Виды деятельности в детском саду согласно ФГОС
методическая разработка
Конспект видов деятельности в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_deyatelnosti_v_detskom_sadu_soglasno_fgos.docx | 59.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды деятельности в детском саду согласно ФГОС
Дошкольный этап детства у детей связан с активным периодом познания мира вокруг, осознанием собственного «я», а также динамично протекающей социализацией. Малыши приобщаются к культурному наследию и общечеловеческим морально-этическим нормам. Всё это определяет основную цель процесса образования в детском саду, а именно создание условий, благоприятствующих формированию личности ребёнка. И действенным способом её реализации считается вовлечение ребят в разные виды деятельности.
Содержание
- Суть понятия «деятельность»
- 1.1 Таблица: виды деятельности и формы взаимодействия с детьми в ДОУ
- 1.2 Таблица: цели и задачи видов деятельности по возрастным группам
- Как мотивировать детей на разные виды деятельности
- 2.1 Таблица: мотивационные приёмы для разных видов активности в детском саду
- Пять этапов развития любого вида деятельности у ребёнка
- 3.1 Таблица: Мельникова О.И., конспект совместной образовательной активности с детьми средней группы в рамках темы «Мой друг робот» познавательно-исследовательской деятельности (фрагменты)
- Нерегламентированная и внеурочная деятельность в ДОУ
- 4.1 Таблица: виды и формы нерегламентированной деятельности
Суть понятия «деятельность»
Деятельность в литературе психолого-педагогической направленности определяется специфическим видом проявления инициативы человека, предполагающим познание, творческое осмысление мира вокруг и понимание себя в этом мире.
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены пять векторов образовательного процесса (познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие, физическое, художественно-эстетическое), которые реализуются комбинациями форм практикуемых в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) видов активности, выполняющими конкретную миссию в зависимости от возраста воспитанников.
Таблица: виды деятельности и формы взаимодействия с детьми в ДОУ
Вид деятельности | Суть | Формы работы с детьми |
Игровая | Основной вид активности дошкольников, нацеленный на процесс работы и отличающийся тем, что малыш принимает условную ситуацию. | Игры творческого характера (театрализованные):
|
Игры с установленными условиями:
| ||
Исследовательско-познавательная (интеллектуально-познавательная) | Вид активности малышей, способствующий установлению связей между явлениями и объектами окружающего мира, а также освоению приёмов познания. |
|
Коммуникативная | Вид активности, направленный на установление контакта с окружающими людьми посредством общения в любой устной форме. | |
Изобразительная | Деятельность, предполагающая создание материального продукта творческого осмысления реальности. |
|
Самообслуживание и бытовая трудовая деятельность | Направленные усилия, призванные реализовать представления о способах удовлетворении физиологических и моральных потребностей. |
|
Конструирование | Активность, формирующая пространственное мышление ребёнка и способность предугадывать конечный результат деятельности. | Конструирование из:
Познакомиться с теоретическими основами организации занятия по конструированию и найти |
Музыкальная | Вид деятельности, дающий ребёнку возможность быть в позиции творца, исполнителя или слушателя. |
|
Перцепция литературы и фольклора | Вид работы, подразумевающий не пассивность, а активность изучения сюжета, то есть создание эффекта присутствия. |
|
Двигательная | Помогает малышам реализовывать двигательную функцию и за счёт этого решать двигательные задачи. |
|
Деятельность организации активности дошколят едина для всех групп, различия заключаются лишь в задачах, которые ставятся перед детьми того или иного возраста.
