагогов ДОУ

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СВОИМ ТРУДОМ. Тест №1

Удовлетворенность трудом является интегративным показателем, отражающим благополучие-неблагополучие положения личности  в трудовом коллективе. Показатель содержит оценки интереса к выполняемой работе, удовлетворенности взаимоотношениями с коллегами, руководством, уровня притязаний в профессиональной деятельности.

Инструкция: внимательно прочтите каждое утверждение и оцените, насколько оно верно для Вас. Выберите один из предложенных вариантов ответа (а, б, в)

  1. То, чем я занимаюсь на работе, меня интересует:

а) да,  б) отчасти,  в) нет

  1. За последние годы я добился успехов в своей профессии:

а) да,  б) отчасти,  в) нет

  1. У меня сложились хорошие отношения с членами нашего коллектива:

а) да,  б) не со всеми,  в) нет

  1. Удовлетворение, получаемое от работы, важнее, чем высокий заработок:

а) да,  б) не всегда,  в) нет

  1. Занимаемое мной служебное положение не соответствует моим способностям:

а) да,  б) отчасти,  в) нет

  1. В работе меня прежде всего привлекает возможность узнавать что-то новое:

а) да,  б) отчасти,  в) нет

  1. С каждым годом я ощущаю, как растут мои профессиональные знания:

а) да,  б) не уверен,  в) нет

  1. Люди, с которыми я работаю, уважают меня:

а) да,  б) что-то среднее,  в) нет

  1. В жизни часто бывают ситуации, когда не удается выполнить всю возложенную на Вас работу:

а) да,  б) среднее,  в) нет

  1. В последнее время руководство не раз выражало удовлетворение по поводу моей работы:

а) да,  б) редко,  в) нет

  1. Работу, которую я выполняю, не может выполнить человек с более низкой квалификацией:

а) да,  б) среднее,  в) нет

12.Процесс работы доставляет мне удовольствие:

а) да,  б) время от времени,  в) нет

13.Меня не устраивает организация труда в нашем коллективе:

а) да,  б) не совсем,  в) нет

14. У меня часто бывают разногласия с коллегами по работе:

а) да,  б) иногда,  в) нет

15.Меня редко поощряют за работу:

а) да,  б) иногда,  в) нет

16.Даже если бы мне предложили более высокий заработок, я не сменил бы место работы:

а) да,  б) может быть,  в) нет

17.Мой непосредственный руководитель часто не понимает или не хочет

понять меня:

 а) да,  б) иногда,  в) нет

18.В нашем коллективе созданы благоприятные условия для труда:

 а) да,  б) не совсем,  в) нет

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

Для получения общей оценки удовлетворенности своим трудом и её составляющих необходимо Ваши ответы перевести в баллы с помощью следующей таблицы:

Утверждения

Варианты ответов

 а

б

 в

1

2

1

 0

2

2

1

 0

3

2

1

 0

4

2

1

 0

5

2

1

 0

6

2

1

 0

7

2

1

 0

8

2

1

 0

9

0

1

 2

10

2

1

 0

11

2

1

 0

12

0

1

 2

13

0

1

 2

14

0

1

 2

15

0

1

 2

16

2

1

 0

17

0

1

 2

18

2

1

0

АНАЛИЗ: предложенный опросник позволяет оценить не только Вашу общую удовлетворенность своим трудом, но и рассмотреть её составляющие.

Составляющие удовлетворенности

Утверждения

Максимальный балл

Интерес к работе

1, 6, 12

6

Удовлетворенность достижениями в работе

2, 7

4

Удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами

3, 8, 14

6

Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством

10, 15, 17

6

Уровень притязаний в профессиональной деятельности

5, 11

4

Предпочтение выполняемой работы заработку

4, 16

4

Удовлетворенность условиями труда

13, 18

4

Профессиональная ответственность

9

2

Общая удовлетворенность трудом

1 – 18

36

 

Сопоставление полученных Вами баллов с максимальными позволит выявить основания возможной неудовлетворенности, а также сориентироваться в проблемах, которые до этого, может быть, Вами и не осознавались.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ. Тест №2

Цель: Определить вид направленности личности педагога в профессиональной деятельности.

Задание 1. Определите направленность своей личности по методике Б. Басса.

