ИНТЕГРАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ.
статья на тему
В статье рассматриваются вопросы интеграции опытно-экспериментальной деятельности дошкольников с другими образовательными областями в связи с внедрением ФГОС. Отмечаются достоинства применения опытно-экспериментальной деятельности в детском саду.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ.
Интеграция различных видов деятельности – одно из важнейших и перспективных методологических направлений современного образования. Интеграция как состояние (или процесс) взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов в воспитательно-образовательный процесс предусматривает интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. Образовательные области интегрируются в процессе организации различных видов деятельности: (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной), в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии со взрослыми.
Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах Я. А. Коменского, утверждавшего: то, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, а единым и цельным. В классической педагогике полное психолого-педагогическое обоснование о дидактической значимости меж предметных связей дал Константин Дмитриевич Ушинский. Он считал, что «знания и идеи, сообщаемые науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь».
В связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов Н.Н. Подьякова, А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития». Познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
Опытно-экспериментальная деятельность это один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста. Она позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности и тесно связано со всеми видами деятельности.
- Наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но, само по себе, наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.
- Развитие речи. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме того, дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова, синонимами антонимами, а также фразеологизмами. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.
- Изобразительная деятельность. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность, регистрировать увиденное.
- Формирование элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
- Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
- Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Таким образом, можно сделать вывод, что интеграция - это системное образование. Интеграция в образовании проявляется в том, что суммарное воздействие образовательных компонентов на воспитанников во много раз активнее и предпочтительней, чем влияние каждого из них по отдельности, что обеспечивает положительный результат обучения и воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция опытно – экспериментальной деятельности дошкольников с другими видами деятельности в детском саду.
Доклад на семинаре Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижност...
Музыка и её интеграция с другими видами деятельности в детском саду
Музыкальное воспитание не может осуществляться в отрыве от других видов деятельности в детском саду. Музыка должна звучать не только на музыкальных занятиях....
Презентация на тему : "Виды деятельности в детском саду"
Детская деятельность в образовательном процессе. Существуют разные виды классификации видов детской деятельности....
Виды деятельности в детском саду согласно ФГОС
Конспект видов деятельности в детском саду...
«Книга - лучший друг» Проектная деятельность в детском саду в подготовительной группе
Основная цель – приобщение детей к книжной культуре, повышения интереса к стремлению получать знания через книгу, вызвать у детей желание больше общаться с книгами, отдавать им предпочтение на р...
Продуктивные виды деятельности в детском саду
Материал предназначен педагогам, работающим с детьми дошкольноного возраста, студентам педагогических учебных заведений...
Интеграция театрализованной деятельности в другие виды деятельности в детском саду.
Используя театрализацию в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО. Театрализованная деятельность в детском саду организа...