Таблица: цели и задачи видов деятельности по возрастным группам
Вид деятельности | Цели | Задачи |
Игровая |
| Первая младшая группа:
|
Вторая младшая группа:
| ||
Средняя группа:
| ||
Старшая группа:
| ||
Подготовительная группа:
| ||
Исследовательско-познавательная |
| В младших группах эти задачи будут едины, так как работа во второй продолжает те направления, которые были начаты в первой:
|
В средней группе:
| ||
В старшей группе:
| ||
В подготовительной группе:
| ||
Коммуникативная |
| В первой младшей группе:
|
Во второй младшей:
| ||
В средней группе:
| ||
В старшей группе:
| ||
В подготовительной группе:
| ||
Изобразительная |
| В первой младшей группе:
|
Во второй младшей:
| ||
В средней группе:
| ||
В старших группах:
| ||
Самообслуживание и бытовая трудовая деятельность |
| В первой младшей группе:
|
Во второй младшей:
| ||
В средней группе:
| ||
В старшем дошкольном возрасте:
В подготовительной группе добавляется уход за обувью, которую малыши после соответствующей погоды моют, протирают, чистят кремом. | ||
Конструирование |
| В младших группах:
|
В средней группе:
| ||
В старшем дошкольном возрасте:
| ||
Музыкальная |
| Музыкальная деятельность ставит перед воспитанниками ДОУ следующие задачи вне зависимости от возраста:
|
Восприятие литературы и фольклора |
| Задачи этого вида деятельности также будут обобщёнными, разница только в материале, с которым работают малыши. Например, в младших группах это сказки («Репка», «Теремок» и пр.), в средней и старшей это тексты, в которых героев и сюжетных поворотов больше. Итак, задачами реализации этого вида деятельности:
|
Двигательная |
| В младших группах:
|
В средней группе:
| ||
В старшей группе:
| ||
В подготовительной группе:
|
Как мотивировать детей на разные виды деятельности
Настроить ребёнка на тот или иной вид активности, переключив с другой деятельности, – это непростая задача, с которой педагог сталкивается по нескольку раз в день. И в этом смысле особое значение приобретает методический багаж приёмов, упрощающий этот самый переход. Следует сказать, что в методике нет жёстких рамок, какой приём на какой вид деятельности мотивирует. Всё зависит от целесообразности использования каждого из них: соответствия теме, эффективности в отношении конкретной группы детей, а также содержания материала этого приёма.
Таблица: мотивационные приёмы для разных видов активности в детском саду
Приём | На какой вид деятельности мотивирует | Пример |
Беседа |
| Может использоваться для мотивации на деятельность по любой теме. Картотеки бесед для:
|
Загадки |
| Универсальный приём, обладающий большим методическим потенциалом, и при этом не требующий больших временных затрат. Начать музыкальное занятие с малышами средней группы, на котором предполагается, что дети будут играть на инструментах, можно с таких загадок:
|
Стихотворения |
| Для дежурных, которые в рамках нерегламентированной деятельности, приступают к дежурству, мотивирующими будут строки:
|
Сказки |
| На занятии по дизайн-деятельности перед выполнением рамок из газетных трубочек, своим подопечным старшей группы я рассказываю историю о чудесном превращении. «Жила-была на свете одна Газета. Очень она была интересная, поэтому её читали и перечитывали все члены семьи. Но постарела Газета, стала неинтересной. Однажды она прилегла на подоконник, где стала думать, что же с ней будет дальше. Мысли эти были очень печальные, так как несколько раз она видела, как хозяин выбрасывал старые газеты в мусорное ведро. И вдруг прилетела Бумажная Фея. Ей стало жаль Газету, и волшебница превратила её в красивую розу, которая стала украшать собой подоконник. |
Чтение |
| В подготовительной группе перед игрой в лото по видам рыб, дети подготовительной группы сами зачитывают короткие справки об удивительных особенностях обитателей глубин. |
Рассматривание картинок |
| Так, перед выполнением домика для игрушки из конструктора Лего, дети старшей группы внимательно рассматривают схему сборки. |
Просмотр видео (мультимедийной презентации) |
восприятие литературы и фольклора. | Разговор по содержанию и основной идее сказки «Каша из топора» в старшей группе можно начать с просмотра мультфильма. |
Игра | Все | Во второй младшей группе, перед тем как приступить к конструированию «домика для собачки», педагог предлагает малышам сыграть в дидактическую настольную игру «Помоги детёнышу найти свою маму», в которой дети соединяют две части картинки: взрослую особь и малыша. Для усложнения можно предложить детям распределить зверей по двум категориям: домашние и дикие. |
Пять этапов развития любого вида деятельности у ребёнка
Вне зависимости от вида деятельности дети проходят пять этапов её развития. Остановимся на каждом, используя в качестве примера освоение лепки ребятами первой и второй младших групп как элемента изобразительной деятельности:
- самостоятельная или свободная деятельность ребёнка (малыши первой младшей группы пробуют приминать пластилин, греют его в руках, повышая пластичность материала);
- затруднения (дети не могут придать нужную форму пластилину);
- деятельность вместе со взрослым (педагог показывает, как нужно отрывать кусочек пластилина, раскатывать его между ладоней, придавая форму шарика, а затем, если нужно, приплющивать этот «шарик», чтобы сделать «блинчик»);
- деятельность рядом или совместно с товарищами (своим воспитанникам во второй младшей группе я давала задание проложить «блинчиками» путь Колобка-«шарика» от картонного домика к бумажному лесу, где каждый малыш кладёт свою часть дорожки-«блинчик»);
- самодеятельность (к примеру, мои малыши делали «семью шариков» и разыгрывали ими сюжет сказки — придуманной, увиденной в мультфильме или по хорошо знакомой сказке «Репка»).
