План работы кружка по сенсорному воспитанию "Калейдоскоп"
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
Пояснительная записка
Игры, которые представлены в программе кружка, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.
В программе представлены специальные игры и упражнения на нанизывание, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kaleydoskop.moy_kruzhok_2.docx | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»
п. Тургеневский Пугачевского района Саратовской области»
«Утверждаю»
Заведующая МДОУ
«Детский сад «Сказка»
п. Тургеневкий»
_____________/Н.Н.Чупикова/
План работы кружка
по сенсорному воспитанию
(младшая разновозрастная группа)
Составила и разработала:
Развозжаева Е. Н.
2014- 2015 г.
Пояснительная записка
Игры, которые представлены в программе кружка, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.
В программе представлены специальные игры и упражнения на нанизывание, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Теоретические обоснования, актуальность.
В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.
Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, я сделала вывод, что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.Тихеева, Л.А.Венгер. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Анализ систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого – педагогических исследований.
Основные принципы
- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
- Принцип системности коррекционных и развивающих задач.
- Принцип единства диагностики и коррекции.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
- Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации
Направления
Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.
Организационно-методическая деятельность
по реализации программы кружка
Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей.
Создание условий для кружковой деятельности.
Объекты программы
- Дети 2-3 лет.
- Семьи детей посещающих детский сад.
Методы:
- Игровой метод (дидактические игры).
- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
- Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности:
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Принципы комплектования группы и организации работы
- Учет интересов и способностей детей.
- Добровольное участие.
- Учет психофизических особенностей детей.
Продолжительность реализации программы:
Данный курс состоит из 31 занятия по 10 – 15 минут каждое. Продолжительность курса составляет 9 месяцев.
Занятия проводятся 1 раза в неделю. (вторник или среда).
Цель программы:
Формировать у детей восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств. Научить детей воспринимать такие сложные явления окружающего мира, как иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, движения, природа, музыка.
Задачи обучения:
- Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.
- Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
- Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
- Учить детей группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
- Познакомить детей с тремя геометрическими формами и их названиями.
- Дать представления о чередовании предметов по форме.
Предполагаемый результат:
- Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
- Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
- Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
- Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КРУЖКА «КАЛЕЙДОСКОП»
Занятие | Цель | Оборудование, материалы | |
СЕНТЯБРЬ | |||
ДИАГНОСТИКА | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. | Игрушки и игры уголка сенсорики. | |
ОКТЯБРЬ Знакомство с величиной предмета. | |||
1.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «БОЛЬШОЙ- МАЛЕНЬКИЙ» | Обращать внимание детей на различие предметов по величине, понимать слова- большой и маленький. | стол, 2 игрушки- собачки, отличающиеся величиной; 2 мяча, 2 тарелки, 2 «косточки» - соответствующие собачкам по величине; мыльные пузыри. | |
2.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КАКОЙ МЯЧ БОЛЬШЕ?» | Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию. | Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные. | |
3.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПОРУЧЕНИЯ» | Учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи. | Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка. | |
4.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УГОСТИ ЗАЙЧИКА» | Учить детей группировать предметы по величине. | Игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе. | |
НОЯБРЬ Знакомство с геометрическими формами: круг, квадрат, треугольник. | |||
1.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПТИЧКИ В КЛЕТКЕ». | Знакомство детей с основными геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). Обучение приему обследования формы – обведению пальцем контура формы. | Демонстрационный: большие картонные круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник с нарисованными «лицами» - фигурки – человечки. Раздаточный: листы с окошками – геометрическими формами, в которых изображена птичка и отдельные «дверцы» в форме треугольника, круга, квадрата. | |
2.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КРУГ, КВАДРАТ» | Учить группировать предметы по форме. | По пять картонных кругов и квадратов одного цвета. | |
3.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗАШТОПАЙ ШТАНИШКИ» | Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия. | Картонное изображение волка (матрешки, куклы и т.п.) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки. | |
4.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВЕСЕЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ» | Учить детей группировать предметы по форме | Вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник, прямоугольник – домики и эти же геометрические формы маленького размера – человечки. | |
ДЕКАБРЬ Знакомство с основными цветами: желтый, красный, синий, зеленый. | |||
1.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УГОСТИМ МЕДВЕДЯ ЯГОДОЙ» | Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев. | Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета. | |
2.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА» | Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения. | Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого цвета и один белого. | |