Инструкция: Из утверждений опросника выберите один ответ, который в наибольшей степени выражает ваше мнение или соответствует реальности.

  1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:
  1. Одобрения моей работы;
  2. Осознания того, что работа сделана хорошо;
  3. Сознания того, что меня окружают друзья.
  1. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:
  1. Тренером, который разрабатывает тактику игры;
  2. Известным игроком;
  3. Выбранным капитаном команды.
  1. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
  1. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;
  2. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;
  3. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.
  1. Мне нравится, когда люди:
  1. Радуются выполненной работе;
  2. С удовольствием работают в коллективе;
  3. Стремятся выполнить свою работу лучше других.
  1. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
  1. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;
  2. Были верны и преданы мне;
  3. Были умными и интересными людьми.
  1. Лучшими друзьями я считаю тех:
  1. С кем складываются хорошие взаимоотношения;
  2. На кого всегда можно положиться;
  3. Кто может многого достичь в жизни.
  1. Больше всего я не люблю:
  1. Когда у меня что-то не получается;
  2. Когда портятся отношения с товарищами;
  3. Когда меня критикуют.
  1. По-моему, хуже всего, когда педагог:
  1. Не скрывает, что некоторые воспитанники ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;
  2. Вызывает дух соперничества в коллективе;
  3. Недостаточно хорошо знает свою работу.
  1. В детстве мне больше всего нравилось:
  1. Проводить время с друзьями;
  2. Ощущение выполненных дел;
  3. Когда меня за что-нибудь хвалили;
  1. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
  1. Добился успеха в жизни;
  2. По-настоящему увлечен своим делом;
  3. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.
  1. В первую очередь детский сад должен:
  1. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;
  2. Развивать, прежде всего, индивидуальные способности ребенка;
  3. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
  1. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
  1. Для общения с друзьями;
  2. Для отдыха и развлечений;
  3. Для своих любимых дел и самообразования.
  1. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
  1. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;
  2. У меня интересная работа;
  3. Мои усилия хорошо вознаграждаются.
  1. Я люблю, когда:
  1. Другие люди меня ценят;
  2. Испытываю удовлетворение от выполненной работы;
  3. Приятно провожу время с друзьями.
  1. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:
  1. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать;
  2. Написали о моей деятельности;
  3. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
  1. Лучше всего я учусь, если преподаватель:
  1. Имеет ко мне индивидуальный подход;
  2. Сумеет вызвать у меня интерес к изучаемой теме;
  3. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
  1. Для меня нет ничего хуже, чем:
  1. Оскорбление личного достоинства;
  2. Неудача при выполнении важного дела;
  3. Потеря друзей.
  1. Больше всего я ценю:
  1. Успех
  2. Возможности хорошей совместной работы;
  3. Здоровый практичный ум и смекалку.
  1. Я не люблю людей, которые:
  1. Считают себя хуже других;
  2. Часто ссорятся и конфликтуют;
  3. Возражают против нового.
  1. Приятно, когда:
  1. Работаешь над важным для всех делом;
  2. Имеешь много друзей;
  3. Вызываешь восхищение и всем нравишься.
  1. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:
  1. Доступным;
  2. Авторитетным;
  3. Требовательным.
  1. В свободное время я охотно прочитал бы книги:
  1. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;
  2. О жизни знаменитых и интересных людей;
  3. О последних достижениях науки и техники.
  1. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:
  1. Дирижером;
  2. Композитором;
  3. Солистом.
  1. Мне бы хотелось:
  1. Придумать интересный конкурс;
  2. Победить в конкурсе;
  3. Организовать конкурс и руководить им.
  1. Для меня важнее всего знать:
  1. Что я хочу сделать;
  2. Как достичь цели;
  3. Как организовать людей для достижения цели.
  1. Человек должен стремиться к тому, чтобы:
  1. Другие были им довольны;
  2. Прежде всего, выполнить свою задачу;
  3. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.
  1. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:
  1. В общении с друзьями;
  2. Просматривая развлекательные фильмы;
  3. Занимаясь своим любимым делом.

Обработка результатов

Каждой букве соответствует определенный тип направленности в соответствии с ключом ответов:

  1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и окружающих людей, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
  2. Направленность на общение (О) – стремление при любых обстоятельствах поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказания искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
  3. Направленность на дело (Д) – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Рядом с выбранной буквой ответа поставьте соответствующую ей направленность. подсчитайте количество полученных «Я», «О», «Д». наибольшее количество баллов соответствует типу вашей направленности.