Каждый уровень освоения деятельности, безусловно, важен, но «переломным», то есть обеспечивающим возможность дальнейшей эволюции конкретного вида активности, является этап совместной работы со взрослым. На этой стадии освоения деятельности дети обогащают свой личный опыт, а также осознают ошибки этапа затруднения. В итоге они успешно переходят на уровень деятельности рядом или совместно с товарищами и самодеятельности. Таким образом, третий уровень развития деятельности требует особой методической точности разработки.
Нерегламентированная и внеурочная деятельность в ДОУ
Образовательный процесс в детском саду представляет собой сочетание непосредственной образовательной, регламентированной, деятельности (НОД), то есть занятия, и нерегламентированную деятельность — активность, основанную на добровольных началах и проводимую вне НОД: при выполнении режимных моментов, во время организации и участия в досуговых мероприятиях, в работе кружков и секций.
Это интересно. Внеучебная деятельность дошколят в методической литературе часто используется как синоним нерегламентированной. Однако в этом объединении терминов есть один важный нюанс: когда мы говорим о внеучебной деятельности, то обычно подразумеваем работу кружков, секций, в понятие же нерегламентированной активности малышей включаются все (!) виды взаимодействия, за исключением НОД (занятий). То есть получается, что, когда говорят о внеучебной деятельности, имеют в виду скорее форму организации работы с малышами, а когда о нерегламентированной, то подразумевают конкретные способы взаимодействия с воспитанниками.
Досуг является одним из наиболее любимых детьми форматов нерегламентированной деятельности
Учебно-воспитательный процесс в детском саду основывается на комбинации разных видов деятельности дошкольников в тех или иных формах. Для максимально эффективной реализации учебно-воспитательных задач педагогу необходимо методически целесообразно комбинировать эти формы и виды, используя подходящие мотивационные приёмы. Тогда познание мира вокруг у дошкольников будет всесторонним, что является залогом формирования гармоничной личности каждого малыша.
Таблица: виды и формы нерегламентированной деятельности
Общение | Игра | Познавательная практическая | Художественная | Элементарная трудовая |
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция опытно – экспериментальной деятельности дошкольников с другими видами деятельности в детском саду.
Доклад на семинаре Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижност...
ИНТЕГРАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ.
В статье рассматриваются вопросы интеграции опытно-экспериментальной деятельности дошкольников с другими образовательными областями в связи с внедрением ФГОС. Отмечаются достоинства применения о...
Постоянно-действующий семинар «Портфолио воспитателя детского сада» Согласно ФГОС ДО Изучаем, внедряем и работаем по ФГОС ДО
Цели:· познакомить педагогов с технологией портфолио и возможностью ее использования в организации воспитательно-образовательного процесса;·...
Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр в средней группе детского сада согласно ФГОС ДО
Планирование составленно в соответствии ООПДО с соблюдением понедельного календарного планирования , с учетом регионального компанента . Блок самостоятельной деятельности позволяет постепенному внесен...
Организация развивающей среды в детском саду согласно ФГОС ДО
В докладе рассматриваются принципы организации развивающей среды по ФГОС ДО на территории и внутри учреждения.Обозначены требования законодательства к развивающей среде, и практические рекомендации по...
Организация предметно - развивающей среды в группе детского сада согласно ФГОС
Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В ...
Интеграция театрализованной деятельности в другие виды деятельности в детском саду.
Используя театрализацию в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО. Театрализованная деятельность в детском саду организа...