3.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЕЛОЧКИ И ГРИБОЧКИ» | Научить ребенка чередовать предметы по цвету. | Коробка с мозаикой, где помещены по десять элементов зеленого и красного цвета. | |
4.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПОМОГИ МАТРЕШКЕ» | Закрепить у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету. | Закрепить у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету. | |
ЯНВАРЬ Цвет, форма, величина. | |||
1.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МАГАЗИН ИГРУШЕК» | Учить детей группировать предметы по цвету. | Карточка с нарисованными на ней одна над другой горизонтальными полосами, на небольшом расстоянии друг от друга; вырезанные из картона силуэты разноцветных игрушек (мяч, самолет, машина, кегля и т.п.) | |
2.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ ПИРАМИДКУ» | Закреплять у детей умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине при собирании пирамидки, беря каждый раз самое большое кольцо. | Пирамидка, состоящая из 4-5 колец, убывающих по величине. | |
3.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВОЛШЕБНАЯ КОРОБОЧКА» | Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия. | Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им по размеру кубики и шарики. | |
ФЕВРАЛЬ Понятие: высокий- низкий, длинный- короткий, справа- слева | |||
1.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ДЛИННОЕ - КОРОТКОЕ» | Развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины. | Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла. | |
2.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ИГРА С МЯЧАМИ». | Обучение выделению параметров величины предметов. | Мяч. | |
3.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СВЕРНИ ЛЕНТУ». | Обучение выделению параметров величины предметов. Развивать мелкую моторику рук. | 2ленты, закрепленных на палочках, одинаковой ширины, но разной длины и разного цвета: красная – 1м, синяя – 50см. | |
4.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КАК ЗВЕРИ ВЫБИРАЛИ МЕСТО». | Учить различать и называть игрушки, изображающие зверей, понимать и использовать слова «рядом», «далеко», «подальше», «поближе», «впереди», «позади». | ||
МАРТ Ориентировка во времени и пространстве. | |||
1.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАШ ДЕНЬ» | закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь». | Кукла бибабо, игрушечные кровать, посуда, гребешок и т. д. ; картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток. | |
2.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК» | учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные с помощью проб. | Доски с прорезями для выкладывания форм, одинаковых по цвету, но разных по конфигурации, | |
3.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СПРЯЧИМ И НАЙДЁМ» | учить ориентироваться в пространстве помещения, последовательно осматривать его; развивать внимание и запоминание; учить выделять из окружающего предметы, находящиеся в поле зрения. | Разные игрушки. | |
4.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УГОДАЙ КТО ЗА КЕМ» | формировать у детей представление о заслоняемости одних предметов другими. Уточнить представление о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не заслоняют больших; закреплять слова «больше», «меньше», «за, «перед»; познакомить со словом «заслонять». | Разные игрушки. | |
АПРЕЛЬ Развиваем пальчики | |||
1.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МЕШОК ИГРУШЕК» | Развитие тактильного восприятия, формирование умения на ощупь узнавать предмет. | Мешочек, маленькие игрушки контрастной формы: кубики, шарики, игрушечная посуда, зайчики, машинки и др. | |
2.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «БЕЛЬЕВЫЕ ПРИЩЕПКИ» | Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета. Развивать речевую активность детей. | Бельевые прищепки. Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка, рыбка. | |
3.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ БУСЫ» | Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Способствовать подведению детей к группировке предметов по цветовому признаку. | Цветные веревочки и колечки основных цветов. | |
4.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ШНУРОВКА» | Учить детей продевать тесьму в отверстия по подражанию действиям взрослого; ; создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению задания; | Планшеты изДВП с нанесенными на них изображениями сказочных персонажей, зверей, веселых человечков с отверстиями для шнуровки. | |
МАЙ | |||
ДИАГНОСТИКА | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года. | Игрушки и игры уголка сенсорики. |
Литература:
1. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2010г.
2. «Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада»
- С.Н. Теплюк, 2007г.
3. «Воспитание и обучение во второй младшей группе детского сада»
- С.Н. Теплюк, 2007г.
4. «Развитие игровой деятельности первая младшая группа»
Н. Ф. Губанова, 2014 г.
5. «Сенсорное развитие детей раннего возраста, 1-3 года» Е.А. Янушко, 2011г.
6. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой» первая младшая группа», О.П. Власенко, 2012г.
7. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой» вторая младшая группа», О.П. Власенко, 2012г.
8. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер/ 1988.
9. Интернет ресурсы:
http://www.maam.ru/obrazovanie/razvivayushhie-igry
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по сенсорному воспитанию для детей 2 группы раннего возраста
Перспективный план работы по сенсорному воспитанию для детей 2 группы раннего возраста...
Перспективный план работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста с 2 –х до 3 –х лет.
Работа с детьми раннего возраста по сенсорному воспитанию...
Перспективный план работы по сенсорному развитию в первой младшей группе с использованием игровых технологий.
В плане представлены дидактические, подвижные игры, игры-экспериментирования для развития сенсорных способностей детей третьего года жизни. ...
Перспективный план работы по сенсорному воспитанию для детей младшей группы .
Перспективный план работы по сенсорному воспитанию для детей младшей группы ....
перспективный план работы по сенсорному развитию детей среднего возраста
перспективный план работы по сенсорному развитию детей среднего возраста...
План работы по сенсорному развитию дошкольников
План работы по сенсорному развитию детей...