МЕТОДИКА «ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО « ВЫГОРАНИЯ» (К. Маслач, С.Джексон) №3

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте, пожалуйста, по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «часто», «очень часто», «каждый день».

Опросник

1. Я чувствую себя эмоционально опустошённым.

2. После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон».

3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.

4. Я хорошо понимаю, что чувствует мои подчинённые и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.

5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчинёнными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).

6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.

7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.

8. Я чувствую угнетённость и апатию.

9. Я уверен, что моя работа нужна людям.

10. В последнее время я стал более «чёрствым» по отношению к тем, с кем работаю.

11.Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

13. Моя работа всё больше меня разочаровывает.

14.Мне кажется, что я слишком много работаю.  

15.Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.

18. Во время работы я чувствую приятное оживление.

19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.

20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.

21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.

22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчинённые всё чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

          Ключ – трафарет  к методике «Диагностика профессионального  выгорания»

                                                  (вырезаются ячейки до баллов)

№.

Никогда

Очень редко

Редко

Иногда

Часто

Очень часто

Ежедневно

1

0

1

2

3

4

5

6

2

0

1

2

3

4

5

6

3

0

1

2

3

4

5

6

4

0

1

2

3

4

5

6

5

0

1

2

3

4

5

6

6

0

1

2

3

4

5

6

7

0

1

2

3

4

5

6

8

0

1

2

3

4

5

6

9

0

1

2

3

4

5

6

10

0

1

2

3

4

5

6

11

0

1

2

3

4

5

6

12

0

1

2

3

4

5

6

13

0

1

2

3

4

5

6

14

0

1

2

3

4

5

6

15

0

1

2

3

4

5

6

16

0

1

2

3

4

5

6

17

0

1

2

3

4

5

6

18

0

1

2

3

4

5

6

19

0

1

2

3

4

5

6

20

0

1

2

3

4

5

6

21

0

1

2

3

4

5

6

22

0

1

2

3

4

5

6

Эмоциональное истощение____Деперсонализация____ Редукция личных достижений___ 

Обработка результатов:

Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений), «редукция личных достижений» (8 утверждений).

Ответы испытуемого оцениваются: 0 баллов – «никогда», 1 балл – «очень редко», 2 балла – «редко», 3 балла – «иногда», 4 балла – «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день».

«Эмоциональное истощение» - ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20.

 «Деперсонализация» - ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22.

«Редукция личных достижений» - ответы по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21.

Интерпретация результатов

Эмоциональное истощение – сниженный эмоциональный фон. 

0 – 15 баллов – низкий уровень;

16 – 24 баллов – средний уровень;

25 баллов  и выше – высокий уровень.

Деперсонализация – отражает деформации в отношениях с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих, повышение значимости внешних оценок. В других – усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к субъектам профессиональной деятельности.

0 – 5 баллов – низкий уровень;

6 – 10 баллов – средний уровень;

11 баллов  и выше – высокий уровень.

Редукция личных достижений – проявляется  в снижении самооценки, занижении своих профессиональных достижений, негативных установках по отношению к профессиональным возможностям или ограничении обязанностей по отношению к субъектам профессиональной деятельности.

37 баллов и выше – низкий уровень;

31 – 36 баллов  – средний уровень;

30 баллов и меньше – высокий уровень.

О тяжести профессионального «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональное выгорание и деформация личности педагога ДОУ

Как установлено многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых, работа педагогов связана с большими нервно-психическими нагрузками. Здесь имеются в виду не только физиологические фак...

Диагностика эмоционального выгорания. Тест.

Диагностика эмоционального выгорания....

Диагностика эмоционального выгорания педагогов

Опросник на выгорание (MBI) (Авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой), Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В....

"Диагностика эмоционального выгорания педагогов".

Опросник на выгорание (MBI) (Авторы методики: американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой), Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В....

Диагностика эмоционального выгорания

Диагностика для педагогов...

Методики для диагностики эмоционального выгорания педагогов

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. СЭВ - это процесс постепенной утрат...

Диагностика эмоционального выгорания

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. СЭВ - это процесс постепенной утрат...